Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Водородная энергетика занимает важное место в выполнении планов по борьбе с углекислым драконом. В самом деле, если электричество можно генерировать с помощью безуглеродных источников, то с безуглеродным топливом и сырьём для химической и металлургической промышленности имеются очевидные трудности. Здесь-то и пригодится водород в качестве переносчика зелёной электроэнергии. Его можно заправлять в топливный бак автомобиля, и тот станет при движении выдавать не букет вредных продуктов горения бензина, а чистую воду; им можно одновременно отапливать дом и получать для него электричество с помощью высокотемпературного топливного элемента. Металлурги заменят им уголь в качестве восстановителя, а химики, используя в смеси с атмосферным углекислым газом, откажутся от ископаемого углеводородного сырья.
Конечно, есть и альтернативы. Так, в качестве энергоносителя можно выбрать твёрдый алюминий, обращаться с которым несравнимо проще, чем с газообразным водородом, <…> сжиженный воздух, который хотя бы не взрывоопасен. Однако стараниями экспертов, консультирующих лидеров ЕС, цивилизация, видимо, пойдет по пути безальтернативного использования именно водорода для этих нужд.
- Самостоятельно подберите разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запишите этот разделительный союз.
- В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- НУЖДА. То же, что потребность. Нужда в деньгах. Нужды новосёлов.
- ИСТОЧНИК. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный источник. Горячий источник. Источник минеральной воды.
- МЕСТО. Роль, отведённая кому-чему-нибудь в какой-нибудь деятельности, а также положение, занимаемое кем-нибудь среди кого-нибудь. Место искусства в жизни человека. Место отца в семье.
- ОБРАЩАТЬСЯ. Находиться в употреблении, использоваться. В стране обращаются новые денежные знаки.
- ЗЕЛЁНЫЙ. Относящийся к растительности; состоящий, сделанный из зелени. Зелёные насаждения. Зелёный корм.
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- Среди характерных для публицистического стиля речи языковых средств в представленном тексте можно отметить непосредственное обращение к собеседнику, оправданный повтор слов, ряды однородных членов, отвлечённую лексику (выполнении, трудности, использования).
- Задача данного текста информировать читателя о развитии водородной энергетики в современной России, дать точные сведения, имеющие практическое значение, а также рекомендации, указания.
- Текст актуален, общественно значим по тематике, эмоционален, что выражается в метафорах (борьба с углекислым драконом, букет вредных продуктов).
- Научность данного текста на синтаксическом уровне выражается в использовании союзов, вводных слов логического характера (однако, конечно, так, видимо).
- Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что его отличают логичность, объективность, абстрактность и обобщённость, что выражается на лексическом уровне в использовании терминов (водородная энергетика, химическая и металлургическая промышленность, атмосферный углекислый газ, углеводородное сырьё).
- Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- гнАла
- локтЕй
- зАсветло
- оклеИть
- нЕдруг
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ читатель давно об этом догадался, а я понял только сейчас.
- Лицо у него было утомлённое, невыразительное, ЗЕМЛИСТОГО цвета.
- Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ.
- Старец ПОЧТЕННОГО вида, в мундире, восседал за огромным письменным столом.
- ВЕКОВЫЕ берёзы выстроились белой колоннадой.
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Опираясь на огромную базу синонимичных значений, сайт выдаст все возможные поисковые вариативные версии.
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- крутые БЕРЕГА
- играть для НЕГО
- несколько БРАСЛЕТОВ
- у хромовых САПОГ
- наименее ТРУДНЕЙШИЙ путь
- Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- пор..вняться, утр..мбовать, обог..щаться
- сув..ренитет, ч..та (супругов), пос..литься
- об..няние, пол..гать, подск..зать
- наскр..сти (мелочь), хл..стать, раст..ряться
- предл..гать, з..рница, обм..кните (перо)
- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- во..приимчивость, ра..хвалить, и..ходный
- пр..проводить, пр..мудрый, пр..терпеть
- полын..я, об..яснить, шампин..он
- пр..открыть, пр..клонение, пр..следование
- из..скание, под..тожить, пред..стория
- Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- завед..вал, руч..нка
- фасол..вый, затм..вать
- исслед..вать, раздум..вать
- обустра..ваться, горош..к
- ноздр..ватый, расплывч..тый
- Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- улавлива..мые, посаж..нные
- гон..мый, пойма..м
- посе..нное, (гуси) погон..тся
- жертву..щий, (покупатели) прицен..тся
- вид..мый, улучш..шь
- Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
- В наши дни часто появляются художественные произведения, ничего (НЕ)ГОВОРЯЩИЕ ни уму, ни сердцу.
- Многие учёные нашего времени, сами того (НЕ)ПОДОЗРЕВАЯ, чрезвычайно близко подшли к воззрениям древних философов.
- Истинная вежливость (НЕ)РАЗЛУЧНА с уважением личности другого человека.
- Жизнь учёного (НЕ)СПОКОЙНАЯ идиллия, как думают многие, а упорная борьба с окружающими и самим собой.
- В резерве человечества остаётся пока ещё (НЕ)ОСВОЕННАЯ возможность использования термоядерного ресурса.
- Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
- Каждый из нас должен (С)МОЛОДУ знать правила гигиены и соблюдать их (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
- Пушкин в своём творчестве, взятом (В)ЦЕЛОМ, сумел ТАК(ЖЕ) воспроизвести специфику национального характера русского народа.
- Археологи (ДО)СИХ пор разгадывают всё новые исторические тайны, которые (ПО)ПРЕЖНЕМУ волнуют людей.
- Вам (ТАК)ЖЕ необходиом знать правила поведения на воде (ВО)ИЗБЕЖАНИЕ несчастных случаев.
- (НА)КОНЕЦ раздался долгожданный крик: "Земля!" - и (В)СКОРЕ перед путешественниками предстали Филиппины.
- Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Денег у старого графа было достаточно, потому что были перезаложе(1)ы все имения, и потому Николушка, заведя собстве(2)ого рысака и модные рейтузы, особе(3)ые, каких ни у кого ещё в Москве не было, и сапоги модные, с серебря(4)ыми шпорами, проводил время очень весело.
- Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- В рукописях М. Горький не только делал пометки но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания.
- Веет лёгкий чистый ветер с поля.
- На большей территории России континентальный климат и он обусловливает суровую зиму и жаркое лето.
- Подбор различного по оттенкам и степени замутнённости естественного янтаря и добавка разных красителей в сочетании с особыми режимами давления позволяют получать различные по окраске и структуре украшения.
- В жизни Софьи Андреевны переплелись радость и грусть счастье и разочарование приобретения и потери.
- Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Элегантный слуга с бакенбардами (1) неоднократно жаловавшийся знакомым на слабость своих нервов (2) так испугался (3) увидав лежавшего на полу господина (4) что оставил его одного и убежал за помощью.
- Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Помнишь (1) Женя? - это было в мае,
Года два (2) мой друг (3) тому назад.
Если ты забыла (4) дорогая (5)
Не забыл (6) быть может (7) старый сад.
(Игорь Северянин)
- Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По внешнему виду Спирьки (1) в воспаленном сознании (2) которого уже созрел план мести (3) Сергей мог догадаться (4) о предстоящем выстреле.
- Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас любая обладающая ядерным оружием страна знает (1) что (2) если она применит это оружие (3) то ей ответят тем же (4) и поэтому на нашей планете сохраняется хрупкий мир.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Встреча нагретых струй Северо-Атлантического течения с холодным воздухом Заполярья оборачивается туманами и дождями, так что обычно мыс Нордкап укутан серой пеленой: ясные, солнечные деньки случаются здесь нечасто. (2)Над этим мысом всё лето кружатся птицы – обитатели расположенного рядом птичьего базара. (3)По его голой каменистой равнине кочуют со своими стадами молчаливые саами. (4)Свои крытые шкурами чумы они ставят сегодня здесь, а завтра – на новом месте, чтобы прокормить небольшое стадо. (5)Бажову были интересны простые уральские мастера, которые лили сталь и создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. (5)Сюда не летают самолёты, не мчатся поезда и автомобили – добраться к этому мысу можно только морем. (6)Мыс Нордкап является самой северной точкой самой северной страны континентальной Европы – Норвегии. (7)Ближайший к нему порт – маленький рыбацкий городок Хаммерфест.
Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?
(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.
(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.
(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».
(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
(По В.А. Пьецуху)
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты.
- По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать.
- Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе.
- Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы.
- Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически.
23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.
- Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
- Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.
- Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.
- В предложениях 12, 13 представлено описание.
24. Из предложения 5 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 15–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А)_______ (в предложениях 3, 5) и приём – (Б)________ (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В)________ («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди которых (Г)_________ («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».
Список терминов:
- ирония
- синонимы
- антонимы
- восклицательные предложения
- эпитет
- вводные и вставные конструкции
- цитирование
- разговорные и просторечные слова
- парцелляция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...