Особенности ФГОС 3 поколения на уроках русского языка, литературы
материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Развитие функциональной грамотности – одна из целей ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fgos_3_pokoleniya.zip33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности ФГОС 3 поколения на уроках русского языка, литературы

Развитие функциональной грамотности – одна из целей ФГОС.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:

  1. читательская грамотность — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
  2. математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
  3. естественнонаучная грамотность — грамотность в области естествознания — способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и

решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах;

  1. финансовая грамотность (с 2012 года) — подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
  2. глобальные компетенции (с 2018 года) — способности критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях;
  3. креативное мышление (с 2021 года) — помогает человеку находить решение задач, с которыми он никогда ранее не сталкивался, помогает формировать новое знание, критически оценивать и совершенствовать свои разработки и идеи.

Учителю русского языка и литературы важно понимать, что формирование функциональной грамотности является одной из целей изучения русского языка . Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению. Прежде всего, это смысловое чтение, поиск смысла в прочитанном, цели написания текста. Формирование читательской грамотности включает целенаправленное обучение учащихся работе с информацией разных видов и жанров в ситуациях, максимально приближенных к жизни: поиску в словарях, энциклопедиях, справочниках, на интернет-сайтах, с помощью интернет-поисковиков заданной информации; ее интерпретации и использованию в учебных и личных целях; тактике и стратегиям чтения и информационно-смысловой переработки текста; способам понимания разного вида текстов, включающим понимание коммуникативного намерения автора. В этой связи на уроках русского языка необходимо усилить внимание к смысловой стороне текстов, отобранных учителем для лингвистического анализа, а также к смысловой стороне художественных произведений, изучаемых на уроках литературы. Дополнительно к тексту упражнения можно задавать вопросы:

  • О чем этот текст / произведение?
  • Что хотел сказать автор? Какую мысль он хотел донести до читателя?
  • Какова композиция текста, в чем ее особенности?
  • Каковы основные идеи / мысли каждого абзаца?
  • Как развертывается логика текста?
  • Почему к тексту / произведению подобрана именно эта иллюстрация?

Какой смысл она отражает?

  • Можно ли представить информацию в тексте в виде схемы, таблицы, инфографики, рисунка и т.д.?

Также учитель русского языка и литературы может внести существенный вклад в развитие креативного мышления школьников.

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: в области вербального выражения, в области художественного выражения и в области разрешения проблем. Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям.

В заданиях используются различные модели: 1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объему); 2) выдвижение идей для создания текстов на основе рассмотрения различных стимулов, таких как рисованные мультфильмы без заголовков, фантастические иллюстрации или ряд абстрактных картинок; 3) оценка креативности приводимых высказываний, например, заголовков, историй, лозунгов и т.п.; 4) совершенствование собственных или чужих текстов.

Использую  учебные  задания, которые помогут  разнообразить виды в практике обучения русскому языку.

Основания классификации

Виды учебных заданий

По использованию        дополнительных средств обучения

  • с        использованием        цифровых устройств
  • с        использованием        дополнительной

учебной литературы

По способу выполнения

  • устные
  • письменные
  • на основе электронного устройства

По количеству обучающихся

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые

По способу сопровождения учителем

  • без сопровождения
  • с онлайн сопровождением
  • с частичным сопровождением
  • с полным сопровождением

По        учету        индивидуальных потребностей школьников

  • общие
  • дифференцированные
  • индивидуальные

По связи с другими предметами

  • предметные
  • межпредметные

По        степени        обязательности выполнения

  • обязательные
  • по выбору
  • по желанию
  • рекомендованные

По способу проверки

  • ориентированные на самопроверку
  • ориентированные на взаимопроверку
  • требующие проверки учителем
  • проверка        на        основе        электронного устройства

По способу оценивания

  • без оценивания
  • оценивание по 5-балльной шкале
  • критериально-балльное оценивание
  • словесное        /        формирующее оценивание

По        способу        формулирования учителем

  • средствами традиционной краткой записи
  • с        развернутой        записью        с инструктажем, схемой, алгоритмом
  • с ссылкой на электронные ресурсы
  • с        дополнительными        учебными материалами
  • в виде видеозаписи или аудиозаписи

Необходимо увеличивать  количества нестандартных / творческих учебных заданий.

Приведем примеры творческих учебных заданий, получивших положительные отзывы у педагогов и школьников:

  • составление учебного задания по русскому языку для класса;
  • написание эссе, отзывов;
  • ответ на проблемный вопрос;
  • подбор иллюстраций / цитат /пословиц и поговорок / стихотворений к тексту или заданию;
  • мини-исследование;
  • составление сканвордов / кроссвордов / филвордов и т.д.
  • написание продолжения к данному тексту;
  • презентация;
  • помощь учителю в подборе материала для урока;
  • написание рекламных статей / слоганов;
  • написание заметок в газету / новостей для интернет-сайтов;
  • составление алгоритмов и схем;
  • составление расписания дня, инструкций по приготовлению блюд и  пр.;
  • подготовка аннотированного списка рекомендуемой литературы для  друга.

Игра «Сериал»

Суть игры: играть можно в течение всего учебного года, тратя на это

10 минут в неделю. Для начала игры учителю нужна красивая толстая тетрадь.

Учитель объясняет условия игры: «Мы с вами начинаем создавать сериал. С сегодняшнего дня каждый понедельник я буду давать одному из вас вот эту тетрадь. За неделю тот, кто получит тетрадь, должен написать в ней свою серию так, чтобы продолжить и развить сюжет сериала. Вас в классе тридцать два человека, значит, наш сериал будет состоять из тридцати двух серий. На каждом авторе лежит большая ответственность, ведь под его сюжет будут подстраивать последующие серии. Все остальные могут помогать автору очередной серии советами, идеями, но решать, что именно появится в тетради, будет только он. Каждый понедельник мы будем начинать урок с чтения очередной серии. После этого тетрадь передается следующему автору. К концу учебного года у нас получится, я надеюсь, очень интересное произведение. Кто хочет начать?»

Единственное строгое условие — нельзя писать ничего обидного про

других играющих.

В конце года, когда сериал будет закончен, желательно общими усилиями (но при минимальном участии учителя) отредактировать и «издать» его.

Как надо работать над достижением школьниками предметных результатов НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ учителя знают, а с личностными и метапредметными испытывают затруднения.

Художественная литература учит мыслить образами, ставить себя на место литературного героя, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к другому человеку, что способствует достижению обучающимися личностных результатов.

Приведем примеры вопросов, нацеленных на достижение личностных результатов. Это задания воспитательного характера.

  1. Какое качество объединяет героев стихотворения М. Ю. Лермонтова

«Бородино»?

  1. Как бы вы себя вели на месте Тома Сойера в пещере, с тетей Полли, на острове пиратов с друзьями? Какие черты его характера вы бы хотели воспитать в себе, а какие нет? Свой ответ поясните.
  2. Какие чувства вы испытывали, читая стихотворение С. Есенина? Как изображена в нем природа?
  3. Как жил Маленький принц на своей планете, чем он занимался? Как вы понимаете слова героя: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?
  4. Почему одного из героев рассказа А. И. Куприна называли «чудесный доктор»? Вы согласны, что доктор совершил чудо? Свою точку зрения обоснуйте.

Задания, способствующие достижению метапредметных результатов, должны быть составлены таким образом, чтобы школьники учились самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, ставить и

формулировать задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль, «осознанно относиться к другому человеку, его мнению»,

«признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая»; «уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности»..

Выделим в группы задания, нацеленные на достижение метапредметных результатов.

Первая группа заданий (логические действия) способствует выработке умений характеризовать, определять признаки, классифицировать, обобщать, делать выводы, формулировать вопросы, работать с информацией и пр. Приведем примеры.

  1. Прочитайте описание природы, выберите эпитеты, определите их функцию в пейзаже. По каким признакам вы определяли эпитеты?
  2. Соберите материалы для характеристики героя. Обобщите данные и сделайте вывод о его характере.
  3. Распределите героев по группам. Какие общие признаки помогли вам это сделать?
  4. Подготовьте интерактивный список (гиперссылки) произведений современного автора детской литературы с аннотациями. Воспользуйтесь ресурсами Интернета.

Вторая группа заданий способствует овладению коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность и пр.).

Приведу  примеры.

  1. Подготовьте викторину по творчеству А. С. Пушкина. На заключительном уроке по творчеству великого поэта организуйте ее проведение, привлеките к работе своих одноклассников. Подумайте о том, какие задания в подготовке викторины вы им поручите, как они будут участвовать в проведении мероприятия.

Поучаствуйте в подготовке и проведении урока внеклассного чтения вместе учителем и одноклассниками. Предложите для обсуждения понравившуюся вам книгу, продумайте, как вы будете ее презентовать, придумайте вопросы для обсуждения книги. Посоветуйтесь с учителем. Если эту книгу прочитал еще кто-то из одноклассников — пригласите его в свой проект.

  1. Подготовьте вместе с одноклассниками выразительное чтение по ролям фрагмента юмористического рассказа. Подумайте, как надо читать, чтобы сохранить юмористический характер произведения.

Третья группа заданий способствует овладению регулятивными действиями (самоорганизации, самоконтроля, принятию себя и других и т.д.). Приведем примеры.

  1. Представьте, что вы оказались на острове пиратов вместе с Томом Сойером и его товарищами. Что бы вы изменили в их образе жизни, о чем предупредили бы, в чем постарались бы убедить?
  2. Вы прочитали рассказ Л. Андреева «Кусака». Как вы считаете, правы были хозяева дачи, оставив собаку в одиночестве, или, на ваш взгляд, нужно было повести себя иначе. Поразмышляйте, что можно было сделать, чтобы поверившая людям Кусака не испытала уже второе предательство.
  3. Организуйте обсуждение литературного героя (например, Евгения Онегина, Митрофанушки, Башмачкина и т.д.). Подготовьте вопросы, составьте собственную характеристику героя. Проведите обсуждение в классе. Как вы отнесетесь к тому, что мнения о герое не будут совпадать с вашим?

Обратим внимание, что, выполняя задания, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов, школьники одновременно учатся анализировать произведения, давать собственную оценку событиям и поступкам героев, что можно отнести к предметным результатам. Обучающиеся овладевают ключевыми понятиями, становятся внимательными к слову.

Очень важно, чтобы школьники учились коллективно обсуждать темы, характеризовать литературных героев, уметь формулировать и аргументировать свое мнение, давать собственную оценку прочитанному. Эти умения — вести диалог, давать характеристики, формировать и высказывать свое мнение, обобщать, делать выводы и т.д. — относятся к метапредметным. Характеризуя описанную в произведении ситуацию или размышляя над поставленной автором проблемой, или оценивая поступки героя и аргументируя свое мнение, школьники работают над достижением не только предметных результатов, но и личностных.

Подобные многоцелевые задания, работающие на достижение школьниками одновременно предметных и метапредметных, предметных и

личностных        результатов можно считать комбинированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)

В выступлении отмечаются  особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...

Авторская методика применения цифровых образовательных ресурсов нового поколения на уроках русского языка и литературы

   Использование новых информационных технологий в преподавании русского языка и литературы является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения арсена...

Особенности коррекционной работы на уроках русского языка

показать особенности содержания и структуры урока в классах коррекционного обучения...