«Стили речи»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

конспект внеурочного занятия по программе "Работа с текстом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7_klass_tokmakova.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом                                                                                                                    Тема: «Стили речи»

Цели: 1Образовательно – развивающие:

1.1Применение опорных понятий: стиль, стили речи (разговорный, книжный)

1.2 Развитие общеучебных умений: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и извлечение необходимой информации, отвечать на вопросы в форме суждений, преобразование модели с целью выявления общих законов;

1.3 Развитие специальных (предметных) умений: устанавливать соответствие основных признаков стиля речи.

Ход занятия

Время

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Заявка на оценку

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Умозаключение
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины -   - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б
  • За скорость – 1 б

1 мин.

1.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

- О чём это стихотворение?

- Как определить, к какому стилю относится этот текст? По каким признакам?

Тема урока «Стили речи».

-Назовите ключевые понятия темы.

-Что такое стиль?

- А знаете ли вы, что изначально слово "стиль" (от слова "стилос", "стило") пришло к нам из древнегреческого языка и обозначало - бронзовая палочка с заострённым наконечником, которая использовалась для письма на покрытых воском дощечках.
Сейчас слово "стиль»  является многозначным

(Составить определение понятию стиль)

-Возьмем понятие стиль речи

- Стиль  -  совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающие собой единство какого-нибудь направления.

- Какие стили речи вам известны?

                         Разговорный

СТИЛИ

                         Книжный

Назовите основание для деления по видовым признакам

4 мин.

3 мин.

Дополнить схему

Стили речи

Составляют определение понятию  стиль

- Разговорный, художественный, научный, официально-деловой, публицистический

- основание - сфера употребления, цель, задача употребления

2.

Индивидуальная работа

  1. Дополнить схему
  2. Сравнить стили речи, сформулировав письменно по два суждения на общее и два суждения на особенные признаки

К-3

  1. Работа с текстом

А. определить стиль текста. Выделить ключевые слова стиля.

4.Сформулировать к текстам по одному вопросу – суждения К-2

15 мин.

Как научный стиль, так и публицистический применяются в устной и письменной речи.

Так же как научный стиль, так и публицистический  применяются в официальной обстановке.

Сравнивая особенности официально-делового стиля с художественным, можно сказать, что художественный стиль отличается образностью и выразительностью речи

По сравнению с публицистическим стилем, сфера применения которого – официальная обстановка, худ. стиль применяется в литературе

- Как доказать, что текст 1 относится к научному стилю

- Почему Красноярск является административным центром Восточной Сибири?

- Как доказать, что текст №2 относится к худ. стилю?

- Каким образом красноярцы прославляют свой город?

- Каким образом автор показывает величину Красноярского края?

- Как доказать, что текст №3 относится к официально – деловому стилю?

- Чем объяснить, что Решение Краевого суда защищает права ребенка?

- Каким образом губернатор края проявляет заботу о развитии спорта в крае?

- Почему губернатор заботится  об увеличении числа спортивных площадок в крае?

Простая кооперация

Задания:

Обсудить в группах результат индивидуального труда и подготовить выступление по теме.

1 группа- Научный стиль

2 группа- Художественный стиль

3 группа -Официально-деловой

4 группа- Публицистический

7 мин.

Сложная кооперация

1.Выступления групп по своей теме.2. Возражения, дополнения других групп.3. Каждая группа может задать выступающей группе по одному вопросу- суждения.4. Анализ и оценка выступления групп представителями других групп

13 мин.

Самооценка индивидуального труда

2 мин.

Домашнее задание

1 мин.

На выбор:

1.Проиллюстрировать в рисунках стили речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический.           2.Предложенный текст представить в определенном стиле

Развитие УУД на разных этапах урока

Задания, этапы

Какое УУД развивается

Вид УУД

Прочитать текст  и определить стиль

1. Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2. Поиск и извлечение необходимой информации.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  речи.

4. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

ОУПУУД

ОУПУУД

ОУПУУД

ЛогПУУД

Дополнить схему

Преобразование  модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

ОУПУУД

Назвать основания для деления по видовым признакам

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Выбор оснований и критериев для сравнения

ЛогПУУД

Сравнить стили речи, сформулировав письменно по два суждения на общее и два суждения на особенные признаки

К-3

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Выбор оснований и критериев для сравнения

ЛогПУУД

Работа с текстом

А. определить стиль текста. Выделить ключевые слова стиля.

1. Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2. Поиск и извлечение необходимой информации.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  речи.

4. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

ОУПУУД

ОУПУУД

ОУПУУД

ЛогПУУД

Сформулировать к тексту по 2 вопроса – суждения.

Установление причинно – следственных связей

ЛогПУУД

Простая кооперация

1. Составление плана выступления и последовательности действий.

2. Умение слушать и вступать в диалог

3. Определение цели и функции участников группы

РегУУД

КомУУД

КомУУД

Сложная кооперация

1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

2. Умение слушать и выступать в диалог.

3. Постановка вопросов.

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ОУ ПУУД

КомУУД

КомУУД

КомУУД

Самооценка индивидуального труда

Контроль и оценка процесса и результата деятельности (учебных достижений)

РегУУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"

В данной презентации рассматриваются особенности, признаки и функции разговорного стиля речи, а также приводятся примеры использования разговорного стиля в художественных произведениях....

Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"

В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Стили речи. Публицистический стиль

I. Вступление. II. Публицистический  стиль.1. Характеристика публицистического стиля.2. Особенности публицистического стиля.3. Жанры публицистики.   1) Очерк как жанр публицистики....

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...