Подготовка к итоговому сочинению
материал по русскому языку (11 класс)
для 10-11 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения . 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека . 3. Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек.
Комментарии к разделам закрытого банка тем ИС Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Темы этого раздела: → связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; → нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; → касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; → позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; → побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека Темы этого раздела: → связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; → нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; → касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; → позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; → побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека Темы этого раздела: → связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; → нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки; → касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); → позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; → побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Образец комплекта тем Каждый комплект будет состоять из шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. 1. Как , по-Вашему , связаны понятия чести и совести? 1. Что Вы вкладываете в понятие «счастье »? 2.Семейные ценности и их место в жизни человека. 2.В чём может проявляться любовь к Отечеству ? 3.Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? 3.Чему человек может научиться у природы?
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт». Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов.
СТРУКТУРА: 1.Тезис. 2. Аргументы 3.Вывод 4 абзаца!
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы ( достаточно опоры на один текст). «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Следуя критериям, вы успешно справитесь с поставленной задачей! УДАЧИ ВАМ!
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь
для подготовки к заданию 27
единого государственного экзамена
по русскому языку
ученика (цы) _____ класса_______
__________________________________________
__________________________________________
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Она содержит систематизированный теоретический и практический материал.
Рабочая тетрадь будет полезна, прежде всего, учащимся 11 классов общеобразовательных учреждений и может успешно подготовиться к ЕГЭ.
I. Составьте план сочинения.
План работы с исходным текстом | Рабочие материалы |
Вступление Проблема (вопрос, над которым рассуждает автор) | Формулировка проблемы… Над этим интересным (важным, сложным…) вопросом заставляет задуматься своих читателей (ФИО автора текста), …( короткая информация об авторе текста). |
Комментарий ( оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом) Первый пример (это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося) + пояснения к примеру Второй пример + пояснения к примеру Связь между примерами и анализ её.
| Обращаясь к одной из сложных проблем современности,…. Первый пример ( № предложений) + пояснения к примеру Действительно, ….. Второй пример + пояснения к примеру Далее автор особо подчёркивает, что… далее цитата записана прямой или косвенной речью. Этот пример показывает…. Связь между примерами и анализ её. Противопоставляя эти примеры (этих героев) , автор показывает… Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Что стало причиной этих событий ( поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Приведённые примеры подводят к выводу:…. Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подтверждают, что… |
Позиция автора (это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы) | Главная задача (ФИО автор текста) - убедить читателя в том, (ФИО автор текста) стремиться донести до читателя мысль о том, что … По мнению автора,.. Автор убежден: Позиция автора по затронутым вопросам очевидна: |
Моё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обоснование отношения к позиции автора. Обоснование– это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования. Обоснование с опорой на литературу. | Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что… Мне близка и понятна позиция автора. Я так же, как он, считаю, что… Мне близка точка зрения писателя. |
Вывод (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме? ) | В заключение хочется отметить, что В заключение важно отметить: Таким образом,… Следовательно,… |
II. Сформулируйте проблему текста.
!!! При формулировании проблемы можете воспользоваться следующими материалами.
Что такое проблема? Чем она отличается от темы?
Сколько проблем можно найти в предложенном тексте?
Со всеми ли найденными проблемами нужно работать?
Алгоритм.
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Тема – это то, о ком или о чём говориться в тексте.
Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну.
Проблема оценочна (да - нет, важно - неважно, нужно - ненужно).
Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.
а) проблема чего: этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием:
Автор затрагивает проблему …;
В тексте поднимается проблема …;
Текст В.С.Токаревой заставил меня задуматься над сложной проблемой …;
б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.
Как понять, что данная проблема основная?
Алгоритм действий.
Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора.
Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.
Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.
Решения этого вопроса ( этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.
Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов?
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
С какими словами сочетается слово «проблема»?
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.
Точка зрения на какую-либо проблему.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Коснуться какой-либо проблемы.
Уделить внимание какой-либо проблеме.
Над какой-либо проблемой думать, работать.
Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Виды проблем | |
Философские проблемы | затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. |
Социальные проблемы | касаются устройства жизни общества. |
Политические проблемы | связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. |
Экологические проблемы | отражают взаимодействие человека и окружающей среды. |
Нравственные (этические) проблемы | связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения. |
Проблема, рассматриваемая автором, может быть
экологическая, злободневная, актуальная, насущная, острая, важная, назревшая, серьёзная, сложная, трудная, глубокая, основная, главная.
Какие проблемы Вы видите в исходном тексте? | |
Формулировка проблемы текста в виде вопроса. | Формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций невопросительного характера, включающих слова «проблема (чего?)», «вопрос (о чём?)». |
При каких обстоятельствах подростки чувствуют себя счастливыми? | Проблема определения понятия счастья в подростковом возрасте. |
Как поступить: написать то, что понравится учительнице, или то, что хочется тебе, ответить искренне или нет? | Проблема нравственного выбора между лицемерием и искренностью. |
Может ли ребенок быть счастливым, если его никто не любит? | Проблема потребности в любви у каждого ребенка. |
Надо ли верить, что самый счастливый день ещё впереди? | Проблема веры в счастливое будущее. |
При выявлении проблемы можно использовать следующие приемы:
Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения.
Подумать, на какие вопросы отвечает это предложение.
Записать этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
ВНИМАНИЕ! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К1 оценивания сочинения. Это часть работы оценивается 1 баллом.
III. Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.
Комментарий- оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.
Структура комментария
Первый пример Связь между Второй пример
примерами
и анализ её.
Пояснения к примеру Пояснения к примеру
ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА Комментарий Позиция автора
ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ
Типы информации | Определения |
Фактуальная информация | Сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. |
Концептуальная информация | Субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. |
Подтекстовая информация | Не обозначенная словами, а только подразумевается. |
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ
Способы | Примеры |
Ссылка на номер предложения | Рассуждая о поставленной проблеме, автор рассказывает о том, как ученики на уроке писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Каждый учащийся размышлял о том, когда он чувствовал себя счастливым (предложения 1-2). |
Прямое цитирование | Далее автор особо подчёркивает:«Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Её самый счастливый день был тот, когда её принимали в пионеры». |
Косвенное цитирование. | Далее автор заостряет внимание читателя на том, что «самый счастливый день был тот, когда у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый». |
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте. | Это событие имело для Ленки огромное значение, поэтому девушка была очень увлечена и писала с невероятной скоростью и страстью. Ее вдохновляло воспоминание о том моменте, когда она была невероятно счастлива. Машка Гвоздева чувствовала себя счастливой, когда у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый. |
ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ
Художественный текст |
В центре внимания автора случай… Писатель изображает (кого, что)… Герой говорит: «Цитата». Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симпатии автора на стороне героя, который… |
ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ
Художественный текст |
Автор не случайно обращает наше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слова (мысли) героя позволяют понять… Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Эти события автор описывает, чтобы… |
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
Смысловые отношения | Типовые конструкции |
Противопоставление | Противопоставляя эти примеры (этих героев) , автор показывает |
Сравнение, сопоставление | Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… |
Причина | Что стало причиной этих событий( поступков героя)? Об этом автор пишет далее. |
Следствие, вывод | Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… |
Уступка | Несмотря на то, что все убеждены в правильности…., герой (автор) думает иначе. |
ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?
СВЯЗЬ | Речевые клише |
Указание на связь примеров как зачин в комментарии: | Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. В.С.Токарева рассказывает о том, как ученики на уроке писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни» (предложение№1). (Пояснение к первому примеру) Если хорошенько задуматься то каждый из трех сотен шестидесяти пяти дней в году может быть интересным, уникальным и неповторимым, полон разных событий. Но среди них есть особенные даты, которые значимы для людей и надолго запоминаются. |
Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму: | Развивая эту тему, автор обращает внимание читателя на то, что каждый учащийся размышлял о том, когда он чувствовал себя счастливым. |
Указание на связь примеров как итог комментирования: | Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подтверждают, что самый счастливый день – это оказывается день, который остаётся в памяти и дает множество возможностей.Этот день несет в себе что-то новое: опыт, впечатления, ощущения, открытия. Порой они неожиданные, нередко запланированные. Оба примера иллюстрируют одну мысль: неважно, какой сегодня день, месяц, год, выходной день или рабочий. Важно, что он был и оставил самое лучшее, замечательное. Оказывается совсем неважно: нравится – не нравится учительнице, а самое главное – он был этот счастливый день, и девочку « все любили и откровенно … восхищались» ею. |
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ (КЛИШЕ)
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:
ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы справились с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения. Это самая дорогая часть работы, и оценивается
6 баллами.
!!! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
IV. Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.
Что значит сформулировать позицию автора?
Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Проблема
(вопрос)
Позиция автора
(ответ)
Как проявляется позиция автора?
Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.
Способы выражения позиции автора
- автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;
- позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам).
В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к поднятой проблеме:
- позитивное (положительное);
- негативное (отрицательное);
- нейтральное;
- двойственное;
Учитывается также, каково настроение автора.
Это может быть:
- ирония;
- сарказм;
- грустная, печальная тональность;
- радостная тональность;
- оптимистичный настрой;
- пессимистический настрой.
Средства выражения позиции автора
Слова-маркеры | Авторская позиция может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно. |
Оценочная лексика | Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная лексика; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка. |
Средства выразительности | Отношение автора могут передаваться различными средствами выразительности: метафора, эпитет, риторическое восклицание. |
Вводные слова | Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора. |
Побудительные предложения | Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю. |
Как может быть выражена авторская позиция в художественном тексте?
- К счастливым подросткам можно отнести разные дни своей жизни, но по-настоящему ребенок счастлив, когда он в кругу семьи, его все любят и он любит всех.
- Сделать такой выбор в подростковом возрасте нелегко. Но, сделав правильный выбор, ты воспитываешь в себе с юных лет качества высоконравственного, честного человека. И от этого чувствуешь себя счастливым.
- Только ребенок, воспитанный в любви, может быть счастливым.
- Только с верой, что впереди будет много счастливых дней, вырастет высоконравственный, жизнелюбивый человек.
!!!Можете использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис, формулирующий главную мысль:
Главная задача В.С.Токаревой - убедить читателя в том, что …
В.С.Токарева стремиться донести до читателя мысль о том, что …
По мнению автора,..
Автор убежден:…
Позиция В.С.Токаревой состоит в утверждении мысли, что…
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна: …
Точка зрения автора состоит в следующем: ….
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том,..
Автор высказывает мысль о том, что ….
Имейте в виду! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения. Это часть работы оценивается 1 баллом.
V. Выражаем своё мнение по сформулированной проблеме и
обосновываем отношение к позиции автора.
Собственная позиция - мнение ученика по проблеме исходного текста.
Обоснование - это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и поддерживающие его суждения.
Два способа
- Подтвердить тезис (привести аргументы "за")
- Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы "против»): доказать тезис, опровергая противоположный).
АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументы к пафосу | |
Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо. | |
Аргументы к обещанию | предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство. |
Аргументы к угрозе | указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство). |
Примеры обоснования
факты | реальное событие, явление, то, что действительно произошло; |
иллюстрации | наглядно-описательная форма: можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни ) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях; |
опыт | личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования; |
обращение к традициям, авторитетным мнениям | мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов; |
цитаты | из авторитетных источников; |
обращение к теоретическим знаниям, терминологии | в науке, искусстве, культуре |
обращение к логике | индукция, дедукция |
Виды обоснования
- Доказательство
- Опровержение
- Подтверждение
- Объяснение
- Интерпретация
- Определение
- Оправдание
Примеры обоснования
аргументы "за" | аргументы "за" и "против" | аргументы "за" |
Можете использовать данные ниже обороты речи:
- Мне близка и понятна точка зрения автора. Я, так же, как и он, считаю, что
- Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что …
- С мнением автора нельзя не согласиться…
- С авторской позицией нельзя не согласиться. Ведь все мы по-разному ответим на вопрос о том, какой он был твой счастливый день? Кто-то счастлив был тогда, когда совершал добрые дела , а кто-то в тот момент, когда находится рядом с родными людьми. Но каждый человек, который испытывал счастье, невольно становится мягче, добрее, его сердце наполнялось радостью и верой в лучшее.
- Мне близка и понятна позиция автора.
- Позволю себе высказать свою точку зрения на эту проблему.
- Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской.
- Я согласен (согласна)с позицией автора и тоже считаю, что …
Материалы для обоснования отношения к позиции автора с опорой на литературу.
Можно ли приводить литературный аргумент? | |
«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете»,- утверждает А.Г.Нарушевич. | «Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, экзаменуемый получит 0 баллов за собственную позицию. получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией»,- рекомендует И.П.Цыбулько. |
!!!! Литературный аргумент приводить МОЖНО, но это необязательное требование.
Прочитайте следующие микротексты и в случае необходимости используйте материал, содержащийся в них, для обоснования отношения к позиции автора.
Если вы решили воспользоваться данными ниже текстами, вам необходимо их сжать и выразить содержание текста кратко и выразительно. При этом необходимо следить за тем, чтобы приводимый вами материал действительно подтверждал высказанную точку зрения.
1. Хорошим примером может послужить Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель». Он становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
2.Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
3. Хорошим примером может послужить финал поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
4. Хорошим примером может послужить роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
а) Мастер и Маргарита возвращены в подвал, хотя Воланд и знает, что они не обретут на земле покоя и счастья. Поэтому дух зла соглашается выполнить просьбу Иешуа, ознакомившегося с произведением Мастера, — взять несчастного с собой и «наградить его покоем... Он не заслужил света, он заслужил покой».
Став обитателем иного мира, Мастер вместе с Воландом и его свитой покидает землю. «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его».
б) Героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», возлюбленная Мастера. Она умна и красива. Маргарита была женой чрезвычайно видного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был наделен всеми достоинствами и обожал свою жену, и им принадлежал весь верх прекрасного особняка в одном из арбатских переулков. Маргарита никогда не прикасалась к примусу и не знала счету деньгам, но с тех самых пор, как в девятнадцать лет она вышла замуж и обосновалась в особняке, она не была счастлива ни одной минуты. «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме?..»
в) Для Маргариты счастье – это жизнь с Мастером в их подвале. Маргарита просит Воланда вернуть их с мастером в подвал, где они были счастливы. Мастер возражает ей: к прежнему нет возврата, в подвале уже давно живет другой человек, и «вообще не бывает так, чтобы все стало, как было».
«Не бывает, вы говорите? – сказал Воланд. – Это верно. Но мы попробуем».
5. Хорошим примером может послужить роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».
а) Аксинья была несчастлива в браке со Степаном. Супружеские отношения складывались нелегко, скупа была судьба Аксиньи на женское счастье. Степан был скуп на ласку скуп и редко бывал дома». Когда на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов, она откликается на его ухаживания, решается на любовную связь. Несмотря на осуждение, взглядам и пересудам она не придавала значения и «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».
Аксинья никому не позволяет вторгаться в ее жизнь и разрушать ее счастье, которого доселе она не ведала.
Счастье быть рядом с Григорием для нее безмерно. При встрече с ним она не стесняется людей, для нее существует только один человек, ее Григорий. «Снова мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее». «Из-му-чи-лась! Изболелась вся! Гришенька! Кровинушка моя!» – «невнятно шептала, всхлипывала» Аксинья, «обвилась диким хмелем», «целуя щетинистые щеки любимого».
Несмотря на стрельбу, на непрерывные бои, в это тревожное время Аксинья с Григорием испытали счастье, полностью отдались своему чувству. Жизнь, человеческая природа берут верх над всем остальным, и «двое суток прожили они как во сне, перепутав дни и ночи, забыв об окружающем».
Аксинья радуется жизни, «снова призрачным счастьем манила ее неизвестность...» Когда рядом с нею Григорий, все вокруг преображается. «Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня. “Найдем и мы свою долю”, – думала она».
б) После возвращения сына Пантелей Прокофьевич ощущает себя счастливым. Отец гордится Григорием, когда идет вместе с ним в церковь или на плац. Старик вспоминает дорогие его сердцу случаи из далекого прошлого, которые указывали на то, что из мальца выйдет добрый казак . 6.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, потом поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. <...> Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью) и прочел всего пять- шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он был уже капитаном; блестящая карьера ожидала его». Жизнь его изменилась чуть ли не в один день после того, как Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню Р., женщину страстную и странную, по светским понятиям. Роман этот не принес ему счастья. «Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел». Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его.
7. Хорошим примером может послужить повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
а) Сама Вера Николаевна и окружающие считают ее брак счастливым. Отношение к мужу за пять-шесть лет изменилось: «прежняя страстная любовь... давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». В семье нет детей, хотя Вера Николаевна «жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше...» и она «болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры».
б) Желтков сам признается, что его «не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». «...Для меня вся жизнь заключается только в Вас», – пишет Желтков Вере Николаевне. В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он сжигает «все самое дорогое, что было... в жизни»: ее платок, записку, программу («...Вашу записку — о, как я ее целовал, ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы держали в руке и потом забыли на стуле...).
Для Желткова в Вере Николаевне «как будто воплотилась вся красота земли».
Имейте в виду! Хорошая речь – важная составляющая имиджа делового человека.
!!! Если Вы справились с поставленной задачей, Вы удовлетворите критерию К 4 оценивания сочинения. Это часть работы оценивается 1 баллом.
VI.Сделайте вывод (напишите заключение к сочинению).
Вывод к приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе и вашим заключением к сочинению. Только обязательно выделите Ваши суждения в отдельный абзац!
Используйте следующие конструкции:
Иными словами,…
В заключение отмечу, что…
Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть, что..
Таким образом, ..
В заключение хочется отметить(подчеркнуть, сказать), что …
Итак,…
VII. Отредактируйте черновик.
VIII. Перепишите текст сочинения набело.
IX. Ещё раз перечитайте текст сочинения и аккуратно внесите последние правки.
Имейте в виду! Очень важно при этом правильно распределить время, чтобы вы обязательно успели отредактировать и проверить сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс
В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...
Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению
1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...