Конспект урока русского языка в 7 классе "Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Хворост Евгения Владимировна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog_kak_chast_rechi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Предлог как часть речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи.

Задачи:

- Формировать умения  определять роль предлога в предложении.

- Закреплять умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.

- Развивать речевую компетентность по составлению связного текста.

Ожидаемый результат: учащиеся умеют распознавать предлоги среди слов других частей речи и использовать их для связи слов в предложении.

Оборудование, наглядность: проектор, презентация, раздаточный материал.

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о словах одной части речи, значение которых точно определил (Слайд 1 портрет) лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».

2.Мотивационный момент урока.

- В преддверии предстоящего праздника мы получили на свой сотовый телефон (Слайд 2) смс-сообщение:  «Поздравляем  праздником  желаем Вам счастья  жизни  День защитников Отчизны»

- Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены?

 -Правильно, предлоги, давайте их вставим.  

3. Сообщение темы урока

- Значит,  тема урока – Предлог как часть речи. (Записываем число и тему урока)

 За правильно выполненное задание учащиеся получают звезду.

4.Изучение нового.

4.1.Составление поздравления

- А теперь представьте, что вам нужно поздравить с  Днём защитника Отечества дедушку.  Но он проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть тогда в этой ситуации? (Предположительные ответы детей)

- Правильно, обратиться к старому, так сказать «дедовскому способу» - отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы (Слайд 5 фото бланка). 

Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»: Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря (Слайд 6 портрет) Борису  Семёновичу  Якоби, который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный  (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет  2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена. Спасибо за внимание!

- Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке (дети проговаривают текст поздравления).

-Текст поздравления будет следующим, но нужно помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: (Слайд 7) «Дорогой дедушка воскл Поздравляем праздником воскл Вам желаем счастья запт крепкого здоровья и удачи  жизни тчк Твой внук тчк».

- Как  вы думаете, почему в текстах телеграммы пропущены предлоги? (Правильно, чтобы меньше была стоимость телеграммы) Но не следует отвергать этот вид письма, так как это ещё и эстетично: получать красивые поздравительные открытки. Можете посчитать, сколько будет стоить наша телеграмма. (Вывешивается запись )

(Цена срочной поздравительной телеграммы:

20 сл.*3,64+30=102 руб 80 коп;

простой поздравительной телеграммы:

20 сл.*2,40+30= 78 руб)

- Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов. Перечислите, какие предлоги можно восстановить в текст телеграммы? Вот так будет выглядеть наша поздравительная телеграмма.  (Ответ: С и В) (Слайд 8)

4.2. Формулировка целей

- А что вы знаете о предлогах? (Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры)

- Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы?

- Предлагаю выполнить следующие задания: (Слайд 9)

 В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю. 

2)  Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до,  вблизи, несмотря на, к, по.

3) Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.

- Поднимите руки, кто справился с заданием. Почему возникла трудность? (Не хватает знаний, неизученный материал)

Определение задач урока:

- Для того чтобы успешно справиться с этими заданиями, нам необходимы новые знания: (Слайд 10)

- характеризовать предлог как служебную часть речи;

- знать морфологические признаки предлогов;

- знать разряды предлогов;

- уметь правильно писать производные предлоги.

- А это задачи сегодняшнего и последующих уроков.

4.3.Работа с теоретическим материалом:

- Прочитайте теоретический материал о предлоге (чтение учеником).

-Что такое предлог?

-Какие отношения могут выражать предлоги?

-Значит прав был В.А.Богородицкий, назвав предлоги «словечками отношений».

-Что ещё узнали о предлоге?

 - Давайте выполним предложенные  задания.  

- Проверяем, что у вас получилось:

 1) В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю (в течение – составной производный предлог).

2) Найди «лишнее» слово и  объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по («лишнее» слово – несмотря на, так как это составной предлог, а все остальные – простые предлоги).

3) Сравните предложения и докажите, что в первом предложении есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги (в первом предложении слово «насчёт» является производным простым предлогом,  его можно заменить другим предлогом -  «о»).

-  Что же  такое предлог? Давайте обратимся к определению, откроем учебник на стр.134 и прочитаем правило.

5.Закрепление изученного

- Сейчас я предлагаю применить знания на практике.

Выполнение заданий с последующей проверкой у доски .

Дополнительно во врем проверки повторяются орфографические и пунктуационные навыки.( в карточках подчёркнуты орф. и пункт., учащийся у доски объясняет)

Задание1. (Слайд 11)

Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

        Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

-Проверим задание и оценим.( уч-ся выписывает предлоги на доске)

- Каким общим признаком они объединены? (простые)

- Объясните орфограммы. (они подчёркнуты)

Задание2. (Слайд 12)

Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные  предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза)

        Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)

-Давайте выполним проверку. (Слайд 13)

- Объясните постановку знаков препинания. (подчёркнуты)

Задание 3 (Слайд 14)

Прочитать внимательно текст. Выпишите с\с с предлогами, определяя значения предлогов.

Позади(пространство)небольшого дома ещё нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по(пространство) террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из(пространство) непрополотой травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи(пространства) дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для(цель) сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в(пространство) рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок.  (По А. П. Чехову)

-Проверим, всё ли вы сделали правильно в 3 задании.

6. Подведем итог и выставление оценок.

7. Домашнее задание:

-1)Выучить правило (Слайд 15)

2) выполнить упр.251


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...