Программа индивидуальной работы по русскому языку
материал по русскому языку (11 класс)
Программа индивидуальной работы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № __ от «__» __________ __г. Руководитель МО __________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № __ от «__»___________г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/_______ приказ № _____ от «____» ___________г. |
Программа индивидуальной работы по русскому языку
11 класс
Учитель русского языка: Вельмакова Н.Н.
2019-2020 уч.год
Структура индивидуальной работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку 11 класса.
Содержит:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- технологию организации учебного процесса;
- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам работы кружка;
- тематическое планирование;
- список литературы.
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Предлагаемая программа кружка по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна любому выпускнику школы.
Цели индивидуальной работы:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи индивидуальной работы:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации индивидуальной работы
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа рассчитана на 70 часов и адресована учащимся 11 классов. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях, а также с учащимися , имеющими неудовлетворительную отметку по русскому языку и неуспевающими.
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
- Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2019. учебного года.
- Орфоэпические нормы.
- Лексические нормы.
- Морфологические нормы.
- Синтаксические нормы.
- Пунктуационные нормы.
- Трудные случаи правописания.
- Трудные случаи пунктуации.
- Лингвистический анализ текста.
- Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.
- Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
- Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
- Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
- Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
- Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
- Речевые нормы .Анализ интерпретации текста. Речевые нормы
- Поиск грамматических ошибок в структуре слов, словосочетаний и предложений, их устранение
- Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения .
- Синтаксические нормы. Языковые нормы.
- Орфоэпические нормы.
- Работа со словарной статьей к предлагаемому слову.
- Знаки препинания в сложных предложениях разных типов .Синтаксический анализ предложении
- Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами .
- Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров .
- Текст, стили и функциональные типы речи
- Лексическое значение слова ,лексические нормы , функционально-смысловые типы речи .
- Орфография: правописание корней , приставок , личных окончаний глаголов , суффиксов причастий .
- Правописание суффиксов различных частей речи .
- Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи .
- Анализ композиционной и смысловой целостности текста .
- Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание .
- Морфологические нормы и морфологический анализ
- Орфография: правописание НЕ и НИ .
- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения Лингвистический анализ текста.
- Средства художественной выразительности в текстах различных стилей .
- Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
- Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
- Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
- Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа занятий индивидуальной работы предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2019 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы индивидуальной работы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- Основные функции языка.
- Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
- Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за итоговый контрольный тест – 100 баллов (первичный балл – 56).
Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»).
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
- Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издаткельство «Экзамен», 2010.
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
- Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
- Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Дополнительная литература
- Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
Тематическое планирование:
п/п | Темы уроков | Сроки реализации | Форма занятий | Виды деятельности |
1 | Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2019-2020 учебного года. Орфоэпические нормы. Структура ЕГЭ. Критерии оценивания | 4.09 9.09 | Мини-лекция. Практикум. | Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений |
2. | Композиция сочинения - рассуждения | 16.09 18.09 | Практикум | Работа в группах, анализ сочинений. |
3. | К 1.Формулирование проблемы. | 23.09 25.09 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
4. | К 2. Комментарии к проблеме. | 2.10 7.10 | Практикум | Анализ комментариев к тексту, работа с клише. |
5. | К 3. Авторская позиция. | 9.10 14.10 | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста |
6. | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | 21.10 23.10 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
7. | Тема и проблема текста. Как определить проблему? | 11.11 13.11 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
8. | Как прокомментировать проблему. Виды комментария. | 2.12 11.12 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Анализ работ, создание текста |
9,10. | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | 16.12,15.01 25.12,20.01 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
11 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | 22.01 27.01 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
12. | К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | 3.02 5.02 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Элементы сочинения, анализ текстов |
13. | К 5.Построение текста, абзацное членение, логические ошибки | 10.02 12.02 | Мини-лекция, практикум | Создание текста, оценивание |
14. | Фактические ошибки | 24.02 26.02 | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
15. | Соблюдение этических норм. | 2.03 4.03 | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
16. | Соблюдение языковых норм, виды ошибок. | 9.03 11.03 | Мини-лекция, практикум | Анализ сочинений, тест |
17. | Анализ и интерпретация текста | 16.03 18.03 | ||
18. | Работа по словарным статьям к словам задания 5 | 1.04 6.04 | ||
20. | Речевые, грамматические ошибки | 8.04 13.04 | Практикум | Тест. Анализ работ. Работа в парах |
21. | К 6.Точность и выразительность речи | 15.04 20.04 | Практикум | Творческая переработка текста, редактирование |
22. | Финал сочинения | 22.04 27.04 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
23-24. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | 29.04,4.05 5.05,6.05 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом |
25-26. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 10.05,11.05 12.05,13.05 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом |
27-28 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | 14.05, 16.05 17.05, 18.05 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом |
29-30 | Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ | 19.05, 20.05 20.05, 21.05 | Контрольная работа | Самостоятельная работа |
31-34 | Итоговые занятия. Защита творческих работ | 23.05, 23.05 24.05, 24,05 | Презентация, рецензирование. | Создание текста, оценивание |
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения |
|
К 1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. | 0 |
Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ 2019-2020
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 2 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 1 | |
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения |
|
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
К 6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | Грамотность |
|
К 7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
допущена 1 ошибка | 1 | |
допущено более 1 ошибки | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение языковых норм |
|
| грамматических ошибок нет | 2 |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение речевых норм |
|
| допущено не более 1 речевой ошибки | 2 |
допущены 2 – 3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К 11 | Соблюдение этических норм |
|
| этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
| допущены этические ошибки (1 и более) | 0 |
К 12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе содержат задания по следующим разделам: Фонетика. Словообразование и морфемика. Лексика и фразеология. Морфология....
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе
Карточки помогут организовать индивидуальную работу с учениками...

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку (VIII вид)
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку (VIII вид)...

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку 6-7 классы
Индивидуальная работа с каждым стимулирует рост учебной мотивации и помогает достичь хороших результата каждому ребенку....

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 5 классе на тему " Лексика"
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 5 классена тему " лексика"...