Дидактический материал по теме "Обособление"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс)

Горячева Светлана Владимировна

Отработка навыков нахождения в тексте обособленных членов предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05.04._did_mat._obosoblenie.docx689.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                         ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

 https://myslide.ru/documents_7/c972da24cb61c64a72cfb84e9525cdaf/img4.jpg 

https://cf.ppt-online.org/files/slide/3/3nmQI04zgstlSZ9porDeEMhVTqB61uyHRFidxk/slide-27.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/083b/0000f29a-03c0138d/img4.jpg

http://900igr.net/up/datas/233173/003.jpg

Карточка-информатор

Тема «Обособленные  приложения»

Приложения – это определения, выраженные существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Например: ковёр-самолёт (ковер какой?), скатерть-самобранка (скатерть какая?), сапоги-скороходы (сапоги какие?).

  1. Обособляются приложения, которые относятся к личному местоимению.

Например: Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий. Человек дела, он всегда дорожил своим временем.

  1. Обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова.

Например: Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. А.С. Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.

  1. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Например: Валерию, как уроженцу юга, было трудно привыкнуть к северному климату.

Сравните: Валерию, потому что он был уроженцем юга, было трудно привыкнуть к северному климату.

  1. Не обособляются приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».

Например: Все знали Михаила как хорошего слесаря.

  1. Обособляются приложения, присоединяющиеся словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом.

Например: Лейтенант, по фамилии Жук, привел к месту сбора весь батальон.

  1. Обособленные приложения иногда выделяются при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой. Например: Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков.

Обособленные приложения

Задание: найти обособленные приложения, подчеркнуть их, поставить знаки препинания.

1) Москва ст...лица нашей Родины с любовью воспета в стихах великих русских поэтов.

2) Волга великая русская река прот...нулась на тысячи километров.

3) Псёл тихая русская река б...рёт своё начало на Белгородчине а впада...т в Днепр на Украине.

4) Белгород город первого салюта успешно развива...тся по всем ключевым направлениям экономики.

5) Писатель мастер слова раскрыва...т читателям б...гатство и красоту родного языка.

6) На берегу этого залива обосновались чайки уд...вительные морские птицы.

7) У порога дома нас встретила серая пушистая кошка любим...ца семьи.

8) Ёж маленький к...лючий зверёк пос...лился у нас в саду.

9) Эти ребята классные лётчики нашей эскадрильи совершили более двадцати боевых вылетов и сбили (не)сколько вражеских самолётов.

10) Мой брат студент третьего курса ун...верситета успешно сдал экзамены.

11) Дрозд ра...яя перелётная птица появля...тся в конце марта или в начале апреля.

12) Мы студенты третьего курса пр...ступили к сдаче летней сес...ии.

13) Они выпускники прошлых лет собрались у школы на первую свою встречу.

15) Я ваш стари...ый кум и сват пришёл мир...ться к вам.(И.К.)

16) Она весёлая жизн...радостная девушка была всегда окруже...а друзьями и приятелями.

17) Вас наших старых друзей пр...глашаем на рождественские праздники.

18) К нему лучшему студенту нашей гру...ы можно было обрати...ся за помощью с любым вопросом.

19) «Ревизор» бе...мертная комедия Н.В.Гоголя (по)прежнему актуальна и в наше время.

20) «Родина» наша райо...ая газета опубликовала лу...шие школьные сочинения посв...щё...ые родному краю.

21) Я читаю «Юный натуралист» самый инт...ресный журнал о природе для детей и их родителей.

22)( Не)вдалеке от речки стоят деревья великаны.

23) И пели девочки подростки на берегу родной реки.

24) Спортсмены школы победители соревнований были награжде...ы поч...тными грамотами.

25) Ваня Петров лучший шахматист школы ед...т на облас...ные сор...внования.

26) На груше самом лу...шем дереве моего сада больше всего фруктов в этом году.

27 )Могучий лев гроза лесов л...шился силы.

28)Хозяин мой доктор был вечно занят.

             

                                     Карточки для самостоятельной работы по теме  «Обособление определений и приложений».
Вариант 1
1.Расставьте знаки препинания. Указанное предложение выпишите и сделайте его синтаксический разбор.
А мы сытые и довольные пели песни вместе с девчатами.
Скучная и усталая она бродила по комнате и жаловалась на боль в сердце.
Неглубокий ров тянувшийся вдоль дороги зарос мхом и черникой.
Отгремели грозы и лето знойное и дождливое пролетело быстро и незаметно.

2. Составьте предложение таким образом, чтобы в его состав входил причастный оборот с обстоятельственным значением. Укажите это значение. Подчеркните оборот, указав крестиком определяемое слово и поставив от него вопрос к причастному обороту.

3. Переконструируйте предложения так, чтобы в их состав вошли обособленные определения или приложения.
Трава еще не просохла, на ней виднелись отпечатки чьих-то следов.
Снег укрыл тундру, которую подпирала гряда сопок.
Федор рос мальчиком тихим, пугливым, неповоротливым.

Карточка для самостоятельной работы по теме
«Обособление определений и приложений».
Вариант 2
1.Расставьте знаки препинания. Указанное предложение выпишите и сделайте его синтаксический разбор.
Кузьма наездник мастер своего дела проехал мимо нас раз пять.
Нас было трое старый охотник Савелий, его пес Пыж и я в то время еще подросток.
Нас дачников в поселке было человек двадцать.
Единственным богатством накопленным за три года был у Саньки старый дедов велосипед.

2. Составьте предложение таким образом, чтобы в его состав входило распространенное приложение. Подчеркните это приложение как член предложения, указав крестиком слово, к которому оно относится.

3. Переконструируйте предложения так, чтобы в их состав вошли обособленные определения или приложения.
На крыльце сидел хозяин дачи, он был в одной рубахе и босой.
Цветущая яблоня глядела в окно, которое было распахнуто настежь.
Травкин был прославленным разведчиком, но при этом оставался скромным и тихим юношей.


Карточка для самостоятельной работы по теме
«Обособление определений и приложений».
Вариант 3
1.Расставьте знаки препинания. Указанное предложение выпишите и сделайте его синтаксический разбор.
Она вынула из муфты руку обтянутую белой перчаткой и крепко поздоровалась.
Небо все в кучевых облаках казалось недосягаемым.
Поликарп Матвеевич сторож с дальнего кордона был суров и молчалив.
Деревья будто сточенные у земли невесомо плыли в сизом тумане.

2. Составьте предложение таким образом, чтобы в его состав вошли согласованные нераспространенные определения. Подчеркните их, указав слово, к которому они относятся.

3. Переконструируйте предложения так, чтобы в их состав вошли обособленные определения или приложения.
Густой белый туман спрятал сирень, что цвела буйно и радостно.
Андрей был уверен в своей правоте и мало беспокоился о деле.
Люди поселились на Дальнем Востоке и стали выращивать новые сорта моркови и свеклы.

Карточка для самостоятельной работы по теме
«Обособление определений и приложений».
Вариант 4
1.Расставьте знаки препинания. Указанное предложение выпишите и сделайте его синтаксический разбор.
Мать видела только глаза сына гордые и смелые.
Среди матросов был лишь один немного говоривший по-татарски.
Одетая в легкое белое платье она походила на счастливую невесту.

2. Составьте предложение таким образом, чтобы в его состав входило приложение
(сущ.+ прил.), подчеркните его, укажите слово, к которому оно относится.

3. Переконструируйте предложения так, чтобы в их состав вошли обособленные определения или приложения.
Канавы налиты водой, и в них отражается солнце.
Иван был белокурый и потому всем нравился.
Мать была утомлена хлопотами по дому и не слышала весеннюю трель соловья.

Карточка для самостоятельной работы по теме
«Обособление определений и приложений».
Вариант 5
1.Расставьте знаки препинания. Указанное предложение выпишите и сделайте его синтаксический разбор.
Пыль розовая от блеска молний неслась по земле.
Мать женщина довольно еще молодая походила на уставшую от жизни старуху.
Согнутый суровым ветром ковыль плотно прижимался к остывшей земле.
Сержант Кузнецов один из лучших снайперов дивизии в очередной раз представлен к награ
2. Составьте предложение таким образом, чтобы в его состав входило обособленное распространенное определение, стоящее после определяемого слова. Подчеркните его, укажите слово, к которому оно относится.

3. Переконструируйте предложения так, чтобы в их состав вошли обособленные определения или приложения.
Большой двор был усыпан желтыми листьями, что напоминали золотой ковер.
Кто-то в белом сидел на берегу.
У Алены красные от жары щеки , они походили на спелые яблочки..


                                                                               Карточка-информатор «Обособленные обстоятельства».

Обстоятельства выражаются существительными, наречиями, деепричастиями.

  1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием (что делая? что сделав?) и деепричастными оборотами.

Например: Пошумев, река успокоилась (успокоилась что сделав?). Иван сидел в кресле, слегка покачиваясь (сидел что делая?). Григорий подошел ко мне и, приветливо улыбаясь, протянул руку (протянул что делая?).

  1. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на.

Например: Несмотря на поздний час, в комнате было душно (было душно, несмотря на что?). Николай, несмотря на запрет врачей, поехал в таежную экспедицию (поехал, несмотря на что?).

  1. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами: благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, согласно, невзирая, при наличии, при условии, при отсутствии и др.

Например: Крейсеры, ввиду недостатка места в бухте, стояли в открытом море.

  1. Не обособляются деепричастия, которые входят в состав фразеологического оборота: не покладая рук, сломя голову, спустя рукава, скрепя сердце.

Например: Он работал не покладая рук.

  1. Не обособляются одиночные обстоятельства, которые стоят в конце предложения, тесно примыкают к глаголу-сказуемому (внешне похожие на наречия).

Например: Вы в залу входите танцуя. Перевозчик греб стоя.

Тема: «Обособление обстоятельств».

Задание: Найти обособленные обстоятельства, подчеркнуть их, расставить знаки препинания.

1)Степан шёл молча стараясь (ни) на кого смотреть.

2)Держа кувшин над головой грузинка у...кою тр...пой сходила к берегу.

3)Два брата оставшись в комнате (в)двоём долго сидели молча.

4)Возвратясь домой я сел на коня и помчался в степь.

5)Он бросил папиросу на землю и растоптав её ногой быстро сел в машину.

6)Мать вздрогнула и напряж...нно подняв брови встала.

7)Выспавшись кучер начал поить лошадей.

8)Михаил (не)торопясь спустился с тяжело дышавшей лошади.

9)Несмотря на дождливый день мы отправились на экскурсию в город.

10)После обеда (не)смотря на тихий час дети после к...нцерта (не)спали.

11)(Не)смотря на поражение в матче наша команда продолжала усиле...о тр...н...роваться.

12)Обоз вследстви... наступившей темноты ост...новился ночевать в степи.

13)Отопление домов (в)следстви...заморозков включили на две недели раньше.

14)(Не)смотря на ра...ее утро на улице было людно.

15) (Во)преки предсказаниям синоптиков погода улучшилась.

16)Ввиду предстоящих заморозков ра...ада была укрыта плёнкой.

17) (Не) было слышно (ни)чего кроме грохотанья поезда и дыхания спящих.

18) Весь май за исключением(не)скольких дней шли бе...пр...рывные дожди.

19)Скоро от костра (ни)чего (не)осталось кроме тёплого запаха.

Тема: Обособление обстоятельств

Задание: Найти обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. подчеркнуть их, расставить знаки препинания.

1.Андрей слушал ра...каз (не)перибивая брата.

2.Поезд (не)задержавшись ни на м...нуту точно прибыл по расписанию.

3.Бабушка открыв сундук порылась в нём и достала (от)туда красивый пуховый платок.

4.Пр...быв в город они тут же не теряя ни одной минуты отправились на железн...дорожный вокзал.

5.Ро...ко свечу потушив подхожу я к окну.

6.Дедушка был тронут тёплым пр...ёмом и уходя домой обнял меня.

7.Михаил (не)торопясь спустился со своей лошади.

8.Сыграв вальс п...анист встал и покл...нился зрителям.

9.Вся семья трудилась стремясь (во)время управи...ся с полевыми работами.

10.(Не)умолкая волны бились о пр...брежные скалы.

11.Проводник раздр...жался (не)годуя на (не)дисц...плинирова...ость геологов.

12.Затаившись в кустах и (не)ш...велясь охотник сл...дил за опасным зверем.

13.Деревья радос...но тр...пещут купаясь в небе голубом.

14.Поезд(не)ост...навливаясь летел в (не)извес...ность.

15.Пут...шестве...ики уснули у костра (не)дождавшись ужина.

16.Прон...слась гроза седая разл...тевшись по лазури.

17.Волны несутся гремя и сверкая чуткие звёзды гл...дят в высоту.

18.Осмотрев дом Лаврецкий вышел в сад и остался им д...волен.

19.Волчиха громко выла подняв морду к небу.

20.(Ни)чего (не)соображая от ужаса Гаврик бросился (в)перед.

21.Медсестра (не)годуя вбежала в палату.

22.Метелица пр...слушался и (не)найдя (ни)чего подозрительного бе...шумно перемахнул через забор.

23.Ольга (не)доумевая ост...новилась у ворот.

24.Они сидели (ни)чего (не)говоря

25.Костёр давно дог...рел и распавшись на угли медле...о угасал.

26.Пр...быв в город друзья тут же отправились на вокзал.

27.Щенок с лаем выск...чил на улицу но испугавшись нас замолчал.

28. Мама закончила свою работу и (ни) минуты (не)задерживаясь стала одеват...ся.

29.Он сидел в кресле читая книгу и наблюдая за своими домочадцами.

30.Виктор взял обед и ни(на)кого не глядя пошёл к столику.

Онлайн тесты для проверки знаний по темам.

                                                                                    «Обособленные обстоятельства»

  1. https://onlinetestpad.com/ru/test/7026-obosoblenie-obstoyatelstv 
  2. https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/8-klass/obosoblenie-obstoyatelstv.html 
  3. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test103.xml 

                                                                                          «Обособленные определения».

  1. https://onlinetestpad.com/ru/testview/812540-obosoblennye-opredeleniya-8-klass 
  2. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test140.xml 
  3. https://onlinetestpad.com/ru/testview/93784-zadanie-16-ege-po-russkomu-yazyku-obosoblennye-chleny-predlozheniya 
  4. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test88.xml 

                                                                               

                                                                                «Обособленные приложения»    

  1. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test140.xml 
  2. https://videouroki.net/tests/tiest-dlia-11-klassa-obosobliennyie-prilozhieniia-i-dopolnieniia.html?login=ok 
  3. https://obrazovaka.ru/test/obosoblenie-prilozheniy-tablica-s-primerami-8-klass.html 

                                                                               «Обособленные дополнения»

  1. https://onlinetestpad.com/ru/tests/separate-add-ons 
  2. https://videouroki.net/tests/obosoblieniie-dopolnienii.html
  3. https://obrazovaka.ru/test/obosoblenie-dopolneniy-primery.html 

           

         

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...