Курс внеурочной деятельности "Учимся успешному чтению"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Данный курс направлен на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Цель курса — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладеть способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Одними из задач курса является формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в творческой деятельности. Задачи курса соответствуют поставленной цели и помогают её реализовать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу курса внеурочной деятельности по русскому языку
общеинтеллектуальной направленности
«Учимся успешному чтению»
Для обучающихся 7 классов
учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов» Хромовой Светланы Михайловны и Генераловой Ольги Юрьевны
На рецензию представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку «Учимся успешному чтению», которая рассчитана на 1 год (34 часа) для обучающихся 7 класса.
Структура программы соответствует требованиям: пояснительная записка с обоснованием проблем работы с текстом, актуализация полученных обучающимися знаний, новизна курса и его ценность; отражены цели и задачи, а также указаны темы занятий и разделы; спрогнозированы ожидаемые личностные, предметные и метапредметные результаты реализации данной программы; представлен список литературы, соответствующий содержанию; приложение.
Данный курс направлен на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Цель курса — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладеть способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.Одними из задач курса являетсяформирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в творческой деятельности.Задачи курса соответствуют поставленной цели и помогают её реализовать.
Педагогическая целесообразность программы состоит в осознании авторов проблем читательской компетенции школьников и структурированной работы по их ликвидации, о чём методически грамотно заявлено в «Пояснительной записке». Хочется отметить и раздел «Содержание курса», в котором пошагово расписаны задачи каждого этапа практического и теоретического занятия.
Указанное содержание учебного материала соответствует требованиям ФГОС СОО. Обеспечивается логическая последовательность в наименовании разделов и тем.
Представленная к рецензии программа отражает специфику внеурочной деятельности, способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей личности, стимулирует стремление к самосовершенствованию, помогает творчески осмыслить собственный жизненный опыт. Программа представляет завершённый нормативный документ, обладающий практической значимостью, и может быть рекомендован для реализации.
В качестве рекомендаций авторам предлагается ежегодно обновлять перечень информационных источников, учитывая новые тенденции в области информационных технологий.
Учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ «СОШ №36» Мокроусова Ж.А.
Выписка из протокола НМС
МБОУ «СОШ №10 суглублённым изучением отдельных предметов»
№ от
Присутствовали: Толмачева М.Г., Орловская О.В., Белова Н.В., Шварева Л.В., Григорян С.Д., Пушница О.Н., Берсенева Л.В., Круглова Е.В., Томашевская С.Е., Хромова С.М., Рябова О.А., Назаркин П.И., Гамаюнова Г.М., Дудина Т.А.
Повестка:
Об утверждении программ для факультативов и внеурочной деятельности по всем предметам.
Слушали: Толмачеву М.Г., которая представила для утверждения на 2021/2022 учебный год авторскую программу педагогов для факультативных занятий и внеурочной деятельности.
Хромову С.М, руководителя МО «Русский язык и литература», которая рассказала об основном содержании и научно-методическом обосновании программы элективного курса по русскому языку «Учимся работать с текстом» для учащихся 7 классов, рассчитанный на 34 часа (1 час в неделю) и способствующий расширению (углублению) отдельных тем обязательных предметов.
Решили:
Утвердить рабочую программу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по русскому языку «Учимся работать с текстом» для учащихся 7 классов – авторы Генералова О.Ю, Хромова С.М.
Председатель НМС Толмачева М.Г.
Секретарь НМС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов»
Программа
внеурочной деятельности по русскому языку
общеинтеллектуальной направленности
«Учимся успешному чтению»
для 7 классов
дрок реализации: 1 год
количество часов: 34 ч.
Авторы программы:
Генералова О.Ю.,
учитель русского языка и литературы
уысшая квалификационная категория,
Хромова С.М.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационная категория.
Ангарск, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку общеинтеллектуальной направленности для обучающихся 7 классов «Учимся работать с текстом» составлена на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2018 года).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04. 2015 №1/15);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.3030 №16;
- Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №10»
Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости её переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Проблемы:
- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- зачастую они не понимают смысла прочитанного материала из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
- редко обращаются к текстам познавательного характера.
То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.
Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
Чтение – фундамент всех образовательных результатов.
Актуализация. Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Учимся работать с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
Новизна программы состоит в том, что сегодня, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является обучение смысловому чтению.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом в 7 классе относят следующие:
- умение составить сложный план прочитанного;
- воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение пользоваться образцами решения задач;
- запоминание определений, формул, теорем, терминов.
Ценность программы заключается в том, что онапредполагает создание условий, в которых задействован потенциал всех компонентов соответствующего социокультурного пространства школы:
Базовый учебный процесс | Система воспитания | Система внеурочной деятельности | Система дополнительно образования | Система коррекционной работы | Система самообразования |
Такая образовательная программа является способом формирования читательской компетенции как метапредметного образовательного результата, возникающего в процессе интеграции различных учебных дисциплин, потенциала воспитательной системы школы, дополнительного образования и самообразования.
Цель и задачи курса
Основная цель программы «Учимся работать с текстом» для 7классов — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
- формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по курсу «Учимся работать с текстом» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Ученик научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл
текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимуюединицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
- работать с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Ученик научится:
- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, сознаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходяиз своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не толькосодержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опытаподвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
Предметные результаты:
- Ученики получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практическихзадач;
- обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
В организации учебно-познавательной деятельности учащихся планируется коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах, работа с консультантом.
По характеру познавательной деятельности используются методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Формы работы на занятиях:
- фронтальные;
- групповые;
- работа в парах;
- творческие задания;
- обучающие игры.
Используемые средства обучения:
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- дидактические пособия.
Другие формы организации деятельности в рамках освоения курса:
- Практикумы, семинары;
- подготовка и проведение предметных недель;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, диспутах.
- разработка и защита проектов.
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
комплексный анализ текста,
7 класс
Учимся работать с текстом
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма организации учебной деятельности | Форма контроля |
| ||||
Основные виды чтения вслух. | 1 | Индивидуальная Фронтальная | Индивидуальное чтение вслух и про себя Собеседование по тексту Тестирование на разные уровни понимания текста | |
Способы механического чтения. Чтение вслух как основной приём заучивания текста наизусть. | 1 | |||
Особенности чтения про себя | 1 | |||
Приёмы стратегии смыслового чтения при работе с текстом. | 1 | |||
| ||||
Особая роль заголовка в тексте. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. | 1 | Групповая Индивидуальная Фронтальная – исследование заданий | Комментированное чтение Собеседование по тексту Практическая работа | |
Микротема. | 1 | |||
Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение абзаца). | 1 | |||
Смысловое членение текста. | 1 | |||
| ||||
Использование имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте. Приём «говорящих» фамилий | 1 | Индивидуальная Фронтальная - исследование заданий | Комментированное чтение Устное выступление Анализ текста с позиции художественных средств | |
Использование прилагательных в создании эпитетов. Краткие и полные прилагательные в художественном тексте. | 1 | |||
Грамматическая категория времени как источник выразительности речи. Использование глаголов в создании олицетворений. | 1 | |||
Стилистические особенности употребления причастий и деепричастий | 1 | |||
4. Основные приёмы сжатия текста (3часа). | ||||
Исключение информации | 1 | Групповая Индивидуальная | Практическая работа Самостоятельная работа | |
Замена синтаксических конструкций и лексических средств связи. | 1 | |||
Обобщение явлений, фактов, понятий. | 1 | |||
5. Основные виды конспектирования текста (6 часов). | ||||
Виды конспектов | 1 | Групповая Индивидуальная | Комментированное чтение Собеседование по тексту Устное выступление | |
План как один из видов переработки текста. Сложный план. | 1 | |||
Опорная схема. | 1 | |||
Таблица | 1 | |||
Использование разных видов конспекта при работе с текстом. | 2 | Индивидуальная | Практическая работа | |
6. Источники информации (4 часа). | ||||
Художественная литература | 1 | Индивидуальная Фронтальная – работа с информацией | Комментированное чтение Собеседование по тексту Устное выступление | |
Научно-публицистическая литература | 1 | |||
Интернет | 1 | |||
Способы работы в интернете | 1 | Индивидуальная Групповая | Практическая работа | |
7. Устное сообщение как один из видов текста (4 часа). | ||||
Устное сообщение как авторский текст | 1 | Индивидуальная | Собеседование по тексту | |
Использование разных видов конспекта (плановый, опорная схема, таблица, текстуальный) при подготовке устного и письменного сообщения. | 3 | Индивидуальная Фронтальная – работа с исходным текстом | Практическая работа Самостоятельная работа | |
8. Презентация – один из способов работы с текстом (4 часа). | ||||
Слайд. Структура слайда. | 1 | Индивидуальная – работа с информацией | ||
Создание слайдов | 1 | Практическая работа Самостоятельная работа | ||
Создание презентации. | 2 |
Содержание курса
Тема 1. Читаем грамотно(4 часа)
Основные виды чтения вслух: выразительное, невыразительное; постепенное и механическое. Способы механического чтения. Чтение вслух как основной приём заучивания текста наизусть. Особенности чтения про себя. Приёмы стратегии смыслового чтения при работе с текстом.
Тема 2. Структура текста (4 часа)
Особая роль заголовка в тексте.Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Микротема.Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение абзаца). Смысловое членение текста.
Тема 3.Морфологические средства выразительности русской речи (4 часа)
Использование имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте. Приём «говорящих» фамилий. Использование прилагательных в создании эпитетов. Краткие и полные прилагательные в художественном тексте. Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Грамматическая категория времени как источник выразительности речи. Использование глаголов в создании олицетворений. Стилистические особенности употребления причастий и деепричастий.
Тема 4. Основные приёмы сжатия текста (3 часа)
Исключение информации. Замена синтаксических конструкций и лексических средств связи. Обобщение явлений, фактов, понятий.
Тема 5. Основные виды конспектирования текста (6 часов)
Виды конспектов. План как один из видов переработки текста. Сложный план. Опорная схема. Таблица. Использование разных видов конспекта при работе с текстом.
Тема 6. Источники информации (4 часа)
Художественная и научно-публицистическая литература. Интернет. Способы работы в интернете.
Тема 7. Устное сообщение как один из видов текста (4 часа)
Устное сообщение как авторский текст. Использование разных видов конспекта (плановый, опорная схема, таблица, текстуальный) при подготовке устного и письменного сообщения.
Тема 8. Презентация – один из способов работы с текстом (4 часа)
Слайд. Структура слайда. Создание слайдов. Создание презентации.
Список литературы
1.А.Д. Шмелёв. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М. «Вентана-Граф», 2017.
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5fd29eac-bff8-4a43-8085-ccd0694dae63/
4.http://pishu-pravilno.livejournal.com/
Приложение
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
- Смысловое чтение.
- Микротема. Абзац. Зачин.
- Морфологические средства выразительности. Метафора. Эпитет. Олицетворение. Лексические повторы. Оксюморон. Градация.
- Лексические средства связи. Обобщающие слова и однородные члены предложения. Прямая и косвенная речь. Способы замены прямой речи на косвенную.
- Художественная литература. Научно-публицистическая литература.
- Сложный план. Текстуальный конспект.
- Презентация.
Модуль 2. Практикум. Анализ авторского текста. Создание собственного переработанного текста.
- Определение микротем в тексте.
- Расчленение текста на абзацы.
- Определение основной мысли в тексте.
- Использование приёмов сжатия для переработки авторского текста.
Модуль 3. Формы контроля.
- Конспект текста в виде сложного плана, таблицы, опорной схемы, цитат.
- Сжатое изложение текста.
- Создание презентаций.
Тема 1. Читаем грамотно. Основные виды чтения вслух. Способы механического чтения. Чтение вслух как основной приём заучивания текста наизусть. Особенности чтения про себя. Приёмы стратегии смыслового чтения при работе с текстом (4 часа)
1 этап «Основные виды чтения вслух: выразительное, невыразительное; постепенное и механическое. Работа с текстом до чтения. Способы механического чтения»
Задача этапа:
- сформировать представление о разных видах чтения вслух – чтение «в одиночестве»; подготовленное и неподготовленное
Неподготовленное чтение вслух текста (по одному обучающемуся)
Тексты для чтения вслух
1 текст
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в районный центр. За неделю раньше туда съездила мать, договорилась со своей знакомой, что я буду жить у неё. В последний день августа дядя Ваня, шофер единственного в деревне грузовика, привёз меня на улицу Подкаменную, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку зерна овса и ржи, чтобы все время не думать о еде
Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (районный центр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей небольшой деревенской библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый.
Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского языка, у меня были пятерки.
В. Г. Распутин «Уроки французского»
2 текст
Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
Я сказал папе:
– Папа, купи мне боксёрскую грушу! Буду тренироваться и стану боксёром.
– Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – Тренируйся уж как-нибудь без груши.
И он оделся и пошёл на работу. А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
– Вот. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Чем не груша? Давай тренируйся сколько душе угодно!
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...
И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...
И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...
– Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.
А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– Я раздумал быть боксёром.
По В.Ю. Драгунскому «Денискины рассказы»
2 этап
Задача этапа:
- проверить технику чтения обучающихся незнакомого текста в соответствии с нормой – 140 – 150 слов в минуту
3 этап
Задачи этапа:
- осознать прочитанный текст;
- выявить первичный уровень понимания авторского текста на основе заданных вопросов
Вопросы к тексту
1 текст | 2 текст |
|
|
4 этап
Задача этапа:
- сформировать навыки подготовленного выразительного чтения
- выявить в текстах ключевые слова, помогающие выразительному чтению
- установить отличия выразительного чтения и невыразительного, подготовленного и неподготовленного
5 этап
Задачи этапа:
- отработать навыки совместного прочтения подготовленного и неподготовленного текста с другими обучающимися класса;
- осознать совместно прочитанные диалоговые тексты;
- отметить особенности чтения текстов с чужой речью и словами автора
Тексты для совместного чтения
1 текст
В учительской комнате женской гимназии сидело несколько учителей. Старый учитель математики сказал:
– Андрей Владиславович меня зовут. Никогда не встречал другого человека с таким именем-отчеством.
Недавно переведшаяся в школу учительница истории, тоже сильно пожилая, возразила:
– Ну, это не удивительно. Отчество ваше – у нас, русских, довольно редкое. Но вот странность: и имя и отчество у меня самые обыкновенные, – Наталья Александровна, – а я тоже до сих пор никого не знала с таким именем-отчеством.
Старый математик мечтательно сказал:
– Нет, я знал одну Наталью Александровну. Это была моя первая любовь. Наташа Козаченко.
Учительница с удивлением сказала:
– Простите, я вас никогда не встречала, а моя девическая фамилия – Козаченко.
Математик пренебрежительно оглядел ее.
– Нет, это были не вы. Может быть, родственница ваша. Гимназистка, чудесная девушка с русой косой и синими глазами.
– Это в Киеве было?
– Да.
– Она жила на Трехсвятительской улице?
– Да, да!
– Так это была я.
Он пристально смотрел на нее, и, как сквозь сильно запотевшее стекло, сквозь темное морщинистое лицо с потухающими глазами проступило лицо прежней синеглазой Наташи Козаченко.
– Да, да… Ведь верно… Это, значит, вы и есть!..
– Но все-таки… Я вас не знала.
– Ну, фамилию-то должны знать. Я вам каждый день присылал по букету роз, у меня в саду чудесные розы росли. Самые срезал лучшие.
– Букеты мне приносил гимназист Владимир Канчер.
– Ну, да! От меня.
– Он этого не говорил.
– Как?! – Старик ударил себе по лбу. – От своего лица, значит?
– Да.
– Вот подлец!
В. Вересаев «Невыдуманные рассказы о прошлом»
Вопросы к тексту
1. Как зовут первую любовь учителя математики? 2. Назовите девичью фамилию Натальи Александровны. 3. Где жила Наталья Александровна? 4. Кто приносил цветы Наталье Александровне? 5. Почему Андрей Владиславович называет Владимира Кончера подлецом?
2 текст
Евгения Николаевна и Валя – большие друзья. Живут в соседних комнатах. Евгения Николаевна – пожилая, солидная, очень положительная. Служит счетоводом. У нее – девочка Танюшка, десяти лет, хроменькая и мало одаренная. Валя – студентка математического факультета. Однако фантазерка отчаянная.
Вечер. Сидят вместе и пьют чай. Вдалеке за дворами большой дом, в крайнем окошке верхнего этажа светится огонек. Валя мечтательно смотрит и говорит:
– Там сидит студент, проходит анатомию. Перед ним лежат кости черепа…
– Вздор! Ничего ты отсюда не можешь видеть, чем он занимается!
– Занимается анатомией. Открылась дверь, вошла девушка с тремя веточками мимозы. Подошла тихонько сзади, одной рукой закрыла ему глаза, а другою поднесла к носу цветы…
– Да будет тебе! Как будто отсюда что-нибудь можно видеть!
– А он вдруг сердито вскочил, вырвал цветы и – вот мерзавец! – швырнул в сторону.
Евгения Николаевна с любопытством:
– А она что?
– Села в угол, закрыла ладонями лицо и плачет.
– Э, вздор! Выдумки одни!..
Танюшка пошла в школу на экзамен по арифметике. Она особенно слаба по арифметике. Мать и Валя взволнованно ждут ее возвращения. Евгения Николаевна вздыхает:
– Только бы ей не попались именованные числа!
Валя торжественно говорит:
– Женя! Согласилась бы ты влезть в ванну с тараканами, чтоб Танюшка выдержала экзамен?
– Э, вздор какой!
Евгения Николаевна панически боится больших черных тараканов.
– За это по всем предметам Танюшка блестяще выдержит экзамены.
– Ну, Валя, что за ребячество! Что может измениться от того, что я сяду в ванну с тараканами?
– Нет, не с тараканами, а на тараканов.
– Как это на тараканов?
– Тараканы в ванне будут большим слоем, и ты прямо должна сесть на них.
– А… какой высоты слой?
– Ну, как всегда воду наливают в ванну. Ты сядешь, они под тобою затрещат, задергают лапками, из них поползет белая кашица…
– Какая дикая фантазия! Будет тебе! Что за вздор!
– Танюша зато станет очень способной, будет первой ученицей в классе.
– А как в ванну нужно сесть – одетой или раздетой?
– Совершенно раздетой! Тараканы испугаются, замечутся, побегут по рукам, по плечам, по голове…
– А сколько времени сидеть?
– Четверть часа. Танюшка зато станет совершенно здоровая, красивая. Хромота исчезнет.
Евгения Николаевна быстро поднялась, взволнованная, красная, с блестящими глазами, и решительно сказала:
– Хорошо! Согласна!..
В. Вересаев «Невыдуманные рассказы о прошлом»
Вопросы к тексту
- Почему Евгения Николаевна «очень положительная»?
- Почему Танюшка может не выдержать экзамен?
- Какую характеристику можно дать Вале?
6 этап
Задача этапа:
- выявить особенности механического и постепенного чтения
Механическое чтение | Постепенное чтение |
Научиться быстро (бегло) читать, правильно проговаривая слова и соблюдая знаки конца предложения | Научиться вдумчиво, медленно читать, обращая внимание на особенности лексики, художественные средства, пунктуацию, стиль писателя |
7 этап
Задача этапа:
- освоить приёмы заучивания и чтения текста наизусть как основных способов механического чтения
Приёмы заучивания текста наизусть
- Сначала медленно и внимательно читаем текст вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
- Если объем материала большой, разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в ней главные по смыслу слова или фразы. Произнести их вслух. Это поможет в дальнейшем восстановить весь текст по порядку.
- После того как все части будут восстановлены, рассказываем, что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, можно подглядывать в записи.
- Далее прочитать текстнаизусть, что вспомнили, без подсказок.
- Повторить текст ещё раз, стараясь не подглядывать в книгу.
Тексты для заучивания наизусть
Отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны»
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Тебе, о милости Источник,
О Ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против Тебя восстать войною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь Твою благословенну
С числом щедрот Твоих сравнит.
М.В. Ломоносов
Апеллес и Ослёнок
Кто самолюбием чрез-меру поражен,
Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;
И часто тем ему случается хвалиться, Чего бы должен он стыдиться.
С Осленком встретясь, Апеллес Зовет к себе Осленка в гости;
В Осленке заиграли кости!
Осленок хвастовством весь душит лес
И говорит зверям: «Как Апеллес мне скучен,
Я им размучен: Ну, всё зовет к себе,
Где с ним ни встречусь я.
Мне кажется, мои друзья,
Намерен он с меня писать Пегаса»
.— «Нет», Апеллес сказал, случася близко тут:
«Намеряся писать Мидасов суд,
Хотел с тебя списать я уши для Мидаса;
И коль пожалуешь ко мне, я буду рад.
Ослиных мне ушей и много хоть встречалось,
Но этаких, какими ты богат,
Не только у ослят,
Ни даже у ослов мне видеть не случалось
И.А. Крылов
8 этап
Задача этапа:
- отработать навыки механического выразительного подготовленного чтения текста вслух, наизусть
Основные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Соотнесённость вида чтения с целью. Геденестическое чтение как способ вовлечение личности в описываемые события. Инструментальное чтение как способ получения новой информации для решения учебных задач.
Тема 2. Структура текста. Особая роль заголовка в тексте. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Микротема. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение абзаца). Смысловое членение текста.
1 этап «Предкоммуникативное знакомство с текстом»
Задачи этапа:
- сформироватьтхудожественно-психологическую установку как подготовку к предстоящей встрече с данным конкретным произведением;
- создать ситуацию удивления, поиска, желания кого-то выслушать и задать вопросы друг другу и учителю
Способы знакомства с текстом
- анализ заголовка
- размышления о жанре
- сопоставление личности писателя с «новым» текстом
1 пример
Примерные ответы
- Заголовок предполагает рассказ о необыкновенно красивой девушке.
- Рассказ – это небольшое по объёму произведение, лаконично описывающее определенное событие или эпизод из жизни героев. Рассказ имеет одну сюжетную линию, в которой задействовано небольшое количество действующих лиц. В нашем случае – это одна героиня.
- В произведении будет рассказано о светской даме 19-20 вв., о каком-то значительном событии с участием «красавицы».
2 пример
Рассказ А.П. Чехова «Спать хочется»
Примерные ответы
- Из заголовка можно понять, что кому-то сильно хочется спать.
- Скорее всего, рассказ будет об одном человеке, и мы узнаем причину, из-за которой хочется спать.
- Все рассказы А.П. Чехова, изученные в 5-6 классах, позволяют сделать вывод о том, что заголовок точно соответствует основной мысли рассказа.
2 этап «Коммуникативное знакомство с авторским текстом»
Задачи этапа:
- воссоздатьхудожественный образ, авторскую картину мира в собственной интерпретации
- произвести первичный анализ произведения
1 текст
Рассказ И.А. Бунина «Красавица»
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
2 текст
Рассказ А.П. Чехова «Спать хочется»
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:
Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою...
Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку... Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.
-- Баю-баюшки-баю, -- мурлычет она, -- тебе кашки наварю...
В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий... Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет -- и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.
Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени падают на землю в жидкую грязь. -- "Зачем это?" -- спрашивает Варька. -- "Спать, спать!" -- отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.
-- Баю-баюшки-баю, а я песенку спою... -- мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе.
На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, "разыгралась грыжа". Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:
-- Бу-бу-бу-бу...
Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла и пора бы ей вернуться. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому "бу-бу-бу". Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости. Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он кашляет и щелкает дверью.
-- Засветите огонь, -- говорит он.
-- Бу-бу-бу... -- отвечает Ефим.
Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.
-- Сейчас, батюшка, сейчас, -- говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.
Щеки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.
-- Ну, что? Что ты это вздумал? -- говорит доктор, нагибаясь к нему. -- Эге! Давно ли это у тебя?
-- Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время... Не быть мне в живых...
-- Полно вздор говорить... Вылечим!
-- Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а только мы понимаем... Коли смерть пришла, что уж тут.
Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:
-- Я ничего не могу поделать... Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай... Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?
-- Батюшка, да на чем же он поедет? -- говорит Пелагея. -- У нас нет лошади.
-- Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.
Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится "бу-бу-бу"... Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет...
Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:
-- Баю-баюшки-баю, а я песенку спою...
Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:
-- Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал... Царство небесное, вечный покой... Сказывают, поздно захватили... Надо бы раньше...
Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.
-- Ты что же это, паршивая? -- говорит он. -- Дитё плачет, а ты спишь?
Он больно треплет ее за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню. Зеленое пятно и тени от панталон и пеленок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают ее мозгом. Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идет рядом и торопит ее. Обе они спешат в город наниматься.
-- Подайте милостынки Христа ради! -- просит мать у встречных. -- Явите божескую милость, господа милосердные!
-- Подай сюда ребенка! -- отвечает ей чей-то знакомый голос. -- Подай сюда ребенка! -- повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. -- Спишь, подлая?
Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чем дело: нет ни шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна только хозяйка, которая пришла покормить своего ребенка. Пока толстая, плечистая хозяйка кормит и унимает ребенка, Варька стоит, глядит на нее и ждет, когда она кончит. А за окнами уже синеет воздух, тени и зеленое пятно на потолке заметно бледнеют. Скоро утро.
-- Возьми! -- говорит хозяйка, застегивая на груди сорочку. -- Плачет. Должно, сглазили.
Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает качать. Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают и уж некому лезть в ее голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется! Варька кладет голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки слипаются и голова тяжела.
-- Варька, затопи печку! -- раздается за дверью голос хозяина.
Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.
-- Варька, поставь самовар! -- кричит хозяйка.
Варька колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в самовар, как слышится новый приказ:
-- Варька, почисть хозяину калоши!
Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко... И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в ее глазах.
-- Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!
Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной.
Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах. Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить. Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать.
День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий сон. Вечером к хозяевам приходят гости.
-- Варька, ставь самовар! -- кричит хозяйка.
Самовар у хозяев маленький, и прежде чем гости напиваются чаю, приходится подогревать его раз пять. После чаю Варька стоит целый час на одном месте, глядит на гостей и ждет приказаний.
-- Варька, сбегай купи три бутылки пива!
Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать сон.
-- Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селедку!
Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.
-- Варька, покачай ребенка! -- раздается последний приказ.
В печке кричит сверчок; зеленое пятно на потолке и тени от панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.
-- Баю-баюшки-баю, -- мурлычет она, -- а я песенку спою...
А ребенок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, но сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит. Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
Этот враг -- ребенок.
Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка? Зеленое пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются.
Ложное представление овладевает Варькой. Она встает с табурета и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате. Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам... Убить ребенка, а потом спать, спать, спать...
Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...
Примерные ответы
Прочитав оба произведения, становится понятно, что заголовок не совсем соответствует идее текста.
Рассказ И.А. Бунина | Рассказ А.П. Чехова |
«Красавица» Бунина оказывается не красавицей, а бездушным существом. Автор даже не даёт ей имени. | Девочке Варьке на самом деле хочется спать – она устала водиться с хозяйским ребёнком. |
3 этап «Посткоммуникативное знакомство. Внутренний диалог с автором»
Задачи:
- осмыслить произведение, разобраться с сюжетом, проблемой
- понять произведение как личностно значимую ценность
Примерные ответы
Рассказ И.А. Бунина | Рассказ А.П. Чехова |
Красавица оказывается не просто без имени, но и без чувств, переживаний, без души. Кроме неё, в произведении ещё два героя – мальчик и отец. Отец полностью зависим от «красавицы» и принимает её сторону по отношению к собственному сыну. | Варька – девочка-нянька. Она сама ещё ребёнок, поэтому ей «спать хочется». Помутившийся за бессонные сутки рассудок окончательно покидает Варьку, ею овладевает примитивное желание избавиться от мешающего спать звука дерущейся детской глотки. И Варька с ужасающей легкостью принимает решение задушить ребенка. Совершив задуманное, она ложится спать на пол, близ трупа младенца, и засыпает, «точно мертвая». |
4 этап «Интерпретация авторского текста»
Задачи:
- найти философское осмысление проблемы, авторский подтекст
- сделать вывод, всегда ли заголовок соотносится с текстом произведения
Примерные ответы
Рассказ И.А. Бунина | Рассказ А.П. Чехова |
Красавица – это статуя, нечто совершенное, поэтому развития образа нет. И на её фоне обнаруживается ужасное одиночество мальчика-сироты. | Назвав текст предложением “спать хочется”, Чехов заставляет задуматься, что великое множество вещей, в том числе и приносящих вред, происходит в нашей жизни естественным путем, который не в силах контролировать ни один человек. Ребёнок, одинокий в своей борьбе, в большинстве случаев, падет под гнетом внешних сил. |
5 этап «Рефлексия. Сотворчество»
Задачи:
- соотнести первичное представление о тексте с последующими вхождениями в текст
- поделиться собственными впечатлениями о текстах
Возможные варианты для ответа:
Меня удивило…
Я так и знал…
Тема 5. Основные виды конспектирования текста. Сложный план. Опорная схема. Таблица. Текстуальный конспект (цитатный). Использование разных видов конспекта при работе с текстом.
1 этап «Знакомство с основными видами конспектирования текста»
Задачи:
- познакомиться с основными видами сжатия текста: сложный план, опорная схема, таблица
- осмыслить соотнесённость текстов разных стилей с видами конспектов
Плановый конспект – это отдельные фрагменты материала, соответствующие названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке пересказа параграфа учебника, доклада, выступления.
Опорная схема часто выполняется в форме последовательно расположенных понятий с применением стрелок, различных геометрических фигур. Благодаря ей видны причинно-следственные связи явлений или фактов.
Таблица характерна для научных текстов, а также для художественных текстов, в которых идёт речь о нескольких понятиях в их сравнении.
Текстуальный (или цитатный) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.
2 этап «Подготовка к составлению конспекта»»
Задачи:
- разработать памятку «Как составить конспект»
Как составить конспект
1. Определите цель составления конспекта.
2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы, при необходимости подчёркивайте ключевые слова и словосочетания.
5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
8. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам, для распределения пользоваться цифрами.
3 этап «Конспектирование текста»
Задачи:
- научиться выделять в тексте главную и второстепенную информацию
- мыслить логически
- перевести прочитанный материал из краткосрочной памяти в долгосрочную
Тексты для конспекта
Текст 1 (научный стиль)
Классификация предлогов по происхождению и структуре
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. К простым относятся предлоги, состоящие из одной корневой морфемы (без, о, об, про, через и др.), а к сложным – имеющие в своем составе две или более корневые морфемы одного уровня, т.е. фактически состоящие из двух или более предлогов.
первообразные простые
без (безо), для,
до, из (изо),
кроме, от (ото),
ради, у, к (ко),
про, через
(чрез), над
(надо), перед
(предо), при,
в (во), на, о
(об, обо), по, за,
под (подо),
между (меж)
составные
из-за, из-под
Производные предлоги можно делить в зависимости от того, сколько лексических единиц входит в функциональную синтаксическую единицу, именуемую по традиции предлогом. Здесь также можно выделять предлоги однословные: вблизи, вокруг, путём, спустя; двусловные, состоящие их предлога и бывшего знаменательного слова (их называют по-разному – сложными, составными или даже предложными оборотами):в деле, в отношении, по причине, вдоль по, рядом с, несмотря на и др.; наконец, трёхсловные, состоящие из простого предлога, бывшего знаменательного слова и последующего простого предлога (их также называют составными или сложно-составными):в связи с, в отличие от и др.
производные
простые
из наречий: вблизи, внутри, возле, мимо, наперекор, соответственно
из существительных: путем, посредством, вследствие, наподобие
из деепричастий: включая, исключая, считая, спустя
составные
наречие + предлог:
вблизи от, вдали//вдалеке от, вместе с, вплоть до, наравне со, наряду с, независимо от, рядом с
предлог + существительное:
в знак, в области, в отношении, в результате, в силу, в случае, на основании, по мере по поводу, по линии, при помощи//с помощью, в условиях, не в пример
предлог + существительное + предлог:
в отличие от, в связи с, в стороне от, в соответствии с, по отношению к
деепричастие + предлог:
судя по, несмотря на//невзирая на, исходя из, начиная с, не доходя до
С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. Вблизи парка – предлог, образованный от наречия вблизи.
В течение часа; вследствие опоздания – предлоги в течение, вследствие образованны от существительных с предлогом.
Спустя час, благодаря помощи – предлог спустя, благодаря образованны от деепричастий.
С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные.
Простые – это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над, вопреки и др.
Составные – это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.
Производных предлогов значительно больше. Их классификация производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется связь производного предлога. Таким образом выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги.
Конспекты по тексту
Сложный план
- Происхождение предлогов: первообразные и производные.
- Первообразные простые и сложные предлоги.
- Производные предлоги. Простые и составные. Образование предлогов от разных частей речи.
- Производных предлогов значительно больше.
Таблица
Группы предлогов по структуре | |||
Непроизводные | Производные | ||
Простые: в, на, по, под | От существительных | От наречий | От деепричастий |
Составные: из-за, из-под | Простые: вследствие | Простые: вокруг, навстречу | Простые: Благодаря, включая, исключая |
Составные: в течение, по мере, в продолжение | Составные: вплоть до, вслед за | Составные: несмотря на, невзирая на |
Текст 2 (публицистический стиль)
Биография И.С. Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес.
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года. В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту. Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели. В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции. В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами. В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
4 этап «Отработка навыков оформления конспекта»
Задачи этапа:
- овладеть разными видами конспекта
- оформлять записи в соответствии с выбранным видом конспектирования текста
Правило оформления конспекта
- Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений
- Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
- Сохранить основную мысль текста, фактические данные
- Соблюдать ЕОР.
Тема 4. Источники информации. Художественная и научно-публицистическая литература. Интернет.
1 этап «Знакомство с различными источниками информации»
Задачи этапа:
- познакомиться с различными источниками информации
- выявить отличительные признаки художественного текста и научно-публицистического
- активизировать навыки смыслового чтения
2 этап «Переработка прочитанного текста»
Задачи этапа:
- собрать необходимую информацию и систематизировать её
- овладеть навыками информационной переработки прочитанного текста
3 этап «Подготовка сообщения»
Задачи этапа:
- построить сообщение в устной форме, используя различные источники
Тема 7. Устное сообщение как один из видов текста. Использование разных видов конспекта при подготовке сообщения.
1 этап «Знакомство с понятием «сообщение»»
Задачи:
- познакомиться с сообщением как одним из видов работы с текстом
- научиться делать сообщение по одному и нескольким источникам
2 этап «Работа с материалом для сообщения»
Задачи этапа:
- систематизировать материал для сообщений
- отработать навыки конспектирования текста в любой форме на заданную тему
- подготовить сообщение, используя конспект
3 этап «Устное выступление»
Задачи этапа:
- выступить с сообщением на заданную тему
Примерные темы сообщений по русскому языку, при подготовке которых можно использовать материал учебника «Русский язык» 7 класс, М., «Вентана-Граф», 2017, раздел «Лингвистическая кладовая»
- Активная и пассивная лексика современного русского языка.
- Какие языки-предки были у русского языка?
- Прямое и переносное значение слов.
Примерные темы сообщений по литературе
- История создания Н.В. Гоголем повести «Шинель».
- Роль матери в судьбе и личности И.С. Тургенева
- Тема тяжёлой судьбы народа в стихотворениях Н.А. Некрасова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» по литературе для 8 класса (базовый уровень)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, п...
Районная научно-практическая конференция. Доклад на тему "Реклама книги" как реализация программы внеурочной деятельности "Успешное чтение", 2016 год
Тема потери интереса обучающихся к чтению актуальна. Автор предлагает пробуждать интерес к чтению в процессе проектной деятельности. Работа вошла в районный сборник материалов научно-практической конф...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Библиотека умного чтения"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Библиотека умного чтения" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа разработана с учетом требований ФГОС ООО и направлена на формирование ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательное чтение на английском языке» 5-9 классы
Курс внеурочной деятельности «Увлекательное чтение на английском языке» относится к общеинтеллектуальному направлению.Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена соотв...
Программа факультативного курса "Успешное чтение"
Цель данной программы: привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательное чтение на английском языке"
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, це...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Искусство чтения"
Рабочая программа «Искусство чтения» общеинтеллектуальной направленности разработана с целью повышения функциональной читательской грамотности учащихся 9 класса.В структуру программ...