Контрольная работа по теме "Лексика" (русский язык 6 класс)
тест по русскому языку (6 класс)
Контрольная работа по теме "Лексика" состоиит из 3-х вариантов, включающих задания как тестового характера, так и задания, требующие ответа. Рассчитана на обучающихся разного уровня знаний. Учитель может выбирать количество заданий, ориентируясь на конкретных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_kontr_rab_po_russk_6_kl.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: «Лексика». _______________________________
Вариант 1.
1. Закончить высказывания:
Лексикология - это наука, которая изучает _________________________________________________.
Многозначными называются слова, у которых _______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Синонимы – это ________________________________________________________________________
2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
Тяжелый___________________________________________________________
Холодный__________________________________________________________
Лететь_____________________________________________________________
3. Распределите слова по группами:
Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно, кафтан, буряк, кочет
Общеупотребительные Малоупотребительные
4. Профессионализмы - это______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Подчеркните слова, которые являются профессиональными:
Альбом, аэродинамика, суппорт, машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк, педагогика, чашелистик.
6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:
1.Очи
2.чело
3.ланиты
4.уста
5.перст
6.баталия
7.глаголет
8.брадобрей
А. Щеки
Б. глаза
В. губы
Г. лоб
Д. говорит
Е. битва
Ж. палец
З. парикмахер
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.__________________________
Ваши аргументы убедительны._________________________________________________________
В дверях гостиницы нас встретил консьерж.______________________________________________
8.Установите соответствие:
1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы
2. намеченный путь следования б. вообразить
3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый
4. очень большой г. буквы
5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный
6. знаки для обозначения звуков е. маршрут
Ответ:1___2___3___4___5___6___.
9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)
Обувь : кеды, босоножки, ботфорты,кроссовки
Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан
Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .
10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.Паустовский).
____________________________________________________________________________________
11.Выпишите синонимы из предложений.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце. _______________________________________________________
12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямомзначении, в другом – в переносном.
РОДНИК (прямое)______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
РОДНИК (переносное)__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) консалтинг, кастинг, конфессия; Б) царь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник; Г) опосля, слухайте, не серчай;
Д) офтальмолог, сетчатка, катаракта.
14. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом Б) орфоэпическом Г) толковом
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Муж да жена – одна сатана. Б) Мы шли долго, без отдыха, без остановок.
В) А за окном ветер то воет, то свистит. Г) Ученье – свет, а неученье – тьма.
Контрольная работа по теме: «Лексика». Вариант 2. _____________________
1. Закончить высказывания:
Лексика – это раздел языкознания, который изучает ________________________________________.
______________________________________________________________________________________
Однозначными называются слова, у которых_______________________________________________
______________________________________________________________________________________
Антонимы – это _______________________________________________________________________.
2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
Горький______________________________________________________________________________
Каша_________________________________________________________________________________
Туманный_____________________________________________________________________________
3. Соотнесите слова с группами.
Каменный, зеницы, автомобиль, перст, буерак, доска, студень, зажигание, тугоплавкие, здание, лексика
Общеупотребительные Малоупотребительные
4.Диалектизмы – это __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
5. Подчеркните слова, которые являются диалектными:
Фиксаж, деруны, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение, буряк, квохтушка.
6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:
1.очи
2.чело
3.стопа
4.уста
5.перст
6.баталия
7.глаголет
8.брадобрей
А. нога
Б. глаза
В. губы
Г. лоб
Д. говорит
Е. битва
Ж. палец
З. парикмахер
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби._________________________________
Ребята заключили пари.______________________________________________________
Все работали с энтузиазмом.___________________________________________________
8.Установите соответствие:
1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы
2. намеченный путь следования б. вообразить
3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый
4. очень большой г. буквы
5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный
6. знаки для обозначения звуков е. маршрут
Ответ:1___2___3___4___5___6___.
9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)
Обувь: кеды, босоножки, ботильоны, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото.
10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
В саду горит костёр рябины красной.
Ходят волны по реке, тёмные, свинцовые.
_____________________________________________________________________________
11.Выпишите синонимы из предложений.
С каменного утёса, возвышающегося над извилистой рекой, смотрел гордо и одиноко огромный кедр, раскидавший по поднебесью свои огромные ветви. _____________________________________ _____________________________________________________________________________________
12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямомзначении, в другом – в переносном.
КЛЮЧ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
КЛЮЧ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) армяк, боярин, лапти;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) загодя, прислухаться, не серчай;
Д) отоларинголог, ринит, отит.
14. В каком(их) словаре(ях) можно уточнить значение слова?
А) орфографическом Б) орфоэпическом В) этимологическом
Г) толковом Д) словаре иностранных слов
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Молоко козье утрешнее, свежее. Г) Корень учения горек, а плод его сладок.
Б) Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Контрольная работа по теме: «Лексика». Вариант 3. ______________________________
1. Закончить высказывания:
Лексикология - это наука, которая изучает _________________________________________________.
Диалектизмы - это слова, которые _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Профессионализмы – это слова, которые ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:
Трудный_______________________________________________________________________________
Ледяной _______________________________________________________________________________
Бежать_________________________________________________________________________________
3. Распределите слова по группами:
Небо, скальпель, синева, классно, деруны, дорога, улица, гутарить, птица, курень, животное, ланцет, векша, ишак, хворь, лекало.
Общеупотребительные | Малоупотребительные |
4. Омонимы – это слова, которые _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Подчеркните слова, которые являются жаргонными:
Строить, хата, гомонок, затвор, суффикс, тетрадь, аватарка, разборки, ксива, наезд, книга, девушка.
6. Найдите к устаревшим словам синонимы, расположенными в правом столбике:
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
На шоссе произошла крупная авария. ___________________________________________________
Мы побывали на презентации новых косметических товаров. ______________________________
Абсолютным чемпионом мира стал наш соотечественник. _________________________________
8.Установите соответствие:
1. алый, пламенный, багровый 2. последовательность действий 3. нарисовать, передать в рисунке 4. очень маленький, крошечный 5. слова, употребляемые школьниками, студентами 6. условные обозначения | а. сленг б. изобразить в. красный г. значки д. мизерный е. план |
Ответ:1______2______3______4______5______6______.
9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)
А) Обувь: сапоги, ботильоны, башмаки, туфли.
Б) Одежда: пиджак, рубашка, жакет, свитер.
В) Игры: лото, нарды, монополия, лего.
10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
Сельское озеро в раме зеленых дерев блестело серебряной гладью с розовым отливом на утренней заре.
____________________________________________________________________________________
11.Выпишите синонимы из предложений.
Перед казаками раскрылась степь, широкая, привольная, бесконечная, вся в ковыле и маках до самого горизонта. ________________________________________________________________
12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
РУЧКА (прямое)_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
РУЧКА (переносное)____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) конгломерат, маркетинг, хит-парад;
Б) косоворотка, шаровары, лапоть;
В) мшары, музга, цибуля;
Г) далече, чаять, не серчай;
Д) чашелистик, плодоножка, ядро клетки.
14. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом Б) орфоэпическом
Г) толковом Д) словаре иностранных слов Е) лингвистическом
15. В каком(их) предложении(ях) есть антонимы?
А) Сам погибай, а товарища выручай. Б) Утро вечера мудренее.
В) Родина – мать, а чужбина – мачеха.. Г) Два сапога – пара, да и те на левую ногу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа №6 по немецкому языку в 5 классе
По учебнику И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 5класс. (6 раздел)...
Диагностическая контрольная работа по типу ГИА 8 класс (русский язык) на начало учебного года
Диагностическая контрольная работа по типу ГИА по русскому языку в 8 классе на начало учебного года (6 вариантов часть А, часть В, бланки ответов, ответы).При подготовке контрольной работы испол...
Диагностическая контрольная работа по типу ГИА 9 класс (русский язык) на начало учебного года
Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 9 классе на начало учебного года построена по типу ГИА, состоит из двух частей А и В, 6 вариантов....
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II четверть). 5 класс.
Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II че...
Контрольная работа по родному русскому языку " Грамматические нормы русского языка" , 11 класс
Задания ЕГЭ...
Итоговая контрольная работа по алгебре за 9 класс, входная контрольная работа по математике 10 класс
Итоговая контрольная работа по алгебре за 9 класс, входная контрольная работа по математике 10 класс...