Конкурсный урок русского языка в 9 кл на учитель года 2022
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конкурсный урок по русскому языку. Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya_v_9_kl.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный урок русского языка
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. (слайд 1)
Класс - 9
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.
Цели:
Обучающие:
- Познакомиться с новыми видами придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.
- Определить средства их связи с главным предложением.
- Формировать умение различать оттенки значения придаточных.
- Формировать умение правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Развивающие:
- Различать изученные виды придаточных предложений.
- Закрепить умения находить подчинительные союзы и ставить вопросы к придаточной части.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Воспитывающие:
- Пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка.
- Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывать умение работать со словарем.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Слово учителя. Ребята, откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».
А теперь побеседуем с вами по пройденному материалу.
- Беседа учителя с классом (работа над пройденным материалом).
Развитие критического мышления (актуализация имеющихся знаний)
Я попрошу вас по плану, который вы видите на слайде рассказать о СПП уже известных вам.
- Ряд. Рассказать о СПП с придаточными определительными.
- Ряд. Рассказать о СПП с придаточными изъяснительными.
- Ряд. Рассказать о СПП с придаточными обстоятельственными.
План:
- Определение вида придаточного предложения.
- На какие вопросы отвечают?
- Как связаны главное и придаточное между собой.
Учащиеся переходят к выполнению задания по изученному материалу. (слайд 2)
Выполнение задания: выберите из данных предложений, предложение, соответствующее вашему виду придаточного. Спишите, расставьте знаки препинания и докажите ваш выбор.
- Петя с Долоховым пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту. (прид. определит.)
- Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р..стение. (прид. изъяснит.)
- Пров..жающие стали прощат?ся когда ра..дался с..гнал к отпр..влению поезда. ( прид. Обстоят. со значением времени)
Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. Петрова с удивлением спросила, где же её любимое растение. Провожающие стали прощаться, когда раздался сигнал к отправлению поезда.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Как всегда мы готовимся к экзамену. Я предлагаю вам одно из заданий ОГЭ.
Это Задание 4. Синтаксический анализ. - Замените словосочетание
«с удивлением спросила», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. (удивленно спросила), запишите его.
3. Объяснение нового материала, основанного на теории умственных действий Петра Яковлевича Гальперина.
Слово учителя. Сегодня мы свами продолжим наше знакомство со СПП и поговорим о придаточных предложениях со значением причины, условия, уступки, цели, следствия.
Я предлагаю вам поработать с §26 и заполнить таблицу, которая вам пригодится для подготовки к ОГЭ. У вас на партах лежат данные таблицы. (5-6 минут).
Жду, пока дети заполнят таблицу.
Ребята, все заполнили таблицу. Хорошо.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Итак, я думаю, что вам стало понятно, что СПП со значением причины, условия, уступки, цели, следствия также состоят из двух частей: главного и придаточного. Отличаются от ранее изученных тем, что между ними возникают причинно – следственные связи со значением причины, условия, уступки, цели, следствия, которые вы можете определить по вопросам и средствам связи. Давайте вместе проверим выполненное вами задание. (Работа по таблице).
Одним из СПП является СПП со значением причины, кто охарактеризует этот вид придаточного? (по очереди все виды) ЗАЧИТЫВАЮТ.
- Закрепление изученного материала.
Слово учителя. А теперь поработаем с предложениями, проведем наше исследование, используя таблицу, составленную вами.
1. Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. (Слайд 3.)
Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид. (Слайд 4.)
Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.
2. Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что. (Слайд 5.)
Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид. (Слайд 6 .)
Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.
3. Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др. (Слайд 7.)
Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 8 .)
Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки, быстро орудующие лопатами.
4. Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни. (Слайд 9.)
Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 10)
Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.
5. Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы. (Слайд 11.)
Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид. (Слайд 12.)
Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.
5. Подготовка к ОГЭ.
Ребята, скоро вам предстоит сдача ОГЭ по русскому языку, и одним из заданий в ваших КИМах будет пунктуационный анализ. Я предлагаю вам выполнить подобное задание.
ЭТО ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. (СЛАЙД 13)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Стеклянная дверь на балкон (1) была закрыта (2) чтобы из сада не несло жаром. Сердце мое стучало (3)так сильно (4) что перо дрожало в руке.
(СЛАЙД 14) Ответ: 2,4.
6. Подведение итога урока. Рефлексия.
Слово учителя: Подведем итоги нашей работы на уроке. Сегодня была новая тема урока, поэтому ставлю оценки более активным на уроке.
Выставление оценок. Озвучить оценки.
Слово учителя: «Самоанализ работы». Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу, находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.
На доске записаны фразы:
- Урок полезен, все понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Еще придется потрудиться.
- Да, трудно все-таки учиться!
После того, как вы запишите д/з., я бы хотела, чтобы вы написали свое имя к той фразе, которая вам по душе, чтобы мы могли скорректировать нашу работу на следующем уроке.
(Дети подходят и пишут напротив фразы свое имя.)
7. Домашнее задание:
П.26, выполнить упр.141. (используя таблицу)
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017" Слайд 1
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017" Слайд 2
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд 3
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд 4
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд5
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"Слайд 6
Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...
- Мне нравится (1)