Урок-туризм "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лариса Витальевна Шабдарова

Урок русского языка в 5 классе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-turizm_v_5_klasse.docx108.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка, истории и культуры народов Республики Марий Эл в 5 классе с обучающимися с УО (интеллектуальными нарушениями)

Учитель: Шабдарова Лариса Витальевна, учитель русского языка и чтения высшей категории.

 Форма: Урок-туризм.

Тема: Состав слова.

Цели урока: обобщение знания учащихся о составе слова и роли каждой значимой части слова.

Задачи:

обучающие:

- сформулировать умение находить составные части слова;

- сформулировать умение разбирать слова по составу

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища), обсуждать проблему, приходить к единому мнению

воспитательные:

- воспитывать любовь к малой Родине через выполнение дидактических упражнений,

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Планируемые результаты

личностные

1. Развивать умение выказывать своё отношение к Родине, выражать свои эмоции

 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные, метапредметные

Познавательные БУД

1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

 4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы.

Регулятивные БУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, карточек.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные БУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Тип урока: повторительно-обощающий.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, географическая карта РМЭ, магнитные флажки, дубовые и кленовый листья, словарь С. Ожегова,  ребус, схемы, карточки.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • сообщения учащихся.
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к уроку.

Прозвенел звонок,         начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Введение в тему.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок-туризм.

- Знаете, что такое туризм? (предлагают ответы)

Работа со словарём: Туризм - это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях.

3. Актуализация знаний.

1 слайд

Перед вами картина: что вы видите на картине? (географическая карта РМЭ)

 –Столицей РМЭ является…. Йошкар-Ола.

-Сколько городов в РМЭ? (4)

- Самый старый город в РМЭ? Самый молодой? (Звенигово)

- Как называются жители Козьмодемьянска – козмодемьянцы

Йошкар-Ола – йошкаролинцы

Звенигово – звениговцы

Волжск – волжане

- как можно назвать нашу республику Марий Эл одним словом, узнайте, отгадав ребус

2 слайд

Учитель предлагает ребятам разгадать ребус.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/11/17/k_5dd14aedc91a7/527338_1.jpeg

- Правильно, мы сегодня не в свободное время, а на уроке в целях поиска новых знаний,  совершим туризм по нашей малой Родине.

4. Проверка домашнего задания.

Мы гордимся нашей Родиной, ее разнообразной природой, богатыми недрами, культурой, традицией, историей. Что для вас Родина? (проверка домашнего задания, подобрать родственные слова: родник, народ, род, родиться, родовой, родинка…)

- Как называем родственные слова по-другому? (однокоренные)

- С помощью каких частей слов образовали однокоренные слова? (приставок и суффиксов).

5. Работа по теме.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Состав слова», заглянем на достопримечательные места нашей республики. Откройте тетради, запишите число и тему урока: Урок-туризм: состав слова. (Перед каждой станцией отмечается флажком на карте РМЭ) 

3 слайд

  1. Станция «Найди родственников». Попадаем в  озеро Морской Глаз, которое находится в Волжском районе. Отчего такое название? (сообщение ученика)

Окрестили его так за правильную круглую форму и изумрудный цвет воды. Такую окраску озеру придают зелёные водоросли. 

Запишите однокоренные слова, исключив лишние (записывают по одному слову на доске, разбирают по составу):

4 слайд

Морской, море, мороженое, заморский, моряк, морилка.

- Что такое однокоренные слова? (Слова, имеющие один и тот же корень)

- С помощью каких частей образуются новые слова? (приставка, суффикс)

- Для чего нужны окончания? (для изменения формы слова)

- Подберите к схеме слово: https://klimat-56.ru/wp-content/uploads/4/1/d/41d4032daa534419a221df7f6943e104.jpeg (заморский)

5 слайд

2. Станция Дуб Пугачёва Станция «Подумай-ка»

Недалеко от Морского Глаза находится знаменитое дерево, в соседнем районе Звениговском. И это Дуб Пугачёва. Зачем его так нарекли? (сообщение ученика)

Легенда гласит, что под этим многовековым дубом, отдыхал сам атаман Емельян Пугачёв. С тех пор народ это дерево называет дубом Пугачева.  Это дерево в 4 охвата человека. Под дубом его людьми был зарыт большой клад. Исторический Дуб Пугачёва находится в заповеднике «Марий чодыра».

  • Исторический вековой Дуб приготовил задание: разбросал  листья со словами. Нужно составить предложения из разбросанных слов (на дубовых листочках, один кленовый  лист лишний) :

В, лес, таинственный,  закачались, деревья. 

- Запишите предложение, разберите по членам, охарактеризуйте (двусост., распр., повеств.)

6 слайд

3 станция  «Найди-ка»

- Неслучайно ветер зашумел. Кто-то бродит в лесу?  Посмотрите кто это? Овда плутает в лесу.  Кто такая Овда? (сообщение ученика)

Овда-легендарный персонаж. Много легенд и преданий у марийского народа сложено. Это женщина с завислыми большими грудями, длинными волосами, пятками впереди. Она может превращаться и в мышку и красивую девушку. Очень любит скачки на лошадях.

Овда нас просто так не отпустит. Что-то и она  для нас приготовила. 

  • Задание по учебнику (Упражнение 85 стр.63): Составить словосочетания, выделить окончания, доказать что они являются окончаниями.

Опушка, лес – опушка леса; домик, лесник – домик лесника; спасти, лисёнок – спасти лисёнка, потерял лосиха- потерял лосиху; поил, молоко – поил молоком; вырастил, малыш – вырастил малыша.

6. Физминутка
 Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

По  родному  краю

Дружно  мы  шагаем. ( Марш на месте.)

Справа от нас – зелёный луг. ( Поворот.)

    Слева  находится лес. ( Поворот.)

    В таком  лесу  полно  чудес.

    Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

    Филин  крыльями  машет. Ух!

    Аж  захватывает  дух!  ( Махи  руками.)

7. Работа по теме

7 слайд

4 станцией нашего маршрута «Переведи-ка» будет Куженерский район д. Визимбирь– с красивым названием Марийская Швейцария. Почему она так называется? (сообщение  ученика):

В Визимбире расположена база отдыха. Сюда приезжают отдыхать туристы из разных стран. Это экологически чистое место. Кругом леса, родники. Из-за красивой местности назвали марийской Швейцарией.

8 слайд

Задание: нужно перевести словосочетания на русский язык .

Переведите словосочетания с родного языка на русский язык, выделив окончания, запишите их в тетрадь (самостоятельно).

Ужар шудо (Зелёная трава), кумда олык (Широкое поле), мотор пеледыш  (Красивый цветок)

Устно образуйте однокоренные слова, отвечающие на вопрос какой? к словам: трава, поле, цветок (травяной, полевой, цветочный).

- С помощью какой части слова образовали данные слова? (суффикса)

- Что бывает травяным? (чай, настой…) полевым? (цветок, мышь…) цветочным? (мёд, запах…)

9 слайд

- Чтобы никого не вспугнуть, не встретить злых духов, как Овда, бесшумно передвигаемся дальше к 5 станции «Грамотей-ка», которая находится в д. Горняк Сернурского р-на в пещеру Нолькина Гора. Что собой представляет эта пещера? (сообщение ученика): Нолькинские пещеры - это одно из интересных мест в республике Марий Эл. Место также называют Горное Заделье, поскольку пещеры эти искусственного происхождения. Раньше здесь добывали жерновой камень. Среди каменных наслоений по прочности выделяются два-три слоя кварцевого песчаника, лежащих один на другом. Они и являлись предметом горных разработок. Этот сорт жернового камня был известен в России под названием «черемисский».

  • Задание: Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: Переход под землей – подземный переход

Шаги без шума – бесшумные шаги

Камни под водой – подводные камни

Годы до войны – довоенные годы

- Как пишем приставки? (слитно)

8. У нас туризм сегодня удался. Приближаемся к 6 станции «Поворотись-ка».

Домашнее задание: работа по карточке (2 уровня)- объяснить.

1 уровень на «5»

Заполни перфокарту данными словами:  заварной,  местность,  походка, вестник,  зимушка, озёра.

                                              Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

  1. уровень на «4»

Составить из частей слово, разобрать по составу:
ый, енн, за, снеж  (заснеженный); 
а, к, по, сад  (посадка); 
а, ушк, корм  (кормушка). 

10 слайд

9. Рефлексия

- «Сегодня я узнал …»

- «У меня получилось …»

- «Было трудно …»

- «Было интересно …»

          - «Теперь я умею …»

10. Оценки за урок.