Функционально-идейный анализ сочинения ЕГЭ по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс)
Функционально-идейный анализ сочинения ЕГЭ по русскому языку особенно важный элемент в подготовке к выпускному экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_chastey_sochineniya.docx | 73.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Функционально-идейный анализ частей сочинения ЕГЭ по русскому языку
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку:
- Формулировка проблемы
- Комментарий:
Первый пример из текста
Второй пример из текста
Связка
- Авторская позиция
- Своя аргументированная позиция
- Вывод
- Проблема
Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.
Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
Сравните:
1.
2.
Слова-помощники для формулировки проблемы
- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие
Как нужно относиться...?
Как следует относиться...?
Почему важно + глагол...?
Почему нужно + глагол...?
Что такое + существительное...?
Для чего нужно...+ глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+ существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо...?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит ...?
Задание. Выявите проблемы текста, запишите их в тетрадь, выберите одну, по которой готовы представить аргументы (из литературы и из жизни).
У вас плохое настроение и по вполне уважительным причинам. Но вы учитель, вам предстоит сейчас войти в класс и дать урок. Вы экскурсовод – вам предстоит провести экскурсию. Вы продавец – к вам сейчас подойдут покупатели. Вы врач – к вам в кабинет придут больные. И ваше настроение не должно отразиться ни на одном из них. Они не виноваты в ваших огорчениях. Они имеют все права на ваше внимание, умение, знание. Расправьте плечи, распрямитесь, усилием воли сгоните с лица мрачное выражение, если сможете, улыбнитесь, и уж во всяком случае, не хмурьтесь. И подумайте о деле, которое вам предстоит делать. О деле– это главное. Сосредоточьтесь на нем! И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь, и оно станет получше. Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь. Конечно, не всегда и не сразу. Но все ж таки такой способ помогает. Но нет ли здесь лицемерия? У меня плохое настроение, а я делаю вид, что оно у меня хорошее, я скрываю свое состояние. Не притворяюсь ли я? Нет, это не так. Вы не скрываете свое состояние, а побеждаете его. Одерживаете над собой победу. Заставляете себя думать не о себе, а о людях, думать о своем деле, стараться делать его как можно лучше. Но никогда и ни за что плохое настроение не станет лучше, если вы его сорвете на окружающих. Кого-то вы обидите, кто-то резко ответит вам. И готово дело, возник конфликт. Вашего настроения он не исправит, никаких сложностей не решит, только добавит к прежним огорчениям новые. (С. Львов) | Проблемы. |
- Комментарий
Комментарий в сочинении ЕГЭ – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
Комментарий ≠ пересказ!
Пример комментария.
Автор приводит читателю ситуацию, когда герой приходит на набережную, на которой долго не был. В.Н. Афонин пишет, что «малышня с криками барахталась в бассейне». Это напомнило Женьке, что и он когда-то здесь купался. Приведённый пример показывает, что человек, находясь в родном месте, способен узнать себя в других людях.
Прогуливаясь по озеру, Женька вспоминает, как он на «мосту» первый раз поймал рыбу. Автор пишет, что «сквозь песчинки виднелись поперечные полоски на чешуе». Этим примером В.Н. Афонин показывает, что место, в котором человек провёл своё детство, может напомнить ему даже о мельчайших подробностях какого-либо события.
Анализируя приведённые примеры, можно сказать, что они дополняют друг друга. В первом случае автор показывает, что человек, видя детей в родном месте, может вспомнить себя, а вторая ситуация подтверждает тот факт, что объекты, с которыми связаны моменты из детства, помогают воспроизвести в памяти даже мельчайшие подробности.
- Позиция автора
Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный автором, решение проблемы.
Пример позиции автора.
В.Н. Афонин считает, что родные места и детские воспоминания взаимосвязаны. Проходит много времени, а человек продолжает хранить в памяти те события, которые произошли с ним на Родине.
- Своя аргументированная позиция (отношение к позиции автора + собственное мнение + обоснование)
Отношение – СОГЛАСЕН/ НЕ СОГЛАСЕН
Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами:
подтвердить тезис (привести аргументы «за»)
опровергнуть противоположные тезис (контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный)
Вид обоснования:
- Ссылка на авторитетный источник (учёный, философ, специалист, эксперт и т.д.)
- Читательский опыт
- Житейский опыт
- Традиции и т.д.
Пример своей позиции.
Не могу не согласиться с автором. Человек действительно вспоминает многое во время пребывания в родном городе. Например, после поездки в то место, в котором мама провела своё детство, она поделилась со мной яркими моментами, которые неожиданно пришли ей в голову во время прогулок по улицам города.
- Вывод
Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог всему сочинению.
Вывод – логическое завершение работы.
Вывод = позиция автора + собственное мнение (иными словами)
Автор приводит читателю ситуацию, когда герой приходит на набережную, на которой долго не был. В.Н. Афонин пишет, что «малышня с криками барахталась в бассейне». Это напомнило Женьке, что и он когда-то здесь купался. Приведённый пример показывает, что человек, находясь в родном месте, способен узнать себя в других людях.
Прогуливаясь по озеру, Женька вспоминает, как он на «мосту» первый раз поймал рыбу. Автор пишет, что «сквозь песчинки виднелись поперечные полоски на чешуе». Этим примером В.Н. Афонин показывает, что место, в котором человек провёл своё детство, может напомнить ему даже о мельчайших подробностях какого-либо события.
Анализируя приведённые примеры, можно сказать, что они дополняют друг друга. В первом случае автор показывает, что человек, видя детей в родном месте, может вспомнить себя, а вторая ситуация подтверждает тот факт, что объекты, с которыми связаны моменты из детства, помогают воспроизвести в памяти даже мельчайшие подробности.
В.Н. Афонин считает, что родные места и детские воспоминания взаимосвязаны. Проходит много времени, а человек продолжает хранить в памяти те события, которые произошли с ним на Родине.
Не могу не согласиться с автором. Человек действительно вспоминает многое во время пребывания в родном городе. Например, после поездки в то место, в котором мама провела своё детство, она поделилась со мной яркими моментами, которые неожиданно пришли ей в голову во время прогулок по улицам города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...
Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку(ЕГЭ)
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ...
Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку
Презентация поможет наглядно объяснить ученикам систему оценивания изложения и сочинения по русскому языку...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
« Анализ текста» (подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе)
Открытый урок в 9 классе проведён 2 марта 2018 года. На уроке обсуждалась тема человечности на примере текста "Человеческий коридор" А. И. Приставкина....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...