Контрольный диктант по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnyy_diktant_po_teme_prichastie.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цели деятельности педагога

Определить границы знания и «незнания» у учащихся, уровень изученного материала

Тип урока

Урок контроля ЗУН по теме

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы
обучения

Анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Орфография, пунктуация

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Начать сегодняшний урок мне хотелось бы с народной приметы: «Стал распускаться лесной дуб – можно начинать купаться: вода потеплела».

– С какой орфограммой мы встретились? (Правописание приставок на -з-; -с-.)

– Объясните правописание слов купаться, начинать, используя правило

Слушают учителя, участвуют в диалоге

с учителем

Фронтальная

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с учебником и справочными материалами

– Отлично! А какие еще правила мы изучили на последних уроках?

Дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм и пунктограмм

Отвечают на вопросы. Обдумывают ответы

на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные

связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Уст-
ные ответы

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо стать

Выполняют элементарные физические

упражнения

Фронтальная

Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом диктанта, обсуждение трудных мест. Беседа по вопросам

– С текстом, который я вам сегодня предлагаю записать под диктовку, мы уже работали на одном из предыдущих уроков. Думаю, диктант не будет для вас слишком сложным, вы легко справитесь с ошибкоопасными местами текста.

Диктант.

РОДНЫЕ УГОЛКИ

Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки-касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые, освещенные3 солнцем ворота и исчезают в сверкающем безбрежном пространстве. В прорвавшемся солнечном луче плавают золотые пылинки. Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, умел находить душистые ягоды, скрывавшиеся в тени кустарников. С бьющимся3 сердцем ходил я по земле, украшенной зеленью и цветами.

(По И. Соколову-Микитову*.)

Слушают текст диктанта, об-суждают содержание

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы

с целью получения необходимой информации

Задают вопросы для уточнения

информации

5. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Письмо под диктовку, выполнение грамматического задания

Дополнительные задания.

1) Выписать из текста.

1-й вариант – действительные причастия и разобрать их по составу.

2-й вариант – страдательные причастия и выполнить их морфемный разбор.

2) Выполнить морфологический разбор указанных слов:

1-й вариант – освещенные;

2-й вариант – бьющимся

Работа
с текстом диктанта. Выполняют грамматическое задание

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Уст-
ные ответы, контрольные работы

в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями....

Контрольный диктант для 7 класса по теме "Причастие".

контрольный диктант на проверку усвоенных знаний по теме "Причастие"...

Контрольный диктант по теме: "Наречие"

В помощь учителю русского языка и литературы...

Тексты контрольных диктантов, 5 - 7 кл, по программе С. Львовой

Несмотря на новую форму экзамена по русскому языку, ЕГЭ и ГИА, считаю, что от диктантов отказываться не стоит....

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

6 класс. 1 четверть. Утром.     Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.     Со...

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть....

Итоговый контрольный диктант 8 кл.,с контрольным тестом (ответы)

Итоговый контрольный диктант с выполнением теста к диктанту, для проверки уровня освоения учащимися изученных тем, всего курса русского языка за год.Цель - контроль освоения учащимися курса русского я...