Задание 27 ЕГЭ. Подготовка к сочинению. Формулировка проблемы и аргументация собственного мнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Презентация поможет при подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агент , алкоголь , алиби , алфавит , аноним , апатия , аргумент , аристократия , арахис , афера , бензопровод , бескорыстный , брала, вредны, выговоры , гербы , гербовый , гусеничный , дефис , дебаты , досуг , дремота , заговор (тайное соглашение), заговор (заклинание), знамение , изогнутый , каталог , квартал . Орфоэпическая разминка
АгЕнт , алкогОль , Алиби, алфавИт , анонИм , апАтия , аргумЕнт , аристокрАтия , арАхис , афЕра , бензопровОд , бескорЫстный , бралА , вреднЫ , вЫговоры , гЕрбы , гЕрбовый , гУсеничный , дефИс , дебАты , досУг , дремОта , зАговор (тайное соглашение), заговОр (заклинание), знАмение , изОгнутый , каталОг , квартАл . Проверим
Прочитайте текст и выполните задание С В последнее время процесс чтения художественной литературы воспринимается как процесс получения информации. Но это не совсем верно. Информацию можно почерпнуть из Интернета или из учебников, справочников. А художественная литература даёт нам пищу духовную, воспитывает чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой он жить не может, человек, идущий по жизни без книги, - пустой человек. Это моё глубокое убеждение. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги – писатели. «Всем лучшим в себе я обязан книгам», - сказал М. Горький. И я могу вслед за ним повторить эти слова. И мой сын может так сказать. А вот внуки не скажут. Они нормальные ребята, но многое в этом поколении у меня вызывает беспокойство.
Те, кого теперь принято называть тинейджерами , книг или не читают, или читают макулатуру. Более того, сегодня модно читать именно макулатуру. Ты не сможешь общаться в своём кругу, если не прочёл Мураками, или средней руки писателя Коэлью , или Акунина, или Минаева, Робски и прочую дребедень. Это не значит, что нужно читать только классику, книги, изданные в прошлом. Не так давно увидевший свет «Парфюмер» Патрика Зюскинда , безусловно, входит в список тех произведений, что обязательны для прочтения, потому что эта книга заставляет размышлять, даёт духовный опыт.
Я, наверное, уже никогда не увижу девушку с Тургеневым в руках. А это же удивительное чтение! Сейчас перечитываю в десятый раз все тургеневские повести и романы и как будто открываю для себя этого автора заново. Для кого-то и не трагедия вовсе не читать Тургенева. В мире полно других писателей! Однако поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни авторов «Пятнадцатилетнего капитана» и «Тома Сойера », вырастет жестоким, циничным, расчётливым. Такие понятия, как честь и достоинство, вряд ли будут иметь для него большое значение.
Я совершенно не собираюсь осуждать всех двадцатилетних. Во-первых, не читают уже не только те, кто стоит на пороге жизни, но и не очень молодые люди. Во-вторых, и среди молодёжи есть процентов двадцать тех, для кого общение с книгой – обязательная часть бытия. Но не может не тревожить, что по пространству от Калининграда до Камчатки бродят стада молодых людей, даже не подозревающих о существовании неких духовных радостей. Они не живут, а прозябают, сведя своё существование к тупому физиологическому удовлетворению. Если мы сейчас не научим наших детей читать, мы получим поколение, для которого, как в той поговорке, человек человеку будет не братом, а волком. (По С. Говорухину)
Говорухин Станислав Сергеевич (1936 г.) – советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист. Снял более десяти картин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину». Написал сценарии к ряду популярных фильмов, таких, например, как «Пираты XX века», «Русский бунт». Сейчас продолжает работать в кино. Принимает активное участие в политической жизни страны. Несколько раз избирался депутатом Государственной думы, баллотировался на пост президента Российской Федерации.
Беллетристика – 1. Повествовательная, художественная литература. 2. перен. О литературе, которая читается легко, без затруднений. Библиофил – любитель и собиратель книг. Букинист – человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий. Публицистика – литература по актуальным общественно- политическим вопросам современности Тинейджер - юноша или девушка в возрасте 13-19 лет, интересующий каким-то направлением.( ударение ставить на второй слог) Словарная работа
В виде вопроса: как? почему? зачем? и др. или с помощью слова проблема и существительного в форме родительного падежа: проблема чего ? Какие два способа формулировки проблемы вы знаете?
Что значит уметь читать? Кого можно назвать настоящим читателем? Как стать настоящим читателем? Проблема приобщения людей к чтению. Как отличить настоящую литературу от подделки? Проблема выбора книги для чтения.
Какую роль играет книга в жизни человека? Проблема бережного отношения к книге.
Проблема восприятия литературы. Какую роль играет художественная литература в формировании личности человека?
Проблема угасания интереса к чтению. Может ли просмотр телефильмов заменить чтение книг? Проблема отношения к художественной литературе в современном обществе.
Тематический блок «Литература, книга, чтение». 1 группа 1. Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель. (Джозеф Конрад, английский писатель) 2. Читателем не рождаются. Читателем – и навсегда! – становятся, если вовремя попадёт в руки интересная книга, такая, что захочется читать ещё и ещё. Тому, кто совсем не любит читать, не пристрастился к чтению, просто не повезло: не встретилась ему первая книжка, не нашёл он заветного ключа в книжное царство. (Симон Львович Соловейчик, российский педагог, философ, публицист) 3. Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели. (Иоганн Вольфганг Гёте, немецкий поэт, драматург) 4. Выбирай писателя так, как выбираешь друга. (Английская пословица) 5. Есть книги, без которых можно спокойно прожить. Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки . А есть книги, без которых жить трудно. И если в юности не встретилась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворящей литературе никакого отношения не имеет. И таких читателей становится всё больше. (Вячеслав Всеволодович Иванов, лингвист, академик РАН)
2 группа 1. Всем хорошим во мне я обязан книгам: еще в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель – магом. (Максим Горький) 2. Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. (Цицерон, древнеримский политик, философ, оратор) 3. Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. (Константин Георгиевич Паустовский, писатель, публицист) 5. Книга много значила и много делала в ленинградской блокаде. Ленинград - город, насыщенный книгой, книжными собраниями, государственными, институтскими, частными. Может, по количеству книг на жителя это был первый город в стране. Причём книги скопились первоклассные, редкостные, антикварные. Ленинград славился своими букинистическими. От блокады книга сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей. Но книгу и защищали, её спасали. Есть замечательные рассказы работников Публичной Библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомбленных домов. Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилище Публички . Никто не заставлял их. Они любили книгу, они служили книге, поэтому они спасали. (Алесь Адамович, белорусский писатель, Даниил Гранин, русский писатель и общественный деятель, «Блокадная книга»)
3 группа 1. Чтение – вот лучшее учение. (Александр Сергеевич Пушкин) 2. Литература – это совесть общества, его душа. (Дмитрий Сергеевич Лихачёв, публицист, филолог, академик РАН) 3. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дени Дидро, французский философ-просветитель, писатель) 4. Чтобы открыть неведомые страны, нужен был не только учебник навигации, но и «Робинзон Крузо» (Иван Александрович Ильин, русский философ, публицист) 5. Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. И если книга причиняет вам боль, это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит добро. (Григорий Яковлевич Бакланов, русский писатель, публицист)
Возможные примеры: 1) Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина – глубокая, сложная, неординарная натура, такой она стала благодаря книгам. 2) Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», не любил читать, призывал сжечь все книги. В результате у него узкий кругозор, мелкие, корыстные интересы, нет стремления к саморазвитию. 3) Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - яркая личность, но отрицал поэзию, не любил художественную литературу, а ведь она помогает понять тончайшие душевные переживания. Тем самым он обедняет себя и терпит крах в личной жизни. 4. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Знаменитая фраза «Рукописи не горят» показывает, что великие произведения бессмертны. 5. Роман Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Связист Лёшка не расставался с томиком Э. Хемингуэя даже на фронте. Книга поддерживала его в трудные моменты, помогала хотя бы на время забыть об опасности, о смерти .
1.Вступление 2. Формулировка проблемы 3.2 комментария 4. Позиция автора 5. С обственное мнение и обоснование 6. З аключение Из каких частей должно состоять сочинение?
Проблема роли художественной литературы в формировании личности человека. 2.Проблема отношения к художественной литературе в современном российском обществе, в том числе отношение к ней молодёжи. Какая из проблем, рассмотренных нами выше, затрагивается в этом тексте?
1) Чтобы убедить нас в важности чтения художественной литературы, С. Говорухин называет нечитающего человека пустым, цитирует слова Максима Горького… 2) Автор категорически выступает против чтения «макулатуры» (произведений Коэльо, Минаева, Робски ), потому что эти книги не оставляют след в душе человека. 3) Тревога автора нарастает, и в конце текста он с болью говорит, что «если мы сейчас не научим наших детей читать, мы получим поколение, для которого, как в той поговорке, человек человеку будет не братом, а волком».) Как можно прокомментировать данную проблему? Какие основные моменты вы можете выделить?
Метонимия – переносное значение слова, основанное на замене одного предмета другим по смежности (материал вместо предмета, сосуд вместо содержимого и т. д.). Перифраз – замена слова описательным оборотом. Используя метонимию (не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева) и перифраз (авторы «Пятнадцатилетнего капитана» и «Тома Сойера »), Говорухин доказывает, что …
1. Художественная литература является важным средством духовного воспитания человека, формирования его нравственных качеств. (Записать) 2. В настоящее время художественная книга утрачивает популярность в российском обществе. Молодёжь или не читает вообще, или читает второсортные книги. Какова позиция автора?
Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, литература воспитывает чувства, обогащает нас духовно, заставляет размышлять. Согласны ли вы с мнением автора? Как вы можете это выразить?
1. Мне вспомнился роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда», где один из героев, связист Лёшка, не расставался с томиком Э. Хемингуэя даже на фронте. Книга поддерживала его в трудные моменты, помогала хотя бы на время забыть об опасности, о смерти. И многие юноши и девушки этого поколения, совершившие подвиги во время Великой Отечественной войны, не представляли своей жизни без художественной литературы. 2. Слова Д. С. Лихачёва Какие из аргументов, представленных в таблице, могут нам подойти?
Указать актуальность, привести цитату . Как мы можем оформить заключение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аргументация собственного мнения на ЕГЭ
Аргументы из художественных произведений...
Примеры аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ
Здесь приведены примеры аргументации собственного мнения на сочинении ЕГЭ по наиболее распространенным темам...
Презентация . Подготовка к ЕГЭ. Формулировка проблемы.
Презентация по русскому языку для 11 класса. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Формулировка проблемы....
Средства морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему в 9 классе
В таблице приводятся случаи использования средств морфологии в зависимости от их функций в речи при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему....
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».
Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....
Методическая разработка по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (продолжение) : авторская позиция и аргументация собственного мнения
Данная презентация рассмаривает вопросы по авторской позиции и аргументации собственной, являясь продолжением предыдущих уроков...
Презентация "Аргументация собственного мнения"
Эта презентация поможет учителю в подготовке учащихся к написанию сочинения -рассуждения по русскому языку...