Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок-знакомство с частью речи местоимение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_mestoimenie_kak_chast_rechi.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Местоимение как часть речи
Цель урока: дать понятие о местоимении как части речи; научиться определять основные морфологические признаки местоимений; обратить внимание учащихся на употребление местоимений в речи; познакомить с основными разрядами местоимений.
Оборудование: иллюстрации к мультфильму «Винни-Пух и все-все-все»; фонограмма песенок Винни-Пуха «Кое-что о том о сём» и «Кто ходит в гости по утрам»; модель-опора «Робот - местоимение».
Ход урока
- Оргмомент.
II. ФНЗ:
1) слово учителя
– Сегодня мы начнем изучать новую тему по морфологии, а помогать нам будут герои вашего любимого мультфильма (иллюстрации к мультфильму представлены на доске). Что это за герои? (Винни-Пух, Пятачок, Иа).
– Послушайте внимательно песенку, которую Винни-Пух исполнит для вас по теме нашего урока (текст песенки красочно оформлен на доске). Звучит фонограмма:
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им что, когда,
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему?
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну!», и «просто смех!».
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!»
2) беседа
– Ребята, поняли вы что-нибудь? В чём же ошибка Винни-Пуха, который, несмотря на эмоциональность, так и остался непонятым? (неизвестно, с кем разговаривал Винни-Пух, о чём, что происходило до этого, что будет потом).
– Являются ли слова кое-кто, что, им, кого, о том о сём названиями предметов? Или только указывают на предметы, признаки?
– Какая это часть речи? (местоимение). Запишем в тетрадь тему нашего урока – «Местоимение». Сегодня мы с вами узнаем много нового о местоимениях, научимся определять основные морфологические признаки, познакомимся с разрядами местоимений, проследим, как местоимения употребляется в речи.
3) наблюдение
– Как вы думаете, каково происхождение термина «местоимение»? (вместо имени). А вместо какого имени употребляется местоимение? Обратим внимание на доску.
На доске представлено предложение:
Он узнал от неё, что такой день рождения наступит через несколько дней.
– Кто он? От кого узнал? Какой день рождения? Через сколько дней он наступит? Понятен ли вам смысл этого предложения?
– Сможем ли мы ответить на эти вопросы, если сделаем следующие изменения? (на местоимения накладываются карточки с существительным, прилагательным и числительным):
Винни-Пух узнал от Совы, что долгожданный день рождения Иа наступит через пять дней.
– Ответим на те же самые вопросы: кто он? От кого узнал? Какой день рождения? Через сколько дней он наступит?
– Ребята, давайте запишем, вместо каких слов были употреблены местоимения он, неё, такой, несколько. Какими частями речи является эти слова? Что они обозначают? Винни-Пух, Сова – имена существительные, обозначающие предмет, долгожданный – имя прилагательное, обозначающее признак предмета, пять – имя числительное, обозначающее количество.
– Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (имена). Наши местоимения употребляются вместо имени. Обратим внимание на это сочетание слов, так как в нём скрыты этимологические корни слова «местоимение».
– Но почему же нам не был ясен смысл предложения в первом его варианте? (потому что в отличие от имён существительных, прилагательных, числительных местоимение не называет предмет, признак, количество.) Не «Винни-Пух», а «он», не «от Совы», а от «от неё», не «долгожданный день рождения», а «такой день рождения», не «через пять дней», а «через несколько дней». Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
4) выяснение морфологических признаков местоимения
– Ребята, а как вы думаете, как изменяются местоимения? (если местоимения употребляются вместо имён, то и изменяются они как имена).
– Как изменяется большинство имён? (по родам, числам, падежам). Если местоимения – слова-«дублёры», заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные, а иногда указывающие на место, время, причину, то естественно предположить, что они обладают теми же морфологическими признаками, что и знаменательные слова.
– Давайте заполним с вами таблицу «Морфологические признаки местоимений». У каждого из вас есть заготовка таблицы, её нужно дополнить.
Морфологические признаки местоимения
На какой вопрос отвечают | М-С кто? что? | М-П какой? чей? | М-Ч сколько? который? | М-Н где? куда? откуда?, др. |
(это тоже местоимения, они называются вопросительными) | ||||
Примеры | я, мы ты, вы он, они | мой, твой, наш, ваш | столько, который | где-нибудь, как-то, там, туда, сюда |
Как изменяются | по числам, падежам | по родам, числам, падежам | по падежам | не изменяются |
Синтаксическая роль в предложении | _________ _ _ _ _ _ _ | _ _ _ _ _ _ _ | −·−·−·−·−·− |
5) работа с текстом
– Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Так говорят учёные-лингвисты. Попробуем сами доказать это, проведя небольшой лингвистический эксперимент.
У вас на столах карточки с текстом из 80 слов. Подсчитаем общее количество существительных, глаголов, местоимений (местоимения в тексте нужно подчеркнуть, так как многих разрядов местоимений дети ещё не знают). Пока вы будете считать, послушаем музыку (песенка Винни-Пуха).
Работа выполняется по группам.
Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка о его приключениях называется «Винни-Пух и все-все-все». Её написал английский писатель Алан Милн, а я научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски.
Ну, а для тех, кто не знаком, я объясню: Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли несколько песенок. (Б.Заходер).
В результате «эксперимента» выяснится, что существительных здесь 20, глаголов – 11, а местоимений – 18 (9, если не считать повторяющиеся).
– А ученые брали 9000 самых употребляемых слов; среди них существительных было 4000, глаголов 2500, а местоимений всего 69! (но во внимание не принимались повторяющиеся). Отсюда ясно, что при малом их количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи. Возникает законный вопрос: «А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?»
Вернёмся к исследуемому тексту и попробуем заменить подчеркнутые местоимения другими словами. Что получится?
Вывод: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них!
6) знакомство с разрядами местоимений
– Местоимений в русском языке небольшое количество, но они имеют множество значений, по которым объединяются в группы – в науке их называют разряды по значению, их девять. Запомнить их и научиться различать совсем не просто. В этом нам поможет робот. Давайте сконструируем его из отдельных деталей, на которых написаны разные местоимения.
Каждая часть у робота выполняет ту или иную функцию. Например, голова указывает на лицо, и в основе лежат личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Туловище говорит, что это предмет мой, твой, наш, ваш, а также его, её, их. В основе – притяжательные местоимения.
Шея указывает на того, о ком говорят – местоимение «себя» - возвратное.
Левая нога постоянно задаёт вопросы: кто? что? какой? чей? сколько? – в основе вопросительные местоимения.
С помощью правой ноги робот переделывает простые предложения в сложные, в основе – относительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько.
Правая ступня указывает на неопределённые предметы, признаки, количества. Эта часть представлена неопределёнными местоимениями.
Левая ступня выражает отсутствие чего-либо. Это отрицательные местоимения.
Правая рука – указательные местоимения. Говорит сама за себя.
Левая рука – определительные местоимения. Она отвечает за обобщение.
III. Итог урока
- слово учителя
– На следующих уроках мы будем изучать другие правила о местоимениях, которые помогут нам избежать нелепых ошибок при их употреблении и написании. А что мы узнали сегодня на уроке о местоимениях? (мы узнали, что такое местоимение, каковы его морфологические признаки, как оно употребляется в речи, каковы разряды местоимений по значению).
- домашнее задание
Подготовить лингвистическую сказку о местоимении по материалам урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...
Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".
Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"
Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....
урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...