Индивидуальные маршрутные листы для обучающихся
учебно-методический материал по русскому языку

Материал помогает при изучении разных частей речи. Использовала на уроках и на дополнительных занятиях с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_deeprichastiy_-_1.doc158 КБ
Microsoft Office document icon v_strane_deeprichastiy_-_2.doc159 КБ
Microsoft Office document icon kratkie_prichastiya.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon prichastie.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                           В стране деепричастий

Шаг 1. Знаешь ли ты меня?

 - Здравствуй, давай знакомиться! Меня зовут деепричастие.

  Я обозначаю… Образуюсь от… с помощью специальных… … Я являюсь братом причастия, потому что тоже… Я очень счастлив, так как имею признаки двух частей речи:… А значит, во мне силы в два раза больше, чем в других частях речи!

Шаг 2. Расшифруй мой характер!

  Расскажи обо мне по таблице!

        деепричастие

ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА

ПРИЗНАКИ НАРЕЧИЯ

1. что сделав? что делая?

1. как? каким образом? когда?

2. вид

2. не изменяюсь

3. возвратность

3. обстоятельство

Шаг 3. Найди меня среди друзей!

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши – маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька.

А попробуй разобрать по составу и угадать глагол, от которого я образовалось!

Шаг 4. Определи по таблице мои признаки!

Шаг 5. А теперь расскажи обо мне всё, что ты узнал! Я уверено, мы с тобой станем отличными друзьями!!!!!!!

ДО ВСТРЕЧИ!



Предварительный просмотр:

В стране деепричастий

Шаг 1. Словарная работа

«Узнай по описанию»

Мастер, пишущий красками на полотне…

Дощечка, предназначенная для смешивания красок…

Картина, изображающая природу…

Система взглядов на мир, проявляющаяся в картине художника…

Человек, собирающий картины для себя…

? Какая синтаксическая конструкция помогла тебе в этом задании?

                      Шаг 2. Вспомни и ответь

Деепричастие - это…

Деепричастие обладает признаками … и …

Признаки глагола…

Признаки наречия…

Деепричастие с НЕ пишется…

Деепричастный оборот – это…

Деепричастия и деепричастные обороты на письме…

Деепричастный оборот относится…

Деепричастие обозначает…

Деепричастие имеет суффиксы…

                         Шаг 3. Образуй деепричастия от глаголов

        ? На что нужно обращать внимание при образовании?

Читать, смотреть, передумать, дышать, состариться, чихнуть, увидеть

                                                 Шаг 4. Выполни то же задание и сделай вывод

Бегут, пекут, стерегут, влекут, пьют, шьют, ткут, врут, жмут

        ? Что ты можешь сказать об этих глаголах?

Шаг 5. Составь предложение и разбери синтаксически

Пошёл, забывши, горе, князь, сел, море, на, башню, и, стал, он, глядеть, на

Шаг 6. Прочитайте отрывок из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»

Не хватай блюдо первым и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

Не сопи, когда ешь.

Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

Ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотил.

Не облизывай пальцев и не грызи костей, но обрежь ножом.

Хлеб, приложа к груди, не режь.

Ешь, что перед тобой лежит, а дальше не хватай.

Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

Не проглотив куска, не говори.

Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

Вилками и ножиками по тарелкам, по скатерти или по блюду не черти и не стучи.

? Что у тебя вызвало улыбку? Есть ли в этих советах деепричастия?



Предварительный просмотр:

Краткие   причастия      

Запомните: в суффиксах кратких причастий пишем одну Н!

Причастия в краткой форме отвечают на вопросы:

каков?, какова?, каково?, каковы?

1. Образуйте краткие страдательные причастия, выделите суффиксы:

 освещённые окна - …

        поджаренное мясо - …

        избалованный ребёнок - …

        завязанный шарф - …

        испуганный ребёнок - …

        покрашенный стол - …

        отправленное письмо - …

        оправданный преступник - …

        рассмотренная программа - …

        приобретённый билет - …

        нарисованные человечки - …

2. Восстановите текст шуточного письма, добавив краткие причастия, запишите. Причастия разберите  по составу.

   Живём мы очень хорошо. Дом всегда …, бельё … и … . В комнате очень уютно: пол … ковром, шторы … и … тесьмой, стены … картинами. Цветы … вовремя и … . Книги … по полочкам. Игрушки бывают … , но вечером они всегда … и … в специальные ящики.

    Наши дети …, …, … . Носики у них всегда…, банты и шнурки … . Девчонки … . Мальчишки…

 3. Прочитайте стихотворение. Расскажите своими словами, какое правило в нём представлено.

 Бились над этим давно мудрецы,

  Письмо с ответом носили гонцы:

             Комната вымыта – взяты слова,

             Правильно задан вопрос – КАКОВА?

                                                   Комната вымыта – ищут ответ:        

            Действие есть или действия нет?

            И наконец долгожданная весть:

            Комнату ж вымыли – действие есть!

            Счастья давно не видали такого:

            Кратким причастием названо слово!



Предварительный просмотр:

Местоимение как часть речи

  1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

  2.

Разряды местоимений

Примеры местоимений

1. Личные

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

2. Возвратное

себя

3. Притяжательные

мой, твой, ваш, наш, свой

4. Указательные

этот, тот, такой, таков, этакий, столько

5. Определительные

сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой

6. Вопросительно – относительные

кто, что, какой, каков, который, сколько, чей

7. Отрицательные

никто, ничто, ничей, никакой, нисколько, некого, нечего

8. Неопределённые

некто, нечто, некоторый, несколько, кто – то, что – либо, какой - нибудь, кое - чей

 3. Запиши текст, вставь пропущённые орфограммы, объясни

 Сейчас я х..чу ра..казать о том, как у м..ня в деревн.. ж..л со мной ёж.

 И так скоро ко мне пр..вык, что (не)отхо..дил от м..ня.

 Как – то  я увид..л, как по траве ш..л ко мне такой небольш..й зв..рёк – ёж. Подош..л прямо ко мне. Когда я его х..тел взять, он св..рнулся в клубок, ощ..тинился, ужасно зафыркал и заш..пел. Я накрыл его своим н..совым пл..тком.

  - Что ты сердишься? Нечего сердит..ся, пойдём ко мне ж..ть, - говорил я ему.

  Но он ещё долго с..рдился то ли на меня, то ли на себя. Я остав..л ему в блюдечк.. м..локо, а он сам без меня его пил.

  Так он пос..лился ж..ть у меня в дом.. у печк.., и я его к..рмил хлебом и м..локом. Постепе..о он пр..вык вых..дить на стук рукой по полу.

 

  - Найди местоимения, определи разряд по таблице, подчеркни как член предложения

 4. Разбери предложение синтаксически

  Кое – кто вышел из некоторого города, пошёл по какой – то дороге и нашёл нечто.



Предварительный просмотр:

Причастие

 Шаг 1. Заполни схему:

Причастие – это…
Образуется от… с помощью суффиксов…
Имеет признаки прилагательного…

Имеет признаки глагола…
В предложении является…

 Шаг 2. Творческая работа:

 Трансформируйте фразы так, чтобы в них появились причастия:

           картина, которая нарисована

          малыш, который улыбается

          вулкан, который действует

          письмо, которое написано

          квартира, которую убрали

          костёр, который горит

          борщ, который кипит

  Шаг 3. Работа с текстом:

 Прочитайте текст, определите главную мысль. Запишите, вставьте пропущенные орфограммы, объясните. Выпишите причастия с зависимыми словами, определите в них признаки прилагательного и глагола:

Васильки

   Однажды синее небо упр…кнуло цв…тущую ниву в небл…годарности: «Всё, нас…ляющее землю, бл…годарит меня. Птицы посылают мне чудес…ное пение, цветы – нежное бл…гоухание и цвет, леса – т…инственный ш…пот, и только ты не выражаеш… пр…знательности, хотя не кто иной, а именно я нап…лняю корни злаков чист…й д…ждевой в…дой и заст…вляю вызр…вать тугие к…лосья».

   «Я тебе бл…годарна,- отв…чала нива. – Я укр…шаю пашню вечно в…лнующейся зел…нью, а осен…ю покрываю её зол…том. По – другому я не умею выр…зить своей бл…годарности. П…моги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».

   «Хорошо,  - согл…силось небо, - если ты не можеш… поднят…ся ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось ч…до, среди к…лосьев выр…сли велик…лепные сини… цветы, напом…нающие цветом знойное небо. С тех пор колос…я хлебных злаков при каждом дуновени… в…терка скл…няются к п…сланцам неба – василькам и шепчут им нежные сл…ва.

   Т…кова л…генда, р…дившаяся на Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

Индивидуальный маршрутный лист

Маршрутный лист - это список заданий с указанием уровня сложности и пометкой о выполнении («да» или «нет»). Он представляет собой план работ на неделю по определённой теме.Маршрутный лист содержи...

Индивидуальный маршрутный лист по английскому языку на 1 полугодие

для работы со слабыми учениками разработан индивидуальный план работы по темам учебника и требуемым результатам....

Индивидуальный маршрутный лист по ликвидации задолженности за четверть

Примерный бланк с материалами  по ликвидации задолженности по предмету для неаттестованных учащихся или учащихся, имеющих  неудовлетворительную аттестацию по предмету ...

Индивидуальный маршрутный лист учащихся 6 В класса

Индивидуальный маршрутный лист включает внеурочную деятельность и дополнительное образование  каждого учащегося....

Индивидуальный маршрутный лист для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по физике

Индивидуальный маршрутный лист для подготовки учащихся    9 класса к ОГЭ по физике...

Индивидуальный маршрутный лист учащегося .

Индивидуальный маршрутный лист учащегося....