Статья "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В конце 21 века мир вступил в период глобальных изменений.Новой нормой становится в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать новые проблемы.Считаю, что в этом может помочь технология РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._razvitie_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Статья.
Бугаева Любовь Ивановна
учитель русского языка и литературы
г. Шарыпово
Красноярский край
В начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизованного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.
На первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Я считаю, что в этом может помочь технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания – рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов. РКМЧП вправе назвать новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – всё можно обсуждать или подвергать анализу. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретёнными; не объём информации, а умение получать её и моделировать, не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение работы по технологии развития критического мышления в образование даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребёнку, к его индивидуальности.
Изучая познавательный (школьный тест умственного развития), творческий (тесты, определяющие уровень развития творческих способностей) потенциал своих учеников , я выяснила, что
- 16,6% учеников показывают высокий уровень при анализе, сравнении, обобщении; 33,3% - средний уровень, 50% - низкий.
- 11% учащихся имеют высокий уровень творческой активности, 44,4 % - средний и 44,4 % - низкий.
Исходя из полученных результатов, поставила перед собой цель: формирование универсальных способов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение через развитие критического мышления.
Для достижения поставленной цели реализую следующие задачи: формировать операции мыслительной деятельности, создать на уроке оптимальные условия, помогающие учащимся самим добывать знания на основе имеющегося опыта.
В работе использую пособие для учителей общеобразовательных учреждений, авторы С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Поставленная цель, я считаю, является актуальной, поскольку необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить.
Наиболее приемлемой для реализации поставленных целей является технология РКМЧП. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо, соотнесение внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, обобщения того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, а письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
Основная идея технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют, отслеживают, опровергают, подтверждают, расширяют знания.
Для развития у детей умений сравнивать, анализировать, обобщать я использую возможные приёмы и методы. На уроках часто использую такие эффективные приёмы: инсерт, кластеры, сводная таблица.
ИНСЕРТ– маркировка текста значками по мере его чтения (самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления). Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки с помощью определённых знаков: «v» - уже знал, «+» - новое, « _» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Этот приём чаще использую на стадии осмысления. Для заполнения таблицы дети снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое внимательное чтение. Применение данного приёма способствует развитию систематичности мышления, умению выделять новое, систематизировать приобретённую информацию. Дети с интересом включаются в работу, читают более внимательно, что способствует лучшему усвоению нового материала.
Приём «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА» особенно полезен, когда предполагается сравнение нескольких объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
ФОРМА СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ.
Тема 1 | Тема 2 | Линии сравнения | Тема 3 | Тема 4 |
Имя прилагательное | Причастие | Определение части речи | Глагол | Причастие |
Имя существительное | местоимение | Изменение части речи | Союз | Предлог |
Синтаксическая роль в предложении |
Кусака | Линии сравнения | Кусачка |
Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими космами и вечно покрытая засохшей грязью. | Внешний вид. | Шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. |
Не помня себя от страху, перемётываясь, натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу, поджав хвост, убегала. | Поведение собачки | Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала. Вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место. |
На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями и палками. | Отношение окружающих | Все собирались и хохотали, нарочно ласкали её. |
БАСНИ
Эзоп | Жан де Лафонтен | Линии сравнения | И.А.Крылов |
VI-V век до н.э. Древняя Греция. | VII век. Франция. | Век, страна | XIX век. Россия. |
Ворон и Лисица. | Ворон и Лисица. | Герои (характеристика) | Ворона и Лисица. |
Форма изложения басни | |||
Мораль и её место в басне |
Развитию универсальных способов мыследеятельности служит приём «КЛАСТЕРЫ» (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». «Грозди» - графический приём обобщения материала. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. У каждой планеты – спутники. Система кластеров охватывает больший объём информации, чем письменная работа. Данный приём можно применять на всех этапах урока. Это вызывает интерес к теме урока, увлекает, побуждает детей к познанию.
На уроках литературы при изучении статей биографического характера я использую приём «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ». Предлагаю детям ряд утверждений, из которых они выбирают те, которые считают правильными. Обосновывают свой выбор. Например, при изучении рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник» ребята получают карточки с заданием (на каждого ученика на парте). Инструкция: внимательно прочитайте верные и неверные утверждения, сделайте на листах правку. Если согласны с утверждением, поставьте + , если не согласны, --. Аргументируйте свой выбор.
Согласны ли вы, что…
- …А.П.Чехов родился в Таганроге.
- …А.П.Чехов пел в церковном хоре.
- …писатель сочинил свой первый рассказ в 22 года.
- …А.П.Чехов по профессии был инженером.
- …писатель подписывал рассказы псевдонимом Кюхля?
- …в рассказах писателя присутствует юмор.
- …А.П.Чехов прожил короткую, но яркую жизнь.
- …Чехов работал земским врачом.
После этого учащиеся знакомятся с основной информацией (текст в учебнике).
Возвращаемся к листочкам с утверждениями и просим уточнить ответы с помощью полученной информации.
Затем читается рассказ «Злоумышленник». Понять произведение, поразмышлять над прочитанным, предлагаю приём «ТОНКИХ И ТОЛСТЫХ ВОПРОСОВ». Данная работа способствует развитию таких способов мыследеятельности, как анализ, сравнение, обобщение. Вопросы заставляют вдумываться в текст, осуществлять поиск ответов, и, естественно, способствуют лучшему усвоению содержания. Для этого на уроках необходимо использовать таблицу (примерная)
Кто… что… когда… | Дайте объяснение, почему… |
Будет… | Подумайте… |
Как звали… | Считаете ли вы… |
Верно ли… | Предположите, что будет, если… |
Может… | Почему вы считаете… |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
1. Как зовут главного героя? | 1. Определите, какой это рассказ: грустный или весёлый. Объясните свою точку зрения. |
2. Что такое «шилишпер? | 2. Прочитайте описание Дениса. Какие выводы можно сделать о его социальном положении? |
3. За что был арестован Денис Григорьев? | 3.Как он объясняет свой поступок? Как вы думаете, понимал ли он, к чему это может привести? |
4. Мог ли Денис спровоцировать аварию на железной дороге? | 4. Подумайте, справедливо будет наказан Денис Григорьев? |
5.Была ли раньше авария? | 5. Считаете ли вы финал этой истории правильным? |
6. Согласны ли вы, что он не понимал сложившейся ситуации? | 6. Обсудите ситуацию с воровством металла, которая возникает сегодня. В чем разница и что сходного? |
7. Каково ваше отношение к злоумышленникам нашего времени? |
При работе с художественным текстом использую такие эффективные приёмы: «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» и «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ». Текст не должен быть знаком учащимся. Эти приёмы способствуют вдумчивому чтению, осмыслению прочитанного, умению читать текст, учат быть читателем внимательным, наблюдательным. Учитель помогает ученику «погрузиться» в мир художественных произведений. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Это тот момент, который заинтригует, заставит детей задуматься, предположить: а что же дальше? а как поступит герой? чем может закончиться произведение? Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?»
Например, при изучении рассказа А.Андреева «Кусака» перед чтением использую приём ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ»:
- Как вы думаете, о чём это произведение?
-Чем эта кличка отличается от привычных нам собачьих кличек?
Далее «использую приём «чтение с остановками». После каждой главы делается остановка, здесь ещё применяю приём «тонких и толстых» вопросов.
-Как живёт собака?
- Как первый раз было обмануто доверие собаки?
- Повлияло ли это на её дальнейшую судьбу?
-Какими художественными средствами удаётся автору передать сочувствие, сопереживание?
- Что будет дальше? Почему вы так предполагаете? (вопрос-прогноз)
После четвёртой остановки задаю вопросы:
-Как мама убеждала Лёлю, что собаку нужно оставить?
-Кто будет больше скучать: Лёля или собака? Здесь использую приём «дерево предсказаний». Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Как будут развиваться события дальше? Что ожидает Кусаку?
«ствол» дерева» - тема,
«ветви» - предположения,
- «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного
мнения.
Это пример стадии осмысления содержания.
Третья стадия урока в технологии РКМЧП – рефлексия.
-Почему героем является собака?
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- К чему призывает автор?
Творческая работа. Написать письмо Лёле.
В конце урока я использую форму письменной рефлексии – «СИНКВЕЙН». Детям он очень нравится. Синквейн– стихотворение, состоящее из пяти строк: в 1-ой строке заявляется тема или предмет (существительное), во 2-ой даётся описание предмета (2 прилагательных или причастия), в 3-ей, состоящей из 3 глаголов, характеризуются действия предметов, в 4-ой приводится фраза, обычно из 4 значимых слов, выражающая отношение автора к предмету, в 5-ой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета.
Осень. Осень.
Холодная, дождливая. Пышная, богатая.
Раздражает, угнетает, раздевает. Радует, кормит, очаровывает.
Когда же закончится эта слякоть. Осень – очей очарованье.
Непогода. Наслаждение.
Предложенные приёмы – это часть методических приёмов в технологии критического мышления, но все они ориентированы на вызов и поддержание интереса учащихся к познанию, творческой активности, создают условия для успешности, способствуют развитию универсальных способов мыслительной деятельности, обобщению приобретённых знаний и умелое использование на практике.
Результативность деятельности по внедрению технологии РКМЧП.
Для отслеживания результатов применения технологии было проведено анкетирование и повторная диагностика. По результатам анкетирования у учащихся наблюдается: а) положительная динамика в освоении умений и навыков, умение работать с текстом, определять тему, умение различать «тонкие и толстые вопросы» и ставить такие вопросы к тексту, сравнивать предметы, понятия и на основе их сравнения обобщать полученную информацию; б) работая в группах и парах, ученики становятся более раскрепощёнными, учатся отстаивать свою точку зрения и выслушивать другие; в) возрастание мотивации к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...
Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...