Дидактический материал по разделу «Причастие как часть речи»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Дидактический материал направлен на проверку ЗУН учащихся 7 классов по теме "Причастие", а также может быть использован при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации учащихся 9 - 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichactie.docx | 54.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографический тренинг
для подготовки к ВПР и контрольным работам по теме "Причастие"
Диктант № 1. Правописание суффиксов причастий
Увидите стел..щийся над речонкой туман; завис..мое от обстоятельств решение; тревож..щая вас мысль; нещадно жал..щие комары; прыснет, будто се..щий через сито дождь; грохоч..щий водопад; движ..мые чувством страха; леч..щийся травами; рокоч..щие раскаты грома; едва брезж..щий рассвет; плач..щего малыша; выращива..мые растения; плещ..щейся волны; терп..щий бедствие корабль; колебл..мые ветром листья; наде..щийся на помощь; та..щие на щеках снежинки; клокоч..щего вдали водопада; о стро..щемся доме; самокле..щихся обоев; меч..щегося из стороны в сторону; беспоко..щегося о результатах экзамена; едва вид..мого во тьме; щебеч..щей птицей; завис..щий от погоды; рекоменду..мая для чтения книга; от жал..щих пчел; корабль, бор..щийся с волнами; едва слыш..мого шепота; гон..щегося за зайцем; у ла..щей собачонки; в расстилающ..мся над речкой тумане.
Диктант № 2. Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксами -НН- (-Н-), -ВШ-
Слыш..вший шорох; ненавид..вший ложь; обид..вший малыша; мА..вшийся от жары; удосто..вший чести; раста..вший снег; разве..вший семена; посе..вший страх; расе..вший сомнения; почу..вший зверя; раскле..вший афиши; выкач..нная бочка; выкач..нная нефть; развеш..нные картины; развеш..нная мука; размеш..нные краски; замеш..нный в преступлении; замеш..нное тесто; прав..вший конями; увид..вший картину; се..вший рожь; отта..шая земля; встрет..вший друзей; постро..вший дом; ужал..вшая ребенка; ла..вшая собака; завис..вший от обстоятельств; завяз..вший узел; отча..вшийся человек.
Диктант № 3. Написание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Несолё..ый суп; свежемороже..ая рыба; свежезамороже..ый судак; купле..ые книги; штопа..ые носки; сея..ая мука; рва..ый рукав; пута..ый ответ; лакирова..ые туфли; легкоране..ый солдат; солдат, ране..ый в руку; жаре..ые в масле; тка..ая скатерть; запута..ые нитки; краше..ый пол; краше..ый краской пол; нескоше..ый луг; писа..ая масляной краской; золоче..ые орехи; стира..ое
белье; много раз стира..ое белье; писа..ая красавица; масле..ый блин; письмо написа..о, прочита..о, отправле..о; прочита..ая книга; замече..ые ошибки; гружё..ые кирпичом; маза..ый маслом хлеб; тка..ый золотом костюм.
Диктант № 4. Буквы Е, О после шипящих.
Запрещ..нный прием; разобщ..нные княжества; спелый крыж..вник; подж..г сарая; сильный ож..г; подж..г сено; деш..вый вид; ж..сткие волосы; утолщ..нное место; камыш..вый кот; щ..лканье соловья; небольшая реч..нка; жалкая душ..нка; оснащ..нный новыми приборами; обобщ..нная тема; закопч..нный потолок; облож..нный кирпичом; свинц..вые тучи; удруч..нный вид; чуж..го сада; любоваться пейзаж..м; испеч..нный каравай; посвящ..нный друзьям; упрощ..нная задача; возле большо..го строения; лаявшая собач..нка.
Диктант №5. НЕ с причастиями.
(Не )распечатанное письмо; (не )распечатанное отцом письмо; письмо (не) распечатано; (не) написанный, а отпечатанный текст; полы (не) покрашены; (не) покрашенные масляной краской; вовсе (не) продуманное решение; никогда (не) знавшие страха(не) останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не) исследованный вопрос; (не) доумевающий по поводу поведения одноклассника; ещё (не) заселенный дом; (не) заселенные дома на окраине; вода (не) пролита; (не) исправимый дефект; портфель (не) кожаный; (не)навидел фальшь; (не) был в школе; кофта (не) коричневая; (не)широкая, но глубокая речонка; костер (не) погашен; вещи (не) собраны; сочинение (не) написано; (не) написанное сочинение по литературе; еще(не) засеянные поля; (не) знающий усталости; (не) громкий, а тихий разговор; бормочет что-то (не) внятное; (не) вежда в музыке; (не) красивый, а просто симпатичный; поступил далеко (не) красиво; (не)сбыточность помыслов.
Диктант № 6. Падежные окончания причастий.
О колеблющ..мся на ветру флаге; падающ..го кленового листка; пахнувш..м сеном; у волнующ..гося озера; вдоль задымивш..йся от тумана речонки; у расстилавш..гося лесного болота; бьющ..ми из-под земли ключами; вытянувш..хся к небу стволов берез; в бушующ..м море; прозвучавш..го в лесу выстрела; шел скользящ..м шагом; плавающ..й у берега птицы; разросш..гося куста; об улетающ..х на зиму птицах; в движущ..мся предмете; несущ..мся вниз потоком; расчищ..нной дорожкой; в тонущ..й дымке; в потемневш..й от приближающ..йся тучи роще.
Тест «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Вариант 1
1) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
А) (не)годующий
Б) (не)написанная ещё книга
В) (не)полученная посылка
Г) (не)сваренный картофель
2) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
А) дом (не)отремонтирован
Б) (не)отремонтированный ещё дом
В) (не)отремонтированный дом
Г) совсем (не)отремонтированный дом
3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ слитно.
(1) (Не)кошеная трава; никем (2) (не)кошеная трава; (3)ещё (не)скошенная трава; трава (4) (не)скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; никем (6) (не)рассказанная история; (7) (не)законченная рукопись; (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно (10) (не)вымыто.
А) 2,3,4,9 В) 5,6,7,8
Б) 3,7,10 Г) 1,5,7
4) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
А) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе
Б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент
В) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер
Г) эксперимент (не)закончен, (не)прекращающиеся метели
5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) рукопись (не)сдана, (не)сданная вовремя рукопись
Б) (не)сданная рукопись, ещё (не)крашеная скамья
В) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства
Г) роман (не)закончен, (не)законченный роман
6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Мы бредём по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.
А) (Не)кошена - пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно
Б) (Не)кошена – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно
В) (Не)кошена – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)кошена – пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно
7) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении: С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
А) (Не)топленная – пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно
Б) (Не)топленная –пишется слитно, так как при причастии есть зависимое слово
В) (Не)топленная –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)топленная –пишется слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно
8) Укажите слово с ошибкой.
А) неразвитый куст В) ещё не развитый куст
Б) куст неразвит Г) куст не развит
9) Укажите слово без ошибки.
А) не сминаемая ткань
Б) ткань не сминаема
В) несминаемая от длительной носки ткань
Г) не сминаемая синтетическая ткань
10) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
А) дом (не)построен
Б) (не)построенный дом
В) (не)построенный ещё дом
Г) (не)растраченные мной силы
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-В, 8-Б, 9-Б 10-Б.
Вариант 2
1) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно
А) (не)доумевающий взгляд В) никем (не)разгаданная тайна
Б) ещё (не)разгаданная тайна Г) тайна (не)разгадана
2) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно
А) окно (не)вымыто В) (не)замеченная ошибка
Б) (не)отвеченное письмо Г) (не)мощеная улица
3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.
(1) (Не)прочитанный роман; (2) (не)прочитанный мной роман; (3) (не)сказано; (4) (не)окрепший от болезни дедушка; ещё (5) (не)окрепший от болезни; (6) (не)годующий человек; (7) (не)замерзший пруд; (8) (не)замерзший к утру пруд; в доме (9) (не)прибрано; ещё (10) (не)украшенная ёлка
А) 1,3,7,9 В) 3,6,8
Б) 4,5,7,9,10 Г) 2,3,4,5,8,9,10
4) Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.
А) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено
Б) (не)доумевающий взгляд, (не)зависимый ни от кого
В) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек
Г) (не)окрепший от удара, (не)затихающая буря
5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история
Б) (не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы
В) никем (не)принятое предложение, ещё (не)принятое предложение
Г) дело (не)закончено, (не)принятое решение
6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Причины случившегося ещё (не)установлены.
А) (Не)установлены –пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно
Б) (Не)установлены – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно
В) (Не)установлены – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)установлены –пишется слитно, так как причастие совершенного вида
7) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Огонёк в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.
А) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно
Б) (Не)мигающим – пишется слитно, так как при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом А
В) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)мигающий – пишется слитно, так как это причастие не употребляется без НЕ
8) Укажите вариант ответа с ошибкой.
А) невыращенный куст
Б) невыращенный к весне куст
В) куст не выращен
Г) нерастущий куст
9) Укажите вариант ответа без ошибки.
А) не тронутый морозом
Б) никем нетронутый
В) нетронут
Г) нетронутый морозом
10) Укажите вариант ответа со слитным написанием.
А) (не)спрятанные ценности
Б) никем (не)спрятанные ценности
В) ценности (не)спрятаны
Г) ещё (не)спрятанные ценности
Ответы: 1-А. 2-А, 3-Г, 4-В. 5-В. 6-Б, 7-Б, 8-Б, 9-А, 10-А.
Тест по теме «Знаки препинания при причастном обороте»
1.В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?
А) Опавшие с деревьев, листья мягким ковром накрыли землю.
Б) Ученик, опоздавший на урок, писал объяснительную записку.
В) Цветущая в конце мая сирень наполняет весь двор приятным ароматом.
Г) Вопросы, рассмотренные нами сегодня, требуют более глубокого изучения.
2.В каких предложениях нужна запятая?
А) Мы вернулись домой сильно промёрзшими.
Б) Измученный зубной болью он решил утром пойти к врачу.
В) Прочитанные книги помогут вам понять жизнь.
Г) Бабушка всегда всё знающая объяснила мне причину переполоха.
3.В каком предложении стоит лишняя запятая?
А) Он быстро собрал вещи, разбросанные по всей комнате.
Б) Девушка, проводившая экскурсию, рассказала нам много интересного о Новгороде.
В) Из экипажа, остановившегося, под окнами, вышел старый господин.
Г) Проблема, мучившая меня долгое время, была наконец решена.
Ответы: 1-А, 2-Б, Г, 3-В.
Письменный опрос по теме «Причастие как часть речи»
Вариант 1
(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).
1. Каково общее грамматическое значение причастие?
2. Перечислите суффиксы причастий.
3. Как определить, возвратное причастие или невозвратное?
4. От какой части речи и каким способом образуются причастия?
5. Признаки каких частей речи объединяет в себе причастие?
Вариант 2
(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).
1. Что такое причастный оборот?
2. Перечислите морфологические признаки причастия, общие с глаголом.
3. Что такое определяемое слово?
4. На какие вопросы отвечает причастие?
5. Как проверить написание гласной в окончании причастия?
Вариант 3
(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).
1. Какова синтаксическая роль причастия и причастного оборота.
2. Перечислите морфологические признаки причастия, общие с именем прилагательным.
3. Как определить вид причастия?
4. От слов каких частей речи зависит причастие в предложении или словосочетании?
5. Какова начальная форма причастия?
Проверочная работа по теме "Причастие как часть речи"№ 1
Вариант 1
1.Причастие – это
а) особая форма глагола, обозначающая действие предмета;
б) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;
в) самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета.
2.Причастия совмещают признаки двух частей речи (указать каких).
3.Причастие имеет признаки глагола
а) время, вид, возвратность;
б) наклонение, род, число;
в) спряжение, лицо, падеж.
4.Укажите причастие
а) летучий, б) кованый, в) пронизанный, г) безветренный
5. Действительные причастия называют
а) признак по действию, которое испытывает на себе предмет, лицо со стороны другого предмета, лица;
б) признак по действию, которое выполняется самим предметом (действующим лицом).
6. От какого слова образовано причастие летящий
а) летучий, б) лететь, в) полёт, г) лётчик
7. Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени
а) –уч- (-юч-), -ач- (-яч-); в) –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-);
б)-ем- (-ом-), -им-; г) –вш- (-ш).
8. Укажите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
а) –уч- (-юч-), -ач- (-яч-); в) –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-);
б)-енн- ,-нн-, -т-; г) –вш- (-ш).
9. Разберите по составу причастия:
лечащий, слышимый, нёсший, увенчанный.
10.Выберите верное утверждение
а) полные страдательные причастия в предложении являются сказуемыми;
б) действительные причастия имеют только полную форму;
в) страдательные причастия употребляются в речи только в краткой форме;
г) краткие причастия в предложении являются определениями.
11. Определяемое слово – это…
12. Причастным оборотом называют…
13. Укажите слитно или раздельно нужно написать НЕ с причастиями:
а) (не) затихающая буря; в) (не) годующий человек;
б) никем (не) замеченная ошибка; г) картина (не) завершена.
14.Укажите, Н или НН нужно написать в словах
а) отремонтирова(н; нн)ый дом; в) варё(н; нн) ый картофель;
б) ветре(н; нн) ое утро; г) выкраше(н; нн) ый пол.
15.Просклоняйте словосочетание плескавшееся море по падежам.
16. Найдите словосочетания прич.+сущ., укажите суффиксы причастий
Спеющая ягода; чернеющая пропасть;
Горячая печь; лаявшая собака;
Синее небо; тёмный горизонт.
17.В каком случае причастный оборот выделяется запятыми?
18. Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения.
а) Лодка, которую увлекает сильный поток, …
б) Тучи, которые гонит ветер, …
в) Земля, которая освещается солнцем,…
19. Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните их.
Небо грозно потемневшее резко освещалось вспышками молний.
Тишину прерывали долетавшие издали звуки.
Над жёлтым простором полей плывет в небесах эскадрилья спешащих на юг журавлей
Вариант 2
1.Причастие – это
а) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;
б) самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета;
в) особая форма глагола, обозначающая действие предмета;
2.Причастия совмещают признаки двух частей речи (указать каких).
3.Причастие имеет признаки прилагательного
а) время, вид, возвратность;
б), род, число, падеж;
в) спряжение, лицо, падеж.
4.Укажите причастие
а) озаривший, б) раненый, в) висячий, г) утренний
5. Страдательные причастия называют
а) признак по действию, которое испытывает на себе предмет, лицо со стороны другого предмета, лица;
б) признак по действию, которое выполняется самим предметом (действующим лицом).
6. От какого слова образовано причастие падающий
а) падучий, б) упасть, в) падать, г) выпад
7. Укажите суффиксы страдательных причастий настоящего времени
а) –уч- (-юч-), -ач- (-яч-); в) –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-);
б) -ем- (-ом-), -им-; г) –вш- (-ш).
8. Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени
а) –уч- (-юч-), -ач- (-яч-); в) –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-);
б)-енн- ,-нн-, -т-; г) –вш- (-ш).
9.Разберите по составу причастия:
колющий, мучимый, клеивший, вымытый.
10.Выберите верное утверждение
а) полные страдательные причастия в предложении являются сказуемыми;
б) действительные причастия имеют только краткую форму;
в) страдательные причастия употребляются в речи в полной и краткой форме;
г) краткие причастия в предложении являются определениями.
11.Определяемое слово – это…
12.Причастным оборотом называют…
13.Укажите слитно или раздельно нужно написать НЕ с причастиями:
а) (не) прочитанная книга; в) (не) доумевающий взгляд;
б) никем (не) полученная посылка; г) работа (не) закончена.
14.Укажите, Н или НН нужно написать в словах
а) нарисова(н; нн)ая картина; в) сваре(н; нн) ый картофель;
б) безветре(н; нн) ый день; г) краше(н; нн) ый пол.
15.Просклоняйте словосочетание расстилающийся туман по падежам.
16.Найдите словосочетания прич.+сущ., укажите суффиксы причастий
Светлое небо; поспевающий крыжовник;
Собранные грибы; каменный дом;
Мелкий брод; скошенная трава.
17.В каком случае причастный оборот не выделяется запятыми?
18.Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения.
а) Книга, которую прочитал школьник, …
б) Тучи, которые гонит ветер, …
в) Старые письма, которые хранит бабушка,…
19.Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните их.
Висел туман густо смешанный с дымом.
Стоящие по дороге березы приветливо кивали ветвями.
Летучие мыши уже носились над уснувшими верхушками деревьев.
Проверочная работа по теме «Причастие как часть речи»№ 2
Вариант 1
1. Выпишите словосочетания, в которых зависимым словом являются причастия. Выделите суффиксы причастий. Рядом запишите глагол, от которого образовано данное причастие.
Черная ночь, теплый дождь, чернеющая пропасть, темный горизонт, поспевающий крыжовник, мокрый снег, лаявшая собака, закрытая дверь, светлое небо, собранные грибы, болотная вода, летящая птица, спеющая ягода, горячая печь, отодвигаемый шкаф, засеянное поле, последний лист.
2. Спишите, согласуя причастия с существительными. Выделите окончания причастий. Укажите род, число, падеж причастий.
Проснувш….ся дитя
Слегка колеблющ….ся тростник
Под отяжелевш….ми облаками
Солдат, рассказывающ…й о недавнем
Исчезнуть в потемневш…м небе
Люди, нарядивш….ся по-летнему
Затухающ…е пламя костра
В растущ…м по дороге кустарнике
Вариант 2
1. Выпишите словосочетания, в которых зависимым словом являются причастия. Выделите суффиксы причастий. Рядом запишите глагол, от которого образовано данное причастие.
Бегущий спортсмен, висячая лампа, выкинутый мусор, висящий крючок, зеленый дуб, летучая мышь, скошенная трава, созревающие зерна, читальный зал, читаемая книга, каменный дом, поющие птицы, высохшая трава, молчаливые люди, орудийные залпы, кипящий раствор, горячий напиток.
2. Спишите, согласуя причастия с существительными. Выделите окончания причастий. Укажите род, число, падеж причастий.
Ночуешь в только что выстроенн..й гостинице
Блистающ…е искорки инея
Раздаваться в посвежевш…м воздухе
Идти по аллее, усыпанн..й листьями
В затухающ…м пламени костра
Ветер, яростно треплющ…й палатку
Под намокш…ми деревьями
В разбушевавш..йся метели
Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов причастий»
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Выделите суффиксы причастий.
3. Укажите залог и время причастий.
хвал__щийся успехами
освеща__мая лунным светом
слыш__вший шорох
засе__нное поле
выращива__мые овощи
бор__щиеся с волнами рыбаки
утер__нные документы
объявл__нные результаты
едва слыш__мый голос
дыш__щий зноем ветер
подслуш__нный разговор
украш__нная ёлка
утопт__нная тропинка
се__щий дождь
раста__вшие тучи
обещ__нная поддержка
завис__вший от обстоятельств
реж__щий металл станок
Самостоятельная работа по теме «Правописание причастий и отглагольных прилагательных»
Вариант 1
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
С окружающ__ми людьми
По опавш__й листве
(Не) обитаемый остров
(Не) построенный к лету дом
Калитка (не) закрыта
(Не) забываемый вечер
(Не) боявшийся трудностей человек
Вяза__ый шарф
Лакирова__ая поверхность
Подсуше__ое бельё
Реше__ая проблема
Ничего не потеря__о
Смеш__нный с печалью
Засе__нное поле
Услыш__вший крик о помощи
Наве__вший воспоминания
Бор__щиеся за справедливость
Завис__щий от чужой воли
Независ__мая личность
Укрыва__мый от дождя
Вариант 2
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Над бушующ__м морем
В убегающ__ю даль
(Не) указаны в инструкции
(Не) оконченный роман
(Не) отмеченный в справке
Никем (не) занят
Потеря__ое время
Купле__ый шкаф
Окрыле__ый удачей спортсмен
Взволнова__ое лицо
Участники не назва__ы
Выкраше__ый заново
Ове__нный славой
Перепах__нная целина
Прежде времени состар__вшийся
Увид__вший огокь
В стро__щемся доме
Грохоч__щий за лесом
Едва слыш__мый
Прерыва__мый смехом
Проверочная работа по теме «Образование и правописание причастий»
Вариант 1
1. -ЕНН-, -НН-, -Т- - это суффиксы ____________ причастий ____________ времени.
2. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы ________________
3. Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от _____________________
4. Действительные и страдательные причастия настоящего времени образуются от
5. Краткую форму имеют только ___________________ причастия.
6. Образуйте страдательное причастие прошедшего времени от глаголов согнуть, услышать.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. 6 б. - «5», 5б. - «4», 4-3 б. - «3», 2-0 б. - «2».
Вариант 2
1. -ВШ-, -Ш- - это суффиксы ________________________ причастий ____________
времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени имеют суффиксы _____________________
3. Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от
4. Действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от
5. Чтобы образовать основу настоящего времени, нужно _______________________
6. Образуйте страдательное причастие прошедшего времени от глаголов промыть, увидеть.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. 6 б. - «5», 5б. - «4», 4-3 б. - «3», 2-0 б. - «2».
Практическая работа по теме «Причастный оборот»
Вариант 1
Найдите причастные обороты ( знаки препинания не расставлены), подчеркните их как члены предложения. Обозначьте определяемое слово, поставьте вопрос от определяемого слова к причастному обороту. В причастиях выделите суффиксы причастий.
1. Через весь небосклон перекинулась радуга вобравшая в себя все самые нежные краски земли.
2. Не занятый делом человек никогда не сможет в полной мере наслаждаться счастьем.
3. Высоко в небе на неподвижно раскинутых крыльях парила большая птица.
4. Сказка - это свежий ветер раздувающий огонек детской мысли и речи.
5. Неожиданно начавшийся дождь пробежавший на цыпочках по траве закончился так же неожиданно.
6. В лесу хлопочут клесты облепившие заснеженные ели и холодное солнце освещает весело пирующих птиц.
7. Вытоптанная в снегу дорожка побежала к реке закованной в ледяной панцирь.
8. Девочка была в больших валенках подшитых кожей и в завязанной поверх пальто шали.
9. Почти невидной и неслышной жизнью живет весной едва пробудившийся лес.
10. Высятся бронзовые стволы сосен освещенные лучами заходящего солнца и бросают на землю длинные тени.
Вариант 2
Найдите причастные обороты (знаки препинания не расставлены), подчеркните их как члены предложения. Обозначьте определяемое слово, поставьте вопрос от определяемого слова к причастному обороту. В причастиях выделите суффиксы причастий.
1. По застеленной толстым снеговым одеялом поляне затейливым рисунком петляли чьи-то следы.
2. Мы радостно вчитываемся в пушкинские строчки, озаренные любовью ко всему миру.
3. Крепко пришитые медные пуговицы со звездочками с трудом пролезали в тесные петельки.
4. Внизу проплывали сопки, покрытые розовым снегом, и забрызганная синеватыми каплями озер земля.
5. Подрезанные серпом колосья тяжело падали на теплую землю, согретую солнцем.
6. Для чуткого охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу.
7. Художник подошел к висевшей на стене картине и бережно провел по ней рукой.
8. Пахнет слегка подтаявшим снегом рано пришедшей в эти края весны.
9. На долгом историческом пути пройденном человечеством многие жрецы, ученые и философы занимались медициной.
10. Хороша утренняя песня соловьев, радостно встречающих вместе с другими птицами восход солнца.
Самостоятельная работа по теме «Правописание причастий и отглагольных прилагательных»
Вариант 1
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
С окружающ__ми людьми
По опавш__й листве
(Не) обитаемый остров
(Не) построенный к лету дом
Калитка (не) закрыта
(Не) забываемый вечер
(Не) боявшийся трудностей человек
Вяза__ый шарф
Лакирова__ая поверхность
Подсуше__ое бельё
Реше__ая проблема
Ничего не потеря__о
Смеш__нный с печалью
Засе__нное поле
Услыш__вший крик о помощи
Наве__вший воспоминания
Бор__щиеся за справедливость
Завис__щий от чужой воли
Независ__мая личность
Укрыва__мый от дождя
Вариант 2
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Над бушующ__м морем
В убегающ__ю даль
(Не) указаны в инструкции
(Не) оконченный роман
(Не) отмеченный в справке
Никем (не) занят
Потеря__ое время
Купле__ый шкаф
Окрыле__ый удачей спортсмен
Взволнова__ое лицо
Участники не назва__ы
Выкраше__ый заново
Ове__нный славой
Перепах__нная целина
Прежде времени состар__вшийся
Увид__вший огокь
В стро__щемся доме
Грохоч__щий за лесом
Едва слыш__мый
Прерыва__мый смехом
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Контрольная работа по теме «Причастие»
Вариант №1
1.Моя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика. 2. У нее даже скл..нившейся над письме(нн,н)ым столом была строгая, стройная осанка хр..нящая «стальную выправку хребта». 3.В..л..сы ее в м..л..дости вивш..ся крупно и мягко были золотисто-каштановые. 4.Светлыми и (не)меркнущими были ее глаза - з..леные, цвета в..нограда окаймле(нн,н)ые к..ричневатыми веками. 5.Черты лица и контуры его были точны и четки: (н..)какой ра(с,з)плывчатости,(н..)чего (не)додума(нн,н)ого мастером, (не)пройде(нн,н)ого резцом, (не)отшлифова(нн,н)ого. 6.К..завш..ся заверш..(нн,н)ым и замкнутым лицо было полно постоя(нн,н)ого внутре(нн,н)его дв..жения, потае(нн,н)ой выразительности. 7. Но мало кто умел читать в нем. (А.Эфрон.)
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. В предложениях 3-5 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время.
3. В предложениях 5-7 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
4. Укажите способ словообразования слова немеркнущими
5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
Вариант 2
1.Скв..рец высунувшийся из св..его домика пр..крепле(нн,н)ого к в..ршине ду..ка выск..чил на ветку и начал дер..копередразн..вать с..л..вья. 2.Однако гол..су (не)проше(нн,н)го пересмешника (не)хв..тило соч(?)ности, (не)ул..вимых о(тт,т)енков, которыми знающая пр..рода од..ряет лишь избра(нн,н)ых - ген..альных п..вцов. 3. Скоро с..лист поч..явший(не)удачу переключился на иные лады. 4.Он иску(с,сс)но проквакал лягушкой во..произвел голуби(нн,н)ую воркотню и в заключение к..нцерта ур..нил с..ротскую, (не)пр..ходящую скорбь ране(нн,н)ой горлинки. 5.И те, кто были им вызва(нн,н)ы, пробужде(нн,н)ые, вдруг подали свои чистые, (н..)кем (не)пуга(нн,н)ые г..л..са. (По М.Алексееву.)
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
3. В предложениях 4-5 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время
4. Укажите способ словообразования слова непрошенного
5. Из предложений 1-2 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
Вариант 3
1.Однажды утром я в..тал чуть ран(?)ше. 2.См..трю - у завеше(нн,н)ого окна они с..дят вдвоем за столом - внешне суровый рыбак и мальчишка старающийся ему (во)всем подр..жать. 3.Молч..т, погруже(нн,н)ы в св..и мысли. 4.Мягкий свет(не)вид..мый простым глазом окутывал их фигуры. 5. На лицах теплый, любящий взгля... 6.В чем(то) еле ул..вимом я почу..ствовал что это не отец и сын. 7.Дмитрий Федорович(?) - человек очень добрый, но выглядел ..держа(нн,н)ым. 8.Вовка - полная емупрот..вопол..жность. 9.У этого мальчика необыч..йно одухотворе(нн,н)ое светящ..ся (из)нутри в ра(с,сс)ветном (полу)мраке лицо. 10.И прежде всего мне зах..телось передать ту излучающ..ся (из)нутрит..плоту, которая ра..крылась в них для меня в это ра(нн,н)ее утро.
(По В.Гаврилову.)
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. В предложениях 8-10 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время.
3. В предложениях 1-3 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
4. Укажите способ словообразования слова занавешенного
5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
Вариант 4
1.Не ум..лкая, шумел пр..лив на б..гали гр..хочущие волны бьющ..ся о поднож..е тороса. 2.Но вот буря стихла. 3.Смолкли успоко..вшиеся волны придавле(нн,н)ые тя..кой грудой льда. 4.Ледя(нн,н)ые п..ля пр..двинулись к самому бер..гу. 5.Пош..л гул послышал..сь б..рмочущ.. ш..пение ш..рох треск ломающихся глы... 6.Надв..галось (не)укрощ..(нн,н)ое стоногое ч..довище - буря. 7.Передовые льдины ..жатые нап..равшейма(сс,с)ой п..лзли на в..ршину. 8.Дв..жение ледя(нн,н)ой ма(сс,с)ы в..трет..вшее (не)пр..одолимую пр..граду пр..вратилось в коло(сс,с)альную энергию разрушения. 9.И через (не)сколько м..нут лома(нн,н)ыми оч..ртаниями поднялись новые гр..мады. 10.Вдруг опять раз..яре(нн,н)ым зверем наб..жала буря разорвала т..шину т..ржествующим воем... (А.Серафимович.)
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
3. В предложениях 8-10 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время
4. Укажите способ словообразования слова напиравшей
5. Из предложений 3-5 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
Вариант 5
1. Бр..деш(?) по тр..пе, словно из ска..ки в ска..ку. 2.Вот завораживающим хороводом ст..ят белые б..резы а из(за) хоровода выглядывают кряж..стыми парнями дубы. 3.Сколько силы зат..ё(нн,н)ой - потяг..вают(?)ся вывертывают(?)сяруками-ветвями (в)верх, кто кого перем..хнет. 4. На п..лянку елка выб..жала, и кругом г..рятразн..цветными огоньками ромашки к..л..кольчики. 5.А с чем ср..внитьл..сной воздух настоя(нн,н)ый на разн..травье и чуть(чуть) разбавле(нн,н)ый хвойн..ком? 6.Подм..сковный лес ска..ка проч(?)тё(нн,н)ая медленно и в уединении. (В.Степанов.)
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их).
3. В предложениях 4-6 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их).
4. Укажите способ словообразования слова настоянный ________________________
5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом.
Ответы к контрольной работе по теме «Причастие»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1в | Вившиеся-несов.в., пр.вр.; немеркнущими-несов.в., наст.вр., | Не додуманного (мастером) - м.р., ед.ч., тв.п.; | суффиксальный | 4, обособленное определение |
2в | Высунувшийся (скворец) - м.р., ед.ч., и.п.; | Раненой - сов.в., пр.в.; | суффиксальный | 1, обособленное определение |
3в | Излучающую - несов.в., наст.в.; | Занавешенного(окна) - ср.р., ед.ч., р.п.; | суффиксальный | 4. обособленное определение |
4в | Грохочущие(волны) - мн.ч., и.п.; | Непреодолимую(преграду) - ж.р., ед.ч., в.п.; разъярённым(зверем) - ед.ч., м.р., т.п. | суффиксальный | 1. обособленное определение |
5в | Завораживающим. | Настоянный, разбавленный, прочтённая. | суффиксальный | 6 |
6б. | 5б. | 4б. | 1-3б. |
5 | 4 | 3 | 2 |
Примечание.
- Задание 1 оценивается 2-мя баллами: 1б. - орфография (не более 4-х ошибок); 1б. - пунктуация (не более 4-х ошибок).
- Задания 2-5 оцениваются по 1-му баллу каждое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие. Причастие как часть речи (презентация).
В этой прзентации я обобщила все знания полученные на первом уроке о причастии. Дети наглядно запоминали теоретические знания....
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....
Материал по теме "Причастие как часть речи" для 7 класса
Эту презентацию можно использовать при объяснении материала по нескольким темам: "Причастие как часть речи", "Действительные и страдательные причастия", "Н и НН в причастиях&q...
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...