Программа индивидуальной работы по русскому языку
материал по русскому языку (11 класс)
Программа индивидуальной работы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individ_raboty.docx | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № __ от «__» __________ __г. Руководитель МО __________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № __ от «__»___________г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/_______ приказ № _____ от «____» ___________г. |
Программа индивидуальной работы по русскому языку
11 класс
Учитель русского языка: Вельмакова Н.Н.
2019-2020 уч.год
Структура индивидуальной работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку 11 класса.
Содержит:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- технологию организации учебного процесса;
- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам работы кружка;
- тематическое планирование;
- список литературы.
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Предлагаемая программа кружка по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна любому выпускнику школы.
Цели индивидуальной работы:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи индивидуальной работы:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации индивидуальной работы
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа рассчитана на 70 часов и адресована учащимся 11 классов. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях, а также с учащимися , имеющими неудовлетворительную отметку по русскому языку и неуспевающими.
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
- Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2019. учебного года.
- Орфоэпические нормы.
- Лексические нормы.
- Морфологические нормы.
- Синтаксические нормы.
- Пунктуационные нормы.
- Трудные случаи правописания.
- Трудные случаи пунктуации.
- Лингвистический анализ текста.
- Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.
- Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
- Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
- Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
- Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
- Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
- Речевые нормы .Анализ интерпретации текста. Речевые нормы
- Поиск грамматических ошибок в структуре слов, словосочетаний и предложений, их устранение
- Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения .
- Синтаксические нормы. Языковые нормы.
- Орфоэпические нормы.
- Работа со словарной статьей к предлагаемому слову.
- Знаки препинания в сложных предложениях разных типов .Синтаксический анализ предложении
- Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами .
- Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров .
- Текст, стили и функциональные типы речи
- Лексическое значение слова ,лексические нормы , функционально-смысловые типы речи .
- Орфография: правописание корней , приставок , личных окончаний глаголов , суффиксов причастий .
- Правописание суффиксов различных частей речи .
- Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи .
- Анализ композиционной и смысловой целостности текста .
- Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание .
- Морфологические нормы и морфологический анализ
- Орфография: правописание НЕ и НИ .
- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения Лингвистический анализ текста.
- Средства художественной выразительности в текстах различных стилей .
- Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
- Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
- Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
- Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа занятий индивидуальной работы предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2019 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы индивидуальной работы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- Основные функции языка.
- Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
- Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за итоговый контрольный тест – 100 баллов (первичный балл – 56).
Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»).
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
- Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издаткельство «Экзамен», 2010.
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
- Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
- Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Дополнительная литература
- Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
Тематическое планирование:
п/п | Темы уроков | Сроки реализации | Форма занятий | Виды деятельности |
1 | Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2019-2020 учебного года. Орфоэпические нормы. Структура ЕГЭ. Критерии оценивания | 4.09 9.09 | Мини-лекция. Практикум. | Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений |
2. | Композиция сочинения - рассуждения | 16.09 18.09 | Практикум | Работа в группах, анализ сочинений. |
3. | К 1.Формулирование проблемы. | 23.09 25.09 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
4. | К 2. Комментарии к проблеме. | 2.10 7.10 | Практикум | Анализ комментариев к тексту, работа с клише. |
5. | К 3. Авторская позиция. | 9.10 14.10 | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста |
6. | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | 21.10 23.10 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
7. | Тема и проблема текста. Как определить проблему? | 11.11 13.11 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
8. | Как прокомментировать проблему. Виды комментария. | 2.12 11.12 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Анализ работ, создание текста |
9,10. | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | 16.12,15.01 25.12,20.01 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
11 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | 22.01 27.01 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
12. | К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | 3.02 5.02 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Элементы сочинения, анализ текстов |
13. | К 5.Построение текста, абзацное членение, логические ошибки | 10.02 12.02 | Мини-лекция, практикум | Создание текста, оценивание |
14. | Фактические ошибки | 24.02 26.02 | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
15. | Соблюдение этических норм. | 2.03 4.03 | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
16. | Соблюдение языковых норм, виды ошибок. | 9.03 11.03 | Мини-лекция, практикум | Анализ сочинений, тест |
17. | Анализ и интерпретация текста | 16.03 18.03 | ||
18. | Работа по словарным статьям к словам задания 5 | 1.04 6.04 | ||
20. | Речевые, грамматические ошибки | 8.04 13.04 | Практикум | Тест. Анализ работ. Работа в парах |
21. | К 6.Точность и выразительность речи | 15.04 20.04 | Практикум | Творческая переработка текста, редактирование |
22. | Финал сочинения | 22.04 27.04 | Практикум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. |
23-24. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | 29.04,4.05 5.05,6.05 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом |
25-26. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 10.05,11.05 12.05,13.05 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом |
27-28 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | 14.05, 16.05 17.05, 18.05 | Комплексное применение знаний | Работа с текстом |
29-30 | Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ | 19.05, 20.05 20.05, 21.05 | Контрольная работа | Самостоятельная работа |
31-34 | Итоговые занятия. Защита творческих работ | 23.05, 23.05 24.05, 24,05 | Презентация, рецензирование. | Создание текста, оценивание |
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения |
|
К 1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. | 0 |
Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ 2019-2020
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 2 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 1 | |
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения |
|
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
К 6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | Грамотность |
|
К 7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
допущена 1 ошибка | 1 | |
допущено более 1 ошибки | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение языковых норм |
|
| грамматических ошибок нет | 2 |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение речевых норм |
|
| допущено не более 1 речевой ошибки | 2 |
допущены 2 – 3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К 11 | Соблюдение этических норм |
|
| этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
| допущены этические ошибки (1 и более) | 0 |
К 12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе содержат задания по следующим разделам: Фонетика. Словообразование и морфемика. Лексика и фразеология. Морфология....
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 8 классе
Карточки помогут организовать индивидуальную работу с учениками...
Индивидуальная работа по русскому языку
Индивидуальная работа по русскому языку...
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку (VIII вид)
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку (VIII вид)...
Индивидуальная работа по русскому языку
Карточки для индивидуальной работы с обучающимися...
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку 6-7 классы
Индивидуальная работа с каждым стимулирует рост учебной мотивации и помогает достичь хороших результата каждому ребенку....
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 5 классе на тему " Лексика"
Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 5 классена тему " лексика"...