Достоевский на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostoevskiy_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорошенко Татьяна Викторовна,
первая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 города Абакана»
Достоевский на уроках русского языка в 9 классе.
Задание: Спишите текст, раскройте скобки, произведите предложенные разборы; укажите одиночные причастия, а также причастные обороты.
Когда пришла к нему эта мысль, он заметил, что забрел куда(то) очень далеко, в какой(то) уединенный(2) и (не)знакомый ему форштадт Мордасова. Становилось темно. По улицам, обставленным маленькими, враставшими(3) в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводя(-тся,-ться) в ужасающем количестве, именно в тех кварталах, где (не)чего стеречь и (не)чего украсть. Начинал падать мокрый снег. Изредка встречался какой(нибудь) запоздавший мещанин или баба в тулупе и в сапогах. Все это, (не)извес(?)но почему, начало сердить Павла Александровича. (Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон»)
Задание: Прочитайте текст, напишите изложение. Выделите в написанном вами тексте дополнения и определения, укажите их вид.
Я начал всматриваться в этого человека. Даже в наружности его было что-то такое особенное, что невольно заставляло вдруг, как бы вы рассеяны ни были, пристально приковаться к нему взглядом и тотчас же разразиться самым неумолкаемым смехом. Так и случилось со мною. Нужно заметить, что глазки этого маленького господина были так подвижны -- или, наконец, что он сам, весь, до того поддавался магнетизму всякого взгляда, на него устремленного, что почти инстинктом угадывал, что его наблюдают, тотчас же оборачивался к своему наблюдателю и с беспокойством анализировал взгляд его. От вечной подвижности, поворотливости он решительно походил на жируэтку. Странное дело! Он как будто боялся насмешки, тогда как почти добывал тем хлеб, что был всесветным шутом и с покорностию подставлял свою голову под все щелчки, в нравственном смысле и даже в физическом, смотря по тому, в какой находился компании. Добровольные шуты даже не жалки. Но я тотчас заметил, что это странное создание, этот смешной человечек вовсе не был шутом из профессии. В нем оставалось еще кое-что благородного. Его беспокойство, его вечная болезненная боязнь за себя уже свидетельствовали в пользу его. Мне казалось, что всё его желание услужить происходило скорее от доброго сердца, чем от материяльных выгод. (Ф.М. Достоевский «Ползунков»)
Задание: Укажите цифры, на месте которых стоят запятые, обозначающие обособленные члены предложения.
Стиль Достоевского - это стиль (1), в котором ясно проступает стремление к стимулирующей мысль читателя законченности. Это стиль (2), рассчитанный на то (3), чтобы провоцировать у читателя свои выводы (4), заключения и размышления. Достоевский недоговаривает (5), намекает (6), выражается как бы неточно и вместе с тем с какой-то поражающей утонченностью. Он заставляет читателя думать и делать свои выводы. (Д.С. Лихачёв "Небрежение словом" у Достоевского» )
Задание: Спишите предложение, произведите его синтаксический разбор.
Когда настала вновь для русского народа
Эпоха славных жертв двенадцатого года
И матери, отдав царю своих сынов,
Благословили их на брань против врагов,
И облилась земля их жертвенною кровью,
И засияла Русь геройством и любовью,
Тогда раздался вдруг твой тихий, скорбный стон,
Как острие меча, проник нам в душу он,
Бедою прозвучал для русского тот час,
Смутился исполин и дрогнул в первый раз.
(Ф.М. Достоевский «На первое июля 1855 года»)
Задание: Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложения.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Ф.М. Достоевский Из письма к брату в 1833 году)
Задание:
1. Озаглавьте текст.
(Заголовок текста должен содержать указание на философскую проблематику творчества Ф.М.Достоевского. Варианты обсуждаются в классе, выбирается наиболее точный).
2.Определите стиль текста и тип речи.
(научный стиль, тип речи- рассуждение)
3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания).
4. Выпишите из текста слова, соответствующие следующим значениям (слова выписываются в начальной форме):
1) Основанный на мысленном отвлечении, обособлении от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. (абстрактный)
2) Стремление к чему-то новому, поиски новых путей (в науке, искусстве). (искание)
3) Внезапное просветление мысли. (прозрение)
4) Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные основы жизни общества. (бытие)
5) Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. (ответственность)
6) Реально существующий, вполне точный и вещественно определенный. (конкретный)
7) Круг вопросов, рассматриваемый автором в произведении. (проблематика)
8) Мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. (философ)
5. Выпишите из текста пары антонимов.
Добро-зло; абстрактный- конкретный.
6. Выпишите из второго абзаца пару контекстуальных антонимов.
Истина- правда.
7. В каком значении (прямом или переносном) употребляется в тексте слово СТЕРЖЕНЬ. (в переносном)
8. Даны слова из текста: погружаемся, настойчивыми, коренные, потребность.
В каких из данных слов:
1) Количество букв и звуков совпадает
настойчивыми, коренные
2) Звуков больше, чем букв
погружаемся
3) Букв больше, чем звуков
потребность
9. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание.
Личностных, личностный - личность, личности.
Причастности, причастность - часть, части
Чувствуя, чувствует - словарные слова
Неизвестную - известие.
10. Разберите по составу слово СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Корень - держ
Приставка - со
Суффиксы - а, тель, н
Окончание - ый
Основа - содержательн
11. Каким способом образованы данные слова:
1) болезненно-суффиксальным
2) миросозерцание- сложением основ
3) воспринимать- приставочным
12. Какой частью речи является слово ОДНАКО в первом предложении второго абзаца?
Союз
13. В каком предложении данного текста три вводных слова?
В последнем предложении
14. Выпишите из первого предложения третьего абзаца все словосочетания и определите тип связи в них.
Личностный характер философской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравственной ответственности человека за все, что происходит в мире.
Личностный характер - согласование
философской проблематики - согласование
характер проблематики - управление
первый план - согласование
выдвинул на план - управление
выдвинул вопрос - управление
вопрос о ответственности - управление
нравственной ответственности - согласование
ответственности человека - управление
ответственности за все - управление
происходит в мире - управление
15. Укажите предложение, соответствующее данной характеристике:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.
Первое - главное, простое, двусоставное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами.
Второе - придаточное изъяснительное, простое, двусоставное, полное, неосложненное.
Третье предложение третьего абзаца.
Герои Достоевского, живущие в основном в нравственной атмосфере складывающегося в России буржуазного общества, крайне остро и болезненно воспринимают чужое горе и страдание, постоянно чувствуя, что боль других имеет к ним самое непосредственное отношение.
Ф.М.Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель(философ). Практически в каждом произведени_ Достоевского мы погружаемся в мир "последних вопросов" сталкиваемся с настойч_выми попытками разрешить корен_ые загадки человеческого бытия с напр_ж_н_ыми идейно(нравствен_ыми) поисками. В силу особен_остей мирос_зерцания филосо_ская проблематика всегда была в центре вн_мания писателя сост_вляя содержательный стержень его романов.
Однако Достоевского инт_ресовала (н_)абстрактная филосо_ская истина а та идейно(нравствен_ая) правда которая пережита и лично выстр_дан_а человеком правда обр_тен_ая им в итоге (не)ле_кого пути проб и ошибок заблуждений сомнений пр_зрений. Ис_кание и пост_жение ун_версальной филосо_ской истин_ы в процес_е лич_нос_ных идейно(нравствен_ых) поисков основная проблематика произведений Достоевского в том числе и его романа "Преступление и наказание".
Лич_нос_ный характер филосо_ской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравствен_ой ответствен_ости человека за все что происходит в мире. Проблема добра и зла центральная в романах Достоевского решает_ся писателем (н_)отвлеч_н_о а пр_м_нительно к конкретному человеку в плане его лич_ной пр_час_ност_ к тому и другому. Герои Достоевского живущие (в)основном в нравствен_ой атм_сфере склад_вающ_гося в России буржуазного общества крайне остро и болезнен_о воспр_н_мают чужое горе и стр_дание постоян_о чу_ствуя что боль других имеет к ним самое (н_)посре_ствен_ое отношение. Так Раскольников ощущает лич_ную ответствен_ость (н_)только за судьбу матери и сестры но и за стр_дания сем_и М_рмеладовых и за (н_)извес_ную девочку и за те сотни жиз_ней которые "поп_дают в пр_цент" и "уходят куда(то)... к черту должно быть" герой наконец чу_ствует нравствен_ую пр_час_ность ко всем людям потребность найти корень зла и унич_тожить его. (А.Б. Есин Психологизм русской классической литературы)
Литература:
- Лясковская О.Л. В.Г. Перов. «Особенности творческого пути художника». – М.: Искусство, 1979. С. 108.
- Реброва Н.В. «Работа с текстами литературоведческого характера на уроках русского языка»
- Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников «Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка», Москва, «Просвещение»,1997 г.
- http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0680.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достоевский на уроках русского языка
С именем этого великого человека школьники впервые встречаются в старших классах, к сожалению, только на уроках литературы. А как же русский язык? А как же обучающиеся 5 – 8 классов?...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
«Использование фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах»
Доклад об использовании фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах...