Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Департамент по образованию Администрации города Тобольска
МАУ «Центр ОДО «Образование» города Тобольска»
Конкурс инновационных уроков/занятий
«Педагогические инвестиции: мотивация на успех»
в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»
Номинация: | Общеобразовательные организации |
Тема урока/занятия: | Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение» |
Автор: Тельпис Александра Юрьевна, учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры |
Тобольск, 2021
Технологическая карта урока/занятия
(для общеобразовательных школ)
1. Пояснительная записка
Образовательная организация:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18
Педагог(*и) (фамилия, имя, отчество полностью): Тельпис Александра Юрьевна
Предмет: Русский язык
Класс: 5
УМК: На основе программы: по русскому языку к учебнику для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой Л.А.
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская и др. Москва: «Просвещение», 2019 год
1.1. Целевой блок:
Тема урока/занятия: Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение».
Место урока/занятия в изучаемой теме: Урок входит в раздел «Морфология. Орфография. Культура речи» (49 часов)
Цель урока/занятия: развивать навыки устной монологической речи, навыки анализа художественного текста, формировать интерес к искусству.
*Обоснование необходимости предметной интеграции:
Предметная интеграция способствует развитию творчества, воображения, развитию различных видов мыслительной деятельности: логическому, абстрактному, словесно-логическому и наглядно-образному мышлению.
Планируемые результаты:
– предметные: имеют представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирования и чтения: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этика, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
– метапредметные:
- познавательные - владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- регулятивные - принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
- коммуникативные - владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
– личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
1.2. Инструментальный блок:
Задачи:
- создать условия для отработки умения обучающихся составлять устное сочинение;
- способствовать развитию познавательных психических процессов;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Тип урока/занятия: урок развития речи/рефлексия
Форма урока/занятия: групповая работа
Место проведения урока/занятия (если проводится вне предметного кабинета): кабинет
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки для работы в группах, словарь.
1.3. Организационно-деятельностный блок:
Применяемая(ые) технология(и): кейс –технологии (работа в группах с кейсами по психотипу (на примере психологической характеристики форм личности по С. Деллингеру)
Основные понятия: половодье, паводок, наводнение, сюжет картины, репродукция, пространство картины, персонаж, герой, анималистический жанр, передний план картины и др.
Межпредметные связи: русский язык, искусство, мировая художественная культура.
2. Ход урока/занятия
Этап урока | Образовательная задача (по этапам урока/занятия) | Виды работы, формы, методы, приемы (по этапам урока/занятия) | Содержание педагогического взаимодействия (по этапам урока/занятия) | Формируемые УУД (по этапам урока/занятия) | Прогнозируемый результат (по этапам урока/занятия) | |||
Деятельность учителя/ *учителей | Деятельность учащихся | |||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||||
Организационный момент | Установка на работоспособность, слуховое восприятие и речевую активность на уроке. | Метод инцидентов, приемы работы с книгой, со словарем | Приветствует учеников, объясняет особенности работы в группах. При входе учащиеся выбирают заранее подготовленные карточки с геометрическими фигурами (квадрат, пряумоугольник, круг, треугольни, зигзак), размещаются в группы согласно выбранным геометрическим фигурам (Приложение № 1 Особенности выбора геометрических фигур и их значение). | Учащиеся узнают доминирующие черты характера и особенности поведения по выбранным геометрическим фигурам, знакомятся с особенностями работы в группах в соответствии с психотипом. | Участвуют в обсуждении. | Знакомятся с заданиями на чек-листах, распределяют роли. | Формирование умений систематизировать полученную информацию | Погружение в групповую работу |
Целеполагание | способствовать развитию познавательных психических процессов | Метод демонстрации Метод практического обучения | У: Пройдите по ссылке на рабочем столе или QR-Code (распечатка на столе в каждой группе) https://learningapps.org/watch?v=pzy4qkii321 Перед вами картины известных русских художников Ис. Левитана «Весна. Большая вода», А.И. Куинджи «Ранняя весна», П.А.Брюллова «Весна», А.Н.Комарова «Наводнение». Вопросы: 1. Какое явление природы изображено на картинах? (предполагаемые ответы: ранняя весна, половодье, наводнение). 2.Вспомните, в творчестве какого русского писателя главный герой спасал зайцев? (предполагаемый ответ: Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы») 3. Какое природное явление было описано в этом стихотворении? Пройдите по ссылке и прослушайте фрагмент стиховорения: https://learningapps.org/watch?v=pj640b4va21 (Половодье) У: Давайте обратимся к словарю, посмотрим значение слова «половодье». Подберите к данному слову однокоренные слова. Сегодня на уроке развития речи мы познакомимся с особенностями изображения животного на примере творчества А.Н.Комарова. Наш урок– это подготовка к составлению плана для устного сочинения по картине. Давайте попробуем поставить перед собой задачи, они станут нашим планом урока: Познакомиться с анималистическим жанром на примере творчества А.Н.Комарова. Составить план описания зайца. Познакомиться с изображением природного явления половодья. | Проходят по ссылке на рабочем столе или QR-Code (распечатка на столе в каждой группе) https://learningapps.org/watch?v=pzy4qkii321, отвечают на вопросы. https://learningapps.org/watch?v=pj640b4va21 Получают инструкции и задания для группы на чек листах в соответствии с особенностями характера. Подбор к данному слову однокоренных слов. Составляют примерный план урока: Художник анималист А.Н.Комаров. Изображение зайца. Тема половодья в творчестве художников и писателей. | Участвуют в обсуждении | Знакомятся с заданиями на платформе LearningApps.org . Проходят по ссылкам и выполняют задания. Совместное обсуждение в классе, формулирование задач урока | Формирование умений работы с интерактивными модулями, формирование умений мотивировать свои мысли | Погружение в тему урока |
Изучение нового материала (Работа с кейсом, чек-листами) | Развитие умений работать с информацией | Кейс-стади Модель ситуационной задачи Работа над проектом | Для реализации намеченного плана, нам предстоит работа с кейсами (источниками). Входя в класс, вы выбрали себе карточку с изображением геометрической фигуры (приложение № 6). На обратной стороне фигуры дана характеристика выбранной фигуры, что соответствует вашей типологии характера на данный момент. Это характеристика изменчива. Но сегодня в соответствии с ней определены типы заданий в группах. У каждой группы свой кейс. Прошу ознакомиться с ним, определиться в группе как вы будете выполнять задания, распределите роли и приступайте к выполнению. Каждая группа работает со своей информацией. На эту работу у каждой группы 5 минут, затем – представление своей позиции. Итак, приступим к работе! Порядок выступлений: 1. Треугольники 2. Прямоугольники 3. Квадраты 4.Круги 5. Зигзаги Помните, что при изучении материала, вы должны следовать нашим задачам, по итогам выступлений, мы должны будем составить план для устного сочинения по картине. | Работают с кейсами в соответствии с фигурой (психотипом). Приложения (2-6). Для работы необходимы ноутбуки, выход в интернет. Понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче | владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях | определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме | Формирование умений распределить обязанности при работе с кейсом | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Представление итогов работы | Способствовать развитию познавательных психических процессов | Презентация Межгрупповая дискуссия | Каждая группа отвечает по выполненному заданию в рамках плана урока. | Выступление команд | Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. | Определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты | Осуществляют контроль и оценку учебных действий | Каждая группа извлекает информацию из различных источников |
Подведение итогов – 5 минут | Осознать содержание пройденного | Рефлексия | Учитель проговаривает с учениками основные положения из изучаемых кейсов: Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился в Тульской губернии. Он много путешествовал. Художник был настолько увлечен жизнью животных нашей страны, что неоднократно принимал участие в зоологических экспедициях. А. Н. Комаров подолгу наблюдал за повадками лесных обитателей, и эти наблюдения легли в основу его полотен. Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны. Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы. Алексей Никанорович Комаров заслужил славу одного из лучших художников – анималистов. Самой известной всем россиянам картиной А. Н. Комарова является «Наводнение». На полотне изображена вода, бегущая стремительным бурлящим потоком. В центре стихии — ствол дерева с веткой, за которую удалось уцепиться испуганному зайчишке. Заяц, сжавшись в маленький лохматый комочек, цепляется за сук, как за единственное спасение. Шерстка зайца мокрая, она встала дыбом от ужаса. Огромные глаза смотрят на воду с ожиданием чего-то еще более страшного. Вода подошла уже так близко в ветке, что вот-вот поднимется еще выше. А до берега далеко… Беда, которая настигла бедного зайчишку, трогает зрителей до глубины души. О многом приходится задуматься зрителю: о жестокости мира, о законах природы, которая мстит человеку и животным за равнодушное отношение к ее законам. | Делают вывод, отмечая главное: Интересные моменты из биографии художника, раскрывают особенности изображения животных (на примере зайца). Приводят примеры наследия. | Совместное выполнение учебной задачи | Оценивают достигнутые результаты и формулируют их в устной форме. | Проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Соблюдают |
Рефлексия учебной деятельности | Оценить эффективность собственной работы на уроке | Дерево успеха | Постарайтесь дать оценку своей работе:
Поставьте себе оценку за урок. | Отвечают на вопросы. Анализируют работу на уроке, определяя трудные моменты при работе с кейсами в группах. Выставляют оценки. | Участие в обсуждениях | Стремление к речевому совершенствованию | Принимают и сохраняют цели учебной деятельности | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности |
Домашнее задание | Практическое применение учащимися полученных знаний | Практические задания | По выбору: 1) Подготовить устное описание картины А.Н.Комарова «Наводнение». 2) Подготовить устное описание зайца на картине А.Н.Комарова «Наводнение». | Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проявляют способность свободно излагать свои мысли в устной форме. | Стремление к речевому совершенствованию | Развитие речевой компетенции учащихся | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения. |
Приложение № 1. Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности:
Ссылка на характеристику: https://psychojournal.ru/tests/78-psihogeometricheskiy-test-syuzen-dellinger.html
Приложение № 2.
Кейсы для групп по психотипу:
1 группа-треугольники:
Задание:
- Пройдите по ссылке: Тульская областная научная библиотека: https://tounb.ru/tulskij-kraj/istoriya-kraya/biograficheskie-ocherki/khudozhniki-skulptory-arkhitektory/63-tulskij-kraj/istoriya-kraya/biograficheskie-ocherki/khudozhniki-skulptory-arkhitektory/1238-Komarov-Aleksei-Nikanorovich
- Перед вами страничка Тульской Областной Научной Библиотеки, где представлена статья Е.М.Полозова о Комарове Алексее Никаноровиче.
- Проанализируйте источник и заполните таблицу:
Биография | Творческая деятельность | Наследие |
Родился… Образование… | Тематика: изображал… Сотрудничество с музеями, издательствами… Анималистический жанр – это… | Закончите предложение: Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах… А.Н.Комаров иллюстрировал … |
- Подготовьте устный ответ по таблице.
Комаров Алексей Никанорович
Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика П.Ф. Розетти и его экономки, крестьянки Д.К. Иншаковой. Воспитывался сестрами отца, своими тетями Екатериной Феликсовной, Дарьей Феликсовной и Маргаритой Феликсовной. Детство Комарова прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос и пришло время учиться, тети вместе с ним переехали в Тулу, где сняли квартиру сначала на Павшинской, а затем на Рубцовской улице. Учился в Туле в частной школе А.Н. Конопацкого и реальном училище, затем в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию. Был на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае. Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны. Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности "Мурзилку", научные издания, например, книгу профессора В.Н. Шнитникова "3вери и птицы нашей страны", "Атлас промысловых зверей и птиц" и другие. А по учебникам, которые он иллюстрировал, учились миллионы детей. С его рисунками выходили открытки, конверты и марки, репродукции его картин печатались в газетах и журналах. В своих работах А.Н. Комаров достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР". А.Н. Комаров умер 31 марта 1977 г., похоронен в поселке Пески Коломенского района Московской области.
Е.М. ПОЛОЗОВ.
Приложение № 3.
2 группа-прямоугольники:
Задание: Прочитайте текст и выполните задание:
Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию. Был на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае.
Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны. Художник был настолько увлечен жизнью животных нашей страны, что неоднократно принимал участие в зоологических экспедициях. А. Н. Комаров подолгу наблюдал за повадками лесных обитателей, и эти наблюдения легли в основу его полотен.
Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности «Мурзилку». Рассмотрите иллюстрации художника.
В: Рассмотрите иллюстрации художника и выделите общие черты, характеризующие его творчество в изображении животных. Первая колонка содержит иллюстрации, вторая год написания, третья колонка содержит слова, которые являются Вашими помощниками. Вы можете выбрать из предлагаемого перечня слов те, которые являются правильными на ваш взгляд, характеризующими творчество художника иллюстратора.
Иллюстрации | Год написания | Слова-подсказки (карта слов и выражений) |
1919 г. | Какими бывают звери у художника? Правдоподобны Живые Красочные Яркие Красивые Реалистичные Фантастичные Сильные Хитрые Сказочные Обыкновенные Разумные Умные Всевозможные Испуганные Великолепные | |
1923 г. | ||
1925 г. | ||
1925 г. | ||
1928 г. |
Приложение № 4.
3 группа-квадрат:
Задание: Ответьте на вопросы по картине А.Н.Комарова «Наводнение». По данным ответам подготовьте ответное слово для класса «Что изображено на картине А.Н.Комарова «Наводнение»?»:
Вопросы по картине: | Впишите ответы: | |
Какие живые существа изображены на картине? | ||
Опишите место нахождения зайца. | ||
Составьте портрет зайца? (ушки, глаза, шерстка, лапки, выражение мордочки) | ||
Как вы думаете, как заяц попал на дерево? | ||
Что окружает зайца? |
Приложение № 5.
4 группа-круг
Задание (игра ожившие предметы):
Задание для вашей группы игровое. Перед вами картина А.Н.Комарова «Наводнение» Посмотрите на нее внимательно. Главным героем является заяц. Он забрался на сук старого дерева и сидит там, сжавшись в комочек. Уши у зайчика стоят торчком. Глаза большие, шерстка дыбом. Он словно притаился. Представьте, что заяц ожил.
Ваша задача определить его характер, рассказать о возможных его поступках и мыслях. Составьте речевую зарисовку от имени очеловеченного объекта. Представленную зарисовку представьте классу.
Приложение № 6.
5 группа-зигзак
Задание:
- Группой составить синквейн по теме картины:
Памятка для составления синквейна:
А) Одно существительное (тема урока)
Б) Два прилагательных (описание объекта)
В) Три глагола (отражающие действия объекта)
Г) Фраза из 4 слов (отражающая личное отношение к объекту)
Д) Слово – резюме (характеризующее суть предмета или объекта)
Рекомендации при выполнении работы:
- Шаг: Составить синквейн, используя памятку.
- Шаг: Выступить с представлением синквейна.
2. Над чем Вас заставила задуматься картина А.Н.Комарова «Наводнение»?
3. Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет
3.1. Для учителя:
1. https://psychojournal.ru/tests/78-psihogeometricheskiy-test-syuzen-dellinger.html
3.2. Для учащихся:
Ссылки на работу с сайтами:
Весна в изображении художников: http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/Vesna_Arte.htm
Тульская областная научная библиотека: https://tounb.ru/tulskij-kraj/istoriya-kraya/biograficheskie-ocherki/khudozhniki-skulptory-arkhitektory/63-tulskij-kraj/istoriya-kraya/biograficheskie-ocherki/khudozhniki-skulptory-arkhitektory/1238-Komarov-Aleksei-Nikanorovich
QR-Code:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"
Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....
Презентация к уроку "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)
Презентация предназначена для использования на уроке "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)...
Урок развития речи в 5 классе по картине А.Н. Комарова «Наводнение».
Урок развития речи в 5 классе по картине А.Н. Комарова «Наводнение». (с применением проектно-деятельностных технологий)...
5 класс. Сочинение по картине А.Н. Комарова "Заяц"
Презентация поможет подготовиьт учащихся к написанию сочинения....
Презентация к уроку Р.Р. "Подготовка к написанию сочинения по картине А. Н. Комарова "Наводнение".
Комаров Алексей Никонорович (1879 - 1977).Русский и советский живописец, скульптор, анимилист....
Презентация для подготовки к сочинению по картине А. Н. Комарова "Наводнение"
Данная презентация поможет организовать урок развития речи, на котором будет проходить подготовка к сочинению по картине А. Н. Комарова "Наводнение"....
Открытый урок русского языка в 5-м классе. Описание животного по картине А.Н. Комарова "Наводнение"
урок развития речи для учащихся 5 класса...
- Мне нравится (1)