Н и НН в отымённых прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Сценарий урока по теме "Н и НН в отымённых прилагательных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: урок-исследование.
Цель: ознакомление учащихся с условиями выбора букв -н- и нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
- личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Используемая технология: проблемное обучение, ИКТ.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня у вас проведу я. Меня зовут Маргарита Викторовна. Работать будем в группах. Сейчас каждой группе нужно выбрать лидера. Лидеры поднимите руки. Все этапы работы будем фиксировать в рабочих листах. Подпишите их.
2. Постановка учебной проблемы.
- Наш урок пройдёт в форме лингвистического исследования. Предлагаю вам попробовать себя в роли юных лингвистов. Результатом исследования будет таблица, которую мы заполним на доске и в рабочих листах.)
- Чтобы определить тему исследования, посмотрите видеоролик и обратите внимание на слова, которые произносят ребята.
- Какие слова вызвали у ребят разногласия? Кто из них прав? Как бы вы написали эти слова? Какой частью речи они являются? От какой части речи образованы слова? Сколько Н нужно писать в словах полуденное и обыкновенный? (Записать на доске)
- Можете ли объяснить? Почему?
- Достаточно ли у вас знаний для этого?
- Какой возникает вопрос?
- Предположите, какова тема исследования?
- «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». (Слайд №2)
- Запишите тему исследования в рабочих листах.
- Зная тему, сформулируйте цель и задачи исследования. Используйте для этого опорные слова на слайде.
Цель: изучение…
Задачи:
Выяснить… (Слайд №3)
Научиться…
Выучить…
- Открытие новых знаний. Решение проблемы. Работа в группах. (Слайд 4)
- Как вы думаете, от чего может зависеть написание Н и НН в суффиксах прилагательных?
- Какие есть гипотезы, то есть предположения? (Ответы детей)
Наводящие вопросы!
- В какой морфеме находится орфограмма? (В суффиксе)
- От какой части речи образованы слова? Каким способом? (Суффиксальным)
- Как вы думаете, может ли правописание Н и НН в суффиксах прилагательных зависеть от самого суффикса? (Да-нет)
- Для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы, предлагаю провести лингвистическое исследование.
- Приступим к исследованию. Обратите внимание, у вас на столах лежат файлы с материалом для работы. Возьмите розовый лист. На нем находится исследовательское задание. Вам предстоит исследовать языковой материал, выяснить, когда в именах прилагательных пишется Н, а когда НН, и свой вывод занести в таблицу. (Прикрепляю карточки с Н и НН).
1 группа исследует имена прилагательные с суффиксами -ан-ян.
2 группа исследует имена прилагательные с суффиксом – ин.
3 группа – имена прилагательные с суффиксом – онн-енн.
4 группа исследует имена прилагательные, образованные при помощи суффикса – н-.
Время на выполнение работы 3 минуты.
- Приступайте к работе. (Включить тихую музыку).
( Учитель ходит по группам и разъясняет)
Выступление групп.
- Время вышло. Заканчиваем обсуждение в группах.
Выступает 1 группа: лидер группы выходит к доске и отвечает.
- Какие имена прилагательные вы выписали?
- Шерстяной, глиняный, ржаные.
- Какой общий признак?
- Образованы от имён существительных
- Суффиксы –ан-, -ян-, пишется Н.
- Занесите свой вывод в таблицу на доске и в рабочих листах.
- На слове серебряный показать образование данного прилагательного от сущ серебро при помощи суффикса –ЯН. (выделяю основу и суффикс)
Выступает 2 группа.
- Какие им. прилагательные выписали?
- Журавлиный, гусиный, соловьиный.
- Какой общий признак?
- Образованы от имён существительных
- Суффикс –ин-, пишется Н.
- Занесите вывод в таблицу и рабочий лист.
(На слове лебединый показываю образование прил от сущ ЛЕБЕДЬ при помощи суф. –ИН. Выделяю основу и суффикс –ИН)
Выступление 3 группы.
- Какие имена прилагательные выписали?
- Торжественный, обеденный, революционный.
- Какой общий признак?
- Образованы от имён существительных
- Суффиксы -онн, -енн, пишется НН.
- Занесем вывод в таблицу и рабочий лист.
- На слове письменный показываем образование от сущ ПИСЬМО при помощи суффикса –ЕНН
Выступление 4 группы.
- Выписали имена прилагательные: осенний, туманное, длинная.
Общий признак: образованы от существительных с основой на н, пишется НН.
- Важно ли при написании таких прилагательных обращать внимание на основу слова, от которого они образованы? Почему?
- Занесите вывод в таблицу на доске и в рабочий лист.
- На примере слова ОСЕННИЙ показываем образование прил от сущест ОСЕНЬ с основой на Н при помощи суф Н.
- Сформулируйте вывод исследования.
Вывод: в именах прилагательных, образованных от существительных, Н пишется в суффиксах –ан, -ян, -ин, НН пишутся в суффиксах – онн, енн и с основой на н.
-- Где мы сможем подтвердить правильность нашего суждения?
- В учебнике.
- Откройте учебник на с.186 и прочитайте правило вслух (Один ученик читает правило написания НН, дополняем таблицу словом – исключением, второй – правило написания Н, дополняем таблицу словами-исключениями).
- Соответствует ли ваш вывод с тем, что написано в учебнике? (нет)
- Чем вы можете дополнить?
- Есть слова исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный (но безветренный).
- Внесём недостающие сведения в таблицу (Учитель завершает заполнение таблицы, прикрепляет на доску карточку со словами - исключениями).
Н | нн |
-ан, -ян (серебряный) | -онн, -енн ( письменный) |
-ин (лебединый) | С основой на н (туманный) |
Слова – исключения: стеклянный, оловянный, деревянный | Ветреный, но безветренный |
Делается общий вывод по таблице о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.
- Подтвердились ли выдвинутые гипотезы? (Да - Нет)
- Вернёмся к словам полуденное и обыкновенный и объясним написание Н и НН. (Одна относится к корню, другая – к суффиксу).
- Закрепление полученных знаний. Выполнение продуктивных знаний
- Настало время результаты исследования применить на практике.
Задание № 1. «Буквенный диктант» (Слайд №5)
- Выполняем в рабочих листах буквенный диктант.
У вас в одну строку записаны цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишете только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, травяной, муравьиный, торжественный, пустынный, осиный, ветреный, революционный, кожаный, картинный.
Проверь себя. (Слайд №6)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нн | н | н | нн | нн | н | н | нн | н | нн |
Самопроверка. Самооценка. - Поставь себе оценку:
"Молодец!" - нет ошибок;
"Подумай!" – 1 ;
"Повтори правило!" - 2,3
Задание №2.
- Прослушайте припев русского романса «Дорогой длинною», авторами которого являются Борис Фомин (музыка) и Константин Подревский (слова) и выпишите имена прилагательные с Н или НН. (Слайд №7)
- Какие имена прилагательные выписали? Назовите.
- Длинною, старинной, лунною, семиструнною.
- Сколько Н написали в данных словах? Сверьте с эталоном.
(Дети объясняют, что все имена прилагательные образованы от существительных с основой на Н, поэтому в них пишется НН)
Задание №3. Интерактивная игра "Н и НН в суффиксах прилагательных» (Слайд №8)
- Наша работа близится к завершению. Проверим, можете ли вы действительно считать себя юными лингвистами. Выполните задание на интерактивном тренажёре, который называется «Н и НН в суффиксах прилагательных». Изучим инструкцию: « Прочитай слово, выдели суффикс и назови, сколько букв Н в слове. Щелчок по выбранной ячейке покажет правильность твоего ответа».
- Сейчас по одному участнику от каждой группы приглашаются к ноутбуку. Они будут работать индивидуально. Займите свои места.
- Начинаем. Участвуют по 2 человека от каждой группы.
Молодцы! Вы смело можете называть себя юными лингвистами.
Задание №4. «Преобразование»
- На слайде изображения предметов: песок, стекло, лебедь , глина, , трава, картина, бетон.
- Образуйте имена прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слова.
– Обменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку.
Задание №5. Мини-тест.
6. Итог урока.
- А теперь вернёмся к цели и задачам исследования (Слайд №10)
Изучение…
Выяснить…
Научиться…
Выучить …
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Да.
7. Рефлексия.
- Возьмите лист зелёного цвета, подпишите и оцените всю свою работу на уроке в листах самооценки. (Слайд №11)
Лист самооценки
Баллы | Поставьте + |
1.Хорошо изучил (а) правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, могу объяснить и привести примеры, составить предложения. | Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл |
2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе. | Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл |
3.Соблюдал (а) культуру общения в группе. | 2 балла |
Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично» 5 баллов – «Хорошо» 4 балла – «Удовлетворительно» |
ИТОГО: |
8. Дифференцированное домашнее задание. (Слайд 12)
- 1.Выучить правило на с.186. (всем)
- 2.Составить алгоритм применения изученного правила. (по выбору)
- 3. На основе изученного материала составить словарный диктант (10-15 слов) по теме: «Правописание букв -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». (по выбору)
-Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке, вы были молодцы, и на память о нашей сегодняшней встрече хочу вручить вот такие медальки.
Урок окончен. До свидания!
Список использованной литературы:
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с.
2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 6 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;
4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
5. Русский язык: учебн. Для 5 кл. общеобразоват учреждений/(Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова. Ред. Е.А. Быстрова).- 3-е изд.- М.: Русское слово, 2014.
6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект – Центр, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Правописание н-нн в суффиксах отымённых прилагательных»
Цели урока: Образовательные: продолжить формирование навыка написания одного и двух Н в прилагательных;Развивающие: обогащать словарный запас учащихся,развивать монологическую речь за счет ...

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: «Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».
Урок по русскому языку в 10 классе по теме: "Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях ." Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала. У...
Урок в 6 классе на тему"Одна и две н в суффиксах отымённых прилагательных"
Урок получения новых знаний и способов действий...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.
Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...