ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку

Евстратова Елена Викторовна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Если вслушаться в слова выдающихся деятелей и в области преподавания языка, и в области научных исследований языка, то можно вынести впечатление, что не может быть более благодарного, более воспитывающего предмета в школе, чем изучение родного языка.

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Каким же должен быть современный урок?

Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, использование эстетических средств воздействия.

Так, определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:

учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся; 

признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие; 

включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса

опора на взаимное уважение, доверие и партнерство. 


Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.

В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы.

Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии, использование ИКТ-технологий – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка.



Наиболее эффективными, с точки зрения формирования коммуникативной компетенции учащихся, я считаю 
нетрадиционные формы урока. Именно нетрадиционные формы проведения уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли, т.е. создают приближение к естественным условиям общения.

Подготовка и проведение нетрадиционных уроков меняет установившиеся функции учителя и  учащихсяНетрадиционный урок предполагает активное участие учащихся уже на этапе проектирования урока, т.е. на этапе, который всегда считается «учительским». Учитель вместе с учащимися разрабатывает сценарий урока, определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на нем, распределяет поручения между учениками. На уроке степень участия учащихся еще в большей мере возрастает. Такая форма проведения уроков дает наибольшие возможности для развития активности и самостоятельности учащихся на различных этапах учебного процесса, позволяет попробовать себя в самых различных ролях, т.е. вызывает необходимость в речевом общении.

Важной особенностью нетрадиционных уроков является то, что они в большей мере, чем традиционный урок, предполагают использование групповых форм работы. Например, уроки типа деловой или ролевой игры, уроки-соревнования и др. требуют разбивки учащихся на небольшие группы по несколько человек, каждая из которых выполняет определенное задание, требующее от участников группы непосредственного взаимодействия, согласованной деятельности и умения договориться друг с другом.

Для всех нетрадиционных уроков характерно преобладание диалоговой формы общения между учителем и учащимися. Диалог является важным средством формирования коммуникативной компетенции. Эта форма общения побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения, приучает их уважительно относиться к позиции других участников диалога. Диалог задевает эмоциональную сферу ученика, он негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда прав.

Частое применение нетрадиционных форм организации учебного процесса может привести к падению у учащихся интереса к предмету и уровень эффективности такого урока снизится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Отчет по систематическому использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Слайды на тему "Систематическое использование современных образовательных технологий"...