Индивидуальные маршрутные листы для обучающихся
учебно-методический материал по русскому языку
Материал помогает при изучении разных частей речи. Использовала на уроках и на дополнительных занятиях с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_deeprichastiy_-_1.doc | 158 КБ |
v_strane_deeprichastiy_-_2.doc | 159 КБ |
kratkie_prichastiya.doc | 27.5 КБ |
mestoimenie.doc | 32.5 КБ |
prichastie.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
В стране деепричастий
Шаг 1. Знаешь ли ты меня?
- Здравствуй, давай знакомиться! Меня зовут деепричастие.
Я обозначаю… Образуюсь от… с помощью специальных… … Я являюсь братом причастия, потому что тоже… Я очень счастлив, так как имею признаки двух частей речи:… А значит, во мне силы в два раза больше, чем в других частях речи!
Шаг 2. Расшифруй мой характер!
Расскажи обо мне по таблице!
деепричастие
ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА | ПРИЗНАКИ НАРЕЧИЯ |
1. что сделав? что делая? | 1. как? каким образом? когда? |
2. вид | 2. не изменяюсь |
3. возвратность | 3. обстоятельство |
Шаг 3. Найди меня среди друзей!
Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши – маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька.
А попробуй разобрать по составу и угадать глагол, от которого я образовалось!
Шаг 4. Определи по таблице мои признаки!
Шаг 5. А теперь расскажи обо мне всё, что ты узнал! Я уверено, мы с тобой станем отличными друзьями!!!!!!!
ДО ВСТРЕЧИ!
Предварительный просмотр:
В стране деепричастий
Шаг 1. Словарная работа
«Узнай по описанию»
Мастер, пишущий красками на полотне…
Дощечка, предназначенная для смешивания красок…
Картина, изображающая природу…
Система взглядов на мир, проявляющаяся в картине художника…
Человек, собирающий картины для себя…
? Какая синтаксическая конструкция помогла тебе в этом задании?
Шаг 2. Вспомни и ответь
Деепричастие - это…
Деепричастие обладает признаками … и …
Признаки глагола…
Признаки наречия…
Деепричастие с НЕ пишется…
Деепричастный оборот – это…
Деепричастия и деепричастные обороты на письме…
Деепричастный оборот относится…
Деепричастие обозначает…
Деепричастие имеет суффиксы…
Шаг 3. Образуй деепричастия от глаголов
? На что нужно обращать внимание при образовании?
Читать, смотреть, передумать, дышать, состариться, чихнуть, увидеть
Шаг 4. Выполни то же задание и сделай вывод
Бегут, пекут, стерегут, влекут, пьют, шьют, ткут, врут, жмут
? Что ты можешь сказать об этих глаголах?
Шаг 5. Составь предложение и разбери синтаксически
Пошёл, забывши, горе, князь, сел, море, на, башню, и, стал, он, глядеть, на
Шаг 6. Прочитайте отрывок из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»
Не хватай блюдо первым и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
Не сопи, когда ешь.
Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
Ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотил.
Не облизывай пальцев и не грызи костей, но обрежь ножом.
Хлеб, приложа к груди, не режь.
Ешь, что перед тобой лежит, а дальше не хватай.
Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши.
Не проглотив куска, не говори.
Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
Вилками и ножиками по тарелкам, по скатерти или по блюду не черти и не стучи.
? Что у тебя вызвало улыбку? Есть ли в этих советах деепричастия?
Предварительный просмотр:
Краткие причастия
Запомните: в суффиксах кратких причастий пишем одну Н!
Причастия в краткой форме отвечают на вопросы:
каков?, какова?, каково?, каковы?
1. Образуйте краткие страдательные причастия, выделите суффиксы:
освещённые окна - …
поджаренное мясо - …
избалованный ребёнок - …
завязанный шарф - …
испуганный ребёнок - …
покрашенный стол - …
отправленное письмо - …
оправданный преступник - …
рассмотренная программа - …
приобретённый билет - …
нарисованные человечки - …
2. Восстановите текст шуточного письма, добавив краткие причастия, запишите. Причастия разберите по составу.
Живём мы очень хорошо. Дом всегда …, бельё … и … . В комнате очень уютно: пол … ковром, шторы … и … тесьмой, стены … картинами. Цветы … вовремя и … . Книги … по полочкам. Игрушки бывают … , но вечером они всегда … и … в специальные ящики.
Наши дети …, …, … . Носики у них всегда…, банты и шнурки … . Девчонки … . Мальчишки…
3. Прочитайте стихотворение. Расскажите своими словами, какое правило в нём представлено.
Бились над этим давно мудрецы,
Письмо с ответом носили гонцы:
Комната вымыта – взяты слова,
Правильно задан вопрос – КАКОВА?
Комната вымыта – ищут ответ:
Действие есть или действия нет?
И наконец долгожданная весть:
Комнату ж вымыли – действие есть!
Счастья давно не видали такого:
Кратким причастием названо слово!
Предварительный просмотр:
Местоимение как часть речи
1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
2.
Разряды местоимений | Примеры местоимений |
1. Личные | я, ты, мы, вы, он, она, оно, они |
2. Возвратное | себя |
3. Притяжательные | мой, твой, ваш, наш, свой |
4. Указательные | этот, тот, такой, таков, этакий, столько |
5. Определительные | сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой |
6. Вопросительно – относительные | кто, что, какой, каков, который, сколько, чей |
7. Отрицательные | никто, ничто, ничей, никакой, нисколько, некого, нечего |
8. Неопределённые | некто, нечто, некоторый, несколько, кто – то, что – либо, какой - нибудь, кое - чей |
3. Запиши текст, вставь пропущённые орфограммы, объясни
Сейчас я х..чу ра..казать о том, как у м..ня в деревн.. ж..л со мной ёж.
И так скоро ко мне пр..вык, что (не)отхо..дил от м..ня.
Как – то я увид..л, как по траве ш..л ко мне такой небольш..й зв..рёк – ёж. Подош..л прямо ко мне. Когда я его х..тел взять, он св..рнулся в клубок, ощ..тинился, ужасно зафыркал и заш..пел. Я накрыл его своим н..совым пл..тком.
- Что ты сердишься? Нечего сердит..ся, пойдём ко мне ж..ть, - говорил я ему.
Но он ещё долго с..рдился то ли на меня, то ли на себя. Я остав..л ему в блюдечк.. м..локо, а он сам без меня его пил.
Так он пос..лился ж..ть у меня в дом.. у печк.., и я его к..рмил хлебом и м..локом. Постепе..о он пр..вык вых..дить на стук рукой по полу.
- Найди местоимения, определи разряд по таблице, подчеркни как член предложения
4. Разбери предложение синтаксически
Кое – кто вышел из некоторого города, пошёл по какой – то дороге и нашёл нечто.
Предварительный просмотр:
Причастие
Шаг 1. Заполни схему:
Причастие – это…
Образуется от… с помощью суффиксов…
Имеет признаки прилагательного…
Имеет признаки глагола…
В предложении является…
Шаг 2. Творческая работа:
Трансформируйте фразы так, чтобы в них появились причастия:
картина, которая нарисована
малыш, который улыбается
вулкан, который действует
письмо, которое написано
квартира, которую убрали
костёр, который горит
борщ, который кипит
Шаг 3. Работа с текстом:
Прочитайте текст, определите главную мысль. Запишите, вставьте пропущенные орфограммы, объясните. Выпишите причастия с зависимыми словами, определите в них признаки прилагательного и глагола:
Васильки
Однажды синее небо упр…кнуло цв…тущую ниву в небл…годарности: «Всё, нас…ляющее землю, бл…годарит меня. Птицы посылают мне чудес…ное пение, цветы – нежное бл…гоухание и цвет, леса – т…инственный ш…пот, и только ты не выражаеш… пр…знательности, хотя не кто иной, а именно я нап…лняю корни злаков чист…й д…ждевой в…дой и заст…вляю вызр…вать тугие к…лосья».
«Я тебе бл…годарна,- отв…чала нива. – Я укр…шаю пашню вечно в…лнующейся зел…нью, а осен…ю покрываю её зол…том. По – другому я не умею выр…зить своей бл…годарности. П…моги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».
«Хорошо, - согл…силось небо, - если ты не можеш… поднят…ся ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось ч…до, среди к…лосьев выр…сли велик…лепные сини… цветы, напом…нающие цветом знойное небо. С тех пор колос…я хлебных злаков при каждом дуновени… в…терка скл…няются к п…сланцам неба – василькам и шепчут им нежные сл…ва.
Т…кова л…генда, р…дившаяся на Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."
Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно использование для диффере...
Индивидуальный маршрутный лист
Маршрутный лист - это список заданий с указанием уровня сложности и пометкой о выполнении («да» или «нет»). Он представляет собой план работ на неделю по определённой теме.Маршрутный лист содержи...
Индивидуальный маршрутный лист по английскому языку на 1 полугодие
для работы со слабыми учениками разработан индивидуальный план работы по темам учебника и требуемым результатам....
Индивидуальный маршрутный лист по ликвидации задолженности за четверть
Примерный бланк с материалами по ликвидации задолженности по предмету для неаттестованных учащихся или учащихся, имеющих неудовлетворительную аттестацию по предмету ...
Индивидуальный маршрутный лист учащихся 6 В класса
Индивидуальный маршрутный лист включает внеурочную деятельность и дополнительное образование каждого учащегося....
Индивидуальный маршрутный лист для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по физике
Индивидуальный маршрутный лист для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по физике...
Индивидуальный маршрутный лист учащегося .
Индивидуальный маршрутный лист учащегося....