Урок "Фразеологизмы"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Урок составлен в соответсвии с тревованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27.teh_.karta_.frazeologizmy._k_tablitse_4.1.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Тема урока: Фразеологизмы
Тип урока | Урок освоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «фразеологизм», источники появления фразеологизмов; уметь выделять отличительные признаки, находить в словаре, тексте, сопоставлять и противопоставлять; употреблять фразеологизмы в речи. Метапредметные умение анализировать изученный материал, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждение; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,парная |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Фразеологизм, источники фразеологизмов. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация к учебной деятельности (Цели этапа: организовать направленное внимание на начало урока) | Дорогие ребята, здравствуйте! Сядьте удобно. Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.( слайд 1) | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок | Приготовление к уроку. Приветствие учителя | Индивидуальная, групповая | Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Метапредметные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |
2.Актуализация знаний , постановка цели урока (Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к живому общению) | Разминка. Кроссворд. ( приложение 1)(слайд 2) Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока. Кроссворд. 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика. 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы. 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие. 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз. 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы. 6. Речь двух или нескольких человек. Диалог. 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог. 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия. 9. Речь одного человека. Монолог. 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис. 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая. 12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология. Какое слово получилось в результате? Фразеологизм. Так какова же сегодня тема нашего урока? (Фразеологизмы) (Слайд 3) А какую цель мы можем перед собой поставить? Дайте своё определение термина «фразеологизм». Что вам известно о нём? Приведите примеры фразеологизмов. | Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания.
| Работа в паре. Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов. Формулируют тему и цель урока. Актуализируют имеющиеся знания. Вспоминают материал о фразеологизмах, изученный в начальных классах. Отвечают на вопросы, строят высказывание. Приводят примеры фразеологизмов. | Парная | Метапредметные: Целеполагание Постановка вопросов Предметные: Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | Индивидуальный Устные ответы |
3.Овладение новыми знаниями Цель этапа: Создание проблемной ситуации, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятия «фразеологизмы». | 1.Сравнительный анализ двух предложений: (слайд 4) 1.Ребята работали на пришкольном участке спустя рукава, поэтому не успели выполнить задание в назначенный срок. 2.Ребята на пришкольном участке работали плохо. -Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? - Как вы понимаете значение выражения «спустя рукава?»(приложение 2) (слайд 5) - Можем ли мы разбить его на отдельные слова, чтобы смысл остался тем же? - Какой вывод мы можем сделать? - Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении? А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм? Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника (слайд 6) Запись определения в тетрадь. | Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Учащийся сообщает, откуда произошел фразеологизм «спустя рукава» (приложение 2) Сравнивают с материалом учебника, делают выводы Записывают определение в тетрадь. | Индивидуальная, групповая | Предметные: Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. | Индивидуальный |
4.Динамическая пауза (этап физической разрядки) (Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую) | Давайте мы немного разомнемся. (слайд 7) Я вам буду называть действие (только с помощью фразеологизмов), а вы их будете выполнять). -- Встанем, как аршин проглотили -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу. | Создает условия для снятия переутомления у детей. Объясняет алгоритм физминутки. | Выполняют задания физминутки | Групповая | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке Метапредметные: выполнение действий по образцу. Взаимодействие в группе | Групповой |
5.Практическое закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа учащихся (Цель этапа: применение теоретических знаний на практике, фиксация нового) | Задание для первой группы(слайд 8) Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов. (приложение 3) Задание: выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова, найдите фразеологические обороты и объясните их значение и запишите в тетрадь 1.Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно, Примеры тут можно найти без труда. Возьмем хоть короткое слово вода. Вот был я мальчишкой, да детство прошло, 2.С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы праве сказать наперед: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.(слайд 9) 3. А утки и гуси сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода.(слайд 10) 4.Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? Воды в рот набрал.(слайд 11) 5.Лентяй отдыхает, а время идет- Под камень лежачий вода не течет.(12 слайд) 6. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»(13 слайд) 7.Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!»(14 слайд) 8.Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом.(15 слайд) Задание для второй группы.( приложение 4) Знакомство и работа с фразеологическим словарем Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма.
Задание для 3 группы (приложение 5) Соответствие фразеологизма и его значения. Соотнесите фразеологизм (1-я колонка) и его значение (2-я колонка)
Ключ: 1) г;2) ж; 3) а; 4) б; 5) д; 6) в; 7) е.(слайд 16) | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения. Записывают в тетради фразеологические обороты. Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом. Находят соответствия, записывают в тетрадь | Групповая | Метапредметные: Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные : Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные: Самоопределение | Групповой,индивидуальный |
6.Рефлексия деятельности (Цель этапа: организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников) | Отвечают на вопросы: (слайд 17)
-Как работали на уроке? Встаньте, кто считал ворон. Поднимите левую руку, кто работал в поте лица. Поднимите правую руку, кто сидел сложа руки. | Задает вопросы, направленные на формирование рефлексорно- оценочных умений по изученной теме. Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников | Фиксируют выводы. Дают ответы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Фронтальная | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Метапредметные: Самооценка на основе критерия успешности. Рефлексия способов и условий действия. | Промежуточный контроль |
7.Домашнее задание(Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности) | Выберите своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию. (слайд 18) | Комментирует домашнее задание | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. |
Приложение 1
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | 1 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
X | X | X | X | X | 2 | X | X | X | |||||||||||||||
X | X | X | X | X | 3 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
X | X | X | 4 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||
X | X | 5 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
X | X | 6 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
X | X | 7 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
X | X | X | X | X | X | 8 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
9 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
X | X | X | X | X | 10 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||
X | X | X | X | X | X | 11 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
X | X | X | X | X | X | 12 | X | X | X | X | X | X | X | X |
1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.
2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы.
3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие.
4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз.
5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.
6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.
7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.
8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия.
9. Речь одного человека. Монолог.
10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.
11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая.
12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология.
Приложение 2
Происхождение фразеологизма «спустя рукава»
Фразеологизм «спустя рукава» означает безответственное, халатное отношение к работе, своему делу. В древности на Руси в ходу была верхняя одежда с непомерно длинными рукавами – концы их ниспадали до колен, а то и вовсе до земли. Было крайне трудно, практически невозможно качественно выполнить какую-то работу, не засучив как следует такие длинные и неудобные рукава.
Приложение 3
Задание: выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова, найдите фразеологические обороты и объясните их значение и запишите в тетрадь
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно,
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы праве сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А утки и гуси сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет-
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай!»
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Приложение 4
Знакомство и работа с фразеологическим словарем
Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма. Записать значение в тетрадь.
- «Сизифов труд»
- «Бить баклуши»
- «Медвежья услуга»
- «Заварить кашу»
Приложение 5
Задание, сформулированное учащимися: соотнесите фразеологизм (1-я колонка) и его значение (2-я колонка).
- Нести свой крест а) символ счастья
- Удельный вес б) причина ссоры
- Синяя птица в) лучшее, новейшее достижение, открытие в чём-либо
- Яблоко раздора г) мужественно, стойко переносить трудности ради высокой цели
- Носится в воздухе д) ясно осознаваться, ощущаться, предугадываться
- Последнее слово е) от самого начала до конца, во всём объёме
- От аза до ижицы ж) определённая роль, значение, место кого-либо или чего-либо в чём-либо
Ключ: 1) г;2) ж; 3) а; 4) б; 5) д; 6) в; 7) е.