Связь качества чтения с успеваемостью
статья по русскому языку (6 класс)

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, в первую очередьему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом исчетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимыхдля дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохоумеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процессшкольного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей,прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимисятехникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будетсопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могутпривести к неуспеваемости.

Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблемпедагогического процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологови педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемойразвития читательской деятельности учащихся занимались многиеотечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин,Г.Н. Кудина, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.А. Цукерман. Этипроблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом, Дж. Мортоном  и др.

Несмотря на то, что проводимые в начальной школе диагностическиесрезы подразумевают оценку сформированности навыка чтения не толькопосредством скоростного критерия (количество слов в минуту), но и оценкупонимания прочитанного, для многих учителей первый критерий являетсяосновным. Как отмечает Л.В. Шибаева, техника чтения, о которой педагогзаботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение какполноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, нескладывается. Между тем современная мировая практика ориентирована накритерий понимания текста.

 Так, регулярно проводимые во многих странахпроверки сформированности навыка чтения базируются на критерииграмотности чтения, который формулируется как «способность человека космыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию ихсодержания для достижения собственных целей, развития знаний ивозможностей, для активного участия вжизни общества». Проведенное в 2000 году по этой системе международное исследованиеобразовательных достижений учащихся (PISA) зафиксировало очень печальныйрезультат: по уровню грамотности чтения российские школьники заняли 27 место. В частности, читать на «высшем уровне» - то есть «понимать сложныетексты, оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы ивыводы», смогли только 3% обследованных российских школьников. Учащихся, показавших уровень ниже первого (включает в себя базовыеумения: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, интерпретация текста с целью определения основной темы), в России оказалось9%, в среднемже по странам - 6%. Это обстоятельство заставляет вновь вернуться к разработке критериевоценки сформированности навыка чтения. В качестве «рабочего» будет использоваться критерий «качествочтения». Под качеством чтения мы понимаем умение осмысленно читать.

Цель работы: проследить связь качества чтения и успешности обучения детейначальных классов.

Объект: качество чтения и успешность обучения учащихся начальнойшколы.

Предмет: связь между уровнем смыслового понимания текста и уровнемобщей успеваемости.

Задачи:

  1. Обзор литературы по анализу деятельности чтения.
  2. Анализ подходов к проблеме неуспеваемости.
  3. Исследование сформированности навыка чтения у учащихся начальныхклассов.
  4. Оценка успеваемости учащихся начальных классов.
  5. Сопоставление уровней успеваемости и уровней сформированностинавыка чтения у учащихся начальных классов.

Гипотеза:Допустим, что от качества чтения зависит уровень успешности учебной деятельности.

Методы исследования:

  •  тестирование
  •  метод экспертной оценки
  •  метод анализа документов
  •  беседа
  •  наблюдение
  •  метод перекрестной группировки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Сабурова»

Реферат

«Связь качества чтения с успеваемостью учащихся начальных классов»

Учитель: Осинцева М.В.

(первая квалификационная категория)

заявленная категория __высшая___

с. Первомайский,

2013г.

Оглавление

1.

Введение

3

2.

Глава 1. Проблема успеваемости и роль чтения в учебной                                         деятельности

6

 1.1. Некоторые факторы, влияющие на успеваемость            учащихся начальных классов

6

 1.2. Определение и распознавание неуспеваемости

7

 1.3. Изучение процесса понимания текста

8

3.

Глава 2. Исследование сформированности навыка чтения и                                                                                                  уровней успеваемости учащихся начальных классов

13

2.1. Методы и процедура исследования

13

2.2. Основные результаты и их обсуждение

18

4.

Заключение

20

5.

Список использованных источников

21

6.

Приложения

23

 

 

 

 

 

Введение

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Г.Н. Кудина, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом, Дж. Мортоном  и др.

Несмотря на то, что проводимые в начальной школе диагностические срезы подразумевают оценку сформированности навыка чтения не только посредством скоростного критерия (количество слов в минуту), но и оценку понимания прочитанного, для многих учителей первый критерий является основным. Как отмечает Л.В. Шибаева, техника чтения, о которой педагог заботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается. Между тем современная мировая практика ориентирована на критерий понимания текста.

 Так, регулярно проводимые во многих странах проверки сформированности навыка чтения базируются на критерии  грамотности чтения, который формулируется как «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества». Проведенное в 2000 году по этой системе международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) зафиксировало очень печальный результат: по уровню грамотности чтения российские школьники заняли 27 место. В частности, читать на «высшем уровне» - то есть «понимать сложные тексты, оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы», смогли только 3% обследованных российских школьников.  Учащихся, показавших уровень ниже первого (включает в себя базовые умения: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде,  интерпретация текста с целью определения основной темы), в России оказалось 9%, в среднем же по странам - 6%.  Это обстоятельство заставляет вновь вернуться к разработке критериев оценки сформированности навыка чтения. В качестве «рабочего» будет использоваться критерий «качество чтения». Под качеством чтения мы понимаем умение осмысленно читать.

Цель работы: проследить связь качества чтения и успешности обучения детей начальных классов.

Объект: качество чтения и успешность обучения учащихся начальной школы.

Предмет: связь между уровнем смыслового понимания текста и уровнем общей успеваемости.

Задачи: 

  1. Обзор литературы по анализу деятельности чтения.
  2. Анализ подходов к проблеме неуспеваемости.  
  3. Исследование сформированности навыка чтения у учащихся начальных классов.
  4. Оценка успеваемости учащихся начальных классов.
  5. Сопоставление уровней успеваемости и уровней сформированности навыка чтения у учащихся начальных классов.

Гипотеза: Допустим, что от качества чтения зависит уровень успешности учебной деятельности.

Методы исследования:

  •  тестирование
  •  метод экспертной оценки
  •  метод анализа документов
  •  беседа
  •  наблюдение
  •  метод перекрестной группировки

Глава 1. Проблема успеваемости и роль чтения в учебной деятельности

1.1. Некоторые факторы, влияющие на успеваемость учащихся начальных классов

Решающее влияние на умственное развитие и, следовательно, на успеваемость учащихся оказывает содержание усваиваемых знаний [26; 32] и условия, в которых осуществляется обучение [9;98]. Организация условий обучения и планирование содержания знаний, подлежащих усвоению, должны сочетаться с рядом других факторов, влияющих на особенности усвоения знаний.

К таким факторам относятся возрастные и половые различия, различия в подготовленности детей к школе и даже различия в уровне образования их родителей. Эти факторы особенно значимы для детей младшего школьного возраста. Исследование, проведенное Фомичевой Т.В. и Ходор А.И., содержит некоторые данные о влиянии этих факторов на успеваемость учащихся первых классов. В процессе обследования учитывались успеваемость учеников за первое полугодие по основным предметам (чтению, письму, математике), возраст, пол, подготовленность по чтению к моменту поступления в школу и уровень образования родителей.

В нашей стране в первый класс поступают семилетние дети. Но практически имеются колебания в этом возрасте в пределах от одного месяца до года. Влияют ли обнаруживаемые у первоклассников различия в возрасте на их успеваемость? Для того чтобы установить соотношение возраста и успеваемости, исследователями был установлен коэффициент корреляции (по Пирсону) между двумя рядами переменных: возраст и успеваемость по основным предметам. Корреляция оказалась положительной по всем основным предметам, что свидетельствует о зависимости успеваемости от возраста. Возраст учащихся оказывает влияние не только на успеваемость, но и на их подготовленность к обучению в школе.

Рассматривались две группы: младшая (от 6 лет 11 мес. до 7 лет 1 мес.) и старшая (от 7 лет 7мес. до 7 лет 11  мес.). Сравнение групп проводилось только по одному критерию – умению читать. В старшей группе количество разных по подготовленности к чтению было примерно одинаковым: неподготовленных - 22,3%, хорошо подготовленных - 23,6%. В младшей группе неподготовленных - 34,7%, хорошо подготовленных - только 8%.

Влияние полового фактора на успеваемость. Более раннее созревание организма девочек по сравнению с мальчиками может обуславливать появление у них более высоких функциональных возможностей психики. Исследование, проведенное Ю.К. Бабанским, показывает, что «среди глубоко неуспевающих учащихся в школах Ростовской области имеется 79% мальчиков и только 21% девочек» [8;211]. Ю.А. Погребинский установил, что в начальных классах «среди отличников мальчиков - 13%, а среди двоечников их 83%. Эти данные свидетельствуют об определенной связи неуспеваемости и половых различий.

Интересно также отметить соответствующие различия между мальчиками и девочками в навыках приобретенных на ранних стадиях развития читательской деятельности. Почти на каждой фазе языкового обучения девочки превосходят мальчиков [1;24]. Также определено, что более поздние проблемы школьного обучения проявляются в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек [1;26].

Наряду с возрастными и половыми различиями значимым является влияние подготовленности детей к школе. Преимущество подготовленных по чтению перед остальными детьми сказывался и на успеваемости по другим предметам - по письму и математике. Таким образом, хорошая подготовленность к школе по чтению обуславливает и более высокую успеваемость по всем основным предметам, так как облегчает усвоение материала.

Еще один фактор - уровень образования родителей - также является существенно влияющим на успеваемость учащихся. Исследования, проведенные Э.К. Васильевой, показали, что наиболее существенным условием, благоприятно влияющим на учебу, является культурный и образовательный уровень родителей. Более высокий уровень образования обуславливает и более высокую успеваемость у детей. Многие исследователи [12;67] выявляют связь между численностью семьи и успеваемостью. Разница в приобретении навыков чтения между первым и последующими детьми ясно прослеживается в больших семьях [7;45].

Влияние дома и отношения родителей к образованию является важным фактором в поощрении детского лингвистического развития и развития устойчивого положительного отношения к школе [24;48]. Родительская поддержка может влиять на желание ребенка к получению знаний. Помощь младшему школьнику с домашней работой, обеспечение книгами, поощрение в чтении являются значимыми факторами в приобретении ребенком учебных навыков.

1.2. Определение и распознавание неуспеваемости

Неуспеваемость - это несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения. [22;329] Понятие неуспеваемости соответствует в общем смысле оценке. Учителя наблюдают детей, которые достигают меньших результатов, чем заложено в их потенциальных возможностях. Эта разница между достижением и потенциалом и рассматривается как неуспеваемость [17;205].

 Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, письма, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Учителям часто трудно определить истинно медленно обучаемых учеников и неуспевающих [14; 6].  Системный подход может дать определение неуспеваемости как особого рода диагноз. С точки зрения данного подхода неуспеваемость можно оценить с помощью теста на интеллект [21;215]. Ребенок со средним или высоким уровнем IQ, но у которого уровень выполнения ниже среднего, может рассматриваться как неуспевающий. Объяснить это возможно влиянием окружающей среды,  личностных и социальных факторов.

Распознавание неуспеваемости имеет свои трудности [25;70]:

  • учителя не всегда могут правильно и своевременно продиагностировать учащихся;
  • выработка стратегии учительской поддержки неуспевающих учеников - раскрытие потенциальных возможностей детей.

Некоторые учителя делают выводы о причинах школьной неуспеваемости на недостаточных доказательствах. Диагностика основывается на утверждении, что неуспевающие дети имеют склонность демонстрировать аналогичные поведенческие и социальные черты [23;18]. Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.

1.3. Изучение процесса понимания текста

Остаются актуальными слова Р. Оуэна: "Во многих школах детей не учат понимать прочитанное, и время, которое тратится на такое жалкое учение, можно считать совершенно потерянным". [11;22] Многочисленные проверки и научные исследования, в том числе проведенные такими авторами как Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и Л.А. Концевая, показывают, что лишь небольшая часть школьников умеет осмыслено читать.  

Для эффективного психологического сопровождения ребенка в школе необходимо подробнее остановиться на проблеме понимания текста. Колеченко А.К. выделяет следующие направления:

  •  Что такое «понимание»?
  •  Уровни понимания текста
  •  Как добиваться понимания учебного материала учащимися?

Некоторые психологи относят проблему понимания к области мышления. Так, например, Г.С. Костюк отмечает, что понимание как процесс - это и есть процесс мышления, направленный на разрешение стоящих задач. Другие психологи определяют понимание не как процесс, а как сторону мышления. Третьи резко разграничивают понимание и мышление. Н.Д. Левитов отмечает, что разница между мышлением и пониманием состоит в том, что понимание есть результат мышления.

В психологическом словаре дается определение понимания:

  1. как способности постичь смысл и значение чего-либо;
  2. вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания.

Выделяются также несколько значений слова «понимание»:

  • следование заданному и избранному направлению,
  • способность прогнозировать,
  • способность дать словесный эквивалент,
  • согласование программ деятельности,
  • способность прилагать к имеющейся действительности уже имеющиеся знания, умение ответить на поставленный вопрос.

Важно определить уровни понимания учеником текста, который он воспринимает. Как результат мышления при восприятии текста понимание может рассматриваться на четырех уровнях, каждый из которых имеет свою специфику:

  1. Понимание слов - это представление образов предметов или явлений, которые обозначаются словами.
  2. Понимание предложений - это установление связей между образами, стоящими за словами. В школе некоторые дети не могут оторваться от образов и тогда они с трудом понимают текст.
  3. Понимание абзацев - это процесс установления учащимися связей между предложениями, обобщение этих связей и обозначение их какой-то стержневой мыслью.
  4. Понимание текста - установление связей между стержневыми мыслями, адекватных связям автора.

Процесс чтения ребенка (с точки зрения механизма чтения) является одним из наиболее изученных в современной науке. Здесь изучены как обстоятельства, препятствующие ребенку научиться читать, так и сам процесс восприятия читаемого текста. [3;279]

Задача обучения чтению - научиться не только правильному и беглому чтению. М.С. Соловейчик говорит о необходимости учить детей "обдумывающему чтению, умению размышлять над книгой". Что мешает детям понимать прочитанное?  П.П. Блонский отмечает, что в младших классах частая причина непонимания - бедность детского словаря. Довольно часто дети не могут уловить основную мысль. Иногда непонимание бывает вследствие невнимательного или поспешного чтения. Также выделяет особый тип "субъективного" читателя, который, читая, подставляет свою собственную мысль вместо имеющейся в книге.

Тарасова С.А. отмечает, что понимание текста учащимися начальных классов обусловлено особенностями познавательной сферы – эгоцентрической позицией, синкретизмом восприятия, наглядно-образным характером и конкретностью мышления, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, недостаточностью поисково-исследовательской деятельности. Понимание текста учащимися заключается в переводе отдельных смысловых единиц на язык своего опыта. Поскольку этот опыт недостаточен, то понимание может быть неадекватным и носить фрагментарный характер. Учащиеся начальных классов склонны обращать внимание на фактическую сторону текста, их привлекает необычность сюжета.

Тарасова С.А. выделяет формы понимания текста учащимися:

  1. «Непонимание содержания и смысла»  Учащиеся демонстрируют полное непонимание текста, как фактического содержания, так и смысла. Учащиеся не могут пересказать правильно содержание, определить главную мысль. Формируется неадекватное представление о тексте.
  2. «Понимание фабулы»  При этой форме учащиеся овладевают планом содержания. Они могут пересказать текст, но оказываются несостоятельными при анализе смысловой стороны текста.
  3. «Понимание общего смысла» Учащиеся могут продемонстрировать понимание самого общего смысла, первичный, низкий уровень обобщения.
  4. «Понимание фабулы и смысла» При этой форме понимания усваивается фактуальная информация, выявляется смысл произведения. Понимание текста адекватно, характеризуется высокой степенью глубины и точности.
  5. «Понимание-интерпретация» Учащиеся постигают содержание и смысл художественного произведения. Критически воспринимают информацию, стремятся высказать свое мнение.

Весьма интересным и показательным является международное исследование образовательных достижений учащихся, проведенное в 2000  году, которое еще раз подтверждает необходимость разработки способов обучения учащихся работе с книгой. В исследовании приводятся данные о результатах учащихся России в сравнении со своими сверстниками из других стран. В данном исследовании оценивалась не техника чтения, а способности учащихся использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения.

Оценивались различные когнитивные умения:

 - нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде;

- интерпретация текста;

- рефлексия и оценка текста.

На основе баллов, полученных учащимися за выполнение заданий, для каждого ученика определялся уровень сформированности умения работать с текстами - «грамотность чтения».

По уровням сформированности умения работать с текстами страны показали различные результаты. В исследовании были выделены 5 уровней:

5) понимание сложных текстов, оценка представленной информации, формулирование гипотез и выводов (самый высокий уровень). В России - 3% учащихся, общий показатель по всем странам - 19%.

 4) способность выполнять комплексные задания с текстами, осуществлять критический анализ текста. Этот уровень был выявлен у 13% российских учащихся. В общем, по странам - 22%.

3) способность выполнять задания средней сложности, например, обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом. Третий уровень «грамотности чтения» имеют 29% учащихся стран-участниц и 27% российских учащихся.

2) способность выполнять задания, считающиеся базовыми, например, сделать простой вывод на основе прочитанного, выявить смысл основных частей текста. В России это смогли сделать 29% учащихся, общий показатель по странам - 22%.

1) включает базовые умения: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, интерпретация текста с целью определения основной темы. Данный уровень обнаружили 18% российских учащихся и 12% учащихся других стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что точка зрения о приоритете понимания при чтении поддерживается многими исследователями.

Глава 2. Исследование сформированности навыка чтения и уровней успеваемости учащихся начальных классов

  1. Методы и процедура исследования

В процессе данного исследования решались такие задачи:

  • оценка успеваемости учащихся;
  • исследование качества чтения учащихся;
  • сопоставление полученных данных.

 В исследовании принимали участие 23 учащихся  четвертого класса и были использованы следующие методы:

  1. Метод экспертной оценки: в роли эксперта выступал учитель, задача которого заключалась в том, чтобы дать общую оценку успеваемости каждого ребенка по всем предметам.
  2. Тестирование учащихся с помощью теста «Элиза» (позволяет определить единицу восприятия текста при чтении и тем самым охарактеризовать сформированность навыка чтения).
  3. Обследование детей при помощи методики М.М. Безруких и О.Ю. Крещенко.
  4. Метод перекрестной группировки.
  5. Диагностика, направленная на выявление уровня смыслового понимания текста учащимися.
  6. Наблюдение за учащимися с целью выявления особенностей выполнения заданий.  

Так как в данном исследовании мы не смогли подобрать соответствующей методики, была разработана методика на основе принципов построения методик зарубежных исследователей Д. Деринга   и И.Хоско, а также М. Коула. Данная методика представляет собой текст, состоящий из 12 предложений. В предложениях пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Для разработки методики  был выбран отрывок из рассказа «Лебеди» (материал взят из книги Горецкого В.Г., Тикуновой Л.И.: см. Приложение 1).

 Текст был специально подобран с учетом возраста учащихся. Учащиеся были разбиты на группы по 5-7 человек. Каждой группе предъявлялся один и тот же текст. Детям необходимо было выполнить два задания:

- заполнить пропуски в тексте (вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу);

 - ответить на вопрос текста (выявляет следующее: понимает ли учащийся содержание прочитанного).

Обработка полученных данных осуществлялась по двум показателям:

  1. Заполнение пропусков в тексте - количественный показатель (всего 12  пропущенных слов). С помощью этого показателя определяются уровни смыслового понимания текста: низкий, средний, высокий;
  2. Ответ на вопрос в конце текста - качественный показатель, который позволяет определить понимает ли учащийся содержание прочитанного.

 Данные об успеваемости учащихся были взяты из классного журнала. Наблюдение за детьми в процессе диагностики дало возможность определить некоторые особенности выполнения заданий учащимися, а также трудности, возникавшие в процессе работы над текстом. Так как, возможно, данная методика была не достаточно валидна и надежна, то  поиски методики были продолжены. В дальнейшем нам удалось обнаружить тест, диагностирующий сформированность навыка чтения (Приложение 2).

    Тест «Элиза» разработан Ясюковой Л.А. и представляет собой законченный по смыслу отрывок из сказки Андерсена «Дикие лебеди», состоящий из 5 предложений. На основе того, сколько из десяти пропущенных слов ребенок может правильно (по смыслу) вставить, можно сделать надежный вывод, какого уровня сформированности достиг его навык чтения, насколько быстро и адекватно он понимает смысл текста или не понимает его совсем. Так как данным тестом оценивается именно способность ребенка понимать прочитанное, то заключение, сделанное на основе выполнения учащимися теста, может не совпадать с результатами традиционной педагогической проверки техники чтения.

Для выявления результатов проверки техники чтения учащихся мы использовали метод анализа документов. При педагогической проверке техники чтения главным показателем является скорость, следующим по важности - артикуляционная выразительность и только после этого - понимание прочитанного.

 Процедура исследования сформированности навыка чтения проходила следующим образом:  Для проведения тестирования учащиеся были разделены на группы, им предлагалось заполнить бланки со стимульным текстом (Приложение 2). Инструкция к тесту: «Впишите, пожалуйста, слова, которых здесь не хватает. Вставлять можно одно или несколько слов». Время выполнения работы: 7-10 минут. Если ребенок не знал, какое слово вставить, он мог сделать пропуск и ничего не вписывать.

Обработка данных осуществлялась посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если учащийся что-то исправлял в своих ответах после того, как начинал лучше понимать текст, то засчитывались те ответы, которые он оставлял в итоге. Сам факт исправления роли не играет, и баллы за это не снижаются.

(Ключ к тесту: 1. Леса 2. птица, птичка 3. луч света, лучик, луч, звук  4. Густые 5. стояли, деревьев стояли, встали 6. Тихо 7. Слышала 8. листа, листочка, листика 9. Под 10. не бывала, не была, не ходила.)

 За каждое совпадение дается один балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов. Количество баллов соответствует определенной зоне (уровню)  развития навыка чтения:  0-4 балла  – I зона; 5-7 баллов - II зона; 8-9 баллов - III зона; 10 баллов – IV зона.

Зона I. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Учащийся со слабым уровнем сформированности навыка чтения, видя перед собой большие по объему тексты, не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на коневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Пи слабом уровне сформированности навыка чтения учащийся пишет неграмотно. Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный. Большие трудности возникают при написании диктантов, изложений, сочинений.

 Зона II. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывая из двух-трех частей. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко.  Длинные, стилистически усложненные предложения учащийся понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок просматривает текст и пытается угадать его содержание, подставляя стандартные речевые обороты и штампы. При этом смысл текста воспринимается  приблизительно или вообще искажается. Письмо такого учащегося страдает специфической неграмотностью, он допускает много стилистических и пунктуационных ошибок.  

Зона III. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого учащийся схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным.  

Зона IV. Навык чтения развит очень хорошо Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении учащийся не только легко воспринимает содержание, но и может отметить особенности литературного языка, позицию автора. После проведенной с учителями беседы, в которой использовался метод экспертной оценки, все учащиеся были разделены по уровням успеваемости: высокий, средний, низкий. Данные по успеваемости и результатам тестирования приведены (Приложение 3, таблица 1, 2).

Основная методика, которая использовалась для определения сформированности навыка чтения использовалась методика М.М. Безруких и О.Ю. Крещенко (Приложение 4, 5). Данная методика позволяет выявить причины трудностей навыка чтения, что позволяет правильно построить коррекционную работу и организовать дальнейшее  обучение ребенка с учетом его особенностей. Качественная и количественная оценка возникающих проблем чтения, предложенная в методике, совместила логопедический и традиционный педагогический подходы.

Качественные критерии необходимы для индивидуальной оценки уровня сформированности навыков, выявления ведущих причин трудностей, построения коррекционной работы, выбора правильной методики обучения в дальнейшем. Каждый компонент сформированности навыка оценивается отдельно, по заданиям.

Количественные критерии позволяют учитывать особенности формирования этих навыков у учащихся, проводить сравнительные исследования в начале и в конце учебного года, на начальном и заключительном этапах обучения (Приложение 4).

При проведении обследования следует учитывать следующие рекомендации:

  • Проводить оценку сформированности навыков чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие затруднения, необходимость дополнительных вопросов;
  • Не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение или недовольство;
  • Не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его;
  • Не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения.

         К 9 – 10 годам навык чтения должен быть сформирован полностью. Однако даже в этом возрасте у ребенка встречаются различные ошибки чтения, препятствующие формированию полноценного навыка.

        Таблица 1.

Задание

Инструкция

Оценка задания

1.Распознавание  печатных и письменных букв  

Назови все буквы

Оценивается прочтение каждой буквы: 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – допущены различные ошибки; 3 балла -  буква не узнана. Минимальный балл – 45; максимальный балл – 135.

2.Чтение печатных и письменных слогов

Прочитай слоги

Оценивается прочтение каждого слога: 1 балл – слог прочитан правильно; 2 балла – допущены различные ошибки; 3 балла -  слог не узнан. Минимальный балл – 46; максимальный балл – 138.

3.Чтение печатных и письменных слов простого и сложного звукового состава

Прочитай слова

Оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно; 2 балла – допущены различные ошибки; 3 балла -  слово не прочитано. Минимальный балл – 35; максимальный балл – 105.

4.Чтение сложного текста (Г. Скребицкий «Пушок») и ответы на два вопроса

Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по содержанию

Оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово читается без ошибок; 2 балла – встречаются ошибки; 3 балла – слово пропускается или читается непонятное слово. Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на вопросы правильные; 2 балла – есть ошибки или неточности или ответа нет.  Минимальный балл – 96, максимальный – 286.

Далее производится количественная оценка навыка чтения. Для этого подсчитывается общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики. Минимальный балл – 222, максимальный балл – 664.

Навык чтения считается сформированным, если ребенок все задания выполнил все задания без штрафных баллов.

Общий суммарный  балл не более 235 свидетельствует о сохраняющихся трудностях формирования навыка чтения, для преодоления которых может быть достаточно корректирование условий прохождения учебного материала.

Если общий суммарный балл больше 235 -  у ребенка наблюдаются комплексные трудности навыка чтения,  навык чтения не сформирован. Необходима организация целенаправленной коррекционной работы с учетом характера трудностей.

Качественная оценка предполагает оценку уровня сформированности навыка чтения (слог, слово, фраза-предложение). Кроме того, качественно оценивается общее звучание речи (скорость, голос, разборчивость, темп). Различные нарушения общего звучания речи  наблюдаются у детей  с трудностями обучения чтению и свидетельствуют о несформированности навыка.

2.2. Основные результаты и их обсуждение

Работа с журналом, позволила определить уровень успеваемости каждого учащегося. Высокий уровень успеваемости был выявлен у 7 учащихся, средний - у 10 человек и низкий - у 6 учащихся. С помощью перекрестной группировки были сопоставлены полученные данные: уровни понимания текста и уровни успеваемости учащихся (Приложение 1, 2, 3).

В результате из 23 человек у 17 (74%) было обнаружено наличие прямой связи между уровнем смыслового понимания текста и уровнем успеваемости. Так, семь учащихся, имеющих высокий уровень успеваемости, показали высокий уровень смыслового понимания текста. У пятерых школьников со средним уровнем успеваемости выявлен средний уровень понимания текста. Пять учащихся с низкой успеваемостью имеют низкие результаты по качеству чтения. Остальные шесть человек имеют следующие показатели: средний уровень успеваемости и высокий уровень смыслового понимания (4 человека), низкая успеваемость и средние показатели качества чтения (2 человека).

В результате анализа данных  наблюдения за учащимися можно отметить следующие особенности выполнения заданий при работе с текстом.  Некоторые учащиеся, заполняя пропуски в тексте, использовали метод подбора слов. Многие учащиеся при ответе на вопрос, ориентировались на текст, перечитывали его. У нескольких человек ответ на вопрос вызвал затруднения («Вопрос не поняла!», «Не знаю»).

У школьников с низкой успеваемостью имеются комплексные трудности в формировании навыка чтения (Приложение 4, 5). Школьники, имеющие среднюю успеваемость, испытывают комплексные трудности в формировании навыка чтения (4 человека), имеют небольшие трудности в формировании навыка чтения (6 человек). У школьников с высокой успеваемостью имеются небольшие трудности в формировании навыка чтения (3 человека), навыки чтения сформированы (4 человека).

У учащихся начальных классов, которые имеют средние показатели по сформированности навыка чтения, могут быть проблемы с чтением при дальнейшем обучении в средней школе. Такие дети с трудом понимают длинные стилистически усложненные тексты. Все учащиеся с низкой успеваемостью имеют слабый уровень сформированности навыка чтения.

 В этом случае можно говорить о большой вероятности наличия связи между уровнем успеваемости и уровнем сформированности навыка чтения. С помощью метода перекрестной группировки были сопоставлены полученные данные по классу. В результате двух исследований из 23 учащихся у 16 (70%)  было выявлено наличие прямой связи между уровнем успеваемости и уровнем сформированности навыка чтения. Высокий уровень успеваемости имеют 7 человек, при этом выявлено, что из них у 4 учащихся навык чтения развит хорошо, у 3 учащихся - навык сформирован не полностью.  Из 10 учащихся со средним уровнем успеваемости у 1 учащегося навык чтения развит хорошо, у 6 учащихся навык чтения сформирован не полностью, у 3 учащихся – слабый уровень сформированности чтения.  Учащихся с низким уровнем успеваемости 6 человек, из них 6 учащихся обнаружили слабый уровень сформированности навыка чтения.  

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод - существует связь между качеством чтения (осмысленное чтение) и уровнем успешности учебной деятельности учащихся начальных классов. Это подтверждают полученные данные.

 Исследование показало, что 74% учащихся обнаружили связь между уровнем смыслового понимания текста и уровнем успеваемости. При дальнейшем исследовании у 71% учащихся было выявление наличие связи между сформированностью навыка чтения и успешностью учебной деятельности.

Проследив связь между чтением и учебной деятельностью можно сделать вывод о том, что качество чтения во многом определяет эффективность учебной деятельности, а, следовательно, влияет на успеваемость учащихся.  

Гипотеза о том, что от качества чтения зависит уровень успешности учебной деятельности, подтвердилась.

В работе были рассмотрены подходы к проблеме неуспеваемости и читательской деятельности учащихся начальных классов, а также проанализированы факторы, влияющие на успеваемость школьников.

В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие существование связи между качеством чтения и уровнем успеваемости учащихся. Цель работы: проследить связь качества чтения и успешности обучения детей начальных классов была достигнута. Поставленные  задачи выполнены.

 Основным в структуре чтения является понимание прочитанного. Оно влияет на успешность овладения ребенком учебным материалом, на его усвоение. Учителю необходимо знать те психологические процессы, которые лежат в основе овладения детьми чтением. Развитие навыков чтения предполагает формирование положительной мотивации к чтению. Необходимо обратить внимание, на какие критерии оценки сформированности навыка чтения опираются учителя в школе, как помочь учителю в формировании навыка чтения у учащихся.  В современной школе важно акцентировать внимание не на скорости чтения, а именно на понимании текста учащимися.

Список использованных источников

1. Абасов, 3. Эта вечная проблема - неуспеваемость: Причины неуспеваемости учащихся и средства ее преодоления./ З.Абасов // Директор школы - 1998 - №3, -  с. 22-28

2. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 230 с.

3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника./ Под. ред. А.И.

Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательство «Институт практической

психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - с. 575

4. Борисенко, И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения. /И.В.Борисенко// Начальная школа — 1998 - №11/12, с. 38-42

7. Возрастные возможности усвоения знаний./ Под. ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. М., 1966. - с. 228

8. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей./ Под. ред. Бабанского Ю.К. - Ростов-на-Дону, 1972. - с. 177

9. Галактионова, Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. [Интернет ресурс] / Т.Г. Галактионова. – СПб.,2008. – 200 с. – Режим доступа: http//  www.google.ru.

10. Горецкий, Г.Г., Тикунова, Л.И Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах./Г.Г.Горецкий - М.: Новая школа, 1994. - с. 45

11. Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий"./А.К.Колеченко - Спб, 2002. - с. 22

12. Кудина, Г.И. Диагностика читательской деятельности учащихся. /Г.И.Кудина - М., 1996.-с. 118

13. Лазарева, Н.В. Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. [Интернет ресурс] / материалы конференции «Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетенций». – Саратов, 2009. – 35 с. – Режим доступа: http:// jlproj. org.

 

14. Леонтьев, А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы./А.А.Леонтьев - М.: Просвещение, 1981. - с. 215

15. Леонтьева, Г.П. В начальной школе дети не любят читать. Потому что мало понимают из прочитанного. /Г.П.Леонтьева // Смена- 1996 - №29, с. 5

16. Майорова, Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины:

Пособие для школьного психолога./Н.П.Майорова - Спб.: Знание, 1998. - с. 125

17. Менчинская, И.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития./ И.А.Менчинская - М.: «МОДЭК», 1998. - с. 448

18. Мещерякова И.А. Психологическая поддержка малоуспевающих учеников./ И.А.Мещерякова - М.: МГППУ, 2002. – 390с.

19. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции./ Под. ред.  Иншаковой О.Б. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. - с. 186

20. Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы 1- 4. - М.: Просвещение, 1994. - с. 160

21. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под. ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - с. 384

22. Славина, Л.С. Трудные дети./Л.С. Славина - М., 1998. - с. 447

23. Тарасова, С.А. Индивидуально-психологические различия в понимании текста учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. псих. наук/ СГПУ.- Самара, 2000. - с. 18

24. Фомичева Т.В., Ходор А.И. О влиянии некоторых факторов на успеваемость учащихся первых классов. / Т.В. Фомичева // Вопросы психологии -1978. - №5, с. 44-51

25. Шибаева, Л.В. Программы психологической реабилитации школьников./ Л.В.Шибаева - М., 1996. - с. 28-79

26. Эльконин,Д.Б. Как учить детей читать./Д.Б. Эльконин . - М.: «Знание», 1976. - с. 64

27. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. (Прогноз и

профилактика проблем обучения в начальной школе)./ Л.А. Ясюкова - Спб.: «ИМАТОН», 2002. - с. 208

 Приложение 1

Лебеди

Лебеди стадом______ из холодной стороны в _____ земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ______ они летели, не отдыхая, над водою. На _____ был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую ______. Все лебеди уморились, махая ______, но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, _____ летели те, которые были ______ и слабее.  Один молодой _______ летел позади всех. Силы его ослабели. Он _____ крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Он ближе и ближе ______ к воде, а товарищи его дальше и дальше белели  в месячном свете.  _____ спустился на воду и сложил крылья.

Ответьте на вопрос:

В каком порядке располагались лебеди в стае?

Для чего?

Приложение 2

Тест «Элиза»

Скоро она зашла в самую чащу _____ . Ни одна ____ не залетала сюда, ни единый _____ не проникал сквозь _____ ветви. Высокие стволы _____ плотными рядами, точно стены. Кругом было так, _____, что Элиза ______ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _____, опавшего ей____ ноги. Никогда еще Элиза ________ в такой глуши.

Приложение 3

Таблица 1.Сопоставление уровня успеваемости

 и сформированности навыка чтения у учащихся

Фамилия, имя учащихся

успеваемость

Навык чтения (в условных баллах)

1

Воробьев Родион

Средняя

7

2

Горбушин Данил

Низкая

5

3

Емельянов Богдан  

Средняя

9

4

Ефремова Софья  

Средняя

8

5

Загребин Дмитрий  

Средняя

7

6

Зайнуллина Софья  

Высокая

10

7

Иванова Ксения  

Средняя

8

8

Курылева Карина

Средняя

10

9

Ломаев Егор  

Низкая

4

10

Мясников  Сергей  

Высокая

9

11

Орлова Ксения  

Средняя

6

12

Осинцева Анастасия  

Высокая

9

13

Осотов Владислав

Высокая

9

14

Прокопьева Анна

Средняя

6

15

Пушина Стефания

Низкая

4

16

Семенов Степан  

Средняя

4

17

Смолин Дмитрий  

Высокая

9

18

Степанов Никита  

Низкая

3

19

Туманова Любовь  

Средняя

7

20

Файзуллин Богдан

Высокая

10

21

Федина Яна  

Высокая

8

22

Федотова Влада  

Низкая

5

23

Широбоков Александр  

Низкая

2

Таблица 2.Общие результаты исследования успеваемости

 и навыка чтения у учащихся

 

Сформирован-

ность навыка чтения        

успеваемость

Зона 1. Слабый уровень сформирован-ности

Зона 2.

Навык сформирован не полностью

Зона 3.

Навык развит хорошо

Зона 4. Навык развит очень хорошо

Низкая

*****

*

Средняя

*****

****

*

Высокая

****

***

 Приложение 4

Протокол оценки сформированности навыка чтения.

Фамилия, имя_____________________________________________________

Дата исследования_______________________Класс_____________________

Дата рождения_________________________ Возраст ___________________

Задание 1.

Печатные

Балл

а

о

с

з

е

д

л

м

у

и

ш

ж

х

Итог

Узнает сразу

1

Заменяет

2

Не узнает

3

Печатные

балл

в

р

ф

П

Л

Б

В

Р

Г

М

И

Н

Итог

Узнает сразу

1

Заменяет

2

Не узнает

3

 

Письменные

балл

о

м

ш

х

у

с

л

ц

ж

д

Итог

Узнает сразу

Заменяет

Не узнает

Письменные

балл

е

и

щ

з

в

м

б

П

Г

Н

Итог

Узнает сразу

Заменяет

Не узнает

Задание 2.

Печатные

балл

се

бы

ми

ню

чи

сэ

ос

ва

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

фэ

явн

осе

мли

пла

щац

фар

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

овр

плю

фра

вздро

быстр

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

скла

спро

бра

плы

 

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Письменные

балл

се

ли

ду

ва

ос

пи

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Письменные

балл

сэ

ми

ля

тит

вод

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Письменные

балл

шта

уз

плы

шли

тря

пне

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Письменные

балл

тще

льто

гни

дро

бол

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Задание 3

Печатные

балл

лед

мох

нос

дуб

пол

швы

лист

жук

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

год

мыл

воз

дуб

оса

топ

Мила

пол

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

завод

карнавал

здание

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

простыня

зеркало

журавль

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

созвездие

аквариум

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Печатные

балл

электричество

фотографироваться

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Письменные

балл

мишка

титры

конверты

медуза

паштет

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Письменные

балл

гнездо

милиционер

бутерброд

гуталин

Итог

Читает правильно

1

Искажения, застревания

2

Не читает

3

Задание 4

Ошибки

Количество

Полученный балл

Итог

Искажения

 

Пропуски, «непонятные» слова

 

Общий балл_________________________________________________

Количественная оценка сформированности навыка чтения

Общий балл за выполнение всех заданий

Задания

Итог

1

2

3

4

Приложение 5

Таблица 1.Сопоставление уровня успеваемости

 и количественная оценка сформированности навыка чтения у учащихся

Фамилия, имя учащихся

Успеваемость

Количество баллов

1

Воробьев Родион

Средняя

234

2

Горбушин Данил

Низкая

525

3

Емельянов Богдан  

Средняя

226

4

Ефремова Софья  

Средняя

232

5

Загребин Дмитрий  

Средняя

239

6

Зайнуллина Софья  

Высокая

222

7

Иванова Ксения  

Средняя

229

8

Курылева Карина

Средняя

231

9

Ломаев Егор  

Низкая

567

10

Мясников  Сергей  

Высокая

224

11

Орлова Ксения  

Средняя

267

12

Осинцева Анастасия  

Высокая

225

13

Осотов Владислав

Высокая

222

14

Прокопьева Анна

Средняя

245

15

Пушина Стефания

Низкая

349

16

Семенов Степан  

Средняя

412

17

Смолин Дмитрий  

Высокая

225

18

Степанов Никита  

Низкая

498

19

Туманова Любовь  

Средняя

234

20

Файзуллин Богдан

Высокая

222

21

Федина Яна  

Высокая

222

22

Федотова Влада  

Низкая

309

23

Широбоков Александр  

Низкая

430

Таблица 2.Общие результаты исследования успеваемости

 и навыка чтения у учащихся

Сформирован-

ность навыка чтения        

успеваемость

 Навыки чтения

сформированы

Небольшие трудности в формировании навыка чтения

 Комплексные трудности в формировании  навыка чтения

Низкая

 

 

******

Средняя

 ******

****

Высокая

****

***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества знания и успеваемости за три года Самоаттестация учителя

Сводная таблица показателей качества знания и успеваемости за три года. Самоаттестация учителя. Качество знания каждого учащегося...

"Влияние перцептивной модальности на качество знаний и успеваемости".

Особенности восприятия, таких как, сенсорная система или модальность. Как лучше использовать ведущий канал восприятия ребенка для повышения качества знаний и успеваемости на уроках....

Статья" Роль оптимального чтения в успеваемости ученика"

Статья посвящена роли оптимального чтения в успеваемости ученика.Ставятся вопросы, что такое оптимальное чтение и зачем оно необходимо.Проблема рассматривается в нескольких аспектах( обучение, развити...

Мониторинг качества знаний и успеваемости по предмету

предметы: ИЗО,музыка, исскуство, МХК...

Качество знаний и успеваемость моих учеников

Здесь вы можете ознакомиться с процентами успеваемости и качества знаний моих учеников....

Качества знаний и успеваемость обучающихся по русскому языку

Качество знаний учащихся за последние 3 года....