Классификация ошибок по грамматике в 8 задании ЕГЭ и упражнения на их устранение.docx
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Паршикова Вероника Игоревна

Анализ систематически повторяющихся ошибок школьников в 8 задании ЕГЭ.  Тренировочне упражнения на каждый вид грамматической ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_oshibok_po_grammatike_v_8_zadanii_ege.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация ошибок по грамматике в 8 задании ЕГЭ

Одним из самый трудновыполнимых в экзаменационной работе заданий является задание №8, оно же позволяет набрать наибольшее количество баллов. Я решила подробнее остановиться на данном задании и разобрать каждый вид ошибки.

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперерез употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.

Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа.

Например:

Благодаря   имеющихся источников  мы пришли  к  выводу …

Благодаря   понимания  со стороны  друзей …

НАДО:  БЛАГОДАРЯ   ЧЕМУ?

Таксист действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?

Вопреки прогнозов   аналитиков… НАДО: вопреки чему?

На уроках математики недостаточное внимание уделяется  на изучение  таблицы умножения. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ

2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

При выполнении задания может возникнуть ряд трудностей:

  • Ошибка в согласовании определения с определяемым словом.

Например: Григорьев презентовал девяносто картин, привезенным из Англии.

  • Разрыв причастного оборота определяемым словом

Например: нарисованные Олей картины были необычайно красивы.

  • Ошибка в месте причастного оборота

Например: Букет стоит в комнате, состоящий из роз и хризантем.

3. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.  

При выполнении задания учащийся должен знать:

Деепричастный оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится.

Деепричастный оборот может использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено сочетанием предикативного наречия или безличного глагола (можно, нужно, нельзя и т.п.) и инфинитива.

4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В данном задании можно увидеть несколько вариантов ошибок: нарушение в роде несклоняемых существительных; нарушение в роде аббревиатуры; нарушение в числе подлежащего и сказуемого в главной или придаточной части.

Например:

Никто из тех, кто  играл в ,  не стали профессиональными  спортсменами.

Все,  кто рано начинает учить иностранный язык,  овладевает  им в совершенстве.

Те,   кто видел море лунными вечерами,  часто вспоминает о нем.

Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

5. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

А именно возникает ошибка в согласовании приложения с определяемым словом.

В  журнале  «Звезде»  печатают  много  интересных  статей.

 О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что  у него вышла не драма, а комедия.

6. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Может возникнуть несколько вариантов ошибок:

  1. Неправильное расположение и употребление двойных союзов, например:

Он как хорошо разбирался в музыке, так и в кино.

  1. Совмещение конструкций с причастным оборотом и придаточным определительным, например:

Парень, сидевший справа от меня и который слушал музыку, запомнился мне.

  1. Объединенные в сочинённом ряду слова управляют разными формами, например:

Видно, как девушка осматривает и восхищается галереей.

7.  Неправильное построения предложения с косвенной речью.

Важно знать, что в предложениях с косв. речью не употребляются местоимения 1 и 2 лица.

Допускаются ошибки следующего вида: Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что « я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

8. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени, например:

И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

9. Ошибка в построении сложноподчинённого предложения.

Ошибки бывают нескольких видов:

1. Нарушение границ предложения, например:

Когда я вышел на улицу. Я увидел дождь.

2. Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением, например:

Игру нужно было закончить до темноты, которой мы увлеклись.

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов, например:

Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Неоправданное употребление соотносительного слова то, например:

Он говорил то, что она была необычайно красива.

Одновременное использование подчинительного союза и частицы ли в роли союза, например:

Девочка поинтересовалась, что правильно ли она пошла.

10. Неправильное употребление имени числительного.

Собирательные числительные употребляются с сущ-ми, обозначающими:

- лиц муж. пола;

- детёнышей:

- парные предметы или имеющими только форму мн. ч.

Например: Трое подруг занимались вокалом. Он находился в поездке четыре суток.

Систематизация упражнений по предотвращению ошибок.

1. Упражнения на 1 тип ошибок:

1. С какими падежами употребляются производные предлоги? Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Согласно (расчёт), вопреки (мнение) специалистов, наперекор (указание), вследствие (безделье), благодаря (ум), несмотря на (погода), ввиду (наступление) холодов, навстречу (солнце), по (задание) командира, по (истечение) часа, по (возвращение) из командировки, по (прибытие) в город, работать по (утро).

2.Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать букву В со словами. Объясните выбор конечной гласной Е или И.

(В) течени… вечера звучала музыка.

Об этом я узнал (в)последстви...

(В)следстви… по делу выяснились подробности.

(В) течени… реки много порогов.

Демобилизация (в)следстви… ранения.

(В)следстви… непогоды вылет задерживается.

(В) течени… реки был резкий поворот.

О дальнейшей жизни героев узнаем (в)продолжени…фильма.

(В)следстви…, начатом прокурором, много неясного.

Пётр (в)последстви… хвалил себя за предусмотрительность.

3. Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

2. Упражнения на 2 тип ошибок:

1.  Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. 

 1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

2. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.

1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.

4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.

5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

3. Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки пунктуации.

 Списки эти валялись  в рассохшихся   шкафах   захолустных   военных канцелярий. 2.о человеке   загнанном в  эту пустыню  начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели  на пожилого  солдата с  желтым лицом и добрыми глазами бродившего по  пустыне.   4.Семь лет  Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие   сердце   звуки   военного   горна. 5.Слуга  сидел  у  стола   и  лениво отковыривал  ногтем воск  на чадящей свече.

3. Упражнения на 3 тип ошибок:

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

у нас завязался спор.

постарайтесь внимательно прочитать его.

мной был неверно определен размер.

учениками часто не учитывается деление на абзацы.

2. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

  1. Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (Булгаков М.)
  2. От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (Беляев А.)
  3. Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Казакевич Э.)
  4. Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (Бруштейн А.)

4. Упражнения на 4 тип ошибок:

1. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

2. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

3. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

5. Упражнения на 5 тип ошибок:

Исправьте ошибку в употреблении приложений.

  1. В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
  2. В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.
  3. Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.
  4. В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а проживание в нём — экономичнее.
  5. В основе сюжета пьесы «Власти тьмы» — история нравственного падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина.
  6. Высота скульптуры «Рабочего и колхозницы» составляет 25 метров, а общий вес – около 185 тонн.
  7. А. И. Куинджи в картине «Березовой роще» не использовавшимся до этого в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.
  8.  В начальной школе мы очень любили читать произведение А.С.Пушкина «Сказку о золотом петушке».

6. Упражнения на 6 тип ошибок:

1.Запишите предложения в исправленном виде.

  1. На столе лежали яблоки, груши и фрукты.
  2. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы.
  3. Новая статья не только напечатана в газетах, но и в глянцевых журналах.
  4. Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.
  5. В центре внимания Гончарова судьбы двух друзей: Обломов и Штольц.
  6. На протяжении веков не только фабриковали и подделывали исторические документы, но и географические карты.
  7. Весь домик не только был наполнен вздохами, но и тревожными скрипами.
  8. Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные члены предложения.
  9. Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.
  10. Божьи коровки не только обращают на себя внимание своеобразной формой своего тела, но и яркой окраской блестящих надкрылий.
  1. Запишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните ВСЕ ОДНОРОДНЫЕ члены предложения.

1. Во времена детства Чехова весь Таганрог был засыпан тучным зерном и деньгами и был заселен греками и итальянцами.

  1. Я взял кусочек хлеба и ломтик ветчины и поднялся на палубу.

3. Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.

  1. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

5. Всё старая настольная лампа на шкафу и сам письменный стол покрытый зелёным сукном выдавало простую жизнь сельского учителя.

7. Упражнения на 7 тип ошибок:

1. Найдите и исправьте ошибки в употреблении косвенной речи.

Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.

Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»

В ответ на просьбу мы услышали, что "Я не привыкла уступать".

Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу.

В письме нам было чётко сказано, что если вы хотите пойти на компромисс, то делать это нужно как можно быстрее, что вы не должны понапрасну тянуть время, так как ситуация может выйти из-под контроля, поэтому мы решили последовать этому совету и договорились о встрече с ответчиком.

8. Упражнения на 8 тип ошибок:

1. Найдите и исправьте ошибку:

В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.

Добрый поступок создает и накапливает добро, сделает жизнь лучше, развивает гуманность.

 Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обращаю внимания на нарядную ёлку.

Совещание по изменению плана работы менеджер проекта назначил на пол-одиннадцатого и предупреждал, чтобы не опаздывали.

 М. Горький в пьесе «На дне» показывал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир преимущественно из разговоров.

Ф.М. Достоевский считал возможным счастье не только «в наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа» и восхищается поступком Татьяны, не построившей своего личного счастья на несчастье другого.

В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.

 Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознал все ничтожество своего стремления к славе, а после понимает необходимость жизни для других.

Л. Н. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих героев и потому подвергает их суровым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

9. Упражнения на 9 тип ошибок:

1. Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые. Сравните синтаксические синонимы, сделайте вывод. 1) Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоятельной работы. 2) Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 3) В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.

2. Исправьте ошибку:

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий.

Контрольная работа, назначенная на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

10. Упражнения на 10 тип ошибок:

1. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.
1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

2. Исправьте ошибки: 

Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце "Дома торговли".

К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.

 Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток.

Для поездки на море, нам нужно пятеро билетов.

Трое девочек пошли за ягодами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.

Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....

Опыт классификации ошибок учащихся в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ

Детальная классификация ошибок и работа по их предолению ведет к хорошим результатам экзаменов...

ПАМЯТКА "Рекомендации по классификации ошибок"

ПАМЯТКА "Рекомендации по классификации ошибок" необходима не только экспертам ЕГЭ по русскому языку,  но и учителям-словесникам, работающим в 10-11 классах....

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА С ЛАБОРАТОРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ Авторы: В. С. Григорьева, Ж. И. Жеребцова, Н. А. Исаева и др.

Замечательный учебник для тех, кто хочет иметь грамматический справочник у себя под рукой и отработать грамматику на практикеОГЛАВЛЕНИЕ1 ГЛАГОЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Презентация "Классификация ошибок"

Данная презентация "Классификация ошибок" поможет выпускникам 9-ых классов при подготовке к ГИА по русскому языку избежать ошибок в сочинении и изложении....

Подготовка к ГИА по русскому языку. Презентация "Классификация ошибок"

Данная презентация "Классификация ошибок" поможет выпускникам 9-ых классов успешно подготовиться к ГИА по русскому языку и написать изложение и сочинение без ошибок....

Классификация ошибок

При проверке сочинений,кроме орфографических и  пунктуационных , учитываются также фактические, логические,речевые и  грамматические ошибки. Учащиеся 9-11 классов должны  быть  зна...