2 урок по русскому языку, 5 кл. Лингвистика как наука о языке
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Файзуллина Зиля Рафиковна

Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской и др., 2019 г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 кл урок 2 русс яз

Тема: «Лингвистика как наука о языке»

Цели:

1. Образовательные: формирование у учащихся умений различать разделы лингвистики; закрепление навыков работы со словарями; формирование умений морфемного разбора слова; обогащение словаря учащихся за счет введения новых слов.

2. Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления; 
развитие у учащихся познавательного интереса; совершенствование умений различать разделы лингвистики; развитие умений самостоятельной работы.

3. Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение интереса к родному языку, 
грамотному обращению с языковым материалом; воспитание аккуратности в работе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: мультиоборудование для презентации

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. После приветствия учитель рассказывает ученикам о требованиях к уроку русского языка: необходимо приносить на каждый урок учебник, иметь по две тетради; для получения оценки «5» необходимо выполнять домашнюю работу, вести активную работу в классе – 
выполнять все упражнения, работать у доски, отвечать устно и т.д. Далее, когда были указаны критерии оценки, учитель просит учеников подписать тетрадь («для работ по русскому языку ученика/цы 5 класса э/в лицея №49 ... (фамилия и имя в родительном падеже). После подписывания тетради ученики записывают число, «классная работа», тему урока – «Лингвистика как наука о языке».

2. Объяснение нового материала + 3. Закрепление

Пожалуйста, откройте учебник на стр. 5. Прочитайте вслух эпиграф и объясните, как вы понимаете его смысл. Спишите высказывание Гавриила Романовича Державина в тетрадь.

Роль языка в жизни человека огромна. Язык является для людей важнейшим средством общения. Наш предмет называется «лингвистика». Это слово произошло от латинского lingua – язык, значит лингвистика – это наука о языке. По-другому эта 
наука называется языкознание, что говорит само за себя.

А что вы знаете о лингвистике? (
Лингвистика изучает язык, речь и т.д.).

Давайте прочитаем текст в учебнике на стр. 5. Обратите внимание на последнее предложение текста: «Без языка человеческое общество не могло бы существовать». Докажите справедливость выраженной в нем мысли, отвечая на вопрос: «Что изменится в вашей жизни, если исчезнет язык?».

Спишите первый абзац, обращая внимание на знаки препинания и трудные с точки зрения орфографии слова.

Откройте учебник на стр. 6. Выполняем в тетради упражнение №4 (запись цитат в тетрадь и последующее устное комментирование учеников). Объясните, как вы понимаете смысл высказывания русских писателей.

Обратите внимание на то, что в учебнике некоторые слова в высказываниях выделены жирным шрифтом (разъединяет, владеть, удивительное). Попробуйте к выделенным словам подобрать однокоренные и запишите их в тетрадь. При записи слов выделите в них корни.

Давайте выполним упражнение №3. Сначала прочитайте текст про себя, а затем вслух.


Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?

Найдите предложение, 
которое передает основную мысль текста, и запишите его («Если ребенок растет не с людьми, а среди животных, то он никогда не научится говорить»).

4. Подведение итогов.

Согласны ли вы с мнением: «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» Своё мнение постарайтесь доказать.

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!» Язык – неисчерпаем.

Конструкции, которые 
могут стать опорой для составления текста, – предложения, которые можно использовать для выражения собственной позиции:

Я думаю, что язык прост (сложен), потому что...

Язык можно назвать простым (сложным), так как...

Запишите в тетрадь, а потом прочитайте.

5. Домашнее задание

Стр. 7, упражнение №5. На задание №4 («объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения») дайте краткий письменный ответ.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистика – наука о языке Урок русского языка 5 класс

Слайд 2

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь

Слайд 3

Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке . Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Слайд 4

Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речи Морфемика Разделы лингвистики

Слайд 5

Работа с текстом Каждому школьнику хотелось бы понять , зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении . Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

Слайд 6

Задания к тексту Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание. Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

Слайд 7

Фонетика Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь

Слайд 8

Фонетика Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук». Фонетика изучает звуки речи . Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

Слайд 9

Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

Слайд 10

Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись. Транскр ú пция → транскиб ú ровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь ; [ ¯ ] – знак долготы звука. [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.

Слайд 11

Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить. Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?

Слайд 12

Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Слайд 15

Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки (36) : Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.

Слайд 17

Согласные звуки Непарные з в о н к и е: [л] – [л , ], [м] – [м , ], [н] – [н , ], [р] – [р , ], [j , ] Непарные г л у х и е: [х] – [х , ], [ц], [ч , ], [щ , ] Непарные т в ё р д ы е: [ж],[ш],[ц] Непарные м я г к и е: [ч , ], [щ , ], [j , ]

Слайд 18

Задание Произнесите вслух звуки: [щ , ],[ц],[c],[з , ],[ж],[р],[к , ] Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный

Слайд 19

Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

Слайд 20

Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

Слайд 21

Задания Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос – нёс, чайка – майка, край – кран, мал – мял, удар – ударь

Слайд 22

Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно гла_ отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под к_сой блестит, А во лбу зв_зда горит.

Слайд 23

Задание Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи? [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать? [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать? [атвар , úт , ] ˂ отв а рить? отв о рить?

Слайд 24

Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс , о], [j , ош], [здат , ]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Слайд 25

Презентацию подготовила – Анисимова Инесса Рудольфовна , учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Советска Калининградской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разделы лингвистики... Пунктуация». 7 класс

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлят...

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска...

Урок русского языка в 7 классе на тему "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Урок построен так, чтобы в игровой форме ученики могли вспомнить разделы языкознания, выполнить практические задания и осуществить самопроверку работы....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....