Подготовка к егэ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Окостко Ирина Ивановна

Материалы для подготовки к экзамену

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 7 ЕГЭ-2022

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. 

любимые ПРОФЕССОРА

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

2. 

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

3. 

несколько ЯБЛОК

лежит на ШКАФЕ

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

БОГАТЕЙШИЙ выбор

пять КОЧЕРЁГ

4. 

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

5. 

МОКЛА под дождём

косвенных ПАДЕЖОВ

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНЫ

ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

6. 

ИХНИЕ письма

в ОБЕИХ руках

ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года

уважаемые ДИРЕКТОРА

ОБГРЫЗЕННАЯ груша

7. 

товары ДЕШЕВЛЕ

об АЭРОПОРТЕ

по ИХ указанию

ЕДЬ побыстрее

уважаемые ДИРЕКТОРА

8. 

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

ЕДЬ вперёд

спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

новых ПОЛОТЕНЕЦ

9. 

много ОБЛАКОВ

пара БОТИНОК

хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ

ПОЕЗЖАЙ к бабушке

с ДВУМЯСТАМИ бойцами

10. 

ПОЕЗЖАЙ к маме

свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров

несколько ЯБЛОК

ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб

новых ДЖИНСОВ

11. к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

ЖГЁТ костер

пачка МАКАРОН

фильм ИНТЕРЕСНЕЕ

сладких ПОМИДОРОВ

12. молодые БУХГАЛТЕРЫ

ИХНЕЙ работой

в течение ТРИДЦАТИ ПЯТИ минут

дамских ТУФЕЛЬ

пять ГРАММОВ

13. 

ПРОЧИТАЯ рассказ

менее ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ

в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году

ПОЕЗЖАЙ домой

ИХ успехи

14. 

в ДВЕ ТЫСЯЧИ двадцать втором году

старые ПРОПУСКА на предприятие

совсем ОЗЯБ

несколько пар ТУФЛЕЙ

согласно ГРАФИКУ

15. 

не ПРОРОНЯЯ (слов)

в БОКУ

знаменитые ПРОФЕССОРА

благодаря РЕШЕНИЮ

ИХ успех

16. 

с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

ОДЕНЬТЕСЬ теплее

ВЫСОХЛА шапка

спелых АБРИКОСОВ

две пары ЧУЛОК

17. 

конфликт более ГЛУБОЧАЙШИЙ

ЛЯГТЕ на пол

опытные ШОФЁРЫ

в ТРЕХСТАХ метрах

пара БОТИНОК

18. 

ЛАЖУ по крышам

часовые ПОЯСА

с СЕМЬЮСТАМИ метрами

РАЗОЖГЁТ костёр

несколько ГРАММОВ

19. 

среди известных ГРУЗИН

ЛЯГТЕ на диван

ИХ дети

пять БЛЮДЦЕВ

больше ПЯТИДЕСЯТИ рублей

20. 

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ИХ тетради

из ПОЛТОРА метров материи

самый МОЛОДОЙ

двух пар БОТИНОК

21. 

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

много ВИШЕН

БОЛЕЕ ВЫШЕ прыгнуть

опытные ТРЕНЕРЫ

22. ДВУХСТАМИ предметами

килограмм ПОМИДОРОВ

СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

ИХ успехи

23. 

СМОТРЕВ вперёд

лучшие ПАРИКМАХЕРЫ

о ТРЁХСТАХ участниках

около двух КИЛОГРАММОВ

все ВОЗРАСТЫ

24. 

по ИХ желанию

в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году

КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

ПРОПОЛОЩИ бельё

пара БОТИНОК

25. 

на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице

эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

несколько МАНДАРИНОВ

хорошие ДОКТОРА

СМОТРЯ вперёд

26. 

молодые БУХГАЛТЕРЫ

в течение ТРИДЦАТИ ПЯТИ минут

ИХНЕЙ работой

дамских ТУФЕЛЬ

старых ДЖИНСОВ

27. 

о ПОЛУТОРА часах

пришел БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами

две пары БОТИНОК

пять КОЧЕРЁГ

28. 

ПОВЕСЕЛЕЕ

ряд КРИТЕРИЕВ

не ПРОРОНЯЯ слов

ОБОИХ студентов

согласно ТАРИФУ

29. 

ПОПРОБОВАЕМ

килограмм ЯБЛОК

пара ПОЛОТЕНЕЦ

НАИСЛОЖНЕЙШИЙ

ИХ труд

30. 

килограмм ВАФЕЛЬ

ПОЧЕРК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

БОЛЕЕ РЕЗКОЕ движение

ДЛИНЬШЕ

31. 

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

пусть ПОПРОБУЕТ

спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

НАИБОЛЬШЕ

32. 

МОКЛА под дождём

все ВОЗРАСТА

косвенных ПАДЕЖЕЙ

здоровые ДЁСНЫ

милых БАРЫШЕНЬ

33. современных КУХОНЬ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками

все ДИРЕКТОРА гимназий

КРАТЧАЙШИЙ путь

путь ДЛИНЬШЕ

34. ЛЯГТЕ на коврик

пара ВАРЕЖКОВ

в ШКАФУ

к ТРЁМСТАМ сорока четырём избирателям

все ВОЗРАСТЫ

35. любимые ПРОФЕССОРА

более ВОСЕМЬСОТ миллионов

ЯРЧЕ солнца

ПОЕЗЖАЙТЕ поездом

модных СЕРЁГ

36. пара ЯБЛОК

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ПОЕЗЖАЙ быстрее

около ПЯТИСТА километров

несколько СОТЕН

37. 

ЛЯГТЕ на спину

почётные ТИТУЛЫ

ПЯТЬЮСТАМИ тридцатью тремя метрами

торт МЕНЕЕ СЛАЩЕ

НАСМЕХАТЬСЯ

38. 

ПОЛОЖИ на полку

несколько ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

сладких ВИШНЕЙ

ОБГРЫЗЕННЫХ яблок

39. 

РАЗЪЕХАЙТЕСЬ

почти в СТА странах

банка САРДИН

пару БОТИНОК

ИХ успехи

40. 

ДЛИННЕЕ

ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

ЗАМОРОЗКОВ

на ОБОИХ берегах

старых БАСНЕЙ

41. полки для КУХОНЬ

КРАСИВЕЕ дочери

мощные КОМПЬЮТЕРА

в ТЫСЯЧА девятисотом году

НОВЫЙ шампунь

42. ВЫСОХЛА на ветру

ЛЯЖЬТЕ

свыше СЕМИСОТ пятидесяти тысяч

дальние ДЕРЕВНИ

все ВОЗРАСТЫ

43. вместе с ДЕТЬМИ

много ЯБЛОКОВ

искомый ОТВЕТ

НАИЛУЧШИХ снимков

ТОНКИЙ тюль

44. пара НОСКОВ

ЛЯГТЕ на спину

ТРЕМЯСТАМИ дисками

более ЧЕСТНЕЕ поступил

летних КАНИКУЛ

45. гора АПЕЛЬСИНОВ

НАИБОЛЕЕ уместно

ИХНИЕ дела

ПОПРОБУЕТ торт

все ВОЗРАСТЫ

46. около ПЯТИСОТ фотографий

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ

брат БОЛЕЕ УМНЕЕ

47.ЛЯЖЬ на спину

знаменитые ПРОФЕССОРА

в БОКУ

КРАСИВЕЙШИЙ рисунок

СМОТРЯ вперёд

48. около ТРИСТА фотографий

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

наиболее УМЕСТНЫЙ

греческих БОГИНЬ

49. 

КРАСИВШЕ

ДВЕ седьмых

много ВИШЕН

ПОСАДИ дерево

пара БОТИНОК

50. 

пара САПОГ

килограмм ПОМИДОРОВ

ЕХАЙ вперёд

в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году

скоро ВЫЗДОРОВЕЕШЬ

51. 

триста КИЛОГРАММОВ

без ПОГОНОВ

ПОЕЗЖАЙТЕ осторожно

ДИРЕКТОРА школ

несколько ГРАММОВ

52. 

менее ПОЛЕЗНО

ПОЕЗЖАЙ в Москву

несколько ГРАММОВ

СЕМЯСТАМИ монетами

две пары САПОГ

53. 

пара шерстяных НОСКОВ

БОЛЕЕ ПРОСТО

ПОЕЗЖАЙ к лесу

с ШЕСТИСТАМИ рублями

НАДЕТЬ перчатки

54. 

в ПЯТИСТАХ метрах отсюда

варка МАКАРОН

ЗАЖЖЁТСЯ огонь

песни ЦЫГАНЕЙ

без ПОГОН

55. 

ДИРЕКТОРА предприятий

в ДВЕ тысячи десятом году

ЗАЖЖЁТ фейерверк

взвод СОЛДАТОВ

триста КИЛОГРАММОВ

56. СОБОЛИЙ воротник

нет ВИШЕН

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками

ответить более ТОЧНЕЕ

ЗАЕЗЖАЙ завтра

57. свежих МАНДАРИНОВ

ПОЕЗЖАЙТЕ за продуктами

наиболее ВЫГОДНО

ДВУХСТАМИ рублями

несколько ГРАММОВ

58. 

пакет ПОМИДОРОВ

опытные ДОКТОРА

килограмм СОСИСЕК

в ИХ отчёте

выглядеть МОЛОЖЕ

59. 

с ТРЕМЯСТАМИ новобранцами

жареные ТЕТЕРЕВА

пара ДЖИНС

ЛЯГТЕ на кушетку

без ПОГОН

 

60. 

сделать БОЛЕЕ ПРОСТО

пара ЧУЛКОВ

ПОЛОЖИ на полку

к ШЕСТИДЕСЯТИ семи годам

ПОЛОЩЕТ рот

61. 

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ копейками

ИХ коллеги

КЛАДИ на место

более ПЯТИСТА метров

стирка ПОЛОТЕНЕЦ

62. 

о ПЯТИСТАХ сорока рублях

копчёные ОКОРОКИ

ПОЕЗЖАЙ домой

МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНО

ВЫКЛАДЫВАЙ

63. 

пара ДЖИНСОВ

более СВЕТЛЫЙ

ЗАПРЕТЯЩИЙ игры

более ПОЛУТОРАСТА зрителей

около трех АРШИН

64. 

домашняя ТУФЛЯ

по ПРИЕЗДЕ в город

ПОКЛАДИ на стол

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ годами

без ПОГОН

65. 

восемь ТОНН

с ПОЛУТОРА метров

мебель для КУХНЕЙ

БОЛЕЕ ДОЛГО

тридцать ГРАММОВ

66. 

с ТРЁХСТАМИ килограммами

пара ЧУЛОК

самый НАДЁЖНЫЙ

МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫЙ

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

67. 

ЛЯГТЕ(на пол)

ИХ работа

горячие СУПЫ

ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

поделить НАПОПОЛАМ

68. 

с ДВУХ тысячи первого года

СМЕЛЕЕ всех

ЖАЖДЕТ славы

СЛАЩЕ мёда

ПОЛОЖИ на полку

Ключ

№ п/п

Ответ

1

обгрызенное

2

выздоровеет

3

шкафу

4

туфель

5

падежей

6

их

7

поезжай

8

поезжай

9

проповедует

10

обгрызенный

11

жжёт|жжет

12

их

13

прочитав|прочтя

14

туфель

15

проронив

16

пятьюдесятью

17

глубокий

18

разожжёт|разожжет

19

блюдец

20

полутора

21

болеевысоко|выше|высоко

22

двумястами

23

смотря|посмотрев

24

дветысячи

25

болеехорошая

26

их

27

болеепоздно|позднее|поздно|позже

28

проронив

29

попробуем

30

длиннее

31

наиболее

32

возрасты

33

длиннее

34

варежек

35

восьмисот

36

пятисот

37

менеесладкий

38

вишен

39

разъезжайтесь

40

басен

41

компьютеры

42

лягте

43

яблок

44

честно

45

их

46

болееумный|умнее|умный

47

ляг

48

трёхсот|трехсот

49

красивее

50

поезжай

51

погон

52

СЕМЬЮСТАМИ

53

шестьюстами

54

цыган

55

солдат

56

точно

57

двумястами

58

сосисок

59

джинсов

60

чулок

61

пятисот

62

окорока

63

запрещающий|запретивший

64

положи

65

кухонь

66

тремястами

67

пополам

68

две

69

сапог

70

зажжём|зажжем

71

почерк

72

болеепоздно|позднее|поздно|позже

73

проронив

74

солдат

75

яблок

76

трёмстам|тремстам



Предварительный просмотр:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.1 Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного

        числа        

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного числа

БУХГАЛТЕР

БУХГАЛТЕРЫ

ВЫГОВОР

ВЫГОВОРЫ

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТЫ

ГРИФЕЛЬ

ГРИФЕЛИ

ДИСПЕТЧЕР

ДИСПЕТЧЕРЫ

ДОГОВОР

ДОГОВОРЫ

ДРАЙВЕР

ДРАЙВЕРЫ

ИНЖЕНЕР

ИНЖЕНЕРЫ

ИНСТРУКТОР

ИНСТРУКТОРЫ

ИНСПЕКТОР

ИНСПЕКТОРЫ

КОМПРЕССОР

КОМПРЕССОРЫ

КОНСТРУКТОР

КОНСТРУКТОРЫ

КОНТЕЙНЕР

КОНТЕЙНЕРЫ

КОРРЕКТОР

КОРРЕКТОРЫ

ЛЕКАРЬ

ЛЕКАРИ

МЕСЯЦ

МЕСЯЦЫ

ПЛЕЕР

ПЛЕЕРЫ

ПОЛИС

ПОЛИСЫ

ПОРТ

ПОРТЫ

ПОЧЕРК

ПОЧЕРКИ

ПРОЖЕКТОР

ПРОЖЕКТОРЫ

ПУДЕЛЬ

ПУДЕЛИ

РЕДАКТОР

РЕДАКТОРЫ

РЕКТОР

РЕКТОРЫ

СВИТЕР

СВИТЕРЫ

СКЛАД

СКЛАДЫ

СЛЕСАРЬ

СЛЕСАРИ

СЛОГ

СЛОГИ

СНАЙПЕР

СНАЙПЕРЫ

СТОЛЯР

СТОЛЯРЫ

ТАБЕЛЬ

ТАБЕЛИ

ТОКАРЬ

ТОКАРИ

ТОРТ

ТОРТЫ

ТРАКТОР

ТРАКТОРЫ

ТРЕНЕР

ТРЕНЕРЫ

ФЛИГЕЛЬ

ФЛИГЕЛИ

ФРОНТ

ФРОНТЫ

ШОФЁР

ШОФЁРЫ

1.2 Список слов с нормативным окончанием -А (-Я) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного

        числа        

Именительный падеж единственного числа

Именительный падеж множественного числа

   АДРЕС

АДРЕСА

ВЕКСЕЛЬ

ВЕКСЕЛЯ

ВОРОХ

ВОРОХА

ДИРЕКТОР

ДИРЕКТОРА

ДОКТОР

ДОКТОРА

КАТЕР

КАТЕРА

КИТЕЛЬ

КИТЕЛЯ

КОЛОКОЛ

КОЛОКОЛА

КУЗОВ

КУЗОВА

КУПОЛ

КУПОЛА

КУЧЕР

КУЧЕРА

ОКОРОК

ОКОРОКА

ОКРУГ

ОКРУГА

ОРДЕР (письменное распоряжение)

ОРДЕРА

ПАСПОРТ

ПАСПОРТА

ПОВАР

ПОВАРА

ПОГРЕБ

ПОГРЕБА

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОРА

ПОЯС

ПОЯСА

СОРТ

СОРТА

СТОГ

СТОГА

СТОРОЖ

СТОРОЖА

ТЕНОР

ТЕНОРА

ТЕРЕМ

ТЕРЕМА

ТОПОЛЬ

ТОПОЛЯ

ФЕЛЬДШЕР

ФЕЛЬДШЕРА

ФЛЮГЕР

ФЛЮГЕРА

ХУТОР

ХУТОРА

ШТАБЕЛЬ

ШТАБЕЛЯ

ШТЕМПЕЛЬ

ШТЕМПЕЛЯ

ЯКОРЬ

ЯКОРЯ

Примечание:

1) Необходимо запомнить следующие формы:

КОРПУСЫ (туловища) – КОРПУСА (здания)

ЛАГЕРИ (политические группировки) – ЛАГЕРЯ (туристические)

МУЖИ (государственные) – МУЖЬЯ (в семьях)

ЗУБЫ (у человека, животных) – ЗУБЬЯ (у пилы)

ПРОПУСКИ (пробелы) – ПРОПУСКА (документы)

ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) – ОРДЕНА (награды)

ОБРАЗЫ (художественные) – ОБРАЗА (иконы)

ТОНЫ (звуки) – ТОНА (оттенки цвета)

ХЛЕБЫ (пищевые продукты) – ХЛЕБА (злаки)

ДНО – ДОНЬЯ

КУРИЦА – КУРЫ

ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ

РЕБЕНОК – ДЕТИ

ПОЛЕНО – ПОЛЕНЬЯ

СУДНО – СУДА

2) Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием –А в именительном падеже.

3) Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного падежа множественного числа ряда существительных:

Знает наша детвора:

В вузе есть профессорА!

Провели переговоры –

Заключили договорЫ.

2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2.1 Имена существительные, обозначающие названия овощей и фруктов, в основном в форме родительного падеже множественного числа имеют окончание -ОВ:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного

        числа        

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

АБРИКОСЫ

АБРИКОСОВ

АНАНАСЫ

АНАНАСОВ

АПЕЛЬСИНЫ

АПЕЛЬСИНОВ

БАКЛАЖАНЫ

БАКЛАЖАНОВ

БАНАНЫ

БАНАНОВ

ГРАНАТЫ

ГРАНАТОВ

ЛИМОНЫ

ЛИМОНОВ

МАНАДАРИНЫ

МАНДАРИНОВ

ПАТИССОНЫ

ПАТИССОНОВ

ПОМИДОРЫ

ПОМИДОРОВ

ТОМАТЫ

ТОМАТОВ

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ДЫНИ

ДЫНЬ

СЛИВЫ

СЛИВ

ЯБЛОКИ

ЯБЛОК

2.2 Имена существительные, обозначающие названия ПАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ, в основном в форме родительного падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного

        числа        

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

БАХИЛЫ (обувь)

БАХИЛ

БОТИНКИ

БОТИНОК

БУТСЫ

БУТС

БРЮКИ

БРЮК

ВАЛЕНКИ

ВАЛЕНОК

ГЕТРЫ

ГЕТР

КАЛЬСОНЫ

КАЛЬСОН

КАСТАНЬЕТЫ

КАСТАНЬЕТ

КРОССОВКИ

КРОССОВОК

МОКАСИНЫ

МОКАСИН

ПАНТАЛОНЫ

ПАНТАЛОН

ПОГОНЫ

ПОГОН

САПОГИ

САПОГ

ТАПКИ

ТАПОК

ТУФЛИ

ТУФЕЛЬ

ЧУЛКИ

ЧУЛОК

ШАРОВАРЫ

ШАРОВАР

ШОРТЫ

ШОРТ

ЭПОЛЕТЫ

ЭПОЛЕТ

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

БРИДЖИ

БРИДЖЕЙ

ГОЛЬФЫ

ГОЛЬФОВ

ДЖИНСЫ

ДЖИНСОВ

КЛИПСЫ

КЛИПСОВ

ЛАМПАСЫ

ЛАМПАСОВ

НОСКИ

НОСКОВ

РЕЛЬСЫ

РЕЛЬСОВ

2.3 Имена существительные, обозначающие названия национальностей, в основном в форме родительного падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного

        числа        

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

АРМЯНЕ

АРМЯН

БАШКИРЫ

БАШКИР

БОЛГАРЫ

БОЛГАР

БУРЯТЫ

БУРЯТ

ГРУЗИНЫ

ГРУЗИН

ЛЕЗГИНЫ

ЛЕЗГИН

ОСТЕИНЫ

ОСЕТИН

РУМЫНЫ

РУМЫН

ТАТАРЫ

ТАТАР

ТУРКИ

ТУРОК

ТУРКМЕНЫ

ТУРКМЕН

ЦЫГАНЕ

ЦЫГАН

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

МОНГОЛЫ

МОНГОЛОВ

ТАДЖИКИ

ТАДЖИКОВ

ХОРВАТЫ

ХОРВАТОВ

ЯКУТЫ

ЯКУТОВ

2.4 Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:

Именительный падеж множественного числа  (-ЦЕ)

Родительный падеж множественного

числа (-ЕЦ)        

БЛЮДЦЕ

БЛЮДЕЦ

ЗЕРКАЛЬЦЕ

ЗЕРКАЛЕЦ

КОПЫТЦЕ

КОПЫТЕЦ

ОДЕЯЛЬЦЕ

ОДЕЯЛЕЦ

ПОЛОТЕНЦЕ

ПОЛОТЕНЕЦ

СЕРДЦЕ

СЕРДЕЦ

ЩУПАЛЬЦЕ

ЩУПАЛЕЦ

НО в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ЕВ:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

БОРЛОТЦЕ

БОЛОТЦЕВ

ДЕРЕВЦЕ

ДЕРЕВЦЕВ

ОКОНЦЕ

ОКОНЦЕВ

2.5 Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа  

Родительный падеж множественного

числа        

ГАРДЕМАРИНЫ

ГАРДЕМАРИН

ГРЕНАДЕРЫ

ГРЕНАДЕР

ГУСАРЫ

ГУСАР

ДРАГУНЫ

ДРАГУН

КАДЕТЫ (воспитанники военного заведения)

КАДЕТ

ПАРТИЗАНЫ

ПАРТИЗАН

СОЛДАТЫ

СОЛДАТ

УЛАНЫ

УЛАН

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

САПЕРЫ

САПЕРОВ

2.6 Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЬЕ без ударения, и женского рода на –ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИЙ:

Именительный падеж единственного числа

(-ЬЕ; -ЬЯ без ударения)

Родительный падеж множественного

        числа

(-ИЙ)

Именительный падеж единственного числа

(-ЬЕ; -ЬЯ без ударения)

Родительный падеж множественного

        числа

(-ИЙ)

БЕГУНЬЯ

БЕГУНИЙ

ГНЕЗДОВЬЕ

ГНЕЗДОВИЙ

ЗАПЯСТЬЕ

ЗАПЯСТИЙ

КУШАНЬЕ

КУШАНИЙ

НАДГРОБЬЕ

НАДГРОБИЙ

ОЖЕРЕЛЬЕ

ОЖЕРЕЛИЙ

ОЛАДЬЯ

ОЛАДИЙ

ОТРОДЬЕ

ОТРОДИЙ

ПЕЧЕНЬЕ

ПЕЧЕНИЙ

ПЛЯСУНЬЯ

ПЛЯСУНИЙ

ПОБЕРЕЖЬЕ

ПОБЕРЕЖИЙ

ПОВЕРЬЕ

ПОВЕРИЙ

ПОДЗЕМЕЛЬЕ

ПОДЗЕМЕЛИЙ

СИДЕНЬЕ

СИДЕНИЙ

СОЛЕНЬЕ

СОЛЕНИЙ

УВЕЧЬЕ

УВЕЧИЙ

УЩЕЛЬЕ

УЩЕЛИЙ

НО:

Именительный падеж

Родительный падеж множественного числа

ВЕРХОВЬЕ

ВЕРХОВЬЕВ

КОРЕНЬЯ

КОРЕНЬЕВ

ЛОХМОТЬЯ

ЛОХМОТЬЕВ

НИЗОВЬЕ

НИЗОВЬЕВ

ПЛАТЬЕ

ПЛАТЬЕВ

ПОДМАСТЕРЬЕ

ПОДМАСТЕРЬЕВ

УГОДЬЯ

УГОДЬЕВ

УСТЬЕ

УСТЬЕВ

ХЛОПЬЯ

ХЛОПЬЕВ

2.7 Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЬЁ, а также женского и общегорода на –ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

Именительный падеж единственного числа

(-Ьё; -ЬЯ под ударением)

Родительный падеж множественного

        числа (-ЕЙ)

ЛАДЬЯ

ЛАДЕЙ

РУЖЬЁ

РУЖЕЙ

НО:

Именительный падеж единственного числа

Родительный падеж множественного числа

КОПЬЁ

КОПИЙ

2.8 Имена существительные, обозначающие название единиц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа  

Родительный падеж множественного

числа        

АМПЕРЫ

АМПЕР

АРШИНЫ

АРШИН

БАЙТЫ

БАЙТ

ВАТТЫ

ВАТТ

ВОЛЬТЫ

ВОЛЬТ

ДЕЦИБЕЛЫ

ДЕЦИБЕЛ

НО:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ГРАММЫ

ГРАММОВ

ГЕКТАРЫ

ГЕКТАРОВ

КИЛОГРАММЫ

КИЛОГРАММОВ

2.9 Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного

        числа        

Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

БРЕДНИ

БРЕДНЕЙ

БУДНИ

БУДНЕЙ

ГАНТЕЛИ

ГАНТЕЛЕЙ

ДОЛИ

ДОЛЕЙ

ДЯДИ

ДЯДЕЙ

ЗЛЫДНИ

ЗЛЫДНЕЙ

КЕГЛИ

КЕГЛЕЙ

КОЗНИ

КОЗНЕЙ

ЛАДОНИ

ЛАДОНЕЙ

ПРОСТЫНИ

ПРОСТЫНЕЙ

РАСПРИ

РАСПРЕЙ

СКАТЕРТИ

СКАТЕРТЕЙ

ТЁТИ

ТЁТЕЙ

ЧУКЧИ

ЧУКЧЕЙ

ЯСЛИ

ЯСЛЕЙ

2.10 Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж

Родительный падеж множественного

        числа        

Именительный падеж

Родительный падеж множественного числа

БАРЖИ

БАРЖ

БАСНЯ

БАСЕН

БАШНЯ

БАШЕН

БРЫЗГИ

БРЫЗГ

ВАФЛЯ

ВАФЕЛЬ

ДЕЛО

ДЕЛ

КОПНА

КОПЁН или КОПН

КОЧЕРГА

КОЧЕРЁГ

КУХНЯ

КУХОНЬ

МАКАРОНЫ

МАКАРОН

МАНЖЕТА

МАНЖЕТ

НЯНЯ

НЯНЬ

ПЕТЛЯ

ПЕТЕЛЬ

САБЛЯ

САБЕЛЬ

СЕРЬГА

СЕРЁГ

СПЛЕТНЯ

СПЛЕТЕНЬ

ТУФЛИ

ТУФЕЛЬ

ЦАПЛЯ

ЦАПЕЛЬ

ШПРОТЫ

ШПРОТ

ЯБЛОНЯ

ЯБЛОНЬ

2.11 Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:

Именительный падеж

Родительный падеж множественного

        числа        

БРОНХИ

БРОНХОВ

ГЕОРГИНЫ

ГЕОРГИНОВ

ДЕБАТЫ

ДЕБАТОВ

ЗАМОРОЗКИ

ЗАМОРОЗКОВ

КОНСЕРВЫ

КОНСЕРВОВ

НЕРВЫ

НЕРВОВ

Примечание:

1) Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имен существительных:

КОММЕНТАРИИ – без КОММЕНТАРИЕВ

СУМЕРКИ – после СУМЕРЕК

СОСИСКИ – килограмм СОСИСОК

2) Следует обратить внимание на группу имен существительных, оканчивающихся на –НЯ:

  • если перед –НЯ стоит гласная буква, то согласная в нулевом окончании будет мягкой (после этой согласной на письме будет стоять Ь):

БОГИНЯ – много БОГИНЬ;

  • если перед –НЯ стоит согласная буква, то согласная в нулевом окончании будет твердой (после этой согласной на письме НЕ будет стоять Ь):

БАСНЯ – много БАСЕН

БАШНЯ – много БАШЕН

КОНЮШНЯ – много КОНЮШЕН

КОФЕЙНЯ – много КОФЕЕН

ЧЕРЕШНЯ – много ЧЕРЕШЕН

3. Нормативное определение РОДА некоторых склоняемых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Следует правильно определять род следующих склоняемых имён существительных

Склоняемое имя существительное

Его род

Пример употребления в речи вместе с именем прилагательным

ШАМПУНЬ

мужской род

ИМПОРТНЫЙ ШАМПУНЬ – мыть голову ИМПОРТНЫМ ШАМПУНЕМ

ТЮЛЬ

мужской род

КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ – любуюсь КРАСИВЫМ ТЮЛЕМ

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

мужской род

МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ в апреле

МОЗОЛЬ

женский род

БОЛЬНАЯ МОЗОЛЬ – наступить на БОЛЬНУЮ МОЗОЛЬ – палец с МОЗОЛЬЮ

ТАПКА

женский род

ПРАВАЯ ТАПКА – не могу найти ПРАВУЮ ТАПКА – сбросить с ноги ТАПКУ

ТУФЛЯ

женский род

ЧЬЯ ТУФЛЯ?

КРОССОВКА

женский род

ЛЕВАЯ КРОССОВКА – порвать ЛЕВУЮ КРОССОВКУ

ПЛАЦКАРТА

женский род

ОДНА ПЛАЦКАРТА

ПОВИДЛО

средний род

пироги с ПОВИДЛОМ

II. Образование степеней сравнения прилагательных

Нейтральная

Сравнительная

(сравниваются два предмета)

Превосходная

(предмет превосходит остальные  по какому-либо признаку)

красивый

простая

составная

простая

составная

                          красивее (-ей)

меньше

глубже

более

менее       + прил-е

более красивый

менее красивый

краси´вейший

величайший

наисложнейший

наиболее

наименее            + прил-е

самый          

         или

простая сравнительная степень  +   всех, всего

Красивее всех

Самый красивый

От других основ: хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше

От прилагательного горький образуются обе формы сравнительной степени, различающиеся по значению: горче (по вкусу) и горше (чувство горестнее, тяжелее).

Нельзя совмещать две формы!

Нужно

более выше

менее красивее

более высокий, выше

менее красивый, красивее

самый высочайший

наиболее красивейший

самый высокий, высочайший

наиболее красивый, красивейший

III. Образование форм имени числительного

1. При указании даты после порядкового числительного  название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября.

Обрати внимание! Поздравляю с  Восьмым марта. Поздравляю с 8 Марта.

Можно склонять восемью и восьмью (Т.п.)

2.

Падежи

От 50 - 80

200, 300, 400

От 500 – 900

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

   пятьдесят

   пятидесяти

   пятидесяти

   пятьдесят

   пятьюдесятью

о пятидесяти

   двести

   двухсот

   двумстам

   двести

   двумястами

о двухстах         

   пятьсот

   пятисот

   пятистам

   пятьсот

   пятьюстами

о пятистах


3.    

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

        девятьсот         шестьдесят         пять

        девятисот         шестидесяти      пяти

        девятистам      шестидесяти      пяти

        девятьсот         шестьдесят         пять

        девятьюстами шестьюдесятью пятью        

       о   девятистах       шестидесяти       пяти

                                                                                                   

В случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами.

4. Порядковые: 2012 –  склоняется только последнее слово

5.

И., В.

сорок

девяносто

сто

Р., Д., Т., П.

сорока

девяноста

ста

В трёхстах книгах – в ста книгах

6.

Падежи

м., ср. род

ж. род

для всех родов

И., В.

Р., Д., Т., П.

 полтора

 полутора      

полторы

полуторы

полтораста

полутораста

       

7. Собирательные числительные обозначают несколько предметов как единое целое:

двое – десятеро; оба, обе.

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

 

Собирательные числительные НЕ сочетаются с существительными ж. р. и названиями животных: три сестры, два медведя. Нельзя двое подруг, трое женщин. пятеро собак

                                     Нужно две подруги, три женщины, пять собак

8. Склонение собирательных числительных оба-обе

Числительное оба употребляется только с сущ. м. рода (оба брата, на обоих столах);

числительное обе – только с сущ. ж. рода (обе сестры, по обеим сторонам)

Падежи

М., ср. род

Ж. род

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

     оба              обои

     обоих

     обоим

     оба

     обоими

об обоих

     обе                  обеи

     обеих

     обеим

     обе

     обеими

об обеих

IV. Местоимение

🕮 Правило

Звук н добавляется к  личным местоимениям после простых (без, в, для, до, за, над, из, к) и наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): без нее, для него, за них, над ней,  напротив нее, около него, после них. 

Ловушка! Начальное н  не прибавляется при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими Д.п. (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, наподобие, со стороны): благодаря ей, навстречу ему, вслед их.

V. Образование форм глагола

В некоторых глаголах важно обращать внимание на образование форм повелительного наклонения.

Помни!

Инфинитив

Единственное число

Множественное число

глядеть

гляди

глядите

ехать

поезжай

поезжайте        

ездить

езди

ездите

лазать

лазай (неправильно лазь)

лазайте (неправильно лазьте)

лезть

лезь

лезьте

лечь

ляг

лягте

трогать

трогай

трогайте

положить

положи

положите

класть

клади

кладите (неправильно ложьте)

бежать

беги

бегите

разжечь

разожги (разожжёт – не разожгёт)

разожгите


Запомни нормативное употребление следующих глаголов:  

постричься (в этом слове нет приставки ПОД),

поскользнуться (в этом слове нет приставки ПОД),  

насмехаться (= поднять на смех),

подчеркнуть, но почерк

подпись под документом

роспись стен

Различай!

Одеть  - сочетается с одуш. сущ.;

одеть можно кого-нибудь во что-нибудь (одеться самому): одеть  ребенка,

одеться в лучшее платье.

Одеть - раздеть

Перен. - "покрыть, окутать, облицевать" -  с неодуш. сущ.: ветки деревьев одеты листьями, одеть плотину в бетон

Надеть  - сочетается с  неодуш. сущ.;

надеть - что-либо на кого-либо: 

надеть калоши, надеть лучшее платье,

надеть на голову шляпу 

Надеть - снять

Ложить –  употребляется только с  приставкой  или постфиксом -ся, -сь:  положить, ложиться, возлагать, ложись

Листья жёлтые нам под ноги ложатся.

Класть, клади - употребляются только без приставки, кроме слов: накладывать, укладывать, раскладывать

Образование формы возвратных глаголов:

возвратный суффикс -ся не является литературной нормой. Например, улыбаюсь (норма) – улыбаюся, играюся (недопустимо).

В форме мн. числа повел. наклонения возвратных гл. употребляется постфикс -сь:

Инфинитив

Единственное число

Множественное число

встречаться

встречайся

встречайтеСЬ

умываться

умывайся

умывайтеСЬ



Предварительный просмотр:

Дидактический материал по теме «Запятая в конструкциях с союзом  КАК»

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

ЗАПЯТАЯ  НЕ СТАВИТСЯ

1.Если придаточное предложение начинается с как.

Когда он спустился с горы, тогда он понял, как труден и опасен был подъем.

2.Если как входит в состав обособленных членов предложения.

Как сговорившись, утки враз поднялись с болота.

3.Если как входит в состав вводной конструкции.

Вы, как мне кажется, человек серьезный.

4.Если как входит в состав приложения со значением причины. 

Пьер, как законный сын, получит все.

5. Если как входит в состав сравнительного оборота.

Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.

Если перед  как есть указательные слова.

Мы боялись, что он поступит так же, как и в прошлый раз.

Если как  сочетается с союзом  И.

Она выглядела, как и три года назад.

1.Если как входит в состав сказуемого.

Росписи эти как музыка.

Клен у дома был как золотой.

2.Если как входит в состав приложения со значением « в качестве».

Он был вызван в суд как свидетель.

3.Если как входит в состав устойчивых словосочетаний:

беречь как зеницу ока, бояться как огня, болезнь как рукой сняло, все как на подбор…

4.Если как входит в состав парного союза

Мне было интересно ходить в лес как одному, так и с ребятами.

Работа с текстом

1. Базаров продолжал хохотать но Аркадий как ни благоговел перед своим учителем на этот раз даже не улыбнулся. 2. Ее уста как розы рдеют. 3.Неужели ты обидишь так как в прошлый раз… 4.И слова были как искры падавшие на сухое дерево.  5. Сегодня озеро как море в непогоду. 6. Он не знал как лучше ответить на поставленный вопрос.  7. Приказчика моего нашли на другой день в лесу привязанного к дубу и ободранного как липку. 8. И он посмотрел кругом как бы желая понять как можно не сочувствовать  природе. 9. Он остановился как вкопанный. 10.Вас это как будто удивляет. 11. Меня представили как старого знакомого.  12. Завтра как сообщает метеосводка  ожидаются проливные дожди. 13. И хотя этот зуб принадлежал к числу обыкновенных  однако Василий Иванович сохранил его как редкость.  14. Он (Павел Петрович) переносил свой как он выражался плен довольно терпеливо. 15.Бывает эпоха в жизни молодых женщин когда они вдруг начинают расцветать и распускаться как летние розы.

16. Базаров держался в отдалении от этих дрязгов да и ему как гостю не приходилось и вмешиваться в чужие дела. 17. Я с вами сейчас говорю как врач. 18. Его болезнь как рукой сняло. 19. Каждая поляна как выставка цветов. 20. От слов как и от острых предметов могут оставаться уколы на всю жизнь. 20. Мне как специалисту решить проблему несложно

Работа с текстом (ответ)

1. Базаров продолжал хохотать,  но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся (придаточное  предлож). 2. Ее уста, как розы, рдеют (сравнительный оборот).  Неужели ты обидишь так, как в прошлый раз… (сравнительный оборот). 3.И слова были как искры, падавшие на сухое дерево (сказуемое).  4. Сегодня озеро как море в непогоду (сказуемое). 5. Он не знал, как лучше ответить на поставленный вопрос (придаточное  предлож).  6. Приказчика моего нашли на другой день в лесу привязанного к дубу и ободранного как липку (устойчивое словосочетание). 7. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать  природе (деепричастный оборот, СПП). 8. Он остановился как вкопанный (устойчивое словосочетание). 9. Вас это как будто удивляет  (сказуемое).  10. Меня представили как старого знакомого («в качестве»).  11. Завтра, как сообщает метеосводка,  ожидаются проливные дожди (вводная конструкция).

12. И хотя этот зуб принадлежал к числу обыкновенных,  однако Василий Иванович сохранил его как редкость («в качестве»).  13. Он (Павел Петрович) переносил свой, как он выражался, плен довольно терпеливо (вводная конструкция). 14.Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы (сравнительный оборот). 15. Базаров держался в отдалении от этих дрязгов,  да и ему, как гостю, не приходилось и вмешиваться в чужие дела (приложение со значением причины). 16. Я с вами сейчас говорю как врач

в качестве»). 17. Его болезнь как рукой сняло (устойчивое словосочетание).  

18. Каждая поляна как выставка цветов (сказуемое) . 19. От слов, как и от острых предметов, могут оставаться уколы на всю жизнь (сравнительный оборот).  

20. Мне, как специалисту, решить проблему несложно ((приложение со значением причины).



Предварительный просмотр:

I.  Прочитайте текст и выполните задания 1−3.

Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался […] реки; сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам.

Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию.

Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.  (А. Грин)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Для текста характерны стремление к экономии речевых средств, спонтанность.

2)  С точки зрения морфологии в тексте нельзя не заметить часто употребляемые имена прилагательные, многие из которых выступают в роли эпитетов: белый утренний час, тонкий пар и др.

3)  Синтаксический строй речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить разнообразие синтаксических структур: обособленные члены предложения, сложные предложения с разными видами связи.

4)  Изложение отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью.

5)  В тексте отмечается речевая многозначность слова, проявляющаяся в использовании слов в переносном значении и тропов. Именно благодаря этому на первый план выходят эмоциональность и экспрессивность изображения.

II.  Прочитайте текст и выполните задания 1−3.

Будущее любого государства напрямую зависит от того, каким в нём растёт молодое поколение. Именно […] мы должны воспитывать своих детей с чувством глубокой ответственности и преданности своей Родине. В них нужно формировать целеустремлённость, решительность и неугасаемое стремление к покорению новых высот. Пора уяснить для себя, что наши дети и наше подрастающее поколение и есть наше будущее.

Наблюдая последствия современных подходов к воспитанию детей, и зачастую последствия очень печальные, хочется напомнить об исконно русских принципах воспитания, проверенных временем и жизнью. Знаете ли вы, что в крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду? Это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём взгляды наших предков на этот процесс, наверное, вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное — подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели 1/  того, каким человеком он станет.

«Отец сына не на худо учит», — гласит народная мудрость. Рядом с родителями мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка — полноценной помощницей матери. Не случайно говорят: «Новое — это хорошо забытое старое». Народная педагогика — тот неиссякаемый родник, в котором неплохо было бы черпать знания современным родителям и новаторам от педагогики.

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 1) Научный текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общеупотребительная лексика, а порой встречается и общенаучная терминология.

2) Цели текста: воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение    к действию, сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу.

3) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует   эпитеты, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

4) В тексте публицистического стиля часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: чувство ответственности, взгляды предков, жизнь ребенка

5) Основой приведённого текста является устная речь.

III. Прочитайте текст и выполните задания 1−3.

 Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. Сотни и тысячи величественных православных храмов и монастырей, старинных особняков и простых деревенских домиков, украшенных причудливой резьбой, разбросаны по необъятной русской земле. У каждого российского города и села своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые его прославили. Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома, Тула и Ростов.

Хлебосольство — древняя русская традиция. Хлебом-солью встречали на Руси гостей, дорогих, желанных. О широте русской души сложено немало легенд и преданий. Но издревле знали: пришедший в Россию с мечом от […] и погибнет. Русь всегда славилась храбростью и отвагой своих людей. В честь победы русского оружия и воздвигались многие памятники.

Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. А в русских городах их огромное количество. Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой. Чего стоит «Золотое Кольцо России», объединяющее города с уникальными объектами национальной культуры, со следами почти любой исторической эпохи становления современной России.

Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 1) Публицистический текст можно отнести к художественно-публицистическому подстилю, который по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно-выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.

2) Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.

3) В конце текста содержится призыв, характерный для публицистики.

4) Основные стилевые особенности текста: предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности.

5) Представленный текст — сочетание двух типов речи: рассуждения, повествования.

IV. Прочитайте текст и выполните задания 1−3.

Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета. Примером может служить всем известная «падающая башня» в Пизе: она ещё стоит, потому что отвесная линия из её центра тяжести пока не выходит за пределы основания.

Не обязательно проводить эксперимент, чтобы заметить, в каком положении труднее удержать равновесие — стоя на двух ногах, на одной ноге или балансируя на канате. Конечно, труднее всего стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы.

Старые моряки и по суше ходят странной, раскачивающейся походкой, но не потому, что приобрели хроническое головокружение. Корабль постоянно следует движению волн, поэтому отвесная линия из центра тяжести тела ежесекундно выходит за пределы пространства, занятого ступнями, и моряки вырабатывают привычку ступать, широко расставляя ноги, <...> основание их тела захватывало возможно большее пространство.

И наоборот, минимальную точку на поверхности вынуждены занимать те, кто несёт на голове объёмный или хрупкий груз, как это было принято, например, в традиционных культурах стран Востока. Ещё и сейчас можно встретить изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено.

 

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 1) Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики. В тексте используется только научная лексика.

2) Для текста характерно употребление однозначного слова в определённом значении. Например: положение, центр, основание, линия, пространство, равновесие и др.

3) В первом предложении текста формулируется тезис (Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета), затем автор текста обосновывает справедливость тезиса (второй абзац) и приводит примеры (третий и четвёртый абзацы).

4) Противопоставление содержания третьего и четвёртого абзацев выражено с помощью слова наоборот.

5) Цель автора текста — доложить о результатах экспериментов, которые он проводил самостоятельно.


Ответы:

А. 1) Если 2) 134 3) 45

Б. 1) Благодаря 2) 345 3) 35

В. 1) Вдоль 2) 34 3) 235

Г) 1) Поэтому 2) 234   3) 234

Д) 1) него 2) 135   3) 123

Е) 1) чтобы 2) 24 3) 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...