Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 класса "Шаг за шагом.".
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiv_po_russkomu_yazyku_shag_za_shagom_10_-_11_klass.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета протокол №______ от «__»_______2019г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________ А.В. Маликова «___»___________2019г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ№2» ________________ Л.В. Буханцева «__»___________2019г. |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку для 10-11 класса
«Шаг за шагом»
Срок реализации:
2019-2020год
Возраст обучающихся:
15-17лет
Составитель:
Иванова Е.М.
г. Тулун, 2019 г.
Элективный курс «Шаг за шагом.»
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11-го класса общеобразовательной школы. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
На занятиях курса рассматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, пунктуации, изобразительно-выразительных средств языка, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение упражнений, тестов, практикумов, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Отведено время на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых, фактических, логических, этических при работе с тестами. Особое внимание уделяется подготовке учащихся к ЕГЭ, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, работу с текстом.
Программа курса рассчитана на 68часов по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе.
- Цель курса
создание условий для развития предметных компетенций обучающихся;
Задачи:
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
-обогащать словарный запас учащихся;
-ознакомить обучающихся с взаимосвязями, существующими между языковыми единицами в языке и в речи, показать возможность употребления языковых явлений в разных сферах применения русского языка;
-повысить культуру речи обучающихся;
-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения элективного курса ученик должен:
Знать/понимать:
- смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;
-правила русской орфографии и пунктуации;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;
- стили и типы речи;
-средства художественной выразительности;
-процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку.
Уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности , точности и уместности их употребления;
- осуществлять речевой самоконтроль;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Формы работы:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала),
-практикум;
-работа в группах, парах; индивидуальная работа;
-самостоятельная работа.
Виды деятельности учащихся:
-выполнение упражнений; тестовой части КИМ;
-составление схем, алгоритмов, таблиц;
-анализ текста
-
Тематическое планирование (10 класс)
№ | Основные разделы | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Введение. Знакомство с КИМ ЕГЭ (тестовая часть 1-26 задания, 27-сочинение) | 1 | - | 1 |
2. | Лексика. Лексические ошибки. | 2 | 1 | 1 |
3. | Фразеология. Современные фразеологические единицы. | 1 | 1 | - |
4. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 2 | 1 | 1 |
5. | Трудные случаи орфографии | 10 | 5 | 5 |
6. | Морфология. Морфологические средства связи(местоимения, наречия).Грамматические ошибки. | 9 | 4 | 5 |
7. | Служебные части речи. Морфологические средства связи ( частицы, союзы). Грамматические ошибки. | 3 | 2 | 1 |
8. | Текст и речь. Изобразительно-выразительные средства языка. | 4 | 2 | 2 |
9. | Зачет. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 34 | 16 | 18 |
Тематическое планирование(11 класс)
№ | Основные разделы | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Введение. Проверка выполнения КИМ (задания на лето). Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2019 года ,системой оценивания работы ЕГЭ. | 2 | 1 | 1 |
2. | Лексика. Фразеология. Орфоэпия | 3 | 1 | 2 |
3. | Синтаксис. Трудные случаи пунктуации. | 10 | 5 | 5 |
4. | Текст. Синтаксические средства выразительности. Стилистические фигуры | 3 | 1 | 2 |
5. | Работа с тестами. | 11 | - | 11 |
6. | Зачет. | 5 | - | 5 |
ИТОГО: | 34 | 8 | 26 |
Содержание курса (10 класс)
| Тема | Количество часов | Содержание |
1 | Введение. Знакомство с КИМ ЕГЭ. | 1 | Знакомство с тестами КИМ. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. |
2 | Лексика. Лексические ошибки. | 2 | Многообразие лексики русского языка: омонимы, синоним, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления, устаревшие и новые слова, Контекстные синонимы и антонимы. Толковые словари русского языка. Работа с тестами(разбор лексических ошибок- задание № 5,6,24.Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение и устранение. Тесты (зад.№1,3 ) |
3 | Фразеология .Современные фразеологические единицы | 1 | Фразеологизмы. Современные фразеологические единицы. Фразеологические словари. Работа с тестами (зад. № 24) |
4 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 2 | Орфоэпический словник (ФИПИ).Работа с тестами ( зад. № 4) |
5 | Трудные случаи орфографии. | 10 | Правописание корней с чередующимися, проверяемыми и непроверяемыми гласными. Правописание приставок. Гласные и,ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Слитные, раздельные и дефисные написания слов. Н и НН в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Работа с тестами (зад.№ 7, 9-12, 13, 15 ) |
6 | Морфология. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 9 | Части речи. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Работа с тестами ( зад. № 2, 7, 8, 25 ) |
7 | Служебные части речи (средства связи; союзы, частицы) | 3 | Союзы, частицы, предлоги. Работа с тестами ( зад.№ 2, 8, 13,25 ). |
8 | Текст и речь. Изобразительно-выразительные средства языка | 4 | Работа с текстами КИМ. Средства связи в предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи. Языковые средства выразительности. Стилистические фигуры. Работа с тестами( зад.№ 1,3,22-23, 26 ) |
9 | Зачет | 2 | Выполнение зачетной работы: тест КИМ. |
ИТОГО: 34
Содержание курса( 11 класс)
| Тема | Количество часов | Содержание |
1 | Введение. Знакомство с демоверсией КИМ 2019 года. | 2 | Проверка выполнения КИМ (задания на лето). Знакомство с демоверсией КИМ нового учебного года. Критерии и нормы оценивания заданий КИМ и сочинения. |
2 | Лексика. Фразеология. Орфоэпия. | 3 | Лексическое значение слова. Работа с толковыми словарями, орфоэпическим словником, фразеологическим словарем. Работа с тестами (зад. № 1, 3,4,5,6,24 ). |
3 | Синтаксис. Трудные случаи пунктуации. | 10 | Словосочетание. Нормы согласования, управления, примыкания. Предложение. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложения. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах(определениях, обстоятельствах).Пунктуация в сложных предложениях: в сложносочиненном, в сложноподчиненном, в бессоюзном. Сложное предложение с разными видами связи. Работа с тестами ( зад.№ 16- 21 ) |
4 | Текст. | 3 | Стили и типы речи. Тропы. Синтаксические средства, стилистические фигуры. Работа с тестами ( зад.№ 22,23,26 ) |
5 | Работа с тестами КИМ. | 11 | Практикум по работе с тестами КИМ ЕГЭ. Отработка выполнения заданий. |
6 | Зачет. | 5 | Выполнение контрольных тестов |
ИТОГО: | 34 |
Критерии и нормы оценки качества знаний обучающихся:
- Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
- Итоговый контроль в конце первого(10 класс) и второго года (11 класс) обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов ФИПИ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Оценивание: зачет
Литература:
Литература для учащихся
1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2019-М.:,ФИПИ.Составитель И.Б. Маслова. И.П. Васильевых
2.Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2000
3..Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2014.
4.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. . Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2014
5.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999
6.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,
Литература для учителя
1.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение.-М.,1999
2.Львова С.И .Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-М.,2004
3.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970
4.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
5.Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста. - М., 2003.
6.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. - М., 2000.
7.Валгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. - М., 2001
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс ( 34 часа, 1 урок в неделю)
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
Введение. | 1 | |||
1. | Знакомство с КИМ ЕГЭ. Система оценивания тестовых заданий и сочинения. | 1 | сентябрь | |
Лексика. | 2 | |||
2. | Многообразие лексики русского языка. Контекстные синонимы, антонимы. Паронимы. Толковые словари русского языка. Работа с тестами ( зад.№1,3.5.6.24) | 1 | ||
3. | Речевые ошибки ,их исправление. Работа с тестами ( зад.№ 1,3,5,6,24) | 1 | ||
Фразеология | 1 | |||
4. | Фразеологические обороты. Современные фразеологические единицы. Фразеологические словари. Работа с тестами (зад.. № 24) | 1 | ||
Орфоэпия | 2 | |||
5. | Орфоэпические нормы. Орфоэпический словник ФИПИ. Работа с тестами (зад.№ 4) | 1 | октябрь | |
6. | Орфоэпические нормы, орфоэпический словник. ФИПИ, Работа с тестами(зад.№ 4) | 1 | ||
Орфография | 10 | |||
7. | Употребление Ъ и Ь знаков | 1 | ||
8-9 | Правописание гласных в корне слова. Работа с тестами (зад.№ 9-12) | 2 | ноябрь | |
10. | Двойные согласные. Работа с тестами | 1 | ||
11. | Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ, Работа с тестами (зад.№ 9-12) | 1 | ||
12. | Правописание приставок ПРЕ-ПРИ, Буквы И-Ы после приставок. | 1 | ||
13-14 | Н и НН в различных частях речи. Работа с тестами ( зад № 15) | 2 | декабрь | |
15-16 | Правописание НЕ с различными частями речи. Работа с тестами ( зад.№ 14) | 2 | ||
Морфология | 9 | |||
17. | Имя существительное. Морфологические нормы (образование форм слова).Работа с тестами (зад.№ 7) | 1 | январь | |
18. | Имя прилагательное. Морфологические нормы (образование форм слова). Работа с тестами(зад.7). | 1 | ||
19. | Имя числительное. Морфологические нормы (образование форм слова, склонение числительных). Работа с тестами (зад.№ 7). | 1 | ||
20. | Местоимение. Морфологические нормы (образование форм слова). Работа с тестами (зад.№ 7). | 1 | февраль | |
21. | Спряжение глаголов. Правописание окончаний глаголов. Работа с тестами (зад.№7, 8-12) | 1 | ||
22-23 | Причастие. Образование причастий. Суффиксы причастий. Работа с тестами (зад № 8-12). | 2 | ||
24. | Деепричастие. Суффиксы деепричастий. Работа с тестами (зад. № 7-12). | 1 | Март | |
25. | Наречие | 1 | ||
Морфология. Служебные части речи | 3 | Апр.(1урок) | ||
26. | Предлоги. Морфологические нормы. Работа с тестами(зад.№ 1,2,8,13). | 1 | ||
27. | Союзы .Работа с тестами (зад.№ 1.2, 13,25) | 1 | ||
28. | Частицы. Работа с тестами(зад.№ 1,2, 13,25) | 1 | ||
Тест и речь. Изобразительные средства языка. | 4 | |||
29. | Функциональные стили и типы речи. Их отличительные особенности. Работа с тестами (зад.№ 22,23). | 1 | ||
30-32 | Изобразительно-выразительные средства языка(тропы ,стилистические фигуры, синтаксические средства).Работа с тестами (зад.№ 26). | 3 | май | |
33-34 | Зачет. Тест | 2 | ||
ИТОГО: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс ( 34 часа, 1 урок в неделю)
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
Введение. | 2 | |||
1-2 | Знакомство с демоверсией КИМ 2019-2020 учебного года. Критерии и нормы оценивания заданий и сочинения. Проверка заданий КИМ (летние задания) | 2 | сентябрь | |
Лексика. Фразеология. Орфоэпия. | 3 | |||
3. | Работа с толковыми словарями. Работа с тестами(зад.№1,3,6,24) | 1 | ||
4. | Работа с фразеологическим словарем. Работа с тестом ( текст, зад№ 24) | 1 | ||
5. | Орфоэпический словник ФИПИ. Работа с тестом (зад.№ 4). | 1 | октябрь | |
Синтаксис. Трудные случаи пунктуации. | 10 | |||
6. | Простое предложение. Тире в простом предложении. Работа с тестами(зад.№ 21…) | 1 | ||
7. | Знаки препинания с однородными членами. Работа с тестами(зад.№ 16) | 1 | ||
8-9 | Обособленные члены предложения (определения, обстоятельства ,дополнения).Работа с тестами(зад.№17,18,19) | 2 | ноябрь | |
10-11 | Знаки препинания в конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения(вводные слова и конструкции, обращение) (зад.№ 2,17-18) | 2 | ||
12. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Работа с тестами(зад.№ 17-18) | 1 | декабрь | |
13. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Работа с тестами(зад.№ 16-19) | 1 | ||
14. | Знаки препинания в Бессоюзном сложном предложении.(зад.№ 21) | 1 | декабрь | |
15. | Сложные предложения с разными видами связи, стечением союзов. Работа с тестами (зад.18,19) | 1 | ||
16-17. | Зачет. Выполнение теста КИМ ЕГЭ ( Зад. 1-26) | 2 | ||
18. | Работа над ошибками. | 1 | январь | |
Текст. Выразительные средства языка | 3 | |||
19. | Стили и типы речи. Работа с тестами(зад. № 22-23) | 1 | ||
20. | Тропы, стилистические фигуры. Работа с тестами(зад.№ 26) | 1 | ||
21. | Синтаксические средства выразительности. Работа с тестами(зад. № 26). | 1 | февраль | |
Работа с тестами | 11 | |||
22. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
23. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
24. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
25. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | март | |
26. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
27. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
28. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
29. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | апрель | |
30. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
31. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
32. | Выполнение тестовых заданий КИМ | 1 | ||
33-34 | Зачетная работа. Выполнение теста КИМ ЕГЭ. | 2 | май | |
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Шаг за шагом...»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...