«Урок-обобщение «Причастие. Деепричастие. Наречия» (История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда)»
видеоурок по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка или литературы по ФГОС
- Тема урока: «Урок-обобщение «Причастие. Деепричастие. Наречия» (История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда)»
- Цель урока:обобщить изученный материал по теме «Причастие. Деепричастие. Наречие» на основе редактированияили созданиятекстовс причастиями, деепричастиями и наречиями; принять участие во Всероссийской акции "Письмо в Блокадный Ленинград".
- Обучающие задачи урока(формирование предметных умений):
- закрепить знание учащихся о причастии, деепричастии, наречии и умение находить их в тексте, отличая от других частей речи;
- расширить знания детей о Блокаде Ленинграда с помощью анализа и редактирования текстов;
- Развивающие задачиурока(формирование метапредметных УУД):
- регулятивные универсальные учебные действия: учить детейопределять цели урока, находить пути их реализации, проводить самопроверку и самооценку собственной деятельности и других учеников;
- познавательные универсальные учебные действия:учитьанализировать, сравнивать, группировать, систематизировать учебный материал, сопоставлять, рассуждать, делать выводы;
- коммуникативные универсальные учебные действия: формировать уменияслушать собеседника, вести диалог; работать в команде; публично выступать.
- Воспитательные задачи урока: (формирование личностных УУД):
- прививать чувство гордости за свою страну и народ;
- воспитывать патриотические чувства; развивать художественный вкус, образное и критическое мышление, творческие способности.
- Тип урока: урок рефлексии «Творческая мастерская».
- Место урока в теме: заключительный урок в разделе «Причастие. Деепричастие»
- Формы организации учебной деятельности учащихся:фронтальная, индивидуальная, парная.
- Используемые на уроке приемы, методы и технологии:личностно-ориентированныйи деятельностный подход, развивающий диалог, самостоятельный поиск, технологии сотрудничества и критического мышления, образно-эмоциональные технологии, приёмы активного целеполагания: создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», «яркое пятно»,подводящий диалог; интеграция.
- Межпредметные связи: литература, история, искусство, география, русский язык.
- Образовательные ресурсы:
Источники информации | Техническое оснащение | Дидактическое оснащение |
| Мультимедийный проекторSVGA (800 x 600), презентация на тему «По Ленинграду смерть метет…» https://multiurok.ru/files/po-leningradu-smert-metiot-2.html, технические средства для прослушивания аудиозаписи (отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича («Ленинградская») – концовка) . | Орфографические и толковые словари, выставка книг о блокаде Ленинграда на тему «Страшные были дни», рисунки учащихся («Дорога жизни», «Блокада», «Хлеб в блокадном городе», «Мы не встречаем Новый год»), раздаточный материал (листы с заданием, тексты о Блокаде Ленинграда, ножницы, клей),заготовки для оформления страниц газеты; на столах— цветные таблички с названием отделов редакции газеты; у детей и у учителя на груди— зелёные «Ленточки Ленинградской Победы». |
План проведения урока. Этапы творческой мастерской.
I.Организационный момент (1 мин.)
II.Фаза индукции.Актуализация знаний, мотивация. Организация ситуации формулирования темы и учебной цели (4 мин.)
III.Деконструкция. Организация учебной ситуации для выяснения границ знания и незнания (14 мин.)
IV.Организация самостоятельной групповой практической работы «Творческая мастерская» (20 мин.)
Реконструкция — I этап (7 мин.)
Социализация и афиширование— II этап (13 мин.)
V.Разрыв. Рефлексия.Организация рефлексивно-оценочной деятельности (5 мин.)
VI.Комментарии к домашнему заданию (1мин.)
Технологическая карта урока (описание основных этапов урока)
Ход урока.
- Организационный момент (1 мин.)
Цель: создание благоприятного психологического настроя, необходимого для эффективной работы на уроке.
II. Актуализация знаний, мотивация. Организация ситуации формулирования темы и учебной цели (4 мин.)
Цель: создание эмоционального настроя, необходимого для плодотворной творческой работы на уроке.
1.Учитель обращает внимание на эпиграф.
"Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры…"
(А.И.Куприн)
2.Учитель мотивирует обучающихся к открытию новых знаний с помощью развивающего подводящего диалога: (3 минуты)
3. Формулировка цели урока.
1. Развитие русского языка и литературы напрямую зависит от исторических событий, происходящих на нашей земле. 2. Наша страна шагнула в 2023 год, готовясь к очень важному памятному событию.
- Какой теме посвящён наш урок?
-У меня сегодня на груди зеленая ленточка? Что она означает?
- У вас на партах тоже есть ленты, я прошу прикрепить их, помогите друг другу.
Лента Ленинградской победы, распространяемая в рамках акции, представляет собой небольшую полоску ткани двух цветов: оливкового и зелёного. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зелёный — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников.
4. Просмотр документального фильма (История Блокады)(2 минуты)
- Внимание на экран.
III. Организация учебной ситуации для выяснения границ знания и незнания (27 мин.)
1.Учитель продолжает погружение учащихся в тему урока, предлагая групповую форму деятельности в виде работы редакции издательства, просит ознакомиться с названиями отделов (на столах— таблички) с материалами для работы.
-Выясните, в каком отделе работает ваша группа.Чем будет заниматься каждый отдел? Что станет продуктом вашей деятельности?
Рубрика "Исторические факты"
Рубрика "Мы о войне стихами говорим"
Рубрика "И невозможное - возможно!"
Рубрика "Они не думали о подвиге"
(Дети отвечают, что каждый отдел будет оформлять свою рубрику, а продуктом деятельности станет общая газета)
2.Блиц-опрос по теме: «Причастие. Деепричастие. Наречие».(5 минут)
3. Анализ текста (фронтальная работа) (3 минуты)
1. Наша страна шагнула в 2023 год, готовясь к очень важному памятному событию.
2.27 января Санкт-Петербург, являющийся неофициальной Северной столицей нашего государства, отметит 80-летие прорыва блокады Ленинграда. 3. В Петербурге специально к юбилею этого исторического события разработали новый логотип, заключающий в себе основные символы Блокадного Ленинграда.4. В основе изображения — мемориал "Разорванное кольцо", символизирующий Дорогу жизни. Арки монумента раскрашены в цвета ленты Ленинградской победы.
- Ваша задача проанализировать текст и заполнить таблицу, ответив на вопросы.(10 мин)
№п./п. | Ответь на поставленный вопрос | Запиши ответ | Оценка учителя |
1 | Укажите количество предложений, осложнённых обособленными определениями. | 3 | |
2 | Выпишите страдательное причастие прошедшего времени, употребив его в полной форме. | раскрашенные | |
3 | Выпишите номер предложения с обособленным обстоятельством. | 1 | |
4 | Сколько наречий употреблено в тексте? | 2 | |
5 | Определите разряд и группу наречий. | Очень - опред., степень. Специально - обстоятельст., цель |
4.Рубрика "Мы о войне стихами говорим"
Анализ стихотворения (работа в парах)(7 минут)
- В 1968 году на 3-ем километре Дороги Жизни был установлен монумент в память о погибших детях Ленинграда. Он представляет собой большой каменный цветок, с надписями на всех лепестках.
Цветок Жизни /Анатолий Молчанов/
По Дороге Жизни - сглаженной, спрямлённой,
Залитой асфальтом - мчит машин поток.
Слева, на кургане, к солнцу устремлённый
Их встречает белый каменный Цветок.
Памятью нетленной о блокадных детях
На земле священной он навек взращён,
И к сердцам горячим всех детей на свете
Он призывом к Дружбе, к Миру обращён.
Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!
Подойдите ближе, головы склоня.
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.
У Дороги Жизни шепчутся берёзы,
Седины лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,
Плачет вместе с вами каменный Цветок.
№п./п. | Ответь на поставленный вопрос | Запиши ответ | Оценка учителя |
1 | Укажите количество причастий. | ||
2 | Укажите количество деепричастий. | ||
3 | Сколько наречий употреблено в тексте? | ||
4 | Определите разряд и группу наречий. |
Рубрика "Исторические факты"
1.Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград и сегодня вновь Санкт-Петербург.2. История нашей страны неразрывно связана с этим городом, основаннымПетром Великим в 1703 году. 3.Это город, который на себе испытал многие беды и страдания, выпавшие на долю России в годы Великой Отечественной войны. 4. Фашисты мечтали стереть Ленинград и его жителей с лица земли. Но, окружив, не смогли взять его. 5. Тогда они пошли на бесчеловечный поступок – закрыли городу связь с остальным миром, надеясь, что ленинградцы погибнут от голода и постоянных обстрелов. 6. Так началась блокада, продлившаяся 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 7. Связь с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, где зимой была проложена легендарная Дорога жизни. Но и её фашисты постоянно бомбили. 8. Об ужасах блокады рассказала одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева. 9. Она, погибая от голода, писала в своем дневнике – страницу за страницей – о том, как у нее на глазах умирали близкие. 10. Через много лет детям блокадного Ленинграда поставят памятник – «Цветок жизни». 11. На его лепестках напишут: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом будут лежать каменные страницы дневника той самой ленинградской девочки.
Ваша задача проанализировать текст и заполнить таблицу, ответив на вопросы. (10 мин)
№п./п. | Ответь на поставленный вопрос | Запиши ответ | Оценка учителя |
1 | Укажите количество предложений, осложнённых обособленными определениями. | ||
2 | Укажите количество предложений, осложнённых обособленными обстоятельствами. | ||
3 | Сколько наречий употреблено в тексте? | ||
4 | Определите разряд и группу наречий. |
Рубрика "Они не думали о подвиге"
1. Каждый ленинградец, как мог, спасал свой родной город. 2. Так, во Всесоюзном институте растениеводства работали люди, сохранившие тонны бесценных семян. 3. И это в то время, когда сотрудники института, как и другие ленинградцы, голодали, получая всего по 125 граммов хлеба в день. 4. Но они не тронули свои сокровища. 5. Это – подвиг. 6. После войны, используя спасённыесеменам, селекционерывывели новые сорта пшеницы, ячменя, риса, овощей.
7. Всю блокаду неустанно работал Театр музыкальной комедии. 8. Члены труппы не только ставили и играли спектакли, но и несли дежурства на крышах и пожарных постах, помогая разбирать завалы после авианалётов и обстрелов. 9. Зимой температура в зрительном зале и на сцене могла достигать -8С. 10. Десять раз за вечер спектакль останавливали, прерываясь во время бомбёжек.11. Актёры и зрители спускались в бомбоубежище, чтобы позже вернуться! 12. Все знали, чтозаявленный спектакль обязательно состоится. 13. Ленинградский театр стал одним из символов мужества и несгибаемого духа города-героя.
Ваша задача проанализировать текст и заполнить таблицу, ответив на вопросы. (10 мин)
№п./п. | Ответь на поставленный вопрос | Запиши ответ | Оценка учителя |
1 | Укажите количество предложений, осложнённых обособленными определениями. | ||
2 | Укажите количество предложений, осложнённых обособленными обстоятельствами. | ||
3 | Сколько одиночных причастий употреблено в тексте? | ||
4 | Сколько наречий употреблено в тексте? |
Рубрика "И невозможное - возможно!"
1. Седьмая симфония, написанная композитором Дмитрием Шостаковичем в годы Блокады, стала называться Ленинградской. 2. Это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. 3. Это музыка, представляющая собой хронику военных лет.4. В каждом звуке слышен чёткий след истории. 5. Грандиозная по масштабу композиция сразу подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.
6. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. 7. Все четыре части были исполнены по руководством дирижера Карла Элиасберга.8. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, транслируясь по радио и через уличные громкоговорители. 9. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.
Ваша задача проанализировать текст и заполнить таблицу, ответив на вопросы. (10 мин)
№п./п. | Ответь на поставленный вопрос | Запиши ответ | Оценка учителя |
1 | Укажите количество предложений, осложнённых обособленными определениями. | ||
2 | Укажите количество предложений, осложнённых обособленными обстоятельствами. | ||
3 | Сколько наречий употреблено в тексте? | ||
4 | Определите разряд и группу наречий. |
5. Проверка работы по слайду. (3 мин.)
(После проверка каждая пара оформляет свою рубрику на стенгазете)
Учитель ведет развивающий диалог, позволяющий осмыслить полученный результат; просит представить свой продукт, вспомнить тему и цель урока.
-Скажите, какую роль играли причастия и наречия в текстах, с которыми вы работали?
-Помогли ли они сделать тексты точными, образными, выразительными?
6.Учитель, используя технологию «яркое пятно», с целью создания эмоционального настроя учащихся, предлагает послушать музыкальный отрывок из Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича:
(на слайде — фото Шостаковича, картинки из жизни блокадного Ленинграда)
-Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта музыка?
7. Составление СИНКВЕЙНА "Блокада Ленинграда"
Организация рефлексивно-оценочной деятельности (5 мин.)
Цель: формирование умений обобщать знания; осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, выполнения учебных задач.
- Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти.
Комментарии к домашнему заданию (1мин.)
Цель: обеспечение понимания учащимися цели и содержания домашнего задания.
Рубрика "Письма в прошлое" (домашнее задание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Урок мужества,посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда "
Данный урок проводился с целью ознакомления учащихся с героической обороной города Ленинграда( июль 1941- 27 января 1944 гг.)...
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...
День снятия блокады города Ленинграда
Данная статья является обобщённым представлением об открытом классном часе гражданско - патриотического направления "Прорыв блокады Ленинграда". Статья была создана по рекомендациям членов комиссии, п...
вопросы викторины-теста День воинской славы России- День снятия блокады Ленинграда(1944год)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ВОЙНАЗловещая статистика войны:1418 дней и ночей.Каждый день наша страна теряла 14.104 человек.Каждый час погибало 588соотечественников.Каждую минуту – 10 человек.Каждые...
«И шар земной гордится Ленинградом!» (Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)
«И шар земной гордится Ленинградом!»(Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)Разработчик – методист, педагог дополнительного образования Матянина Татьяна ИвановнаУчастн...
Внеклассное мероприятие, посвящённое дню снятия блокады города Ленинграда «Посвящается!»
Мероприятие,посвящённое дню снятия блокады Ленинграда...
27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :
Отчёто воспитательной работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...