Система оценивания достижений обучающихся и её организация
статья по русскому языку

Малика Татьяна Михайловна

 В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания достижений обучающихся и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных

стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого

себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути

их реализации».

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы

образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным

результатам общего образования стандарт относит:

-формирование универсальных и предметных способов действий

- воспитание основ умения учиться

- способности к самоорганизации

- индивидуальный прогресс в развитии личности

Поэтому сегодня для анализа и объективной оценки педагогического процесса,

управления качеством обучения необходим мониторинг учебных достижений учащихся.

Учитель должен владеть следующей информацией: обученность учащихся, обучаемость,

уровень сформированности обще-учебных умений и навыков, личностный рост,

индивидуальные образовательные достижения обучающихся, комфортность обучения,

доступность образования, состояние здоровья обучающихся.

1. по месту в процессе обучения:

- предварительный, позволяющий определить исходный уровень обученности и

развития учащихся;

- текущий, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их

продвижения в освоении программного материала;

- итоговый, определяющий итоговый уровень знаний, учащихся по предметам и

степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

2. по содержанию:

- прогностический или планирующий, определяющий последовательность выполнения

операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения

действия;

- пооперационный, управляющий правильностью, полнотой и

последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с

образцом после осуществления учебного действия;

3. по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

- внешний, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и

взаимооценка);

- внутренний или рефлексивный, осуществляемый учащимся и обращенный на

понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и

самооценка).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся

следующие:

- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям

государственного стандарта образования;

- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать,

классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех

программ образования принципов:

1. Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом

интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения

используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое,

промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания

выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не

его личные качества.

4. Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и

учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в

контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно

использовать на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя

ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя

ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под

диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали -

прочитали то, что написано.

Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто

проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника

воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты

плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя

на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.

Таким образом, для формирующейся личности школьника важно терпеливое

объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и

доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к

ребенку.

Достижение планируемых результатов будут обеспечено за счет внедрения следующих

технологий:

- технологий открытого образования;

- внедрения моделей индивидуализации образовательных траекторий;

- развития открытой информационной среды («Сетевой город»);

- реализации программ и технологий, обеспечивающих достижение личностных результатов;

- создания единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга

развития образования;

-внедрения модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей

различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации

образования, поддержки учебной мотивации.

Виды осуществления диагностики результатов обучения можно классифицировать по

форме предъявления достижений и рассматривать:

устные ответы учащихся;

письменные работы;

практические задания.

Устные ответы учащихся – это:

рассказ о выполнении домашних заданий;

участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;

выступление на конференции;

рецензирование ответов и работ других учащихся.

Письменные работы – это:

записи в лабораторном журнале;

отчеты о выполнении домашних заданий;

самостоятельные и контрольные работы;

тестирование;

рецензирование ответов и работ других учащихся.

Практические задания – это:

изготовление приборов;

подготовка стендовых докладов;

подготовка презентаций;

подготовка рисунков «от руки»;

подготовка рисунков на компьютере;

создание фото и видеоматериалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.

    В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлят...

Рейтинговая система оценивания достижений обучающихся

Необходимость реформы системы оценивания в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и пр...

Система контроля и оценивания достижений обучающихся

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и в...

Система оценивания достижений обучающихся и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача  современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного само...

Система оценивания достижений обучающихся

Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных иметапредметных результатов. При правильном определении целей достижения образовательных результатов исп...

"Современные подходы к системе оценивания достижений обучающихся на уроках физики"

Методическая разработка о современных подходах к системе оценивания достижений обучающихся  с точки зрения ФГОС и ФОП...