ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПИСАНИЯ -Н -И -НН- В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИй
план-конспект урока по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ПРАВОПИСАНИЯ -Н -И -НН- В СУФФИКСАХ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ
Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий , изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий; вывести формулу обобщенного правила.
Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, на них вычерчивается таблица, которая будет заполняться поэтапно.
Заготовка выглядит следующим образом:
Основные | Части речи | Формула правила | ||||
существительное | прилагательное | наречие | причастия (полные, краткие) | отглагольные прилагательные | ||
Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки:
Ш приставка Щ суффикс
З корень зависимые слова
основа
2. Анализ материала, предложенного для наблюдения.
На доске и в тетрадях записываются слова: конный, конник; ценный, ценность.
Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то учащимся на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание.
Вопросы и задания | Ответы |
Определите части речи в левой колонке и в правой (см. тетрадь) Произведите словообразовательный разбор слов, графически обозначьте части слов Определите, что общего в данных словах (в корне, в основах, в суффиксах) Какой можно сделать вывод? | В правой колонке – существительное, в левой – прилагательное Основы (производящие) оканчиваются на н, слова образуются с помощью суффикса -н- В словах с основой на н, образованных с помощью суффикса -н-, пишется нн |
Вывод: правило правописания -нн- в обеих частях речи (существительном и прилагательном) общее.
– Выведите формулу правила.
– Заполните первый пункт таблицы (на доске и в тетрадях).
3. Этап первичной проверки понимания изученного.
Материал для наблюдения: утренний; общественный; соломенный; агитационный.
– Какие части речи записаны? (Имена прилагательные.)
– Как образованы данные слова? (От существительных.)
– Заполните второй столбик.
Утренний ← утро
общественный ← общество
соломенный ← солома
агитационный ← агитация
– Что общего в записанных словах? (Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, в которых пишется -нн-.)
– Заполните второй пункт таблицы.
Формула приобретает следующий вид:
Материал для наблюдений (слайд).
– Перепишите слова в тетради, выделите суффиксы.
– Какие части речи вы записали? (Прилагательные.)
– А теперь давайте определим, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных.)
– Запишите их рядом.
– Назовите суффиксы, с помощью которых образовались эти слова? (-ан-, -ян-, -ин-.) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, и на принадлежность чему-то.)
– Что общего в правописании суффиксов -ан-, -ян-, -ин-? (Одна буква н.)
– Из этого правила есть исключения – это слова стеклянный, оловянный, деревянный, которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный, ветряная.
– Заполните третий пункт таблицы.
Формула приобретает следующий вид:
Материал для наблюдения (слайд):
торжественно ← торжественный
ценно ← ценный
искренно ← искренний
– К какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия.) Сколько н в словах, от которых наречия образованы?
– Какой вывод о правописании н и нн в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано.)
– Заполните четвертый пункт таблицы.
Вид формулы:
Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н и нн в кратких прилагательных (ценный – ценна – ценно; ветреный – ветрена – ветрено).
К концу урока таблица приобретает следующий вид:
Основные | Части речи | Формула | ||||
Первый блок | Второй блок | |||||
прилагательное | существительное | наречие | причастие (полное, кратное) | отглагольные прилагательные | ||
1. Слова, образованные с по-мощью н от ос-новы на н → нн | пленный ← плен + + ый | пленник ← плен + + ник | ||||
2. Слова, образованные с по-мощью | станци-ый ← станция, торжест ← торжество | |||||
3. Слова, образованные от существительных с помощью → н Исключения: | но: стеклянный, оловянный, деревянный | |||||
4. Столько н, сколько в слове, от которого оно образовано | торжественно ← торжественный, искренне ← искренний, плотно ← плотный | нн → нн н → н | ||||
5. 6. 7. |
4. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: обобщение по всему первому блоку правил, формулировка правила правописания н и нн в существительных, прилагательных, наречиях.
Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...
"Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий"
Тест помогает проверить знания учащихся по теме "Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий."...
Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастиях, наречиях.
Данная презентация представляет обобщённый теоретический материал по теме, предлагает упражнения для тренировки. Удобна при подготовке к экзаменам, итоговом повторении....
Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий
Презентация для уроков по теме "Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. В презентации показан учебный материал для наблюдения и сравнения правописания -н- и -нн-,...
Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.
Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....
Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.
Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....
Трудные случаи написания Н и НН в суффиксах существительных, наречий и прилагательных
Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий....