Система оценивания достижений обучающихся и её организация
статья по русскому языку
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_dostizheniy_obuchayushchihsya_i_eyo_organizatsiya.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания достижений обучающихся и её организация
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных
стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого
себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути
их реализации».
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы
образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным
результатам общего образования стандарт относит:
-формирование универсальных и предметных способов действий
- воспитание основ умения учиться
- способности к самоорганизации
- индивидуальный прогресс в развитии личности
Поэтому сегодня для анализа и объективной оценки педагогического процесса,
управления качеством обучения необходим мониторинг учебных достижений учащихся.
Учитель должен владеть следующей информацией: обученность учащихся, обучаемость,
уровень сформированности обще-учебных умений и навыков, личностный рост,
индивидуальные образовательные достижения обучающихся, комфортность обучения,
доступность образования, состояние здоровья обучающихся.
1. по месту в процессе обучения:
- предварительный, позволяющий определить исходный уровень обученности и
развития учащихся;
- текущий, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их
продвижения в освоении программного материала;
- итоговый, определяющий итоговый уровень знаний, учащихся по предметам и
степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
2. по содержанию:
- прогностический или планирующий, определяющий последовательность выполнения
операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения
действия;
- пооперационный, управляющий правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с
образцом после осуществления учебного действия;
3. по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
- внешний, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и
взаимооценка);
- внутренний или рефлексивный, осуществляемый учащимся и обращенный на
понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и
самооценка).
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся
следующие:
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям
государственного стандарта образования;
- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех
программ образования принципов:
1. Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом
интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения
используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое,
промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания
выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не
его личные качества.
4. Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и
учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно
использовать на уроках.
Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя
ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя
ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под
диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали -
прочитали то, что написано.
Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто
проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника
воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты
плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.
Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя
на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.
Таким образом, для формирующейся личности школьника важно терпеливое
объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и
доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к
ребенку.
Достижение планируемых результатов будут обеспечено за счет внедрения следующих
технологий:
- технологий открытого образования;
- внедрения моделей индивидуализации образовательных траекторий;
- развития открытой информационной среды («Сетевой город»);
- реализации программ и технологий, обеспечивающих достижение личностных результатов;
- создания единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга
развития образования;
-внедрения модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей
различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации
образования, поддержки учебной мотивации.
Виды осуществления диагностики результатов обучения можно классифицировать по
форме предъявления достижений и рассматривать:
устные ответы учащихся;
письменные работы;
практические задания.
Устные ответы учащихся – это:
рассказ о выполнении домашних заданий;
участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;
выступление на конференции;
рецензирование ответов и работ других учащихся.
Письменные работы – это:
записи в лабораторном журнале;
отчеты о выполнении домашних заданий;
самостоятельные и контрольные работы;
тестирование;
рецензирование ответов и работ других учащихся.
Практические задания – это:
изготовление приборов;
подготовка стендовых докладов;
подготовка презентаций;
подготовка рисунков «от руки»;
подготовка рисунков на компьютере;
создание фото и видеоматериалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.
В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлят...
Рейтинговая система оценивания достижений обучающихся
Необходимость реформы системы оценивания в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и пр...
Система контроля и оценивания достижений обучающихся
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и в...
Система оценивания достижений обучающихся и её организация
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного само...
Система оценивания достижений обучающихся
Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных иметапредметных результатов. При правильном определении целей достижения образовательных результатов исп...
"Современные подходы к системе оценивания достижений обучающихся на уроках физики"
Методическая разработка о современных подходах к системе оценивания достижений обучающихся с точки зрения ФГОС и ФОП...