2 урок по русскому языку, 5 кл. Лингвистика как наука о языке
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской и др., 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2urok_linvistika_kak_nauka_o_yazyke.doc | 20.5 КБ |
2urok_linvistika_kak_nauka_o_yazyke.ppt | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
5 кл урок 2 русс яз
Тема: «Лингвистика как наука о языке» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь
Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке . Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.
Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речи Морфемика Разделы лингвистики
Работа с текстом Каждому школьнику хотелось бы понять , зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении . Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
Задания к тексту Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание. Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.
Фонетика Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь
Фонетика Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук». Фонетика изучает звуки речи . Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?
Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?
Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись. Транскр ú пция → транскиб ú ровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь ; [ ¯ ] – знак долготы звука. [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.
Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить. Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?
Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?
Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки (36) : Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.
Согласные звуки Непарные з в о н к и е: [л] – [л , ], [м] – [м , ], [н] – [н , ], [р] – [р , ], [j , ] Непарные г л у х и е: [х] – [х , ], [ц], [ч , ], [щ , ] Непарные т в ё р д ы е: [ж],[ш],[ц] Непарные м я г к и е: [ч , ], [щ , ], [j , ]
Задание Произнесите вслух звуки: [щ , ],[ц],[c],[з , ],[ж],[р],[к , ] Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный
Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.
Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.
Задания Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос – нёс, чайка – майка, край – кран, мал – мял, удар – ударь
Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно гла_ отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под к_сой блестит, А во лбу зв_зда горит.
Задание Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи? [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать? [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать? [атвар , úт , ] ˂ отв а рить? отв о рить?
Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс , о], [j , ош], [здат , ]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.
Презентацию подготовила – Анисимова Инесса Рудольфовна , учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Советска Калининградской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Разделы лингвистики... Пунктуация». 7 класс
Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлят...
Презентация по русскому языку (5 класс). Тема: "Разделы науки о языке"
2011 учебный год....
Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска
Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска...
Урок русского языка в 7 классе на тему "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
Урок построен так, чтобы в игровой форме ученики могли вспомнить разделы языкознания, выполнить практические задания и осуществить самопроверку работы....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".
Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....