Урок на тему "Синонимы" 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Нильсен Татьяна Андреевна

Вариант урока по теме "Синонимы" для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_5_klass.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС.

Тема «Синонимы».

Цели:

Образовательные: расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи, продолжить знакомство со стилевой неоднородностью данных лексических единиц.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: прививать посредством игры чувство коллективизма, честности

Знания, умения и навыки, которые необходимо отработать в этой теме:

  1. Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от дуга.
  2. Функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).
  3. Уметь определять общее лексическое значение синонимов.
  4. Подбирать синонимы к данным словам.
  5. Определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов.
  6. Определять цель использования синонимов в тексте.
  7. преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Оборудование: учебник, доска; компьютер; мультимедийный проектор; раздаточный материал..

Технологии: игра, использование ИКТ, групповая работа

Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык 5к ласс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.

Используемая методическая литература: 

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986

Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка», - М.: Просвещение, 1991

Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство «Глобус», 2010.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2.  Актуализация ранее полученных знаний.

Беседа по вопросам: Слайд 4

1.Что изучает лексика?

2.Какие слова называются однозначными, многозначными?

3. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните изученный материал. Я  думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо вспомнить предыдущие темы, изученные на уроках русского языка, и выполнить несколько заданий :

Найдите лишнее: Слайд 5

  1. [ с ] , [ з' ], [ м' ], [ н' ]
  2. [ й' ] , [ б ], [ и ]
  3. к, х, т, н
  4. мой, твой, они.
  5. Ты, я, мы

Учитель: Сложите все лишние элементы, что у нас получилось? СИНОНИМЫ. Слайд 6

Верно! А что такое синонимы? В чем их особенность и для чего они нужны мы с вами сегодня и познакомимся.

Учитель:

1.Посмотрите на эти 2 домика.

Какие они? (Похожие друг на друга, почти одинаковые). Но чем отличаются? (размером).

2. Что вы можете сказать про эти 2 цветка? (Они одинакового размера, но отличаются яркостью)

3. А теперь обратите внимание на цепочки слов:

БЕЖАТЬ – МЧАТЬСЯ – НЕСТИСЬ

Какое основное значение этой цепочки слов? (двигаться с большой скоростью)

4.ЛЮБИТЬ – ОБОЖАТЬ – БОГОТВОРИТЬ

Что обозначают эти слова в целом? (внутреннее влечение к чему-нибудь или к кому-нибудь)

5. ДОМ – ИЗБА – ХАТА

(Помещение для проживания)

- А чем различаются слова в каждой цепочке? (Оттенками лексического значения)

Эти слова называются синонимами. Сформулируйте правило, что такое синонимы.

  1. Работа с учебником.

Учитель: Правильно ли вы определили термин «Синоним», проверим по нашему учебнику. . Откройте параграф 68 на странице 162. Зачитаем правило. Слайд 10

- Для каждого стиля речи соответствуют определенные слова. К какому стилю (Слайд 11 )

Разговор, болтовня, беседа; Лицо, лик, физиономия.

Стилистически нейтральные

слова

Книжный стиль

Разговорный стиль

Слайд 12

  1. Закрепление материала

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 13) Являются ли эти слова синонимами?

БЕЗГРАНИЧНЫЙ – БЕСКОНЕЧНО – НЕОБЪЯТНЫЙ

ГРУЗИТЬ – ПОКЛАЖА –БАГАЖ

(Частично, т.к. синонимы должны быть одной частью речи)

  1. Работа в группах.

Учитель: Вы - молодцы! Откройте тетради, запишите число. И тему урока. (Слайд 14)

Чтобы закрепить правило, выполним упражнение 360. Зачитаем задание.

Группа 1 – работает со словом РОДИНА

Группа 2 - работает со словом БЕСКОНЕЧНЫЙ

Группа 3 - работает со словом ОХРАНЯТЬ

  1. Работа с раздаточным материалом.

Учитель: Следующее задание вы должны выполнить в команде. Получите ваши задания и приступайте к работе!

Группа 1 – Найдите синонимы из первого и второго столбиков и соедините их:

Огонь

Шалун

Чистый

Конница

Прыгать

Конь

Алфавит

Скакать

Аккуратный

Скакун

Азбука

Пламя

Кавалерия

Озорник

Группа 2 – Подберите синонимы к следующим словам: Папа,, холод, горе, большой, пламя, красивый.

Группа 3 – Являются ли синонимами эти слова?

Буран, метель;

Приятель, враг;

Машина – тачка;

Суровый – добрый;

Горе-горевать.

  1. Физкультминутка

Смотри вверх,

Смотри вниз

И назад обернись.

Ручки вверх подними

И тихонько потряси.

Опусти вниз ручки

И садись на стульчик.

  1. Работа с текстом

Для чего нужны синонимы? (Ответы учеников)

Попробуем заменить часто повторяющееся слово в тексте синонимом.

Мы с вами поработаем с картиной «Зима» нашего земляка Ивана Шишкина, опишем ее используя синонимы.

ТЕКСТ: На картине художник показал заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега. Художник чётко выделил массивные тёмные стволы на фоне светлого снега. Художник передал завораживающее величие спящей природы. Художник сумел отразить контраст мрачного тёмного леса и светлого воздушного снега, заставляющего почувствовать силу и мощь дремлющей до поры до времени природы.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: мастер кисти, автор картины, живописец.

  1. Работа в тетради.

Составьте и запишите синонимический ряд таким образом, чтобы слова следовали по мере усиления действия. Слайд 18.

1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

10.Рефлексия

Учитель: Какую тему мы сегодня с вами изучали?

Что же такое синонимы?

Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....