Урок русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гладкая Наталья Викторовна

Урок ориентирован на обучающихся 5 класса.

Цель: повторить и обобщить полученные теоретические знания по теме «Синтаксис»; сформировать навык синтаксического разбора простого предложения; повторить классификацию простых предложений; повторить, чем бывает осложнено простое предложение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умеют проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения;
  • конструируют простое предложение по заданной схеме.

Метапредметные:

  • владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • определяют новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
  • объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения;

Личностные:

  • уважительно относятся к родному языку;
  • проявляют желание осваивать новые виды деятельности;
  • участвуют в творческом, созидательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_56_sint_razbor_predlozheniya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка №56 в 5а 14.11.17.

Тема урока. Синтаксический разбор простого предложения

Цели деятельности учителя: 

Содержательная: повторение, закрепление и обобщение пройденного материала по теме «Простое предложение»

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм. Научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.

Планируемые образовательные результаты (УУД)

Предметные: уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Методы и формы обучения: наблюдение за тестом, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная , групповая.

Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал.

Приёмы 1. Приём « Верные - неверные утверждения» Приём «Тонкие и толстые вопросы»

                               4.Приём «Лови ошибку»

                               5.Приём «Найди соответствия»

                               6.Кластер

Форма работы: 1.Фронтальная

                             2. Индивидуальная

                              3. Парная

Ход урока.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

К уроку готовы? Тогда за работу,  удачи желаю я вам!

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

-А  сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.

Я буду задавать тонкие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»

  1. Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
  2. Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
  3. Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
  4. Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

 -Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)

-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

 Еще мы должны повторить и обобщить  знания по теме «Синтаксис».

     А  помогут нам  в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни. Проходить наш урок будет под девизом: « Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята?  (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)

3. Словарно- орфографическая работа.

-А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол». Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.

1. Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих -
Рыбацкие сети.(стадион)

2. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)

3. В честной драке я не струшу,

Защищу двоих сестер.

Бью на тренировке грушу,

Потому что я... (боксер)

4. И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные... (коньки)

Взаимопроверка. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. - Ребята! На какую орфограмму мы написали слова?( непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какие слова лишние? К каким словам можно подобрать проверочное слово? ( боксёр, коньки)  А какой общей темой объединены эти слова? (спорт) Какую роль  он  играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение

Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!

4.Объяснение нового материала.

 Составление кластера по изученному материалу.

 

Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.

 ( Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.

  5.Части речи

А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.

 У какого слова неправильно определена часть речи?

1) Оздоравливает  – глагол в форме настоящего времени;

2)  И- предлог

3)  Хороший – имя прилагательное;

4) Смех – имя существительное. Ответ: 2

  6. Работа в парах.

У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах ( 1 предложение на стол)  

1. Здоровье дороже богатства.
2. Чистота - залог здоровья.

3. Хороший смех оздоравливает душу.
4. Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.

-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически.

7. Физкультминутка

Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – опустить руки вниз.

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.

8. Приём «Лови ошибку»

Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.

 Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении.

9.  На наше здоровье влияет и наш рацион. Исключите из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов. Послушайте, что говорится в одном их стихотворений? Выразительное чтение стихотворения.

Чудо-огород.
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

- Почему нужно есть как можно больше фруктов и овощей, ребята?

Задания: 1) найдите предложения, осложнённые однородными членами предложения;

2) Составьте простое  предложение с однородными членами и обобщающим словом. На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.

2)  начертите схему

3. Стадия «Рефлексия»

11. Работа с текстом. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Музыка лечит.

      Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение4. А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.

    От х…рошей музыки даже р…стения  быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть,  п…гибнуть.

4. Домашнее задание. П.33 – перечитать порядок синт.разбора. Упр. 170 на стр.134.

Урок окончен, всем спасибо!

5 класс. Синтаксический разбор простого предложения. 

Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.
Чудо-огород.
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

 Музыка лечит.

      Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение4. А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.

    От х…рошей музыки даже р…стения  быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть,  п…гибнуть.

5 класс. Синтаксический разбор простого предложения. 

Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

У Пети смех заразный. Грипп – болезнь заразительная.
Чудо-огород.
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

 Музыка лечит.

      Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение4. А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.

    От х…рошей музыки даже р…стения  быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть,  п…гибнуть.

Здоровье дороже богатства.


Чистота - залог здоровья.

Хороший смех оздоравливает душу.


Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Проверочная работа по русскому языку 5 класс по теме "Простое предложение"

Проверка знаний учащихся по постановке знаков препинания при однородных членах, обращении...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок по русскому языку. 5 класс. Синтаксический разбор простого предложения.

Конспект урока и презентацмя по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс ФГОС....

Конспект урока с самоанализом на тему "Синтаксический разбор простого предложения" 5кл

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка, отработка умения производить синтаксич...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор простого предложения".

Презетнация по теме "Синтаксический разбор простого предложения"....