Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
Целью занятия "Орфоэпия. Орфоэпические нормы" в группе обучающихся СПГБПОУ Целью занятия "Орфоэпия. Орфоэпические нормы" для преподавателя являются следующие цели:
- образовательные: создание условий для самостоятельного поиска новых знаний и закрепления практических умений и навыков;
- развивающие: развитие самостоятельности мышления, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
- воспитательные: пробуждение познавательного интереса к изучению русского языка, формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Для обучающихся:
1.Овладть орфоэпическими нормами русского языка для практического применения в профессиональной и обыденной жизни.
2.Соблюдать орфоэпические нормы современного русского литературного языка для профессиональной реализации.
3.Выполнить практические задания с соблюдением орфоэпических норм современного русского литературного языка.
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 29.01.25 Переплетчик (технологический профиль) с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых в СПГБПОУ "ОМЛ". Урок проводился в рамках цикла уроков по внедрению методики преподавания 8-ми общеобразовательных дисциплин СПО, реализуемых на базе основного общего образования в связи с присвоением статуса Федеральной инновационной площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт проведения урока с учетом профессиональной направленности программ СПО | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия № 17
по теме Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
тип урока изучение нового материала
дисциплина Русский язык
группа 122
преподаватель Васенкова Л.А.
оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме «Орфоэпия. Орфоэпические нормы», раздаточный материал – карточки, словари (орфографические и орфоэпический), рабочие тетради.
Цели для обучающегося 1.Овладть орфоэпическими нормами русского языка для практического применения в профессиональной и обыденной жизни. 2.Соблюдать орфоэпические нормы современного русского литературного языка для профессиональной реализации. 3.Выполнить практические задания с соблюдением орфоэпических норм современного русского литературного языка. | Цели для преподавателя
| ||||||
Основные понятия, термины Орфоэпия Ударение Орфоэпический словарь Орфографический словарь Мнемотехника | Формируемые образовательные результаты • личностных: ЛР 06 - готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ЛР 07 - навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской деятельности; • метапредметных: МР 08 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • предметных: ПРб 01 - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; ПРб 03 - владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2 – организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 4 - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | ||||||
Этап занятия, время этапа | Цель этапа | Методы/технологии | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | |||
1. Оргмомент (1мин.) | создать мотивацию к учебной деятельности | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию материала. | |||||
2. Актуализа-ция знаний 2.1 Беседа (1мин.) | развивать у учащихся системное мышление | Беседа | Готовит аудиторию к восприятию материала, задает вопросы -Что имел ввиду Сократ? - Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить? | Отвечают на вопросы | |||
2.2 Прослуши-вание стихотворения. (2мин.) | развивать у учащихся аналитические способности | Чтение стихотворения обучающимся | Приглашает послушать стихотворение, задает вопросы - А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? - Как вы выходили из них? - А может, вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь? Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? ФорзАц или фОрзац? | Слушают стихотворение Громова «Шутка» и обсуждают его, отвечают на вопросы. | ЛР 06 ПРб 01 | ||
3. Формули-рование цели (1мин.) | формировать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели | Беседа | Готовит аудиторию к восприятию материала, просит определить цель урока. – Давайте сформулируем вместе тему сегодняшнего урока. – Сформулируйте сами цели, которые вы поставите для себя на сегодняшнем уроке. Запишите их. Давайте совместно зададим себе проблемный вопрос: А нужно ли изучать такую науку, как ОРФОЭПИЯ? Зачем нам, переплетчикам, такая наука? Почему важно знать орфоэпические нормы? | Выводят цель учебной деятельности. записывают тему урока. | МР 08 ОК 1 | ||
4. Фронталь-ный опрос. 4.1 Беседа по вопросам (5 мин) | развивать у учащихся системное мышление и аналитические способности | Устный опрос | Задает вопросы - Как называется раздел языкознания, изучающий нормативное произношение слов? (орфоэпия) - С какими разделами языка связана орфоэпия? (фонетика, графика) - Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией? (Надо уметь слышать и анализировать звучащее слово). - Что такое ударение? (выделение одного из слогов в слове с помощью усиления голоса или повышения тона). - Что вы можете рассказать об ударении? | Отвечают на вопросы | ЛР 06 ЛР 07 МР 08 ПРб 01 | ||
4.2Лингви-стическая справка (1 мин.) | Расширить знания лингвистических терминов | Знакомство с информацией | Предлагает послушать подготовленного обучающегося
| Слушают подготовленного обучающегося | ЛР 06 ПРб 01 ПРб 03 | ||
5. Работа с таблицей. (5 мин.) | Проверить знания по теме «Особенности русского ударения» | Просмотр таблицы | Комментирует таблицу, задает вопросы - Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры. - Какова третья особенность? - Знакомимся с четвёртой особенностью. - И пятая особенность русского ударения? | Рассматривают таблицу, слушают комментарий преподавателя, отвечают на вопросы | ПРб 01 ПРб 03 ОК 2 | ||
6. Практичес- кое применение знаний постановки ударения. (5 мин.) | Использовать имеющиеся знания по теме | Индивидуаль-ный опрос | Объясняет суть задания: - расставьте ударение в словах; - прочтите слова, составляя с ними словосочетания. Объясняет, что первый поднявший руку и произнесший верный ответ, получит бонусный жетон для итогового суммирования. | Расставляют ударение в словах, читают слова, составив с ними словосочетания. Оценивание происходит путем взаимопроверки и взаимоконтроля по шкале.
| ЛР 06 МР 08 ПРб 01 ОК 1 | ||
7. Исследова-тельская работа в парах (7 мин.) | Развивать способности к исследователь-ской и поисковой, аналитической деятельности | Выполнение заданий | Предлагает обратиться к разложенным на партах листам с заданием и орфографическим словарям и сформулировать правило, которому подчиняется постановка ударения в указанных словах. После проверки каждого задания правило записывается в тетрадях. 1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. 2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. 3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. | Расставляют ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Формулируют правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах. После проверки каждого задания правило записывают в тетрадях. | ЛР 06 ЛР 07 МР 08 ПРб 01 ПРб 03 ОК 1 ОК 2 ОК 4 | ||
8. Подготовка к домашнему заданию. (1мин.) | Развитие креативных способностей. | Устное индивидуальное сообщение | Рассказ о способах удержания в памяти полезной информации. | Слушают информацию. | ОК 1 | ||
9. Групповая работа. (12мин.) | Формировать основы теоретического мышления, умения обобщать, делать выводы, стимулируя активное участие обучающихся в учебной деятельности. | Письменный фронтальный опрос | Объясняет задание и систему его оценивания.
| Слушают условия выполнения задания. Самостоятельно перечитывают и выполняют задания: Работают в группах над дифференцированными лингвистическими заданиями: Группы оценивают (по цепочке) текст по критерию А, добавляют оценку учителя по критерию Б, выставляют общий балл за работу группы. | ЛР 06 ЛР 07 МР 08 ПРб 01 ПРб 03 ОК 1 ОК 2 ОК 4 | ||
10. Задание на дом (1 мин.) | Дать установку на применение полученных знаний | Контроль | Поясняет домашнее задание: придумать «запоминалки» со словами: договОр (и договОры), жалюзИ, завИдно, красИвее, мастерскИ | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | МР 08 ОК 1 | ||
6. Подведение итогов: 6.1 Рефлексия. (1 мин.) 6.2. Оценка (2мин.) | Формировать у учащихся способности оценивать свою деятельность | Письменный фронтальный опрос | Организует выставление знаков-символов по результатам личной работы, собирает тетради. Выставляет оценки за работу на уроке. Напоминает, что индивидуальные оценки будут выставлены после проверки тетрадей, на следующем уроке. | Выставление знаки-символы по результатам личной работы. | МР 08 ОК 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы» позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы
Как установлено учёными, большая часть слов русского языка отличается фиксированным ударением (96 %), однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами, составляющими частотную ...
Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические нормы
Данный материал представляет собой тестовые задания, связанные с орфоэпическими нормами. Предназначен для подготовки учащихся 10 классов к ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ А 1. Орфоэпические нормы
Подготовка к ЕГЭА 1. Орфоэпические нормы В каком слове неверно – верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1. неверно1) экспЕрт2) звонИтЗ) премировАть4) пОняла2. ...
Орфоэпические нормы. Задание типа А1
Презентация содержит материал, позволяющий повторить теоретический материал, и тестовые задания, определяющие уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по теме "Орфоэпические нормы русского языка" (з...
Практическая работа по теме " Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Нормы ударения"
Задания для усвоения норм орфоэпии,норм ударения...