КОНСПЕКТ УРОКА ПРО НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Тема: Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое нравственный выбор?»
Цель: постижение смысла понятия «нравственный выбор» как необходимое условие для формирования нравственных ценностей.
Планируемые достижения ( результаты):
Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.
Метапредметные:
Познавательные: выявлять дефициты информации , данных, необходимых для решения поставленнойучебной задачи (БЛД)
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования текста (БИД)
Интерпретировать и литературную и другую информацию различных видов и форм представления (работа с информацией)
Регулятивные: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, в группе), делать выбор и брать ответственность за решение, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы или иного текста, признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать различия и сходство позиций, формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализировать и интерпретировать тексты в соответствии с учебной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе. Серикпаева Р.А.
Тема: Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое нравственный выбор?»
Цель: постижение смысла понятия «нравственный выбор» как необходимое условие для формирования нравственных ценностей.
Планируемые достижения ( результаты):
Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.
Метапредметные:
Познавательные: выявлять дефициты информации , данных, необходимых для решения поставленнойучебной задачи (БЛД)
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования текста (БИД)
Интерпретировать и литературную и другую информацию различных видов и форм представления (работа с информацией)
Регулятивные: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, в группе), делать выбор и брать ответственность за решение, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы или иного текста, признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать различия и сходство позиций, формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализировать и интерпретировать тексты в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
Знать:критерии оценивания сочинения в формате ОГЭ, знать и отличать понятия: выбор, нравственность, нравственный выбор.
Уметь: работать с информацией ( словари, справочники, эл.носители),создавать письменное вызказывание в формате сочинения-рассуждения не менее 70 слов.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок развития речи)
Методика гуманной педагогики.
Оборудование: мультипроектор, карточки с заданиями, тексты,листы оценивания сочинения, толковые словари.
Структура урока
Приложение 2
Обучающее сочинение
Нравственный выбор – это выбор, от которого зависит исход какой-либо ситуации. Такой выбор нам приходится совершать на каждом шагу.
Нравственный выбор доказывается в тексте по В.Железникову в предложениях 10-12. В этих предложениях говорится о том, что мальчик сделал выбор: дарить девочке Лене Поповой цветы или нет.
Для меня примером нравственного выбора является один сюжет из фильма «Марсианин». Космонавту пришлось сделать выбор: либо ждать помощи, когда ее спасут, либо самому спасать себя. И он начал спасать себя, выращивая еду на Марсе. И хотя это было невозможно, но придумал, как это сделать. Так ему удалось на целых три года продлить себе жизнь тем, что выращивал еду.
Нравственный выбор – это показатель твоих душевных качеств.
Приложение 1
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)
Баллы
С3К1.Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.1
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.0
С3К2. Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.0
С3К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.0
С3К4.Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста.0
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– (18)Спасибо за подарок!
– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...
(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову) *
* В. Дроганов — современный российский писатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Организация урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...
Конспект урока "Мой профессиональный выбор"
Данный материал можно использовать в 10 классе в ходе изучения обществознания, также на внеурочном занятии для правильного выбора профессиональной деятельности...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Презентация к интегрированному уроку "Проблема нравственного выбора в годы гражданской войны и в пьесе М.Булгакова "Дни Турбиных""
Не один десяток лет я провожу интегрированные уроки литература-философия, обществознание- философия, история и литература. Мною составленна карта межпредметныз связей которую я защищала на Всероссийск...
План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»
План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»...