Теория к заданию 26 ЕГЭ
консультация по русскому языку (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Задание 26 ЕГЭ
Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Но оно оценивается в 3 балла, поэтому стоит подробнее остановиться на особенностях работы с ним.
Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно прежде всего иметь ясное представление об основных средствах художественной выразительности, то есть знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, осознавать различия между ними. Нужно научиться обнаруживать эти средства в тексте и правильно их называть.
Алгоритм работы с этим заданием
- Прочитав перечень из 9 терминов, распределите их на группы: лексические средства языка, тропы, синтаксические средства, синтаксические приемы.
- Вспомните определения терминов.
- Внимательно читая рецензию, вставьте цифры, соответствующие терминам.
Пример выполнения задания
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».
Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) индивидуально-авторские слова
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) фразеологизм
9) риторическое восклицание
Итак, А – это синтаксическое средство. Выбираем из списка - лексический повтор, риторическое восклицание. Смотрим указанные предложения 1, 11: «Какое же зеркало жизни наш язык! Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!». Ответ – 9.
Б – приём. Это может быть лексический повтор или парцелляция. Смотрим цитату: «всё приемлет, на всё отзывается». Ответ – 3.
В и Г- лексические средства. Выбираем между эпитетом, диалектизмом, индивидуально-авторским словом, литотой, просторечным словом и фразеологизмом. Обращаем внимание на примеры, получаем ответ – 4 и 1.
Записываем ответ в бланке №1 – 9341
Выразительные средства русского языка
Тропы (связаны с переносным значением слова) | Лексические средства | Синтаксические приемы | Синтаксические средства |
Гипербола ирония литота метафора метонимия олицетворение оксюморон сравнение эпитет | Антонимы диалектизмы неологизмы окказионализмы (индивидуально-авторские слова) оценочная лексика разговорные слова просторечные слова синонимы термины устаревшие слова фразеологизмы экспрессивная лексика | Анафора антитеза градация лексический повтор парцелляция противопоставление синтаксический параллелизм инверсия цитирование риторическое обращение эллипсис Эпифора | Бессоюзие вводные конструкции вопросно-ответная форма изложения восклицательные , вопросительные, побудительные предложения лексический повтор многосоюзие однородные члены повтор риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение сравнительный оборот |
Анафора - повторение одних и тех же элементов в начале каждой новой фразы
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами. ( М. Цветаева)
Антитеза - резкое противопоставление понятий, образов, мыслей. Ученье - свет, а неученье - тьма.
Антонимы - слова, имеющие противоположное значение. Белый -черный, вверх - вниз.
Антонимы контекстуальные (контекстные) - слова, противоположные своими значениями только в условиях контекста.
Архаизмы - устаревшие, вышедшие из употребления слова и выражения, которые заменились другими. Чело (лоб).
Вопросно-ответная форма изложения - стилистический приём, заключающийся в том, что автор задает вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю.Шевчук).
Гипербола - преувеличение размера, силы какого-либо предмета, явления. Он так кричал, что в соседних домах окна повылетали.
Градация - такое расположение слов (например: однородных членов), частей предложения, при котором либо усиливается, либо уменьшается смысловое или эмоционально-экспрессивное значение: жалобный, жалостный, каторжный вой. (М.Цветаева).
Диалектизмы - необщеупотребительные слова, используемые в определённой местности: гутарить (говорить), селюшки (цыплята) и т.п.
Инверсия - нарушение прямого порядка слов с целью усиления выразительности речи: Белеет парус одинокий. (М.Ю.Лермонтов)
Ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. "Молодец!" - похвалил меня отец, листая дневник с двойками.
Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления, в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: камзол.
Литота - троп, противоположный гиперболе. Художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета, явления: Ваш шпиц, прелестный, шпиц, не более напёрстка. (А.Грибоедов)
Метафора - скрытое сравнение (заря жизни, мешок неприятностей, костер рябины, льется речь, сердце пылает).
Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Связь может быть:
а) между предметом и материалом, из которого сделан предмет
(«Не то на серебре - на золоте едал») (А.С.Грибоедов)
б) между содержимым и содержащим («Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» (И.А.Крылов)
в) между действием и орудием этого действия («Её перо любовью дышит») (А.С.Пушкин)
г) между автором и его произведением «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» (А.С.Пушкин)
д) между местом и людьми, находящимися на этом месте «Но тих был наш бивак открытый» (М.Ю.Лермонтов)
Неологизм - слово, созданное для обозначения нового понятия: мерчендайзер.
Окказионализм(индивидуально-авторское слово) - слово, образованное автором, используемое только в условиях данного контекста: Молоткастый, серпастый советский паспорт. (В.Маяковский)
Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоположных понятий. Горячий снег. Безобразная красота.
Олицетворение - наделение неодушевленного предмета качествами живого существа, человека. Вьюга злится, вьюга плачет.
Парцелляция - разделение одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы., неполные предложения «Все умеют. И дядя Гриша тоже. И доктор тоже». (М.Горький).
Профессиональная и терминологическая лексика - слова, употребляемые в определённой сфере деятельности людей (скальпель, бронхоскопия - в медицине).
Риторический вопрос - предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа: А судьи кто?
Риторическое обращение - высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию: «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» (А. Пушкин).
Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой...» (М.Ю.Лермонтов).
Синонимы - слова, близкие или тождественные по значению: бежать-мчаться.
Синонимы контекстуальные - слова, сближающиеся своими значениями только в условиях контекста.
Синекдоха-разновидность метонимии, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное (Вся школа высыпала на улицу; Россия победила Египет 3:1)
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений. Выражается творительным падежом («…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А. Пушкин), формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише»), оборотом с союзами как, будто, точно, словно и т.п. («Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье»).
Различайте сравнение и метафору. Пруд как зеркало – сравнение, два предмета, союз как. Зеркало пруда – метафора, скрытое сравнение, нет сопоставления двух предметов, можно заменить сравнением с союзом как, будто,точно…
Фразеологизм - лексически неделимое устойчивое сочетание слов, (остаться с носом, иметь в виду, представить себе, обратить внимание, на белом свете, зарубить на носу, вешать лапшу на уши).
Эпитет - художественное образное определение, вид тропа. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, реже - наречием. Не каждое определение может быть эпитетом (ср. железная кровать и железный характер»). Только в словосочетаниях железный характер перед нами эпитет.
Эпифора - повторение одних и тех же элементов в конце каждой новой фразы. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации подготовки к ЕГЭ - 2015 по русскому языку .Теория к заданию 6
Здесь я предлагаю теоретический материал по подготовке к ЕГЭ 2015 задание 6. Материал изложен в виде таблиц, используются и правила-помощники для запоминания некоторых сведений....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ» (Задание 5 ЕГЭ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ» (Задание 5 ЕГЭ)...
Алгебраические дроби - карточки с теорией и заданиями для неуспевающих
Алгебраические дроби - карточки с теорией и заданиями для неуспевающих. Содержат краткую теорию, примеры решений, алгоритмы, примеры для самостяотельного решения....
Теория к заданию 6 (ЕГЭ по русскому языку)
Теоретический материал для повторения задания 6 (ЕГЭ по русскому языку)....
Теория и задания по теме Человек
выучить теорию и выполнить тест...
Теория для задания №12 ЕГЭ по русскому языку
Схема содержит весь теоретический материал, необходимый для выполнения задания № 12 ЕГЭ по русскому языку. Учащимся предлагается с помощью "маяков" найти путь принятия решения....
Готовимся к КЕГЭ. Теория игр. (Задание 19-21)
Готовимся к КЕГЭ. Теория игр. (Задание 19-21)...