работа с текстом
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
№ п/п | Задание | Результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
1 | На какую тему приведены словосочетания? Подбери однокоренные слова к выделенному слову. Что значит быть благодарным? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания в именах существительных. Радоваться открытк…, зажигать свеч…, подпрыгнуть от неожиданност…, быть в прекрасном настроени…, подарить Инн…, получать поздравлени…, подарок для Мари… | Развитие морально-этического чувства (благодарность); ценностное отношение к проявлению добра, к людям. | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения; классифицировать языковые единицы по существенному признаку. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. | Различать слова с точки зрения их происхождения; вычленение морфем в словах: распознавание разных видов морфем. |
2 | Представьте, что вы с ребятами посадили цветы. Что это за цветы? Почему именно они? Составьте небольшой текст о том, как вы сажали, ухаживали и выращивали цветы. Как бы вы назвали этот текст? Каких частей речи больше, а каких совсем нет? К какому типу речи относится ваш текст? Какова его основная мысль? | Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; способность к эмоционально-ценностному освоению мира. | Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов. Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. Работа с информацией: применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации. | Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. |
3 | Любите ли вы осень? Опишите осеннюю природу так, чтобы было понятно ваше отношение к ней. Какие краски преобладают в вашем рассказе? Как вы понимаете выражение «золотая осень»? Какое средство выразительности использовано в выражении? Попробуйте добавить в текст побольше красок, используя образные определения. Запишите текст. К какому типу речи относится ваш текст? | Формирование ценностного отношения к природе. | Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов. Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. | Редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа исправленных ошибок и недочетов в тексте. |
4 | Чему радуется фермер? Есть ли у вас домашние животные? Счастливы ли они? Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. На ферме было много животных. …десь можно встретить и уток и ц…плят и коров и овец да и много кого ещё. Вокруг фермы мало пастбищ… точнее всего одно и то совсем небольшое поэтому коровы и овц… редко туда выходят. Но животные не голодают их кормушки всегда полны ведь фермер покупает траву у своего соседа. Когда же животных всё(таки) отправляют на пастбище – это настоящий праздник. Овцы медленно пож…вывают траву иногда от восторга бьют копытц…м землю под собой. Коровы заняты тем же но им попутно приходится отгонять огромное количество насекомых, размахивая хвостом-хлыстом. Когда фермер видит счастливых животных у него улучшается настроение. | Формирование ценностного отношения к животным, ответственности. Ориентация на моральные ценности. | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения. Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. Выявлять и анализировать причины эмоций. | Соблюдать нормы правописания; распознавать единицы синтаксиса, проводить синтаксический анализ простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых предложений, сложных предложений. |
5 | Помогаете ли вы маме? Составьте небольшой текст с использованием глаголов с чередованием е-и в корне на тему «Помощь маме». | Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; формирование навыка организации и анализа собственных действий. | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения. Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. Выявлять и анализировать причины эмоций. | Различать слова с точки зрения их происхождения; вычленение морфем в словах: распознавание разных видов морфем. |
6 | Расставьте знаки препинания при обращениях: Мама ну сколько можно!? Спокойствие Павлуша спокойствие. Знаете Марфа Никитична это непозволительно! А вы что думаете Андрей? Оглянитесь дети что вы видите? Река-река не выходи за берега! Напишите 2 предложения-просьбы с обращениями к членам семьи и предложение с обращением к учителю. Чем отличаются эти предложения? | Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения. | Базовые логические действия: делать выводы с использованием умозаключений; формулировать гипотезы. Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. Выявлять и анализировать причины эмоций. | Распознавать единицы синтаксиса, проводить синтаксический анализ простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых предложений, сложных предложений. |
7 | Расставьте знаки препинания при прямой речи: Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона. Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю! Являются ли эти предложения текстом? Добавьте к одному из предложений несколько фраз, чтобы получился текст. Озаглавьте полученный текст. | Установка на осмысление опыта и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального благополучия; потребность в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность. | Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов. Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. Работа с информацией: применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации. | Систематизация знаний о прямой речи; редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы. |
8 | Найдите слово, которое соответствует схеме (корень, суффикс, суффикс, окончание) А) разговоры Б) решимость В) пришкольный Что означает это слово? Сформулируйте определение этого слова и составьте с ним предложение. | Развитие морально-этического чувства; проявление интереса к познанию русского языка. | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения. Базовые исследовательские действия: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. | Применять знания по морфемике; умение подбирать однокоренные слова. |
9 | Определите тему и главную мысль текста. Музеи бывают разных видов. Например, исторический музей, который хранит сведения о значимых событиях в истории. Этнографический музей рассказывает об обрядах и традициях разных народов. В нем хранятся уникальные памятники культуры: национальном костюмы, бытовые принадлежности, поверья и фольклор и т.п. Краеведческий музей может познакомить с прошлым родного края. Бродя по залам музея, мы знакомимся с прошлым. Очень важной фигурой в любом музее является экскурсовод, с помощью его рассказа можно сопоставить экспонаты и истории, тогда картинка становится более полной. Экскурсоводу можно задать вопросы, у него всегда найдется своевременный и развернутый вопрос. Для чего нужны музеи? Бывали ли вы в музее? Расскажите о нем. К какому типу речи относится текст? | Ценностное отношение к истории народа, родного края, к достижениям своей страны; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народа; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. | Базовые логические действия: делать выводы с использованием умозаключений; формулировать гипотезы. Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения. | Анализировать текст и определять тему, главную мысль и замысел автора; анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. |
10 | Перепишите, расставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. Прил..гательное, прил..жить, изл..жение, сл..гаемое, перел..женный, изл..гать, распол..жить, пол..жение, предпол..гать. Какие слова-исключения из этого правила? Составьте предложение с одним из таких слов на тему правильного образа жизни. | Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни. | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения. Базовые исследовательские действия: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. | Различать слова с точки зрения их происхождения; вычленение морфем в словах: распознавание разных видов морфем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...