Урок повторения. Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок повторения и обобщения основных случаев слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных, существительных, местоимений. (6 клас)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_napisanie_slozhnyh_sushch._pril._predlogov_mest.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Написание сложных существительных, прилагательных, предлогов, местоимений.
Цель: Повторить основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных, существительных, местоимений; учить находить и объяснять все типы написания; применять правила разных типов орфограмм; развивать умение актуализации полученных знаний;
воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.
Оборудование: раздаточный материал, дополнительный материал, компьютерная презентация
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Повторение материала о правописании НЕ со словами разных частей речи.
Словарный диктант "По следам выполненных упражнений" с взаимопроверкой или самопроверкой по слайду.
Не терпит неправды; не широкая, а узкая река; невысокий дом; невзирая на трудности; не большая, а маленькая книга; книга небольшая, а интересная; не отражаясь в зеркале; нескошенный луг; задача не решённая, а только начатая; калитка не закрыта; не исправленная вовремя ошибка; не пуская в комнату; ненавидя ложь.
IV. Постановка учебной задачи.
Осмысление заголовка темы с его конца.
Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:
Что мы уже можем сказать о теме? (речь идет о правописании сложных прилагательных, существительных, некоторых местоимений)
Что значит сложные слова? (состоят из 2-х и более корней)
Как они могут писаться? (слитно или через дефис)
Постановка цели урока учениками.
Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? (надо выяснить условия слитного и дефисного написания прилагательных, существительных, местоимений, предлогов).
Чтобы вспомнить правила правописания некоторых слов, к которым сегодня будем обращаться, предлагаю работу с текстом.
V. Работа с текстом (текст выведен на слайде презентации и распечатан для каждого ученика)
Задания:
- Прочитать выразительно текст, определить тему и основную мысль текста, тип и стиль речи.
- Пользуясь таблицей учебника на странице 60 объяснить правописание выделенных прилагательных. Укажите, какие слова пишутся слитно, а какие через дефис и почему?
Хорош сосновый бор осенним днём! Идёшь по темному, сказочно-прекрасному лесу - точно огромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем медно-бурой хвои накрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные паукообразные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. Из-под травы виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них – темно-красные ягоды.
Из-за зеленоватых вершин пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотисто-солнечные зайчики касаются могучих стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придаёт бору причудливо-таинственный вид.
Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-западной стороны потянул резкий ветер, и зашумели сказочные великаны.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: Слова каких частей речи не встретились в тексте, но они тоже пишутся через дефис или слитно? (Существительные, местоимения).
VI. Актуализация знаний
– Какие прилагательные, существительные называются сложными? (Прилагательные и существительные, имеющие два корня, называются сложными.)
– Как пишутся сложные прилагательные и существительные? (Слитно и через дефис.)
- Что вы помните о слитно-дефисном написании имен существительных? Приведите примеры.
Работа с таблицей «Написание сложных имен существительных»(слайд).
Упражнение на закрепление.
(Пол)арбуза, (северо) восток, (кино) марафон, (вело) гонки, (плащ) палатка, Иван (да) Марья, (радио) передача, (пол) метра, (полу) кровка, (пол)часа, (кафе) мороженое.
Работа с таблицей «Написание сложных имен прилагательных»(слайд).
Упражнение на закрепление.
(Душе) раздирающий крик, (юго) западный ветер, (пяти) метровый, (тысяч) летний, (гидро) механический, (горно) лыжная станция, (русско) немецкий словарь, (полу) денный зной, (тёмно) серый.
- Приведите примеры местоимений, пишущихся через дефис. К какому разряду они относятся? (неопределённые). Кто-либо, какой-нибудь, кем-то, кое - что.
-Как ещё могут писаться такие местоимения? (они могут писаться в три слова, если между местоимением и частями –то, -либо, - нибудь и –кое стоит предлог). Кое с кем.
VII. Закрепление.
1. Списывание с группировкой (1 вариант).
Распределите слова в две колонки. Объясните их написание.
Образец:
Слитно | Через дефис |
морозоустойчивый | бело-розовый |
Древнерусская литература, кое- кто, русско-французский словарь, двухгодичные курсы, кому-либо, юго-восточный район, чугунолитейный цех, металлорежущий станок, кого-нибудь, пятиэтажное здание, ярко-жёлтая косынка, шахматно-шашечная секция, чего-то, серо-голубое небо.
2. Упражнение "Замена" (2 вариант).
Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.
Образец. Завод по ремонту вагонов – вагоноремонтный завод.
Завод, строящий корабли - кораблестроительный завод,
Река, по которой ходят суда - судоходная река,
Предприятие по переработке нефти - нефтеперерабатывающее предприятие,
Страны Южной Америки - южноамериканские страны,
Поход в десять километров – десятикилометровый поход,
факультет физики и математики - физико-математический факультет
Монета в пять копеек - пятикопеечная монета.
природа Дальнего Востока – дальневосточная природа
дом в десять этажей - десятиэтажный дом
паруса разного цвета – разноцветные паруса
вкус сладкий и кислый – кисло-сладкий вкус
собрание отчетное и выборное – отчётно-выборное собрание
3. Тест по вариантам
1 вариант Укажите примеры с дефисным написанием. а) уныло(кислое) выражение лица; б) древне(греческий) поэт; в) добро(желательный) тон в разговоре; г) пепельно(серый) цвет волос; д) вагоно(строительный) завод; е) обошли (пол) Киева; ж) (кое)кому рассказать | 2 вариант Укажите примеры со слитным написанием. а) нежно(голубая) полоса; б) водо(плавающая) птица ; в) прошло(годний) лист; г) тонко(ногие) цапли; д) (пол)тарелки супа; е) (полу)вековой юбилей; ж) кем(нибудь) заменить |
ИТОГ УРОКА
Сегодня на уроке мы закрепили навык слитного, раздельного и дефисного написания существительных, прилагательных, местоимений, надеюсь, что материал всеми был понят и усвоен хорошо.
Рефлексия
Как бы вы определили для себя сегодняшнюю тему?
С правой стороны от меня встаньте те, кто считает, что материал ему дался КАК ДВАЖДЫ ДВА (легко)
Слева те, кому - С ГОРЕМ ПОПОЛАМ (кое-как, с большим трудом)
Домашнее задание: ______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1
Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...
Презентация к уроку коми языка по теме правописание сложных существительных и прилагательных
Данная презентация разработана к року по коми языку 7 класс по теме: "Сложнöй эмакывъяс да кывбердъяс артмöм да гижöм"....
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Правописание сложных существительных, прилагательных, местоимений, предлогов».
Технологическая карта в помощь учителю для проведения урока русского языка в 7 классе....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Грамматические формы (глагол, существительное, прилагательное, местоимение) для ОГЭ и ЕГЭ,
Огромное задание на грамматические формы. Уместно в конце курса, когда пройдены все основные грамматические темы....
Методическая разработка урока по теме "Сложные относительные местоимения"
Презентация к уроку по теме "Сложные относительные местоимения" Основной язык-9 класс, французский как второй иностранный-10 класс...