Рабочие программы.
рабочая программа по русскому языку
Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5 и 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rp_literatura_id4516427.pdf | 175.76 КБ |
5_rp_russkiy_yazyk_id4402764.pdf | 356.72 КБ |
6a_-_literatura.pdf | 769.03 КБ |
6a_-_russkiy_yazyk.docx | 168.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Извлечение из основной общеобразовательной
программы основного общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
6 класс
2022 - 2023 учебный год
Составитель: Игнатьева Лидия
Николаевна, учитель
русского языка и литературы
Нижневартовск, 2022 г.
УМК:
- Примерная программа по русскому языку для основной школы (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 класс. М., Просвещение, 2010 – Стандарты второго поколения).
- Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О.,Шмелёва Е.Я. / Под ред. Шмелёва А.Д. Русский язык. 6 класс. В 2 ч., 2016 г., 2018 г.
- Методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык. 5—9 классы. Углублённое изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014
- Учитель: Игнатьева Л. Н.
I. Планируемые результаты по учебному предмету «Русский язык»в 6 классе
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система», «факт», «закономерность», «феномен», «анализ», «синтез» «функция», «материал», «процесс», является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создания образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
II.Содержание курса по учебному предмету «русский язык» в 6 классе
(6 часов в неделю, 34 уч. недели; 204 часа)
Глава 1. Что значит «современный литературный язык»?
О языке и речи. Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение).
Система языка. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Правописание. Повторение изученного в 5 классе. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание окончаний прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов. Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами.
Текст. Основные признаки текста.
Язык и культура. Культура речи. Литературный язык и просторечие.
Глава 2. Что значит работать над своей речью?
О языке и речи. Ситуация речевого общения.
Система языка. Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. Сильные и слабые фонетические позиции. Слогораздел: открытые и закрытые слоги.
Правописание. Правописание согласных. Правописание безударных гласных. Гласные а и о в корнях с чередованием (повторение). Гласные е и и в корнях с чередованием. Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием а//о. Основные правила переноса.
Текст. План текста: вопросный, назывной, тезисный.
Язык и культура. Культура речи. Современные варианты орфоэпических норм.
Глава 3. Что такое сферы общения?
О языке и речи. Сферы общения.
Система языка. Морфемика и словообразование. Корневые и служебные морфемы. Виды служебных морфем. Основы производных и непроизводных слов. Морфологические способы словообразования. Способы образования сложных и сложносокращенных слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Правописание. Правописание приставок (повторение). Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Правописание сложных существительных без соединительных гласных. Правописание сложных имён прилагательных.
Текст. План текста: простой и сложный.
Язык и культура. Культура речи. Ударение в сложных словах.
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?
О языке и речи. Стили литературного языка.
Система языка. Лексика и фразеология. Слово – единица лексикологии (повторение). Паронимы. Стилистическая окраска лексики литературного языка. Лексика ограниченного употребления. Слова с эмоциональной окраской. Стилистическая окраска фразеологизмов.
Правописание. Употребление прописных и строчных букв (повторение). Правописание суффиксов прилагательных. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение).
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Язык и культура. Культура речи. Нормативные словари современного русского языка.
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки?
О языке и речи. Научный стиль.
Система языка. Морфология. Причастие. Части речи (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. Признаки прилагательного у причастия. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие страдательные причастия. Морфологический разбор причастия.
Правописание. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.
Текст. Типы речи в научном стиле литературного языка.
Язык и культура. Культура речи. Употребление причастий в литературном языке. Употребление причастного оборота.
Глава 6. В чём особенности официальных документов?
О языке и речи. Официально-деловой стиль.
Система языка. Деепричастие. Деепричастие как форма глагола. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия.
Правописание. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Текст. Деловые бумаги: заявление. Типы речи: официально-деловое и художественное описание.
Язык и культура. Культура речи. Употребление деепричастий в литературном языке.
Глава 7. В чём особенности публицистической речи?
О языке и речи. Публицистический и газетно-информационный стиль.
Системаязыка. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные.
Количественные числительные. Склонение простых количественных числительных. Склонение сложных числительных. Склонение составных количественных числительных. Обозначение дробных чисел. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного.
Правописание. Правописание ь в именах числительных. Слитное и раздельное написание обозначений чисел.
Текст. Соединение в тексте разных типов речи.
Язык и культура. Культура речи. Употребление числительных в литературном языке.
Глава 8. Есть ли правила у беседы?
О языке и речи. Обиходная разговорная речь.
Система языка. Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи. Особенности местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения. Возвратные местоимения. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые и отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимения.
Правописание. Правописание местоимений с предлогами. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
Текст. Устный рассказ.
Язык и культура. Культура речи. Употребление местоимений в литературном языке. Повторение
III. Календарно- тематическое планирование
по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
№ п\п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Дата | |
по плану | фактически | |||
Раздел Глава 1. Что значит «современный литературный язык» | ||||
Вводный урок. Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение) | 1 | 01.09 | ||
Система языка (повторение изученного в начальной школе | ||||
Имя существительное (повторение изученного в 5 классе) | 1 | 02.09 | ||
Имя прилагательное (повторение изученного в 5 классе) | 1 | 03.09 | ||
Глагол (повторение изученного в 5 классе) | 1 | 03.09 | ||
Правописание | ||||
Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | 04.09 | ||
Правописание окончаний прилагательных | 1 | 07.09 | ||
Правописание личных окончаний глаголов | 1 | 08.09 | ||
Правописание личных окончаний глаголов | 1 | 09.09 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами | 1 | 10.09 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами | 1 | 10.09 | ||
Текст | ||||
Основные признаки текста | 1 | 11.09 | ||
Подготовка к сочинению. | 1 | 14.09 | ||
Сочинение-описание по картине Герасимова «После дождя» | 1 | 15.09 | ||
Язык и культура. Культура речи | ||||
Литературный язык и просторечие. | 1 | 16.09 | ||
Повторение | ||||
Комплексное повторение материала главы 1 | 1 | 17.09 | ||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 17.09 | ||
Входная контрольная работа | 1 | 18.09 | ||
Работа над ошибками. | ||||
Глава 2. Что значит работать над своей речью? | ||||
О языке и речи | ||||
Ситуация речевого общения | 1 | 21.09 | ||
Система языка. Фонетика и графика. | ||||
Фонетика и графикаПовторение изученного в 5 классе | 1 | 22.09 | ||
Фонетические позиции и позиционные чередования звуков | 1 | 23.09 | ||
Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков. | 1 | 24.09 | ||
Сильные и слабые фонетические позиции согласных звуков. | 1 | 24.09 | ||
Слогораздел: открытые и закрытые слоги. | 1 | 25.09 | ||
Правописание | ||||
Правописание согласных | 1 | 28.09 | ||
Правописание согласных | 1 | 29.09 | ||
Правописание безударных гласных | 1 | 30.09 | ||
Правописание безударных гласных | 1 | 01.10 | ||
Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение) | 1 | 01.10 | ||
Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение) | 1 | 02.09 | ||
Гласные Е и И в корнях с чередованием | 1 | 05.10 | ||
Гласные Е и И в корнях с чередованием | 1 | 06.10 | ||
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: | 1 | 07.10 | ||
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: | 1 | 08.10 | ||
Основные правила переноса | 1 | 08.10 | ||
Подготовка к сочинению | 1 | 09.10 | ||
Сочинение | 1 | 12.10 | ||
Текст | ||||
План текста: вопросный, назывной, тезисный. | 1 | 13.10 | ||
Комплексное повторение материала главы №2 | 1 | 14.10 | ||
Глава 3. Что такое сферы общения? | ||||
Сферы общения | 1 | 15.10 | ||
Система языка. Морфемика и словообразование. | ||||
Морфемика и словообразование: корневые и служебные морфемы | 1 | 15.10 | ||
Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончание, суффикс) | 1 | 16.10 | ||
Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставки, суффиксы, нулевые словообразовательные морфемы постфикс) | 1 | 19.10 | ||
Основы производных и непроизводных слов: производная и производящая основа | 1 | 20.10 | ||
Морфологические способы словообразования: суффиксальный, нулевая суффиксация, приставочный способ, приставочно – суффиксальный. | 1 | 21.10 | ||
Морфологические способы словообразования: суффиксальный, нулевая суффиксация, приставочный способ, приставочно - суффиксальный | 1 | 21.10 | ||
Способы образования сложных и сложносокращённых слов | 1 | 22.10 | ||
Способы образования сложных и сложносокращённых слов | 1 | 23.10 | ||
Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | 30,12 | ||
Морфемный и словообразовательный разбор слова | ||||
Правописание | ||||
Правописание приставок на З | 1 | 28,12 | ||
Правописание приставок на З | 1 | 25,12 | ||
Правописание приставок на З | 1 | 24,12 | ||
Правописание приставок при | 1 | 24,12 | ||
Правописание приставок при | 1 | 23,12 | ||
Правописание приставок при | 1 | 22,12 | ||
Правописание сложных существительных с соединительной гласной | 1 | 21,12 | ||
Правописание сложных существительных с соединительной гласной | 1 | 18,12 | ||
Правописание сложных существительных без соединительной гласной | 1 | 17,12 | ||
Правописание сложных существительных без соединительной гласной | 1 | 17,12 | ||
Правописание сложных имён прилагательных | 1 | 16,12 | ||
Правописание сложных имён прилагательных | 1 | 15,12 | ||
Текст | ||||
План текста: простой и сложный | 1 | 11,12 | ||
Подготовка к изложению | 1 | 10,12 | ||
Сжатое изложение | 1 | 10,12 | ||
Ударение в сложных словах | 1 | 9,12 | ||
Комплексное повторение материала главы №3 | 1 | 8,12 | ||
Комплексное повторение материала главы №3 | 1 | 7,12 | ||
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке? | ||||
Стили литературного языка | 1 | 3,12 | ||
Лексика и фразеология.Слово – основная единица лексикологии (повторение) | 1 | 3,12 | ||
Паронимы | 1 | 2,12 | ||
Паронимы | 1 | 1,12 | ||
Стилистическая окраска лексики литературного языка | 1 | 30,11 | ||
Лексика ограниченного употребления: диалектизмы | 1 | 27,11 | ||
Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы | 1 | 26,11 | ||
Слова с эмоциональной окраской | 1 | 26,11 | ||
Стилистическая окраска фразеологизмов | 1 | 25,11 | ||
Сжатое изложение | 1 | 24,11 | ||
Сжатое изложение | 1 | 23,11 | ||
Употребление прописных и строчных букв. | 1 | 20,11 | ||
Правописание суффиксов прилагательных. | 1 | 19,11 | ||
Правописание суффиксов прилагательных. | 1 | 19,11 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 18,11 | ||
Комплексное повторение материала главы №4 | 1 | 17,11 | ||
Комплексное повторение материала главы №4 | 1 | 16,11 | ||
Контрольная работа | 1 | 13,11 | ||
Анализ контрольной работы. | ||||
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки? | ||||
Научный стиль | 1 | 12,11 | ||
Морфология. Причастие, Части речи | 1 | 11,11 | ||
Глагол как часть речи | 1 | 10,11 | ||
Глагол как часть речи | 1 | 9,11 | ||
Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного | 1 | 30,12 | ||
Признаки прилагательного у причастия | 1 | 29,12 | ||
Признаки прилагательного у причастия | 1 | 28,12 | ||
Суффиксы причастий | 1 | 25,12 | ||
Суффиксы причастий | 1 | 19,03 | ||
Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | 18,03 | ||
Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | 18,03 | ||
Образование действительных причастий прошедшего времени | 1 | 17,03 | ||
Образование действительных причастий прошедшего времени | 1 | 16,03 | ||
Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | 15,03 | ||
Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | 12,03 | ||
Образование страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 11,03 | ||
Образование страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 11,03 | ||
Краткие страдательные причастия | 1 | 10,03 | ||
Краткие страдательные причастия | 1 | 9,03 | ||
Морфологический разбор причастия | 1 | 5,03 | ||
Морфологический разбор причастия | 1 | 4,03 | ||
Контрольная работа. | 1 | 4,03 | ||
Анализ контрольной работы. | ||||
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени | 1 | 3,03 | ||
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени | 1 | 2,03 | ||
Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени | 1 | 1,03 | ||
Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени | 1 | 25,02 | ||
Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных | 1 | 25,02 | ||
Буквы Н и НН в кратких формах прилагательных и причастий | 1 | 24,02 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 20,02 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 18,02 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 18,02 | ||
Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами | 1 | 17,02 | ||
Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами | 1 | 16,02 | ||
Типы речи в научном стиле литературного языка | 1 | 15,02 | ||
Типы речи в научном стиле литературного языка | 1 | 11,02 | ||
Употребление причастий в литературном языке. | 1 | 11,02 | ||
Употребление причастий в литературном языке. | 1 | 10,02 | ||
Комплексное повторение | 1 | 9.02 | ||
Комплексное повторение | 1 | 8.02 | ||
Глава 6. В чём особенности официальных документов? | ||||
Официально-деловой стиль | 1 | 4.02 | ||
Деепричастие. Деепричастие как форма глагола | 1 | 3.02 | ||
Деепричастие. Деепричастие как форма глагола | 1 | 2.02 | ||
Образование деепричастий | 1 | 1.02 | ||
Образование деепричастий | 1 | 28.01 | ||
Деепричастный оборот | 1 | 28,01 | ||
Деепричастный оборот | 1 | 27,01 | ||
Морфологический разбор деепричастия | 1 | 26,01 | ||
Морфологический разбор деепричастия | 1 | 25,01 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | 21,01 | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | 21,01 | ||
Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | 1 | 20,01 | ||
Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | 1 | 19,01 | ||
Подготовка к контрольной работе. | 1 | 18,01 | ||
Контрольная работа. | 1 | 14,01 | ||
Анализ контрольной работ. | ||||
Деловые бумаги: заявление | 1 | 14,01 | ||
Типы речи: официально-деловое и художественное описание | 1 | 13,01 | ||
Комплексное повторение материала главы 6 | 1 | 12,01 | ||
Комплексное повторение материала главы 6 | 1 | 11,01 | ||
Контрольный тест | 1 | 19,03 | ||
Глава 7. В чём особенности публицистической речи? | ||||
Публицистический стиль | 1 | 14,05 | ||
Имя числительное. | 1 | 13,05 | ||
Имя числительное как часть речи | 1 | 13,05 | ||
Простые, сложные и составные числительные | 1 | 12,05 | ||
Простые, сложные и составные числительные | 1 | 11,05 | ||
Количественные числительные | 1 | 7,05 | ||
Количественные числительные | 1 | 6,05 | ||
Склонение простых количественных числительных | 1 | 6,05 | ||
Склонение сложных числительных | 1 | 5,05 | ||
Склонение сложных числительных | 1 | 30,04 | ||
Склонение составных количественных числительных | 1 | 29,04 | ||
Склонение составных количественных числительных | 1 | 29,04 | ||
Обозначение дробных чисел | 1 | 28,04 | ||
Обозначение дробных чисел | 1 | 27,04 | ||
Собирательные числительные | 1 | 26,04 | ||
Порядковые числительные | 1 | 23,04 | ||
Морфологический разбор имени числительного | 1 | 22,04 | ||
Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | 22,04 | ||
Слитное и раздельное написание числительных | 1 | 21,04 | ||
Слитное и раздельное написание числительных | 1 | 20,04 | ||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 19,04 | ||
Контрольная работа | 1 | 16,04 | ||
Анализ контрольной работы. | ||||
Соединение в тексте разных типов речи | 1 | 15,04 | ||
Употребление числительных в литературном языке | 1 | 15,04 | ||
Комплексное повторение материала главы №7 | 1 | 14,04 | ||
Комплексное повторение материала главы №7 | 1 | 13,04 | ||
Глава 8. Есть ли правила у беседы? | ||||
Обиходная разговорная речь | 1 | 9,04 | ||
Местоимение. | 1 | 8,04 | ||
Знаменательные и местоименные части речи | 1 | 8,04 | ||
Особенности местоимения как части речи | 1 | 7,04 | ||
Личные местоимения | 1 | 6,04 | ||
Возвратные местоимения | 1 | 5,04 | ||
Возвратные местоимения | 1 | 2,04 | ||
Притяжательные местоимения | 1 | 1.04 | ||
Определительные местоимения | 1 | 1.04 | ||
Указательные местоимения | 1 | 31.03 | ||
Указательные местоимения | 1 | 30.03 | ||
Вопросительные и относительные местоимения | 1 | 29.03 | ||
Вопросительные и относительные местоимения | 1 | 14.05 | ||
Неопределённые и отрицательные местоимения | 1 | 17.05 | ||
Неопределённые и отрицательные местоимения | 1 | 18.05 | ||
Морфологический разбор местоимения | 1 | 19.05 | ||
Морфологический разбор местоимения | 1 | 20.05 | ||
Правописание местоимений с предлогами | 1 | 20.05 | ||
Правописание местоимений с предлогами | 1 | 21.06 | ||
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений | 1 | 24.05 | ||
Подготовка к контрольной работе | 1 | 25.05 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 26.05 | ||
Анализ контрольной работы. | ||||
Употребление местоимений в речи | 1 | 27.05 | ||
Употребление местоимений в речи | 27.05 | |||
Комплексное повторение материала главы №8 | 1 | 28.05 | ||
Комплексное повторение материала главы №8 | 1 | 29.05 | ||
Комплексное повторение и систематизация изученного в 6классе | 1 | 30.05 | ||
Комплексное повторение и систематизация изученного в 6классе | 1 | 31.05 | ||
Итог: | 204 |
Приложения к рабочей программе
Приложение №1.
Перечень обязательных практических работ по развитию речи и контрольных работ
№ п.п. | Глава. Тема | Кодификатор | Форма контроля |
Глава 1. Что значит «современный литературный язык» | |||
Контрольное сочинение – описание по картине | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. | сочинение | |
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 5 классе». | Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | диктант | |
Глава 2. Что значит работать над своей речью? | |||
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 3. Что такое сферы общения? | |||
Контрольный диктант | Правописание приставок и сложных существительных и прилагательных | Диктант с грамматическим заданием | |
Подробное изложение | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Уметь излагать текст близко к прослушанному. | Подробное изложение | |
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке? | |||
Контрольный диктант | Объяснять орфограммы: правописание суффиксов | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки? | |||
Контрольное сочинение - рассуждение | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. | Сочинение -рассуждение | |
Контрольный диктант | Правописание Н и НН у причастий и прилагательных, правописание НЕ с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 6. В чем особенности официальных документов? | |||
Контрольное сочинение - описание | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом | Сочинение - описание | |
Контрольный диктант | Правописание НЕ с деепричастиями, знаки препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 7. В чем особенности публицистической речи? | |||
Контрольный диктант | Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 8. Есть ли правила у беседы? | |||
Контрольное изложение | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | Изложение | |
Контрольный диктант | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Диктант с грамматическим заданием | |
Контрольная работа | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. | Тест |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- 4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2009.
- Савчук Л. О. Программа «Русский язык: 5-9 классы»/ под ред. Е.Я.Шмелёвой. - М.: Вентана - Граф, 2013.
- «Русский язык.: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2014.
- Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2010.
- Современный урок. Ч.5.: инновационные уроки. /под ред. Лакоцениной Т. П. – Ростов – на-Дону: Учитель, 2007.
- Львова С. И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 классы. - М.: Вентана – Граф, 2011
- Одинцов В. В. Стилистика текста. - М: ЛИБРОКОМ, 2010
- Панов М. В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 2010
- Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003
- Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. - Ростов-на –Дону: «Феникс», 2005.
- ЦОР по всем темам.
- Ноутбук.
- Интерактивная доска.
- Проектор.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...