Обособление уточняющих членов предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка "Обособление уточняющих членов предложения". На уроке планируется продолжить знакомить учащихся с уточняющими членами предложения, показать их роль в предложении, научить обособлять их в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utochnyayushchie_chleny_predlozheniya.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обособление уточняющих членов предложения. 

«Любовь - это желание добра другому» Л.Н.Толстой

Цель: Продолжить знакомить учащихся с уточняющими членами предложения, показать их роль в предложении, научить обособлять их в предложении

Задачи:

1. Отработать умение находить уточняющие члены в предложении.

2. Развитие речи, внимания, мышления

3. Воспитание уважения и доброго отношения к ближнему.

Ход урока:

Эпиграф:

Самое верное средство завоевать любовь других –

подарить им свою любовь.

Она должна идти из глубины, то есть из сердца».

Ж. – Ж. Руссо

  1. Оргмомент. Психологический настрой «Улыбка» Слова Д.Корнеги

2) Вводная беседа.

- Как вы понимаете это высказывание? Что такое любовь?

Любовь- 1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

2. Склонность, пристрастие к чему-либо. (С. Ожегов «Толковый словарь»)

- К кому мы испытываем данное чувство?

Подберите эпитеты к слову любовь (Чарующая, мимолетная, незабвенная, слепая, беззаветная)

3) Проверка домашнего задания:

1 вариант: выписать из произведений писателей предложения о любви, содержащие обособленные определения и обстоятельства.

2 вариант: составить предложения о любви, осложненные обособленными определениями и обстоятельствами.

Вывод: Любовь бывает разной, но без этого чувства человек прожить не может.

4) «Вспомним!» Терминологический диктант. Какое слово соответствует следующему определению:

1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета. (определение)

2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)

4) Это второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и относится к сказуемому.

5) Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов? (могут обособляться)

5) Беседа. 

Еще раз вернемся к эпиграфу, второе предложение осложнено обособленным членом.

-Как вы думаете, с какой целью он используется? ( для уточнения).

-Какое слово уточняется? (из глубины)

Вывод: слово, которое уточняем, называется уточняемым, а то, которое уточняет – уточняющим.

Уточняющие члены предложенияhttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/04/24/v_58fdd2fda2e3f/99687705_1.pnghttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/04/24/v_58fdd2fda2e3f/99687705_2.pnghttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/04/24/v_58fdd2fda2e3f/99687705_3.png

Уточняют конкретизируют ограничивают объем понятия

Каким членом предложения является наш уточняющий член предложения? (обстоятельством места)

Итак, ребята, мы с вами продолжаем изучать тему «Обособленные уточняющие члены предложения». Мы вспомнили, когда обособляются определения, обстоятельства, приложения. Тема сегодняшнего урока тесно связана с предыдущими.

6) Постарайтесь сформулировать 2 вопроса, на которые мы дадим ответ, исходя из темы, записанной на доске:

  1. В чём особенность уточняющих обособленных членов предложения?
  2. Как расставляются знаки препинания при них?

7) Объяснение нового материала.

- Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?

-Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (может быть индивидуальным заданием ученика).

Уточнить – сделать точнее.

                                С. Ожегов.

Уточнить – конкретизировать,  детализировать, поставить точку над «i».

                                

Уточнение – сужение объема понятия, его ограничение.

                              Словарь синонимов русского языка.  Д. Розенталь.

Вспоминаем, что обособление – значит  выделение, в том числе и пунктуационное

«Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.

У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые».

-Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и «уточняемый»?

8) Работа с текстом «Такое прекрасное чувство»

Для того, чтобы узнать, какими еще членами предложения могут быть уточняющие, обратимся к тексту:

Такое прекрасное чувство.

Людей, никогда не любивших, нельзя назвать сформировавшейся личностью. Человек нуждается в любви с рождения, даже с зарождения жизни. В течение всего жизненного пути мы учимся любить. Иногда любим неуверенно и осторожно, почти по- детски, иногда молниеносно, с бурей эмоций. Л.Н. Толстой писал, что любовь - это желание добра другому. Она не должна быть эгоистичной, жадной, любовь должна быть другой, то есть бескорыстной. Настоящая любовь ценит понимание, искренность, верность, особенно уважение.

Некоторые считают, что без любви на Земле было бы лучше. А как же любовь к матери? Она постоянна, неизменна, то есть вечна. Никакое потрясение, даже горе, не может убить материнскую любовь, перед которой всё человечество преклоняется уже много столетий. Вспомнив образ Святой Девы Марии с младенцем на руках, вы увидите настоящую любовь. Это чувство живет в нас, делает нас добрее. Очень часто, особенно в трудную минуту, мы обращаемся к милой и нежной маме, ищем у нее утешения и одобрения.

Любовь матери, как весна в природе, пробуждает к жизни. Она вечна, нерушима. Ничто,

даже ... , не может заменить нам живой, переменчивой природы. Значит, пора спохватиться, по- новому, … , относиться к ней. Ведь мы её частица, хотя и отгородились от неё стенами городов. Мы всё чаше прислушиваемся к далёким сигналам, особенно … , но не слышим их около себя. Они непрерывно звучат у нас на земле. Очень часто , … , мы стараемся не слышать позывные птиц и зверей. А ведь они тоже любят Землю, природу и человечество. Вслушайтесь в голоса живого! Откройте сердце для любви, разве может быть что - то прекраснее?

Задание:

- Докажите, что это текст..

( Предложения связаны по смыслу, имеет заглавие, объединен одной темой).

- Определите стиль текста (рассуждение).

- Тип текста (художественный).

- Какие языковые средства использованы в тексте? (эпитеты, сравнения)

9) Работа класса с I частью:

- Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются,

( Ответы заносятся в схему).

Схема уточняющих членов предложения

Уточняют

конкретизируют ограничивают понятия

обстоятельства определения дополнения гл. члены

места приложения

времени

образа действия

союзы: то есть, слова: особенно, даже, предлоги: кроме,

или главным образом помимо, вместо,

в частности, например исключая, наряду с

10) Самостоятельная работа класса:

Задание II:

Списать вторую часть текста, найти уточняющие, подчеркнуть как члены предложения.

11) Задание III:

Списать третью часть текста, вставить уточняющие члены, подчеркнуть как члены предложения.

Слова для справок: даже любимая вещь, бережнее, особенно неизвестным, каждый день.

12) Оценивание.

13) Рефлексия «Лесенка. На какой я ступени?»

14) Домашнее задание. Выпишите 6 предложений из учебника «Литературное чтение» с обособленными уточняющими членами предложениями

Оценочный лист

Учебная работа: закрепление изученного материала, самостоятельная работа на уроке русского языка

Ученика(цы) класса ___________________________________

Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

1. Готовность к уроку

0-1-2

2. Умение аккуратно оформить работу

0-1-2

3. Терминологический диктант

4. Умение работать самостоятельно

0-1-2

5. Умение прочитать и понять условие задания

0-1-2

6. Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке

0-1-2

7. Правильное списывание с учебника (слайда, листа)

0-1-2-3

8. Правописание слов (употребление орфограмм)

0-1-2-3

9. Правильное употребление пунктограмм

0-1-2-3

10. Умение рассуждать, доказывать свое мнение

0-1-2-3

Итого (сумма баллов)

Уровень работы

Характеристика уровня выполнения работы: высокий – 28-30 баллов; повышенный 25-27 баллов; базовый (Бз) – 15-24 баллов; пониженный – 9-14 баллов; низкий 0-8 баллов

Оценочный лист

Учебная работа: закрепление изученного материала, самостоятельная работа на уроке русского языка

Ученика(цы) класса ___________________________________

Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

1. Готовность к уроку

0-1-2

2. Умение аккуратно оформить работу

0-1-2

3. Терминологический диктант

4. Умение работать самостоятельно

0-1-2

5. Умение прочитать и понять условие задания

0-1-2

6. Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке

0-1-2

7. Правильное списывание с учебника (слайда, листа)

0-1-2-3

8. Правописание слов (употребление орфограмм)

0-1-2-3

9. Правильное употребление пунктограмм (обособление)

0-1-2-3

10. Умение рассуждать, доказывать свое мнение

0-1-2-3

Итого (сумма баллов)

Уровень работы

Характеристика уровня выполнения работы: высокий – 28-30 баллов; повышенный 25-27 баллов; базовый (Бз) – 15-24 баллов; пониженный – 9-14 баллов; низкий 0-8 баллов.

Характеристика баллов:

0-1-2-3

0 – критерий не представлен

1 – критерий частично представлен

2 – критерий выражен в достаточном, но не в полном объеме

3 – критерий выражен в полном объеме

0-1-2

0 – критерий не представлен

1 – критерий выражен в достаточном, но не в полном объеме

  1. – критерий выражен в полном объеме

Такое прекрасное чувство.

1Людей, никогда не любивших, нельзя назвать сформировавшейся личностью. Человек нуждается в любви с рождения, даже с зарождения жизни. В течение всего жизненного пути мы учимся любить. Иногда любим неуверенно и осторожно, почти по- детски, иногда молниеносно, с бурей эмоций. Л.Н. Толстой писал, что любовь - это желание добра другому. Она не должна быть эгоистичной, жадной, любовь должна быть другой, то есть бескорыстной. Настоящая любовь ценит понимание, искренность, верность, особенно уважение.

Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются

2.Некоторые считают, что без любви на Земле было бы лучше. А как же любовь к матери? Она постоянна, неизменна, то есть вечна. Никакое потрясение, даже горе, не может убить материнскую любовь, перед которой всё человечество преклоняется уже много столетий. Вспомнив образ Святой Девы Марии с младенцем на руках, вы увидите настоящую любовь. Это чувство живет в нас, делает нас добрее. Очень часто, особенно в трудную минуту, мы обращаемся к милой и нежной маме, ищем у нее утешения и одобрения.

Списать вторую часть текста, найти уточняющие, подчеркнуть как члены предложения.

3. Любовь матери, как весна в природе, пробуждает к жизни. Она вечна, нерушима. Ничто,

даже ... , не может заменить нам живой, переменчивой природы. Значит, пора спохватиться, по- новому, … , относиться к ней. Ведь мы её частица, хотя и отгородились от неё стенами городов. Мы всё чаше прислушиваемся к далёким сигналам, особенно … , но не слышим их около себя. Они непрерывно звучат у нас на земле. Очень часто , … , мы стараемся не слышать позывные птиц и зверей. А ведь они тоже любят Землю, природу и человечество. Вслушайтесь в голоса живого! Откройте сердце для любви, разве может быть что - то прекраснее?

Списать третью часть текста, вставить уточняющие члены, подчеркнуть как члены предложения.

Слова для справок: даже любимая вещь, бережнее, особенно неизвестным, каждый день.

Такое прекрасное чувство.

1Людей, никогда не любивших, нельзя назвать сформировавшейся личностью. Человек нуждается в любви с рождения, даже с зарождения жизни. В течение всего жизненного пути мы учимся любить. Иногда любим неуверенно и осторожно, почти по- детски, иногда молниеносно, с бурей эмоций. Л.Н. Толстой писал, что любовь - это желание добра другому. Она не должна быть эгоистичной, жадной, любовь должна быть другой, то есть бескорыстной. Настоящая любовь ценит понимание, искренность, верность, особенно уважение.

Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются

2.Некоторые считают, что без любви на Земле было бы лучше. А как же любовь к матери? Она постоянна, неизменна, то есть вечна. Никакое потрясение, даже горе, не может убить материнскую любовь, перед которой всё человечество преклоняется уже много столетий. Вспомнив образ Святой Девы Марии с младенцем на руках, вы увидите настоящую любовь. Это чувство живет в нас, делает нас добрее. Очень часто, особенно в трудную минуту, мы обращаемся к милой и нежной маме, ищем у нее утешения и одобрения.

Списать вторую часть текста, найти уточняющие, подчеркнуть как члены предложения.

3. Любовь матери, как весна в природе, пробуждает к жизни. Она вечна, нерушима. Ничто,

даже ... , не может заменить нам живой, переменчивой природы. Значит, пора спохватиться, по- новому, … , относиться к ней. Ведь мы её частица, хотя и отгородились от неё стенами городов. Мы всё чаше прислушиваемся к далёким сигналам, особенно … , но не слышим их около себя. Они непрерывно звучат у нас на земле. Очень часто , … , мы стараемся не слышать позывные птиц и зверей. А ведь они тоже любят Землю, природу и человечество. Вслушайтесь в голоса живого! Откройте сердце для любви, разве может быть что - то прекраснее?

Списать третью часть текста, вставить уточняющие члены, подчеркнуть как члены предложения.

Слова для справок: даже любимая вещь, бережнее, особенно неизвестным, каждый день.

Такое прекрасное чувство.

1Людей, никогда не любивших, нельзя назвать сформировавшейся личностью. Человек нуждается в любви с рождения, даже с зарождения жизни. В течение всего жизненного пути мы учимся любить. Иногда любим неуверенно и осторожно, почти по- детски, иногда молниеносно, с бурей эмоций. Л.Н. Толстой писал, что любовь - это желание добра другому. Она не должна быть эгоистичной, жадной, любовь должна быть другой, то есть бескорыстной. Настоящая любовь ценит понимание, искренность, верность, особенно уважение.

Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются

2.Некоторые считают, что без любви на Земле было бы лучше. А как же любовь к матери? Она постоянна, неизменна, то есть вечна. Никакое потрясение, даже горе, не может убить материнскую любовь, перед которой всё человечество преклоняется уже много столетий. Вспомнив образ Святой Девы Марии с младенцем на руках, вы увидите настоящую любовь. Это чувство живет в нас, делает нас добрее. Очень часто, особенно в трудную минуту, мы обращаемся к милой и нежной маме, ищем у нее утешения и одобрения.

Списать вторую часть текста, найти уточняющие, подчеркнуть как члены предложения.

3. Любовь матери, как весна в природе, пробуждает к жизни. Она вечна, нерушима. Ничто,

даже ... , не может заменить нам живой, переменчивой природы. Значит, пора спохватиться, по- новому, … , относиться к ней. Ведь мы её частица, хотя и отгородились от неё стенами городов. Мы всё чаше прислушиваемся к далёким сигналам, особенно … , но не слышим их около себя. Они непрерывно звучат у нас на земле. Очень часто , … , мы стараемся не слышать позывные птиц и зверей. А ведь они тоже любят Землю, природу и человечество. Вслушайтесь в голоса живого! Откройте сердце для любви, разве может быть что - то прекраснее?

Списать третью часть текста, вставить уточняющие члены, подчеркнуть как члены предложения.

Слова для справок: даже любимая вещь, бережнее, особенно неизвестным, каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные уточняющие члены предложения

В МОЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:     1.Закрепить полученные знания об уточняющих членах предложения.    2.Развивать умение постановки знаков препинания ...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"

в разработке дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...

Урок-зачет по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"

Урок-зачет проводится всегда после изучения определенной темы. Такая форма урока позволяет проверить знания сразу всех учеников как теоретические, так и практические. Предлагаются разные виды заданий....

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...

урок по теме: "Обособление уточняющих членов предложения"

урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения" (2ч)...