Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
статья по русскому языку (11 класс)
В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и химико-биологического направления. В данных классах обучаются ученики с высокой учебной мотивацией. Школа всегда отличалась высокопрофессиональным педагогическим коллективом, успешно работающим над созданием условий для пребывания в школе, сохранением и укреплением здоровья обучающихся, соблюдением принципов личностно-ориентированного образования и обеспечением высокого уровня образования по изучаемым предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт К.Ш.Танкиной,
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7,
город Ноябрьск , ЯНАО
Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
Условия возникновения, становления опыта
В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и химико-биологического направления. В данных классах обучаются ученики с высокой учебной мотивацией. Школа всегда отличалась высокопрофессиональным педагогическим коллективом, успешно работающим над созданием условий для пребывания в школе, сохранением и укреплением здоровья обучающихся, соблюдением принципов личностно-ориентированного образования и обеспечением высокого уровня образования по изучаемым предметам.
Актуальность опыта
Технологию проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального времени.
Всё, я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, техники, технологии творческих областей. В процессе своей педагогической деятельности стремлюсь к поиску оптимальных условий индивидуальной личностной самореализации школьников в условиях информационного общества, подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам.
Противоречия массой практики, которые успешно решаются этим педагогическим опытом:
- противоречие между растущим социальным заказом общества к развитию особых дарований учащихся и традиционными формами и методами, ориентированными на подачу готовых знаний;
- противоречие между достаточным теоретическим описанием в педагогической литературе основ проектного обучения и отсутствием практических рекомендаций по использованию метода проектов как средства формирования ключевых компетенций;
- противоречие между необходимостью учителем осуществлять общее руководство исследовательским или практическим проектом и общим низким уровнем владения ИКТ преподавателями;
- перенос акцента с « условий знаний» на формирование общих предметных компетенций, развитие и углубление полученных знаний;
- расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и традиционным характером организации педагогического процесса.
Теоретическая база опыта
«Метод проектов» возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками педагогов ещё в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шадского в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в практике.
Однако в наше время к этой проблеме вновь появляется интерес. Вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников отражены в трудах М.Ю.Бухарской, М.В.Моисеевой, А.П.Орешко, Н.Ю. Пахомовой, Е.С.Полат.
Ведущая педагогическая идея
Идея личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения с использованием новых информационных технологий.
Новизна опыта
Новизна педагогического опыта заключается:
- в комбинации элементов известных методик;
- в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
- в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
- в расширении границ изучаемой темы, выполнение новых ролей учащимися при создании проектов, развитие чувства ответственности за выполняемую работу;
- в дифференцировании процесса обучения;
- в освоении новых ролей учащимися при создании проектов;
- в формировании чувства ответственности за выполненную учеником работу.
Описание опыта
Учитель применяет в своей деятельности современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения.
Также учитель спользует в работе технологию современного проектного обучения, опираясь на развивающие познавательные, учебно-организационные, коммуникативные навыки учащихся, умения исследовать и самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве, принимать оптимальные решения, критически мыслить. Работает по технологии современного проектного обучения, разработав при этом свою систему поэтапного создания проектов (от мини проекта к исследовательской работе по единой проблеме). Интерес учащихся к поэтапной работе над проектом усиливается и поддерживается применением новых информационных технологий.
Развитие исследовательских умений и навыков учащихся приводит к стойкой учебной мотивации, созданию ситуации успеха, что подтверждается успешными результатами участия в городских, окружных образовательных олимпиадах и проектах. Интегрированный характер проектных работ (литература- музыка, живопись, МХК, история) усиливается и поддерживается применением новых информационных технологий.
Создание сетевых внутрипредметных или межпредметных проектов, работа в микрогруппах
(2—3 человека) и индивидуальная работа. В процессе создания сетевых внутрипредметных и межпредметных проектов работа осуществляется как в микрогруппах (2-3 человека), так и индивидуально. С учащимися обсуждаются интересные им направления работы в области русского языка и литературы, истории и МХК, параллельно рассматриваются возможности создания проектов по другим предметам с целью пополнения базы ЦОР школы и участия в конкурсном и олимпиадном движении различных уровней. Подобные направления работы являются среднесрочными (2—3 месяца) или долгосрочными (от полугода). Модели сетевого сотрудничества и групповой работы на уроках развивают культуру работы по сети, позволяют дистанционно отслеживать результаты работы, вовремя внося корректировки в деятельность учащегося. Работа в микрогруппах (4 - 5 человека) под руководством учителя рождает индивидуальные «открытия» и «победы», которыми учащиеся делятся на этапах промежуточного контроля.
Уровень освоения темы изучения, рефлексии у каждого ученика индивидуальна, поэтому в течение всего времени учебы формируются консультанты внутри класса, внутри параллели, которые оказывают помощь своим товарищам. Учитель, исполняя роль тьютора, во внеурочной деятельности предлагает учащимся дополнительные сетевые лицейские теоретические, практические и контролирующие материалы. Устанавливаются сроки сдачи неотработанных тем, ведется журнал успешности учащихся.
Всё это помогает и мотивирует учащихся для изучения предмета не просто в рамках образовательной программы , но и подвигает его к изучению предмета дополнительно, для того чтобы стать консультантом, ведущим «специалистом» в области русского языка и литературы и выполнять роль «учителя», если того потребует ситуация
Технология опыта
На уроках русского языка используются самые различные интегрированные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы.
Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.
На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу (эйдос-конспект), весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции являются помощниками учителю в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.
Подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации; проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов; использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся. Применение ИК, я считаю,эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы, посмотреть сцены из спектаклей ведущих театров страны. Считаю, что такая организация будет способствовать перестройке учебного процесса в массовой школе и повышению его эффективности.
Результативность опыта
- Городские и окружные предметные олимпиады предметные олимпиады по литературе и русскому языку:
2016-2017 уч.г.
Муниципальный уровень
Призёры - русский язык Тимошенко Екатерина, Голубенко Дарья, Кондрашина Мария
Литература Тимошенко Екатерина, Голубенко Дарья
2017-2018 уч.г.
Муниципальный уровень
Призёры - русский язык Голубенко Дарья, Кондрашина Мария
Литература Подымова Маргарита,Голубенко Дарья
2019-2020 уч.г.
Муниципальный уровень
Литература 2 победителя ( Саранча, Тимченко) 6 призеров ( Арсланбекова, Десяткова, Пугачева, Рыбалкина,Балацкий, Азимова); русский язык 8 призёров ( Абдуллина,Азимова, Саранча, Николаев, Кашкарова, Клейдман, Арсланбекова, Тимченко)
2020-2021 уч.г.
Муниципальный уровень
литература 2 победителя ( Саранча, Тимченко) 6 призеров ( Арсланбекова, Десяткова, Пугачева, Рыбалкина,Балацкий, Азимова); русский язык 8 призёров ( Абдуллина,Азимова, Саранча, Николаев, Кашкарова, Клейдман, Арсланбекова, Тимченко)
2021-2022 уч.г.
Муниципальный уровень
Победители: русский язык – Саранча Анастасия. Литература – Кривогина Мария 7а), Балацкий Владислав (8б), Нестеров Глеб( 10а)
Призеры: по русскому языку 7 класс: Ржевская Анна, Холоденко Ульяна, Кривогина Мария, 8 класс: Упыр Владислав, Балацкий Владислав, 9 класс: Богданова Анна, 10 класс: Клейдман Аксенья, Арсланбекова Айгуль, Ганиева Сабина;
Призёры по литературе 9 класс: Саранча Анастасия, Азимова Алина.10 класс: Тимченко Арина,Арсланбекова Айгуль, Кобзаренко Ярослава, Рыбалкина Тамара.
Региональный уровень
Призёр 9 класс: Саранча Анастасия
2022-2023 уч.г.
Муниципальный уровень
Литератрура 4 победителя: Кривогина, Балацкий, Саранча, Васильев. Призёры: Холоденко, Жильченко,Косовских, Дажук ; Казаков ; Ивашко, Абдуллина; Тимченко, Нестеров, Арсланбекова.
Русский язык Победитель: Саранча Призёры: Холоденко, Косовских, Кривогина, Дажук, Ржевская; Балацкий, Упыр, Богданова, Абдуллина; Рыбалкина, Арсланбекова, Клейдман,Тимченко, Кобзаренко
Региональный уровень
Победитель литература: Нестеров Глеб, призёры: Арсланбекова Айгуль, Тимченко Арин а( 11 класс), Саранча Анастасия ( 10 класс).
Русский язык Саранча Анастасия (10 класс)
2023-2024 уч.г.
Муниципальный уровень
Литература-призеры Кривогина Мария, Ладанюк Полина, Дюдюн Ярослава, Жильченко Валерия , Балацкий Владислав,Абдуллина Диана.
Русский язык- победитель Саранча Анастасия, Призёры- Холоденко Ульяна, Косовских Полина, Дажук Иван, Дюдюн Ярослава, Ржевская Анна, Упыр Владислав, Балацкий Владислав, Голубенко Иван, Богданова Анна.
- Ежегодное участие во всероссийский конкурс « Русский медвежонок»
- 2 диплома 1 степени X международной олимпиады по основным наукам в финальном этапе по предмету «Русский язык» ( Владимирова Алёна и Пицик Юлия) .Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» является АНО « Дом Учителя УрФО» г. Екатеринбург, Россия
- Грамота учителю Танкиной К.Ш. за участие обучающихся в 10 международной Олимпиады по основным наукам .г.Екатеринбург, 2021-2023 годы, май. Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» является АНО « Дом Учителя УрФО» г. Екатеринбург, Россия
- Ежегодное участие в Всероссийской предметной олимпиаде ( грамоты и благодарности) Благодарность 2019 и 2023 года «Центр поддержки талантливой молодёжи»
- «Центр развития одарённости» Диплом за подготовку призёра Всероссийского чемпионата по русскому языку и языкознанию» (апрель 2022 г.)
- Дистанционная олимпиада по русскому языку (Заявка 64722) 6 участников 4 диплома и 2 сертификата
- Всероссийская олимпиада «Грамотей – спринт» 2022. Участники 7а класс и 9б класс, .протокол от 24.04 2021 года ;«Грамотей-спринт 2022 год» Всероссийский конкурс 47 участников свыше 90 % грамотности показали 5 участников
- Всероссийская предметная олимпиада. Русский язык , литература 6а класс кол. Участников 21. Призёры, благодарность за участие.
- Городской конкурс « Простые слова» 2 место
Бабичева Полина и Георгий Головачко (приказ №7 от 10.01.2021
- Публикация в Электронном журнале на сайте ДО Сочинение
Владимировой Алёны « Мой путь к успеху»
- Благодарности за организацию и проведение интеллектуально – личностного марафона « Твои возможности» для детей, обучающихся по Образовательной системе « Школа 2100» от межрегиональной общеобразовательной организации « Образовательная система « Школа 2100» Москва , 2013 г.,2014 г Подписана Р.Н.Бунеевым
- Призёр Четвертой Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку « Мозговой штурм», организованный центром научной мысли. ( диплом от 25.05.2022 год) Кручинина Елизавете 7а класс
- Работа в составе временных комиссий (Мониторинг читательской грамотности
( проверка работ, заполнение анкет), 2022 год
- Участие в городском конкурсе сочинений « Мой город - моя полиция» Призы у участников и учителю «Памятный адрес"
г. Ноябрьск, 2023 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-55539-1695664396.jpg)
: «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математики как средство познавательной активности школьников»
Обобщение опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/08/picture-276535-1565254009.jpg)
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе
Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/07/picture-292299-1378572178.jpg)
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483693-1411133687.jpg)
Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".
В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483693-1411133687.jpg)
Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".
В статье я делюсь своим педагогическим опытом работы с олипиадниками и одарёнными детьми. Статья представляет собой несколько разделов: условия возникновения опыта, актуальность,теъническа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483693-1411133687.jpg)
Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
В данном материале представлен опыт работы по подготовке учащихся к олимпиале по русскому языку и литературе. Методы работы и приемы посредствам которых достигаются результаты результаты как на ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483693-1411133687.jpg)
Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...