«Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников»
учебно-методический материал по русскому языку

    В  течение  всего  периода  школьного обучения  перед ребёнком выступает уже готовая, сложившаяся  система знаний, понятий. Но то, что известно человечеству, оказывается новым для ребёнка. Следовательно, чтобы усвоить эти  знания  не  механически, не  формально, не бездумно, детям надо приложить усилия: надо уметь мыслить. 

    Именно  поэтому  целью ФГОС является формирование  функционально грамотной личности, когда ведущую роль  в образовательном процессе играют  не столько предметные результаты, сколько личностные и  метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Воспитание интеллекта ребёнка требует всестороннего развития его познавательных способностей, но в особенности развития мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Ноябрь 2020 г.

                                         Сообщение  на  тему:

 «Проблемное  обучение как  фактор интеллектуального развития школьников»

                  (Учитель русского языка и литературы Кокорева И.Б.)

    В  течение  всего  периода  школьного обучения  перед ребёнком выступает уже готовая, сложившаяся  система знаний, понятий. Но то, что известно человечеству, оказывается новым для ребёнка. Следовательно, чтобы усвоить эти  знания  не  механически, не  формально, не бездумно, детям надо приложить усилия: надо уметь мыслить.  

    Именно  поэтому  целью ФГОС является формирование  функционально грамотной личности, когда ведущую роль  в образовательном процессе играют  не столько предметные результаты, сколько личностные и  метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Воспитание интеллекта ребёнка требует всестороннего развития его познавательных способностей, но в особенности развития мышления.

       Если перед учителем ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

      Именно технология проблемного обучения  является основной в структуре уроков открытия новых знаний. Необходимо, чтобы постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляли в процессе специально выстроенного  учителем диалога.

         Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

     Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом; действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

        Интерес к этой теме самообразования возник у меня вследствие того, что в настоящее время трудно чем-либо привлечь, удивить детей. Дети перенасыщены отрицательной и не всегда полезной информацией из средств массовой информации.  На своих  уроках стараюсь по мере возможности включать элементы проблемного обучения и  подстегивать интерес учащихся к творческому, рациональному мышлению.

  Приведу   примеры уроков. (В основном использую на этапе актуализации знаний, вывод правила, упражнения  в учебнике уже   продуманы)

  1. Русский язык 6 класс
  • Тема: «Основные способы образования слов в русском языке».

- Какие морфемы служат для образования новых слов?

- При помощи каких морфем образовались данные слова?

 Потемнеть – темнеть, ротик-рот, перелесок – лес, кресло-кровать,  переход – переходить. Далее подвожу к тому, что дети сами называют способы образования слов.

  • Тема «буквы а-о в корнях кас-кос».

- Повторяем изученные корни  с чередованием гласных. Вспоминаем правила, от чего зависит выбор гласной в корне.

К.саться, к.снулся, прик.сновение, к.сание

-Являются ли эти слова однокоренными?

- Какой в них корень? Показывают, но не называют. Догадываются, что чередование. Сможем мы записать эти слова? Почему? Сама вставляю буквы и формулируем правило.

2. Русский язык 7 класс

  • Тема: «Причастие как часть речи»

Записаны слова: умный, голубой, мамин, темнеющий, сжатый, прочитанная.

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Чем по значению отличаются эти слова? Разделите их на две группы.  Выясняем, чем отличается причастие от прилагательного.

  • Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Главное, чтобы на уроке звучал  вопрос  «Почему?» Надо, чтобы дети находили ответ на вопрос, пользуясь знаниями.

3.Литература.

При анализе текста всегда задаю проблемные вопросы.

  • А.С.Пушкин «Дубровский» (Сцена «Пожар в Кистенёвке») и др.
  • В.А.Жуковский «Кубок»  и др.
  • Сочинения (В.Г.Корленко «В дурном обществе». Даю тему для  рассуждения «Какого человека можно назвать счастливым?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Г.А.Бакулина "Конспекты для учителя. Интеллектуальное развитие школьников" 7 класс

Пособие содержит разработки уроков по всем темам, изучаемым в 7 классе. Оригинальная авторская методика направлена на эффективное усвоение учебного материала и развитие внимания, памяти, логического м...

Г.А.Бакулина "Конспекты для учителя. Интеллектуальное развитие школьников "8 класс

Пособие содержит конспекты уроков по разделам русского языка для 8 класса. Материал ориентирован на развитие памяти, внимания, логики обучающихся...

УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья "УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ" состоит из анализа  учебно-методического комплекта (УМК) «Математика для 5 и 6 классов» под редакцией И.И. Зубаревой, А.Г...

Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения

В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...