Практикум "Как не допустить ошибку?"
презентация к уроку по русскому языку

Блюменштейн Елена Геннадьевна

В презентации приведен перечень и примеры речевых и логических ошибок

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon praktikum_po_rechevym_oshibkam.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум «Классификация речевых и логических ошибок. Как не допустить ошибку?»

Слайд 2

«Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Николай Иванович Жинкин, советский лингвист и психолог

Слайд 3

Ошибка • Это действие, приводящее к негативным последствиям. • Это нарушение требования правильности речи, норм литературного языка. • В зависимости от характера нарушения ошибки делятся на орфографические, пунктуационные, графические, логические, речевые, грамматические, фактические, этические.

Слайд 4

Классификация ошибок • Грамматические ошибки (Г) – нарушение структуры языковой единицы (слова, словосочетания, предложения) или грамматической нормы (словообразовательной, морфологической, синтаксической). • Для обнаружения грамматической ошибки не требуется контекст, достаточно одного слова, словосочетания, предложения. Грамматическая ошибка может быть допущена и в письменной, и в устной речи. • Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).

Слайд 5

Классификация ошибок • Орфографические ошибки – нарушение правописания. • Пунктуационные ошибки – нарушение правил расстановки знаков препинания. • Графические ошибки – нарушения средств письменности языка, фиксирующих отношения между буквами на письме и звуками устной речи (различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений, описки). • Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

Слайд 6

Логические ошибки Логические ошибки (Л) – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи: К типичным логическим ошибкам относятся: • нарушение последовательности частей высказывания; • отсутствие связи между частями высказывания; • неоправданное повторение высказанной ранее мысли; • раздробление микротемы другой микротемой; • несоразмерность частей высказывания; • отсутствие необходимых частей высказывания.

Слайд 7

Виды логических ошибок • Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных понятий в предложении: На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова . Он облокотился спиной на батарею. За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы. • Нарушение причинно-следственных отношений: В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. • Пропуск звена в объяснении: Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Слайд 8

Виды логических ошибок • Перестановка частей текста: Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь ... Но как это сделать? • Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование: Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. • Сопоставление логически несопоставимых понятий: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Слайд 9

Речевые ошибки • Речевые ошибки (Р) – это ошибки в использовании языковой единицы. • Виды: плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов, экспрессивных средств, неразличение паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устранённая контекстом многозначность.

Слайд 10

Типичные речевые ошибки • Употребление слова в несвойственном ему значении • Нарушение лексической сочетаемости • Неразличение синонимов • Неразличение паронимов • Употребление слов иной стилевой окраски • Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов • Неоправданное употребление просторечных слов • Речевая избыточность (употребление лишних слов) - плеоназм – дублирование элементов смысла - тавтология – повторение близких по значению слов • Речевая недостаточность и др.

Слайд 11

Виды речевых ошибок • Употребление слова в несвойственном ему значении : Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару лес сгорел. • Незнание значения слова: Он сунул ноги в удила и поскакал рысью. • Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: В таких случаях я взглядываю в словарь. • Неудачное употребление местоимений: Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении. • Непонимание различий в значении синонимов: Рейд выявил целую плеяду жуликов.

Слайд 12

Виды речевых ошибок • Нарушение лексической сочетаемости: Автор использует художественные особенности . • Употребление лишних слов, лексическая избыточность, в том числе плеоназм: Молодой юноша; очень прекрасный. Тогда о том , чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. • Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология): В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. • Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания): В кабинете литературы висели русские писатели (портреты русских писателей). • Неоправданное повторение слова: Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Слайд 13

Виды речевых ошибок • Употребление слов иной стилевой окраски: По задумке автора, герой побеждает (замыслу). • Смешение лексики разных эпох: Молчалин работает секретарем Фамусова (служит). • Неуместное употребление канцелярита: В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления. • Неоправданное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов: Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. • Неуместное употребление фразеологизмов: Зощенко палец в рот не клади , а дай только посмешить читателя • Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов: Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака .

Слайд 14

Виды речевых ошибок • Смешение паронимов: Были приняты эффектные меры (эффективные). Мелочную рыбу отдали кошке (мелкую). • Неразличение синонимичных слов: Имя этого поэта знакомо во многих странах (известно). Многие животные зимой бросаются в спячку (впадают). • Ошибки в употреблении антонимов: В третьей части текста не веселый , но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься.

Слайд 15

Виды речевых ошибок • Разрушение образного значения фразеологизма : Грампластинка не сказала еще своего последнего слова . Максимилиану досталась львиная часть наследства (доля). • Неустранённая контекстом многозначность слова или омонимов: Вы прослушали объявление («услышали» или «пропустили»?). Михаил отправился за гранатами (за взрывными устройствами или за фруктами?).

Слайд 16

Примеры речевых ошибок • Страшная реальность произошла и в романе Островского «Гроза». • В описании природы поэт использует цвета, гармонизирующие между собой . • Людям нужно самим ставить перед собой мечту . • Родион Раскольников, огорченный классовым неравенством , придумал специальную теорию. • Митрофан вырос достойным примером своей матери . • Он не опекал сына чрезмерной лаской . • Сначала начнем с романа Толстого «Война и мир». • Единственное, к чему тяготило Павла Чичикова , было материальное обогащение. • Ведь человек со слабой внутренней силой не умеет прощать. • Примеры для ребенка необходимы, как для дома фундамент, на который он может всегда равняться . • Илья Ильич лежал на кровати и лицезрел сны и мечтания. • В итоге Долохову обернулась удача .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не допустим мы пожара

   Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать , как вести себя пр...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Легче не допустить, чем исправить

Выступление на общешкольном родительском собрании...

"Не допустить беды"

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, Топь, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги никотин. (С. Есенин...

НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. В связи с этим, проблема суицидов стала предметом из...

«Наркомания - эпидемия века. Не допустить беды».

"Люди победили чуму, малярию, тиф.… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну ра...

Презентация для родительского собрания по теме"Не допустим пожара"

В презентации рассматриваются вопросыи   противопожарной безопасности и правила соблюдения которых позволит сохранить жизнь и здоровье как взрослых так и детей...