Педагогическая мастерская. " Лексика. Лексическое значение слова. "
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка.
В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
- эвристический;
- проблемный;
- модельный.
Именно эти методы обучения позволяют мне предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
При разработке методики формирования творческих способностей учитываю:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Создаю условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваю с учетом творческой активности учащихся. Планируемую педагогическую ситуацию продумываю с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Систему работы можно представить в виде схемы:
Работа на уроках русского языка | Работа на уроках литературы | ||
обычные уроки с заданиями, развивающими творческие способности
| уроки по развитию речи | творческие лаборатории | |
традиционные | нетрадиционные | ||
Приведу примеры заданий на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:
- Мы с вами составляем упражнение, сейчас вы учителя. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?
Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам.
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям.
3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.
4.Составление опорных сигналов. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Я не даю их в готовом виде, так как их использование малопродуктивно. Ребята составляют их сами. Индивидуальные опорные схемы должны соответствовать следующим требованиям:
1) информационная насыщенность;
2) яркость и контрастность;
3) минимум текста и графических обозначений;
4) закрепление примерами;
5) возможность текстовой интерпретации.
Составляемые учащимися схемы нуждаются в контроле педагога. Работая со схемой, школьники припоминают сведения, осмысляют их применительно к собственному «я». Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов. Их составление развивает творческие способности.
5.Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.
6.Толкование языковых терминов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов. Например, причастие семиклассники объяснили как разновидность слов, причастных к тому, о чём говорится в предложении: они не несут смысловую нагрузку, но они причастны к выражению яркости языка, образности.
7.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогие путешественники-исследователи! Предлагаем выяснить, какие противоречия содержатся в представленных диалогах. Если вы это правильно сделаете, то назовете наше королевство. Жители сказочной страны.
ЛЕКСИКА – словарный состав языка.
« Роза ветров» Понравилось занятие Доволен своей работой на занятии Не понравилось занятие Не доволен своей работой на занятии Не доволен своей работой, но занятие понравилось Доволен своей работой, понравилось занятие Не доволен собой, не понравилось занятие Доволен своей работой, не понравилось занятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)
Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...
Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"
Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...
Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"
Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...
Лексика. лексическое значение слова.
Данный урок разработан на основе материала, связанного с Рождеством Христовым. Можно использовать при знакомстве с понятием лексическое значение слово в 5 классе.Этот урок – своеобразная лиричес...
Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...
Презентация урока русского языка в 5 классе.Тема "Лексика и лексическое значение слова"
Лексика и лексическое значние слова...
«Лексика. Лексическое значение слова»
Конспект урока русского языка в 5 классе «Лексика. Лексическое значение слова» ( в соответствии ФГОС ООО)...