План-конспект урока на тему «Подготовка к сочинению-описанию Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови)"
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс)
Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию исторического памятника Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови).
Задачи:
образовательные:
- познакомить с историей создания исторического памятника архитектуры и историческими событиями, предшествующими строительству храма;
- закрепить знания о структуре текста-описания, особенностях публицистического стиля речи;
- познакомить с особенностями храмовой архитектуры;
- подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры.
развивающие:
- развивать умения воспринимать и описывать архитектурные памятники;
- способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
- закреплять умение актуализировать свои теоретические знания;
- совершенствовать умение составлять план.
воспитательные:
- воспитывать интерес к русской истории;
- формировать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, памятникам культуры, выдающимся людям Отечества;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_sochineniya-opisaniya_hrama_spas_na_krovi.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
на тему «Подготовка к сочинению-описанию
Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови)
Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию исторического памятника Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови).
Задачи:
образовательные:
- познакомить с историей создания исторического памятника архитектуры и историческими событиями, предшествующими строительству храма;
- закрепить знания о структуре текста-описания, особенностях публицистического стиля речи;
- познакомить с особенностями храмовой архитектуры;
- подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры.
развивающие:
- развивать умения воспринимать и описывать архитектурные памятники;
- способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
- закреплять умение актуализировать свои теоретические знания;
- совершенствовать умение составлять план.
воспитательные:
- воспитывать интерес к русской истории;
- формировать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, памятникам культуры, выдающимся людям Отечества;
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Память человека выражается не только в воспоминаниях о событиях произошедших в его жизни, но и в том, как он относится к истории своего Отечества, ведь каждый человек - частица своего народа. А народная память – это память о выдающихся людях, славных и горестных временах, и выражается она в книгах, картинах, архитектурных сооружениях, посвященных историческим событиям…
Тема, целеполагание.
-Какие ассоциации у вас возникают при слове "храм"?(церковь, святое место, красивое архитектурное сооружение).
-Итак, тема нашего урока: " Описание храма Вознесения Христова (Спаса на Крови). Подготовка к домашнему сочинению".
-Как вы думаете, сто означает слово «спас»?
Запись на доске
Спас (ст.-слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель») — эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи.
- Используя это определение, как можно перефразировать название храма? (храм Спасителя, построенного на крови невинно убиенных…, храм Вознесения невинной души..)
-Какие цели будут стоять сегодня перед нами?
Сегодня на уроке при подготовке к сочинению мы должны отобрать материал, который пригодится при написании работы; узнать историю создания храма Спас на Крови, познакомиться с особенностями храмовой архитектуры, вспомнить структуру текста-описания и особенности публицистического стиля речи.
Работа по теме урока.
Предыстория создания храма.
Доклад учащихся «Александр II: трагическая судьба царя-«освободителя» с представлением презентации (Приложения 1, 2)
Решение построить храм на месте убийства Александра II его наследник Александр III принял буквально на следующий день. Он возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс с целью увековечить память царя-освободителя, его реформаторский курс и выразить покаяние народа России. Строили собор долго – с 1889 по 1907 г. Название: Храм Вознесения Христова (Спас на Крови) символизирует параллель между мученической смертью сына божьего Иисуса и трагической гибелью самого прогрессивного и «человечного» русского царя Александра II.
Доклад учащихся «История храма от начала строительства до наших дней» (Приложение 3)
А сейчас, ребята, прежде, чем приступить к детальному рассмотрению структуры и убранства храма Спас на Крови, давайте обзорную совершим экскурсию в этот чудесный и священный собор, расположенный в г. Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова 2А.
Презентация-экскурсия «Храм Спас на Крови» с музыкальным сопровождением (Приложение 6). Презентация ориентирована на чувственное восприятие учащихся.
-Какие эмоции возникли у вас при просмотре презентации?
-Какие элементы храма, картины запомнились и понравились?
А теперь мы приступаем к более детальному рассмотрению архитектуры храма, его внутреннего убранства, познакомимся с великолепными мозаиками и росписями его стен и сводов.
Работа по слайдам (Приложение 4), учащиеся делают записи в черновике.
Работа над структурой текста-описания и языковыми особенностями публицистического стиля речи, составление плана сочинения.
Итак, приступаем к подготовке материалов к сочинению описанию.
В текстах-описаниях архитектурного сооружения (храма)обычно содержится:
- краткая характеристика события, в честь которого он установлен;
- краткие сведения об авторе памятника и о том, где и когда он установлен;
- описание храма;
- описание мыслей и чувств, которые он вызывает.
Давайте на основе структуры текста-описания составим план нашего будущего сочинения.
-Сколько основных частей будет в плане?
-О чем будем писать во вступлении?
-В основной части?
-В заключении?
Задание 2 на рабочем листе (Приложение 5)
-В каком стиле будете писать сочинение? (в публицистическом)
-Какие основные правила написания публицистического текста вы знаете? (достоверность, информативность,)
Задание 3 на рабочем листе (Приложение 5)
При написании сочинений учащиеся часто допускают речевые ошибки, связанные с повтором слов в соседних предложениях. Давайте вспомним, как избежать нежелательного повтора слов в тексте? (путем подбора синонимов)
Задание 4 на рабочем листе (Приложение 5)
Подведение итогов урока.
-Вот мы и познакомились с одним из величайших архитектурных произведений России – Храмом Спас на Крови, воздвигнутого народом в честь Александра II.
-О каких качествах русского народа это говорит?
-Как русский человек раньше относился к храмам?
-Скажите, пожалуйста, а какое значение имеют храмы для современного человека, может быть, вашего сверстника?
Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме.
Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
Домашнее задание:
Напишите сочинение-описание Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови). В этом вам помогут ваши записи и материал рабочего листа (Приложение 5). Если у вас возникло желание более подробно познакомиться с судьбой Александра II, историей строительства храма, а также великолепными мозаиками Спаса на Крови, на Рабочем листе находятся ссылки на виртуальные музеи Храма Воскресения Христова.
Рефлексия.
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что ___________________
4. Для меня храм – это ____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс
Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.Развивающая: ...
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...
Конспект интегрированного урока по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника воину-победителю ст. Старокорсунской» в 8 классе
интегрированный урок в рамках регионального компонента по Кубановедению...
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Подготовка к сочинению - описанию достопримечательностей Казани"
Данный урок направлен на подготовительную работу перед сочинением - описанием достопримечательности г.Казани. Для описания выбраны станции Казанского метрополитена. В презентацию входят слайды с...
Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....
Открытый урок по теме: "Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений"
Тема: Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатленийТип урока: Урок развития речи с применением технологии смыслового чтения.Цель урока: Цели урока:1. Познавательны...