Конспект урока "Типы придаточных". 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Конспект урока "Типы придаточных", проводимый во втором полугодии 9 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_pridatochnyh.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Предмет: Русский язык

Дата:

Тема: Виды придаточных предложений

Класс: 9

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Виды придаточных предложений», закрепить пунктуационные навыки, развивать речевые навыки при редактировании текста, учить бесконфликтному общению с другими людьми, взаимопомощи, самостоятельности, рефлексии.

Задачи:

  1. обучающие: повторение опознавательных признаков СПП;
  2. развивающие: совершенствование умений давать синтаксическую характеристику СПП; формирование умений классифицировать СПП; развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.
  3. воспитывающие: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

План урока:

  1. организационный этап;
  2. практика в игровой форме;
  3. рефлексия;
  4. домашнее задание.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Литература: Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». —М.: Просвещение, 2013 — 159 с.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный этап

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть на сегодняшнем занятии. Сегодня тема нашего занятия «Виды придаточных предложений».

Для начала давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Какой раздел лингвистики мы изучаем?
  2. Что изучает синтаксис?
  3. Какие предложения мы изучаем?

Мы изучили все виды придаточных предложений в СПП, сегодня приведем знания в систему, повторим все, что знаем об СПП, закрепим умения в расстановке знаков препинания в СПП и продолжим работу по употреблению СПП в речи. Запишем тему урока.

Дети отвечают:

  1. Синтаксис;
  2. Синтаксис изучает способы объединения слов в словосочетания и предложения;
  3. СПП.

5 мин

Практика в игровой форме

Чтобы интересней нам было работать, поиграем.

Перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по стране Синтаксис.

У нас две группы – два ряда – готовы к путешествию.

-Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие?

Начало маршрута – штат Пунктуация, в конце путешествия окажемся в штате Хорошее Настроение.

Кто дойдет до финиша быстрее? За правильное выполнение заданий получаем зеленый сфетофорик - путь свободен, если будут затруднения, желтый, за невыполненное задание – красный (стоп!) Я надеюсь, что красные нам сегодня не понадобятся.

Итак, путешествие начинается со штата Пунктуация: на доске записано предложение:

К берегу причаливал катер, на борту которого суетились люди и моторная лодка.

Почему смысл предложения абсурден?

Первое препятствие преодолено, и мы еще раз убедились, как важно правильно расставлять знаки препинания (Правильно ответившая команда получает зеленую фишку).

Мы в районе Больших Синтаксических гор. На нашем пути расцвела большая ромашка, погадаем на ней. По два человека от каждой команды подходят, берут по лепестку, на каждом задание. Цель: повторить теоретические знания по теме, развитие монологической речи на лингвистическую тему.

1) Какие предложения называются СПП? Расскажите об их строении, пунктуации и связи в нем.

2) Расскажите о СПП с придаточными определительными

3) Расскажите об СПП с придаточными изъяснительными.

4) Расскажите об СПП с придаточными обстоятельственными.

(Рецензирование ответов. В зависимости от качества ответа получают фишки зеленого цвета – отлично, путь свободен, открыт, желтый – хорошо, но: внимание, красный – путь закрыт, плохо; цвета соответствуют светофору.)

Итак, мы в океане Знаний. Задания у вас на столе: определите вид придаточного.

Задание. Сравните предложения, определите вид придаточных (устно).

1. Я был там, где он родился. (обст. места - где?)

2. Я был в том городе, где он родился. (определит. – каком?).

3. Я не знаю, где он родился. (изъяснительное – чего?)

(Проверка задания, раздача фишек)

Итак, река Чернильная. Избегая лексических повторов и однообразного синтаксического строя, отредактировать отрывок из сочинения ученика.

Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.

Океан знаний. Цифровой диктант. Слушая афоризмы, определить вид придаточного, оформляя его цифрой.

1 – определительное

2 - изъяснительное

3 - обстоятельственное, рядом указать его вид.

  1. Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
  2. Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново.
  3. Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле.
  4. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
  5. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
  6. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации;
  2. Нужно придаточное определительное отделить второй запятой перед союзом «и»;
  3. Сложноподчинённое предложеение (СПП) — вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Например: «Я знаю, кто это сделал».
  4. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к одному слову в главной части — существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного — и располагаются после этого определяемого слова. Придаточные определительные присоединяется при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда.
  5. Придаточные изъяснительные отвечают на все падежные вопросы, поэтому они могут быть уподоблены дополнениями или подлежащему.
  6. Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному союзами и союзными словами, могут стоять перед главным предложением, после него или в середине главного предложения.
  7. Летом я с большим интересом прочитал книгу, которая учит нас быть добрыми, заботиться о животных. Это произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
  8. 1-1, 2-1, 3-2, 4-3 времени, 5-3 цели, 6-3 времени.

30 мин

Рефлексия

-Чем СПП отличаются от ССП?

-Что общего между типами СПП и второстепенных членов предложения?

-В чем отличие союзов и союзных слов?

-Для чего вам нужны знания о СПП?

Ответы учащихся:

  1. Простые части ССП равноправны, а в СПП одно предложение зависит от другого;
  2. Их типы называются одинаково и отвечают на одни и те же вопросы;
  3. Для того, что успешно сдать ОГЭ.

5 мин

Домашнее задание

Выполните упражнения в документе в электронном журнале.

Дети слушают домашнее задание, задают вопросы при необходимости.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...