Урок русского языка в 5 классе "Путешествие по словосочетательному кольцу"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка "Путешествие по словосочетательному кольцу" помогает систематизировать и обобщить теоретические знания по теме : "Словосочетание" ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovosochetanie.docx | 91.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2
имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина»
пос. Кшенский Советского района Курской области
Конспект урока русского языка
в 5 классе
« Путешествие
по словосочетательному кольцу»
Подготовлен учителем
русского языка и литературы
Мироновой Ириной Анатольевной
Цели урока:
- систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
- повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
- доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: игра – путешествие “Словосочетательное кольцо”.
Технология: на игровой основе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. - Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда мы начинаем!
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Ведь вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Речевая разминка.
Чтение текста «Рябина»
-Можно ли ряд предложений назвать текстом?
-Какова тема этого текста?
-К какому типу речи можно отнести этот текст?
-К какому стилю речи мы отнесём этот текст?
-Как можно этот текст озаглавить?
-Попробуйте озаглавить текст одним словом.
- А теперь давайте подберем к слову «рябина» имена прилагательные, которые помогут нам точнее описать дерево. Что мы с вами составили? (Словосочетания).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Словосочетания».
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем.
3. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя:
Урок мы проведем в форме путешествия по “Словосочетательному кольцу”. Путешествуя от станции к станции, мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций. Наше путешествие будет проходить под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.
2. Путешествие. Ход игры.
А) Станция “Теоретическая”
Задание: дополните предложения.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают ______________________ и __________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________.
Б) Станция “Схематическая”.
Задание: Произвести разбор словосочетаний: Золотая осень, Шорох листьев, Освещается солнцем
В) Станция “Практическая”. Работа выполняется самостоятельно
Задание 1: выпишите словосочетания.
Добрая и ласковая, слушать учителя, по дороге, письменная работа, идти далеко, с другом, начало урока, золотой, идёт дождь, заниматься музыкой, выполнить аккуратно.
Задание 2: Лингвистическая задачка
Одеть или надеть?
- …………….. на малыша;
- ……………. плащ;
- ……………. фуражку на себя;
надеть –что на кого? На что?
одеть – кого во что?
Оплатить или заплатить?
- ……………… покупку
- ……………… проезд
- ……………….за проезд
- ……………… за билет
оплатить что-то
заплатить за что-то
Задание 3:
Работа с учебником
Упражнение 39
Динамическая пауза.
Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
И наклоны нам полезны –
Физкультуре будем верны
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.
Г) Станция “Игровая”.
Игра «Аукцион»
Задание: Придумайте словосочетания к картине Е. Волкова «Золотая осень Тихая речка.»
Д) Станция “Конструкторская”.
1 задание: Работа с учебником
Упражнение 43
2 задание: образовать сложные словосочетания, записать их. Обозначить виды связи между словами (работа выполняется коллективно, в подгруппах).
Выйти (опушка, роща, берёзовый); запах (терпкий, полынь, степной); расположиться (берег, речушка, горный); играть (братишка, тень, дерево).
Е) Станция “Итоговая”.
Учитель:
- Уважаемые путешественники! Все станции, представленные в “словосочетательном кольце” нами исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 3 словосочетания, характеризующие наше путешествие.
Выборочное выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект урока немецкого языка в 8 классе "Золотое кольцо России"
В материале представлен конспект урока, презентация к нему, раздаточный материал. На уроке реализуется мини-проект "Путеводитель по Золотому кольцу России"...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...