Урок "Фразеологизмы"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Лосевская  Дарья Сергеевна

Урок составлен в соответсвии с тревованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.teh_.karta_.frazeologizmy._k_tablitse_4.1.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

                                                                           Тема урока: Фразеологизмы

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «фразеологизм», источники появления фразеологизмов; уметь выделять отличительные признаки, находить в словаре, тексте, сопоставлять и противопоставлять; употреблять фразеологизмы в речи.

Метапредметные умение анализировать изученный материал, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждение; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,парная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Фразеологизм, источники фразеологизмов.

                                                                       

                                                                  Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация к учебной деятельности

(Цели этапа:

организовать направленное внимание на начало урока)

Дорогие ребята, здравствуйте! Сядьте удобно.

Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки.

У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло

и весело. Посмотрите друг

на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.( слайд 1)

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя

Индивидуальная, групповая

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний , постановка цели урока

(Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к живому общению)

Разминка. Кроссворд. ( приложение 1)(слайд 2)

Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока.

Кроссворд.

 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.

 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы.

 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие.

 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз. 

 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.

 6. Речь двух или нескольких человек. Диалог. 

 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог. 

 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия. 

 9. Речь одного человека. Монолог.

 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис. 

 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая. 

12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология. 

Какое слово получилось в результате? Фразеологизм. 

Так какова же сегодня тема нашего урока? (Фразеологизмы) (Слайд 3) А какую цель мы можем перед собой поставить? Дайте своё определение термина «фразеологизм». Что вам известно о нём?

Приведите примеры фразеологизмов.

Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания.

 

Работа в паре.

 Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов.

Формулируют тему и цель урока.

Актуализируют имеющиеся знания.

Вспоминают материал о фразеологизмах, изученный в начальных классах. Отвечают на вопросы, строят высказывание.

Приводят примеры фразеологизмов.

Парная

Метапредметные:

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные:

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

Индивидуальный

Устные ответы

3.Овладение новыми знаниями

Цель этапа: Создание проблемной ситуации, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятия «фразеологизмы».

1.Сравнительный анализ двух предложений: (слайд 4)

1.Ребята работали на пришкольном участке спустя рукава, поэтому не успели выполнить задание в назначенный срок.

2.Ребята на пришкольном участке работали плохо.

-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?

- Как вы понимаете значение выражения «спустя рукава?»(приложение 2) (слайд 5)

- Можем ли мы разбить его на отдельные слова, чтобы смысл остался тем же?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении? А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм?

Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника (слайд 6)

Запись определения в тетрадь.

Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.

Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов

Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Учащийся сообщает, откуда произошел фразеологизм «спустя рукава» (приложение 2)

Сравнивают с материалом учебника, делают выводы

Записывают определение в тетрадь.

Индивидуальная, групповая

Предметные:

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Индивидуальный

4.Динамическая пауза (этап физической разрядки)

(Цель этапа:

предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую)

Давайте мы немного разомнемся.  (слайд 7) 

Я вам буду называть действие (только с помощью фразеологизмов), а вы их будете выполнять).

-- Встанем, как аршин проглотили

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.

Создает условия для снятия переутомления у детей.

Объясняет алгоритм физминутки.

Выполняют задания физминутки

Групповая

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Метапредметные:  выполнение действий по образцу.

Взаимодействие в группе

Групповой

5.Практическое закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа учащихся

(Цель этапа:

применение теоретических знаний на практике,

фиксация нового)

 Задание для первой группы(слайд 8)

Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов.  (приложение 3)

Задание: выразительно прочитайте  стихотворение В. Суслова, найдите  фразеологические обороты  и объясните их значение и запишите в тетрадь

1.Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно,

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

2.С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы праве сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.(слайд 9)

3. А утки и гуси сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.(слайд 10)

4.Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.(слайд 11)

5.Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.(12 слайд)

6. Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»(13 слайд)

7.Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»(14 слайд)

 8.Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.(15 слайд)

Задание для второй группы.( приложение 4)

Знакомство и работа с фразеологическим словарем

Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма.

  1. «Сизифов труд»
  2. «Бить баклуши»
  3.  «Медвежья услуга»
  4. «Заварить кашу»

Задание для 3 группы (приложение 5)

Соответствие фразеологизма и его значения.

Соотнесите фразеологизм (1-я колонка) и его значение (2-я колонка)

  1. Нести свой крест                  а) символ счастья
  2. Удельный вес                       б) причина ссоры
  3. Синяя птица                          в) лучшее, новейшее достижение, открытие в чём-либо
  4. Яблоко раздора                    г) мужественно, стойко переносить трудности ради высокой цели
  5. Носится в воздухе               д) ясно осознаваться, ощущаться, предугадываться
  6. Последнее слово                  е) от самого начала до конца, во всём объёме
  7. От аза до ижицы                  ж) определённая роль, значение, место кого-либо или чего-либо в чём-либо

Ключ: 1) г;2) ж; 3) а; 4) б; 5) д; 6) в; 7) е.(слайд 16)

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Работа в группах. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения

Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения.

Записывают в тетради фразеологические обороты.

Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом.

Находят соответствия, записывают в тетрадь

Групповая

Метапредметные:

Выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные :

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные:

Самоопределение

Групповой,индивидуальный

6.Рефлексия деятельности 

(Цель этапа:

организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников)

Отвечают на вопросы: (слайд 17)

  • Какую цель ставили?
  • Удалось достичь поставленной цели?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?

-Как работали на уроке?

Встаньте, кто считал ворон.

Поднимите левую руку, кто работал в поте лица.

Поднимите правую руку, кто сидел сложа руки.

Задает вопросы, направленные на формирование рефлексорно- оценочных умений по изученной теме.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Фиксируют выводы. Дают ответы по теме.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Фронтальная

Личностные:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Метапредметные:

Самооценка на основе критерия успешности.

Рефлексия способов и условий действия.

Промежуточный контроль

7.Домашнее задание(Цель этапа:

сформировать личную ответственность за результаты деятельности)

 Выберите своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию. (слайд 18)

Комментирует  домашнее задание

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

Приложение 1

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

2 

X

X

X

X

X

X

X

X

3 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

4 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

5 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

6 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

7 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

8 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

9 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

10 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

11 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

12 

X

X

X

X

X

X

X

X

1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.

 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы.

 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие.

 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз.

 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.

 6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.

 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.

 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия.

 9. Речь одного человека. Монолог.

 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.

 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая.

12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология.

Приложение 2

Происхождение фразеологизма «спустя рукава»

Фразеологизм «спустя рукава» означает безответственное, халатное отношение к работе, своему делу. В древности на Руси в ходу была верхняя одежда с непомерно длинными рукавами – концы их ниспадали до колен, а то и вовсе до земли. Было крайне трудно, практически невозможно качественно выполнить какую-то работу, не засучив как следует такие длинные и неудобные рукава.

 

Приложение 3

Задание: выразительно прочитайте  стихотворение В. Суслова, найдите  фразеологические обороты  и объясните их значение и запишите в тетрадь

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно,

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы праве сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А утки и гуси сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Приложение 4

Знакомство и работа с фразеологическим словарем

Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма. Записать значение в тетрадь.

  1. «Сизифов труд»
  2. «Бить баклуши»
  3.  «Медвежья услуга»
  4. «Заварить кашу»

Приложение 5

Задание, сформулированное учащимися: соотнесите фразеологизм (1-я колонка) и его значение (2-я колонка).

  1. Нести свой крест                  а) символ счастья
  2. Удельный вес                       б) причина ссоры
  3. Синяя птица                          в) лучшее, новейшее достижение, открытие в чём-либо
  4. Яблоко раздора                    г) мужественно, стойко переносить трудности ради высокой цели
  5. Носится в воздухе               д) ясно осознаваться, ощущаться, предугадываться
  6. Последнее слово                  е) от самого начала до конца, во всём объёме
  7. От аза до ижицы                  ж) определённая роль, значение, место кого-либо или чего-либо в чём-либо

Ключ: 1) г;2) ж; 3) а; 4) б; 5) д; 6) в; 7) е.