Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Вдовина Екатерина Васильевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_rechi_9_kl.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: сжатое изложение по тексту ГИА «Нам лишь кажется»

Тип урока: развития речи

Задачи:

Обучающие:

- актуализировать знания школьников о написании сжатого изложения;

 - формировать умение корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

 - формировать потребность и желание говорить и писать правильно;

 - воспитывать интерес к русскому языку;

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- развивать мышление, воображение учащихся;

- обогащать активный словарный запас учеников.

Перечень оборудования:

Список литературы:

- Русский язык. 9класс. : учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч 1 / С.И. Львова. В.В. Львов. – 6 – е изд., перераб. – М. : Мнемозина, 2012. – 336 с. : ил. ISBN 978-5-346-02114-8

- Уроки русского языка в 9 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Г. А. Богданова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.

- Поурочные планы https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/14/urok-zaveshchanie.

- Поурочные разработки по русскому языку 6 класс: - М.: BAKO, 2013, - 320 с. – (в помощь школьному учителю)

- аудиозапись

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

1.Организационный этап

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, организующее слово.

1 мин.

2.Первичное восприятие текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, репродуктивная беседа.

10 мин.

3.Восприятие текста

Беседа ( репродуктивная)

7 мин.

4.Анализ текста

Беседа (проблемная)

7 мин.

5.Языковая подготовка

Беседа ( эвристическая)

Оценочное слово учителя

20 мин.

6.Подведение итогов

Беседа  ( обобщающая)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный этап

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, организующее слово.

Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок будет посвящен подготовке к ОГЭ. Напоминаю, текст читается всего 2 раза.

Открываем тетради для сочинений и изложений, записываем дату, тему занятия. Цель урока - совершенствовать умение сжимать текст.

Слушание детальное, нерефлексивное.

Образец записи в тетради:

Третье октября

Подготовка к написанию сжатого изложения

Первичное восприятие текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, репродуктивная беседа.

Для того чтобы правильно написать сжатое изложение, давайте вспомним, что  на прошлых уроках вы говорили о таких текстах.

Репродуктивная беседа:

Что такое сжатое изложение?

-Какой текст называют текстом аргументативного характера?

-Какова цель такого текста?

Что такое микротема?

Какие способы сжатия текста вы знаете?

- Теперь вспомним структуру сжатого изложения. Из каких частей оно состоит? Поясните содержание каждой части.

Комментирующее слово

Ребята, мы помним, что в ОГЭ каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. Потому что каждый новый абзац отражает новый этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или лица, новую мысль в рассуждении.  

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, мы с вами повторили структуру сжатого изложенияи вспомнили, какова его цель. Теперь мы можем перейти к объяснению задания, которое сегодня будем выполнять.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Устные ответы учеников.

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности. Короткое по форме, но не бедное по содержанию.

-  Текст - это цепь умозаключений на какую-либо тему.

- Цель  – объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Обобщение частной информации

Исключение второстепенной

Упрощение.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме. Упрощая, мы излагаем то же, но более простыми, доступными языковыми средствами.

Слушание детальное, нерефлексивное.

Восприятие текста

Анализ текста

Языковая подготовка

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово

Сейчас я вам включу аудиозапись, вы внимательно слушаете.

Эвристическая  беседа:

-Итак, какой стиль у данного текста?

-Что автор текста хотел передать читателям?

Как бы вы озаглавили этот текст?

Давайте составим план текста:

Что будет под первой микротемой?

Что под второй?

Что под третьей?

Беседа (проблемная)

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

Вспомните, в каких случаях нужно  употреблять знаки препинания в простых и сложных предложениях?

Когда ставится тире в предложениях?

Скажите, как пишутся слова с приставкой КОЕ. В каких еще случаях нужно писать через дефис местоимения.

-Скажите правило Н и НН в именах прилагательных и причастиях. Сколько Н нужно писать в словах из текста:

 - единственное

 -прочитанной

 -художественной

 -внутренний

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Верно, ребята! Ваша задача – написать сжатое изложение, применив те знания, на которые вы опираетесь при написании сжатого изложения.

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово

Итак, ребята, таким образом, мы с вами разобрались с основными этапами написания сжатого изложения  по данному тексту. Я надеюсь, что написать это изложение  вы сумеете хорошо, так как раньше вы уже писали такие сжатые изложения. Кому не понятно?

На следующем уроке вы должны будете написать это сжатое изложение на отметку. Если появятся какие-то вопросы, вы можете их мне задать.

Слушание детальное, нерефлексивное, оценочное.

Устные ответы учеников:

Художественный стиль

Что каждая книга нас учит. Читая, мы начинаем думать и мыслить по другому, погружаясь в смысл рассказа и переживаем за героев произведения.

Нам лишь кажется…

Устные ответы:

Между двумя и более однородными членами без союзов.

Между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то.

Между однородными членами с союзами а, но, да (= но):

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да.

Во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Правило о расстановке знаков препинания в простых и сложных предложениях.

Правило о постановке тире в предложениях.

-Местоимения с приставкой КОЕ пишется через дефис; также местоимение с частицами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ пишутся через дефис.

Правило о расстановке знаков препинания в простых и сложных предложениях

Слушание детальное, нерефлексивное, неоценочное.

Слушание детальное, нерефлексивное, неоценочное.

План:

  1. В книге найдешь все ответы.
  2. Литература нас учит
  3. Книга – учитель.

Подведение итогов

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Сегодня на уроке мы с вами повторили структуру и цель сжатого изложения, с которой вы уже знакомились ранее. Я надеюсь, что вы хорошо напишете изложение, так как вы уже умеете делать это, и у вас есть опыт.

Слушание детальное, нерефлексивное, неоценочное.

Текст изложения

    (1)Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. (2)На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. (3)Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. (4)Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

     (5)Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. (6)В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. (7)Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. (8)Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

    (9)Вот мы взяли в руки книгу. (10)Что происходит в нашей душе? (11)С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. (12)С помощью литературы человек становится человеком. (13)Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

Образец сжатого изложения

Нам кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление. Однако нет ни одной проблемы, чувства и поисков смысла жизни, которые уже когда-то кем-то не были пережиты и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай.

Литература творит чудо, преумножает наш внутренний опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт интриги. Но наступает час, когда мы открываем книгу, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге мудрого собеседника.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой мы становимся другими, настоящими людьми. Неслучайно книгу называют учебником жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...