"Мы за чистоту языка"
статья по русскому языку (8 класс)
Работа ученицы 10 класса о чистоте русского языка. Может пригодиться для проведения классных часов и внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._my_za_chistotu_yazyka.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное
общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»»
Мы за чистоту русского языка
Исследовательский проект
по русскому языку
Автор работы:
Мордвинова Марина, учащаяся 10 класса
Руководитель:
Лопатина Г.В., учитель русского языка и литературы
Биробиджан -2023 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
1.Выбор проблемы ………………………………………….. 3 стр.
2. Актуальность проекта 4-5 стр.
3. Цели, задачи. 6 стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4. Собираем информацию ………………………………….. 7 стр.
5. Происхождение нецензурной лексики, брани, корни ее, причины употребления нашими предками стр. 14-15
6. Нормативно – правовая база стр. 16
7. Социологический опрос стр.17-20
8. – Наши планы по реализации проекта ……………………..21с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9.Реализация проекта……………………………………….. 22 -24 стр.
10. Литература…………………………………………………………...25 с.
11. Приложение - 26 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Выбор проблемы
Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.
Умение и желание грамотно выразить свои мысли, говорить логично, образно, умение завладеть вниманием слушателей – своеобразная характеристика культурного человека, вызывающего симпатию окружающих и способного адаптироваться в обществе. Все понимают, насколько важна культура речевого поведения для востребованного специалиста. Без сомнения, формирование грамотной речи зависит от многих факторов: семьи, культуры воспитания, окружения и, конечно же, образования, желания личности самосовершенствоваться.
Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы юриста, учителя, политика, социального работника и многих других, так как им необходимо постоянно общаться с людьми.
К сожалению, в последние годы наблюдается растущее пренебрежение правилам культуры речи в практике общения людей как в письменной, так и в устной речи официальных лиц, в деятельности средств массовой информации. С экрана телевизора все чаще звучат неправильно произнесенные слова и словосочетания: «о двухсот» (нужно о двухстах), «сегодняшняя тема, она касается» (лишнее местоимение она). А такие выражения, как «клево», «сникерсни», «как бы», «блин», «суперски», «по-любому», «быть не в адеквате», «достали», «типа», вызывают негодование.
А как говорим мы, дети XXI века? Под натиском высоких информационных технологий и всеобщей компьютеризации в нашу речь потоком хлынули иностранные слова, разнообразные термины, просторечная и бранная лексика. А в «SMS» и «В Контакте» нашим педагогам лучше не заглядывать! Ведь правил орфографии и пунктуации здесь не существует.
Думаю, что у меня найдется немало оппонентов, которые скажут: «Ну, зачем правильно говорить? Кругом полным-полно людей, которые двух слов связать не могут, а живут себе припеваючи». Я с этим не согласна категорически.
Актуальной становится проблема сохранения чистоты языка.
Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: сленг (жаргон), шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми… Что остается говорить о любимых многими учащимися социальных сетях интернета, дающем возможность свободного общения в онлайне? Где использование «сокращённых слов» по сравнению с нецензурной лексикой и бранью детская забава.
Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые вполне могут заменить брань? Страшно, когда использование нецензурных слов, жаргонизмов, «сокращённых слов» приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, уничтожению личности…
Актуальность моего проекта «За чистоту русского языка» не вызывает сомнения. Быть грамотным и начитанным было модно и востребовано всегда. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. Интернет погряз в орфографических ошибках, люди перестали его использовать в учебных целях. Когда – то Советский Союз был самым читающим государством в мире! Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней! Актуальностью является и то, что в последние годы наблюдается снижение речевой культуры. Резкая смена в восьмидесятых годах ХХ-го века политического и экономического курса государства, появление относительной «свободы слова».
Слово человека красит... По тому, как человек говорит, о нем составляют мнение. С грамотным человеком приятнее общаться и сотрудничать.
Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, возможность использования его художественных средств для развития культуры общества. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Выбранная тема и проблема актуальны для меня, друзей и близких.
Хотя бы для престижа. Потому что образование и культура – это всегда престижно. А о том, насколько человек образован, культурен, воспитан, судят в первую очередь по его речи.
Во-вторых, уважаемые оппоненты, грамотно говорить нужно, если вы не хотите, чтобы над вами смеялись. Поверьте, над человеком, не умеющим правильно произносить звуки, путающим падежи и не к месту употребляющим слова, всегда найдется, кому посмеяться.
За чистоту и правильность родного языка необходимо бороться. Эта проблема, на мой взгляд, очень актуальна, и пути решения её надо искать сегодня, сейчас.
Предмет нашего исследования: русский язык как явление современной жизни.
Цель проекта: повышение культуры общения среди молодежи, формирование стойкой неприязни к нелитературной лексике, вредным привычкам.
Задачи:
- привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;
- воспитывать уважительное отношение к родному русскому языку;
- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье , с пагубным влиянием на личность ;
- формировать стойкую неприязнь к нелитературной лексике , вредным привычкам ;
побуждать к нравственному саморазвитию;
- разработать рекомендации сверстникам для осознанного отношения к повышению культуры речевого общения.
Хочу начать свое выступление с молитвы о словах, обладающих целительной силой.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как время скатится
Сомненье далеко
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, возможность использования его художественных средств для развития культуры общества. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
К сожалению, в последние годы наблюдается растущее пренебрежение к правилам культуры речи в практике общения людей как в письменной, так и в устной речи официальных лиц, в деятельности средств массовой информации.
Небрежность и неточность в подборе слов для выражения мысли, беспричинное использование бранной лексики поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления.
В речь молодых людей и подростков потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы, бранные слова (кусок, стольник, лимон, зеленые, баксы, отмывать), мат.
Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: сленг (жаргон), шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми… Что остается говорить о любимых многими учащимися социальных сетях интернета, дающем возможность свободного общения в онлайне? Где использование «сокращённых слов» по сравнению с нецензурной лексикой и бранью детская забава.
Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые вполне могут заменить брань? Страшно, когда использование нецензурных слов, жаргонизмов, «сокращённых слов» приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, уничтожению личности…
К сожалению, безграмотность наступает. Хочется мне прочитать стихотворение, которое так и называется «Про грамотную речь» Ирины Удовиченко
Стихи о правильной речи
Терпение и кропотливый труд,
Желание, усердие, старание,
Известно всем, «все перетрут»,
Коль будем речи уделять внимание.
Страну Волшебных Звуков посетим,
С игрой не расставаясь по дороге.
И не грустите, мамы! Мы заговорим
Исчезнут все сомнения Ваши и тревоги.
Сегодня в речи подрастающего поколения можно нередко услышать не только нелитературные слова, но и нецензурную лексику. Существует даже День борьбы с ненормативной лексикой.
Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. «Копролалия». Название происходит от греческого копрос - кал, грязь.
Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.
Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате несчастные « обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание « бить морду». Но и они признают, что мат - обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.
Каждый народ известен в мире какими-то характерными качествами: немцы – обязательностью, японцы – преданностью своей фирме, русские – гостеприимством и, к сожалению, нецензурной бранью. Страна, где лучше всех умеют ругаться. Обидно и стыдно! Жаль, что сегодня мат среди нас воспринимается как обычные слова, люди привыкли к употреблению таких выражений. Зачем же так засорять свою речь?! Ведь «для всего, - писал К.Паустовский, - в русском языке есть великое множество хороших слов».
Если хотите говорить грамотно, прислушайтесь к моим советам:
1.Избавьтесь от слов-паразитов
“Ну это самое”, “как бы”, “типа”, “ну…”, - от таких бессмысленных речевых оборотов нужно обязательно избавляться. Это пустые, сорные слова, которые не несут никакой полезной смысловой нагрузки. У вас могут быть проблемы с дикцией, и к вам отнесутся с понимаем. Если же ваши фразы изобилуют вышеуказанными “словами-паразитами”, то с вами вряд ли захочет общаться еще раз. Постарайтесь выражаться грамотно и по делу.
2.Пополняйте свой словарный запас
Читайте больше литературы (“дамские детективы” и бесплатные анекдоты” не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом – используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос “что ты делаешь сегодня вечером?”, отвечает: “Занимаюсь сиестой”, – это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста – это послеобеденный отдых”).
3.Перестаньте материться
При общении с нормальными людьми мат – это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравиться общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.
4.Краткость – сестра таланта
Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем растекаться ею по древу. Грамотная речь предполагает умение выражаться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым.
5.Изучите также правила культурного общения.
Любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом магазине. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека.
Русский язык – это мой родной язык, на котором я говорю с детства. И меня всегда восхищали и восхищают люди, грамотно владеющие своей речью. Общаясь с людьми, мы вступаем с ними в диалог. И если вы свободно владеете языком, грамотно строите предложения, это позволяет вам выразить любую мысль, что, в свою очередь, создает о вас хорошее впечатление.
Владея культурой языка, вы легко сможете убедить собеседника в своей правоте. Конечно, вы можете возразить, что в наш век информационных технологий можно общаться и невербально. Но так уж устроен человек, что ему хочется быть услышанным и понятым своими современниками. И в этом нам без грамотной речи не обойтись.
В начале года учитель русского языка провела беседу на тему «Мы против мата!» Мои одноклассники даже предложили пути борьбы с этим злом:
- запретить произношение бранных слов с экрана телевидения;
-сказать «Нет» музыке с матом;
-наказывать солидным штрафом за употребление нецензурных слов в обществе.
II этап – Собираем информацию
На втором этапе нашей работы мы собирали и анализировали информацию по проблеме проекта.
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.
Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь – это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме – нормам орфографии и пунктуации.
Признаки хорошей речи
Выделяют десять основных признаков хорошей, точной речи.
Правильность речи – это её соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д.Писарев).
Точность речи – это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла» (К.Федин).
Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).
Логичность речи – это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и высказываешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н.Чернышевский).
Простота речи – это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л.Толстой).
Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М.Горький).
Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит» (М.Горький).
Чистота речи – это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Белинский).
Живость речи – это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н.Толстой).
Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, то есть подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обличием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А.Чехов).
«Важнейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушайтесь к тому, как он говорит».
А сегодня мы говорим даже не о признаках хорошей, правильной речи, а о нецензурной речи.
Нецензурная - значит, бесконтрольная речь. Что понимаем мы под этим словосочетанием?
Криминальный и воровской жаргон, уличная лексика, вульгаризмы и, конечно, мат.
Грубым нарушением лексических норм является употребление слов, имеющих ограниченную сферу употребления. Это диалектные слова, различные термины, речевые штампы, жаргонные слова, слова – паразиты.
Особую тревогу вызывает то, что бранные слова, в том числе нецензурные, входят в словарный запас не только современных молодых людей, но и детей школьного возраста.
И при этом мало кто задумывается, что подобные выражения обижают человека и разрушают здоровье того, в чей адрес они направлены, оскорбляют общественную нравственность, обедняют речь и отучают выражать мысли в развёрнутом виде.
Анкетирование старшеклассников показало, что у 30% обучающихся звучит нецензурная брань по разному поводу.
Меня заинтересовал вопрос о происхождении нецензурной лексики, и я начала копаться в литературе. И что же я узнала?
«Происхождение нецензурной лексики, брани, корни ее, причины употребления нашими предками».
Большой толковый словарь русского языка дает такое толкование слова:
«Мат - неприличная, оскорбительная брань, сквернословие».
Существует представление о том, что матом наших предков научили ругаться татары. Это не более чем миф. Доказательством тому служит берестяная грамота 12 века, в которой один брат пишет другому с использованием нецензурной лексики.
В древнерусской литературе бытует мнение, что мат - это «жидовское слово», т.е. речь иноверца, человека иной веры: язычника, чужестранца.
Способность ругаться матом приписывается домовому, кликуше, чёрту.
Многие думают, что русский крестьянин только и делал, что сквернословил. Это не так. Но в народном фольклоре есть ряд ситуаций, когда необходимо произносить нецензурные слова: например, во время свадебного обряда, сквернословить полагалось во время и некоторых сельскохозяйственных ритуалов, а также, если вдруг бедокурит домовой или леший в лесу «водит». Нечистая сила понимает мат как свой родной язык. В остальных же случаях русские крестьяне считали, что матом ругаться грех, ведь когда человек произносит брань с упоминанием матери - он оскорбляет сразу трёх матерей: свою родную мать, мать-землю и Богоматерь. Ну, а если матом ругается женщина, то под ней и земля горит.
С матом, нецензурной лексикой боролись всегда.
Русские цари Алексей Михайлович, Иван Грозный неоднократно издавали указы, запрещающие «матерно лаяться». Пётр Великий за употребление соответствующих словечек штрафовал.
Сегодня часто можно услышать нецензурную речь на улице и даже в школе. А послушайте разговоры молодых людей, которые привыкли ругаться матом, - их речь лающая, грубая и как бы грязная.
К сожалению, сквернословие и нецензурные выражения в последние годы получили настолько широкое распространение, что бороться с этим пагубным явлением стало значительнее сложнее, но, безусловно, нужно.
Изучив внимательно происхождение бранной лексики, я задалась вопросом: А как наказывают в наше время матершинников? Есть ли какая-то нормативно — правовая база?» И что же я узнала?
2. Нормативно – правовая база
Если вы в неприличной форме публично унизили чью-то честь и достоинство, вас могут осудить по
ст. 13 Уголовного кодекса РФ «Оскорбление», которая предусматривает исправительные работы сроком до 6 мес. или штраф до 100 минимальных зарплат.
Если, выругавшись, вы никого конкретно не обидели, вас могут привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство по
ст. 158 УК РФ, грозящей исправительными работами сроком до 2 мес.]
3. Социологический опрос
В анкетировании по проблеме сквернословия принимали участие старшеклассники нашего Центра. Вот его результаты:
На вопрос «Как Вы относитесь к употреблению в речи нецензурных слов?»
Оказалось, что отрицательно 36%, нейтрально — 63%; положительно - 1%
На вопрос « Употребляете ли Вы в своей речи нецензурные слова?»» ответили: Да — 43 %; нет -57%
-
А на вопрос «Как вы относитесь к нецензурной лексике в речи юношей» ответили:50 %- отрицательно%; 2% -положительно; 48 % нейтрально.
А на вопрос «Как вы относитесь к нецензурной лексике в речи девушек?»
50% делают замечание; равнодушны — 7%; не замечают - 43%.
На вопрос :» На ваш взгляд, «мусорные» слова мешают восприятию речи и чистоте русского языка?» старшеклассники ответили:
Да -72 %; 14 % -нет; 14% - наверное.
И последний вопрос:» Нужны ли меры против «мусорных слов? - да считают 64%;нет-14%;не знаю -22%.
Мы также выяснили, что 10% подростков испытывают неудобства при невозможности сквернословия.
Я не могу сказать с уверенностью, что все дети отвечали на анкету честно. Некоторые, наверно, испугались, что учителя узнают, кто и как ответил на вопросы, и побоялись написать правду. А некоторые просто отнеслись к этой анкете как к шутке. Но все-таки результаты настораживают. И нам, ученикам, стоит обратить внимание на то, как мы разговариваем. Мы не должны употреблять в своей речи нецензурные слова, чтобы не подавать плохого примера.
Вывод:
Результаты социологического опроса показали, что многие учащиеся нашей школы заинтересованы в данной проблеме. Большинство человек и наших друзей-сверстников, и взрослых готовы оказать посильную помощь в решении данного вопроса.
Таким образом, анализ социологического исследования подтвердил актуальность нашей проблемы.
Заключение.
Работая над исследовательской работой, я изучила литературу по культуре речи, провела анкетирование и проанализировала результаты. Подводя итог, я хочу подчеркнуть главную мысль моей работы: проблема засорения русского языка является очень актуальной в наши дни. И овладение навыками культурной речи делает её красивой, грамотной, обогащает словарный запас, позволяет общаться на
ином, более высоком уровне.
А слово, бывает, и лечит, и греет...»А мы, небрежно слово бросив, совсем не думаем о том, что часто людям боль приносим, а сами слов сердечных ждем».
Но, возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому? Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков
Реализация нашего проекта:
- увеличит количество подростков, отказавшихся от использования нецензурной лексики, тех учащихся, которые будут внимательнее относиться к своей речи, что является важным средством формирования духовно-нравственной личности, здорового образа мыслей и всей жизни;
- повысит учебную и общественную активность молодых людей, граждан XXI века.
Рефлексия
В ходе работы над проектом мы научились:
- подготовить и провести интервью, беседу;
- обрабатывать анкеты, изучать нормативно-правовую документацию, - -работать с теоретическим материалом по нашей проблеме для подготовки сценариев, бесед;
- обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию по проблеме проекта;
- принимать решения самостоятельно;
- строить конструктивное взаимодействие со сверстниками, взрослыми;
- проявлять чувство ответственности и самодисциплины.
Приложение
НАША ПАМЯТКА
Как же избавиться от сквернословия?
Первое - не говорить плохих слов самому.
(не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество).
Второе. Умейте противостоять среде.
(Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но можно снести и порой дать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, не зависимо от поведения собеседника).
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво.
(Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления.
Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое.
И пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: “Не сквернословь... Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел”. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда будет удача свыше, будь только достоин этой помощи.
Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.
Литература
1. С. Курий. «На поле брани (происхождение ругательств)» // журнал «Время Z», № 1/20
2. Мокиенко В. М. «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (Русистика. — Берлин, 1994, № 1/2)
3. Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. // Анти-мир русской культуры. М., Ладомир. 1996. 409 стр. С.9-107. (в примечаниях: Успенский 1996)
4.«Нецензурные слова»//Газета "Город и Горожане", Нижний Новгород.. http:// parents help.narod.ru
5.Алферьева М. «Как вы относитесь к употреблению нецензурных слов?» Газета «Днестровский курьер». // www.courier-pmr.narod.ru
6.Степанов C.. «Почему они разговаривают матом.»//Писатель.ru// http://writer.fio.ru
7.Изъюрова Е. “Выражается сильно русский народ” – мнение известных литераторов и режиссеров об употреблении ненормативной лексики в произведениях искусства.// Ломоносовские студенческие и аспирантские научные чтения, г. Архангельск, 16–27 апреля 2001 г. //http://www
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохраним чистоту языка или причины сленгозависимости молодёжи
Данная презентация является исследовательской работой учащихся сташей школы о причинах сленгозависимости современной молодёжи....
Соблюдай чистоту языка
Соблюдай чистоту языкаЦель: повышение речевой культуры учащихся, расширение представления о богатстве родного слова, его влиянии на восприятие смысла.Оборудование: компьютер, проектор, пре...
Презентация "За чистоту языка"
Этот материал поможет провести внеклассное мероприятие , направленное против сквернословия...
Сочинение по тексту М.Кронгауза о чистоте языка
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатываем агрументы при написании сочинения о чистоте языка...
Чистота родного языка...как часто люди забывают, что наш язык...язык Пушкина, Лермонтова,Чехова
это материал поможет подготовить и провести внеклассное мероприятие .......
Проект "Берегите чистоту языка"
Проект "Берегите чистоту языка"...
"Я за чистоту языка"
Для внеклассных мероприятий в борьбе за чистоту русского языка...