Лексика. 6 класс
тренажёр по русскому языку (6 класс)

Иванова Ирина

Работа по лексике поможет структурировать имеющиеся знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лексика.6 класс32.12 КБ

Предварительный просмотр:

1 вариант

(1)В современном русском языке довольно прочно укоренилось грубоватое просторечное слово «халява» в значении «дармовщины, когда кто-то получает что-то бесплатно, задаром». (2) Однако в словаре В.И. Даля такое «низкое» значение не указано. (3)Слово «халява» (одновременно в словарях указывается другой вариант – «холява»), будучи заимствованным из польского языка, до XX

века нередко встречалось в профессиональной речи. (4)Халявой называлось сапожное голенище. (5)Головка сапога снашивалась быстрее, поэтому сапожники нашивали на старое голенище новую головку; сапог, сшитый на халяву, стоил дешевле. (6)Поговаривали, что во время всеобщих застолий некоторые гости умудрялись прятать за голенище сапога кое-что со стола, чтобы на следующий день «халявно» поесть.

(7)Ещё халявой именовали широкий и короткий машинный рукав, шланг. (8)Также халявой назывался пузырь расплавленного стекла на стеклодувной трубке, который при последующем разрезании превращался в лист. (9)Его изготовление («халявная» работа) считалось несложным: всего-то и нужно было мастеру макнуть трубку в расплавленное стекло да дунуть – в два счёта всё готово! (10)Кроме того, по словарю Даля, в Вятской губернии слово «халява» употреблялось в значении «рот, пасть, зев», а в Псковской губернии «халявный» означало « хилый, безжизненный», но со временем эти значения растворились в языке.

(11)Сегодня слово «халява» ушло из литературного языка, потеряло свои прежние предметные значения и приобрело значение ярко оценочное. (12)Мы избегаем употреблять это слово в письменной речи, помня о его негативной стилистической окраске.

1. В каком из возможных заголовков наиболее точно и ясно отражена тема текста?

1) «Халявная» работа
2) Архаизмы русского языка
3) История многозначных слов
4) Лингвистические превращения: из нормы в просторечие

2. Укажите список ключевых слов и словосочетаний, который наиболее полно отражает содержание текста.

1) просторечие, «халява», Даль, литературное слово, значения
2) дармовщина, «халявный», стекло, означало
3) «халява», сапог, несложный, Вятская губерния
4) современный русский язык, Даль, голенище, употреблялось

3. Среди предложений 2−5 укажите такое, которое связано с предыдущим при помощи ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Напишите номер этого предложения.

4. Среди характеристик прочитанного текста найдите ОШИБОЧНЫЕ. Напишите номера ошибочных характеристик.

1) По форме данный текст относится к письменным текстам.
2) По виду речи данный текст относится к монологическим текстам.
3) В предложениях 1−3 ведущим типом речи является повествование.
4) Стиль речи в данном тексте официально-деловой.

5. В предложении 10 найдите слово, употреблённое в переносном лексическом значении. Выпишите это слово.

6. В предложениях 8−9 найдите слово со значением «процесс выработки, производства чего-либо». Выпишите это слово.

7. В предложениях 1-2 найдите синоним к слову «основательно» и выпишите его.

8. В предложениях 9-10 найдите антоним к слову «сильный» и выпишите его.

9. К какому пласту лексики относится следующее слово из предложения 1: задаром?

1) неологизм
2) историзм
3) архаизм
4) разговорная и просторечная лексика

10. Укажите верную лексическую характеристику слов.

1) НЕГАТИВНЫЙ (предложение 12) – заимствованное слово, просторечное
2) РУКАВ (предложение 7) – заимствованное слово, устаревшее
3) СТЕКЛОДУВНЫЙ (предложение 8) – русское слово, неологизм
4) ЛИСТ (предложение 8) – русское слово, многозначное

11. Установите соответствие между словарной статьёй и названием словаря, в котором можно встретить данную словарную статью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ

А) длинный – короткий. Длинное пальто – короткое пальто. Двое шли по степи, отбрасывая на пшеницу уродливые волнистые тени – одну длинную, другую короткую. Казакевич, Двое в степи. Те лыжи были длинные, узкие, с металлическими креплениями. Эти, наоборот, оказались короткими, широкими. Г. Марков, Сибирь. Юноша был длинный, нескладный, сутуловатый, в синей застиранной косоворотке с короткими для его длинных рук рукавами. Фадеев, Молодая гвардия.

Длинно – коротко

Удлинять(ся) – укорачивать(ся)

Ср. Долгий – короткий

Б) У́КСУС, -а (-у), муж. Водный раствор уксусной кислоты, жидкость с резким кислым вкусом, употр. как острая приправа к пище, для консервирования продуктов.

| прил. уксусный, -ая, -ое. Уксусная эссенция.

В) ПОЕСТЬ, утолить голод, закусить; покушать (вежл. и шутл.); перекусить, подзакусить, перехватить, навернуть, пожевать, подкрепиться, заправиться, подзаправиться, заморить _______червячка (разг.); похарчиться, подхарчиться, похарчевать, порубать (прост.); потрапезовать (устар.) / с доп.: отправить в рот, попробовать, испробовать, отведать; откушать, прикушать, вкусить (устар.) / вкусную пищу: полакомиться чем / жидкую пищу: похлебать (разг.)

Г) распла́вленный; кр. ф. -ен, -ена.

Д) Сапог, сапоги – высокая обувь, охватывающая голени; уменьш. сапожки; прилаг. сапожный. В рус. языке XI–XVII вв. изв. рус.-цслав. САПОГЪ «обувь вообще», «подошва на ремешках», сапогъ отм. в словаре Берынды (1627). Формально – собств.-рус. производное с суф. -огъ от основы глаг. сапати «храпеть, сопеть». Согласно др. толкованиям – из перс. Sabok «лёгкий», sabokpai «скороход, гонец», гипотетически печенеж. Или половец. *sapag, *sapug «обувь с голенищем», прабулг. *sabag *sabug? Cр. творог и творить.

НАЗВАНИЕ СЛОВАРЯ: 1) словарь синонимов; 2) этимологический словарь; 3) словарь антонимов; 4) толковый словарь; 5) орфографический словарь

12. Найдите в тексте фразеологизм, который имеет следующее значение: «быстро и без особого труда». Напишите номер предложения, в котором употреблён этот фразеологизм.

13. Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Не покладая рук, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

14. Подберите к фразеологизмам заячья душа, мухи не обидит, ветер в голове, вылетело из головы, повесил нос, задирать нос словосочетание или слово-объяснение зазнаваться, приуныл, добрый, трусливый, забыл,

15*. Образуйте антонимические пары фразеологизмов засучив рукава, душа в душу, рукой подать, душа нараспашку, зарубить на носу

16*. Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ.

Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду, голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума, ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать, в огонь и в воду.


2 вариант

(1)Казалось бы, что может быть общего у таких разных по значению и звучанию слов, как «бык» и «пчела»? (2)Каждый из вас, дорогие ребята, заглянув в словарь, прочитает, что бык – это (по своему первому значению) домашнее рогатое животное отряда крупных парнокопытных млекопитающих; самец коровы. (3)А пчела – это насекомое семейства перепончатокрылых с брюшком золотистого цвета, обладающее острым жалом. (4)Однако всё не так просто: на самом деле оба эти слова имеют общее происхождение, и настало время пролить свет на это интересное родство.

(5)Слова «пчела» и «бык» восходят к глаголу «бучать» (в значении «жужжать, гудеть, реветь»); бык – ревёт (бучит), пчела – жужжит (бучит). (6)Кстати, быка раньше именно поэтому называли «бучень», а слово «пчела» в древнерусском языке писалось как «бъчела». (7)Подобное написание, в частности, зафиксировано в «Русской правде» Владимира Мономаха (1114 г.).

(8)Во многих современных славянских языках есть похожие по звучанию слова с таким же или очень похожим значением: в украинском, болгарском, сербскохорватском, словенском, чешском, польском. (9)Кроме того, созвучные слова есть в чувашском, турецком, казахском языках. (10)Однако М. Фасмер – лексикограф, славист и балканист– считает это совпадение с последними из вышеперечисленных языков случайным, пустым.

1. В каком из возможных заголовков наиболее точно и ясно отражена тема текста?

1) О языках-родственниках
2) Происхождение слов: история заимствований
3) Общий предок
4) Кто они – языки-родственники?

2. Укажите список ключевых слов и словосочетаний, который наиболее полно отражает содержание текста.

1) общий, пчела, языки, Фасмер
2) бык, пчела, бучать, происхождение, звучание
3) общее, бучать, Мономах, в других языках
4) восходят, «Русская правда», писалось, похожие

3. Среди предложений 8−10 укажите такое, которое связано с предыдущим при помощи ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Напишите номер этого предложения.

4. Среди характеристик прочитанного текста найдите ОШИБОЧНЫЕ. Напишите номера ошибочных характеристик.

1) По форме данный текст относится к письменным текстам.
2) По виду речи данный текст относится к монологическим текстам.
3) В предложениях 1−4 ведущим типом речи является повествование.
4) Стиль речи в данном тексте художественный.

5. В предложениях 9−10 найдите слово, употреблённое в переносном лексическом значении. Выпишите это слово.

6. В предложениях 4−5 найдите слово со значением «иметь что-либо в качестве начала, источника». Выпишите это слово.

7. В предложениях 2–4 найдите синоним к слову «легко» и выпишите его.

8. В предложениях 1-2 найдите антоним к слову «одинаковый» и выпишите его.

9. К какому пласту лексики относятся следующие слова из предложения 10: лексикограф, славист, балканист?

1) архаизмы
2) историзмы
3) термины
4) диалектизмы

10. Укажите верную лексическую характеристику слова.

1) ОТРЯД (предложение 2) – русское слово, многозначное
2) ЖАЛО (предложение 3) – заимствованное слово, разговорное
3) ЖУЖЖАТЬ (предложение 5) – русское слово, профессиональное
4) БРЮШКО (предложение 3) – русское слово, устаревшее

11. Установите соответствие между словарной статьёй и названием словаря, в котором можно встретить данную словарную статью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ

А) совреме́нный; кр. ф. -е́нен, -е́нна.

Б) Животное – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями; такое живое существо, в противоп. человеку; перен. о грубом, неразвитом и неумном человеке (разг., презр.). Изв. в рус. Языке XI–XVII вв. в форме животьное «имущество, относящееся к имуществу и животьное, животьно «animal, животное» (уже с XI в.!). Осмысление как имени сущ. ср. р. продолжения праслав. прилаг. *животьнъ(йъ) «жизненный», производного с суф. -ьнъ (зд. -ьно) от основы *животъ. см. животный, живот.

В) Крупный – мелкий. Крупные яблоки – мелкие яблоки. Крупный дождь – мелкий дождь. Крупное хозяйство – мелкое хозяйство. Крупный собственник – мелкий собственник. Надобно попробовать, как бьёт ружьё в цель мелкою и крупною дробью, как рассевает дробь, глубоко ли входят дробины в доску и какая доска, мягкая или жёсткая. С. Аксаков, Записки ружейного охотника. Ветер бросал в лицо снежинки, то крупные, то совсем мелкие, как пыль. Кетлинская, Дни нашей жизни. Несмотря на высокий рост и большие руки, видно было, что всякая работа, крупная и мелкая, спорилась в руках Лукашки. Л. Толстой, Казаки. Пролетариат несёт с собой не социализм равенства мелких хозяев, а социализм крупного обобществлённого производства. Ленин, Сила и слабость русской революции. С приездом начальника у Валентины Георгиевны появилось много крупных и мелких дел. С. Антонов, Дожди. Крупно – мелко. Крупнеть – мельчать. Ср. глубокий – мелкий.

Г) НАЗЫВАТЬ

1. именовать / человека: давать имя кому, звать; величать (разг. шутл.); кликать (прост.); нарекать (устар.) / при крещении: крестить / обидным словом: дразнить, прозывать; обзывать, дразниться (разг.) / животное: давать кличку кому / предмет, явление: давать название чему.

2. См. упоминать.

Д) НАСЕКО́МОЕ, -ого, ср. Маленькое беспозвоночное членистоногое животное. Сосущие, жалящие насекомые. Грызущие насекомые.

НАЗВАНИЕ СЛОВАРЯ: 1) словарь антонимов; 2) толковый словарь; 3) словарь синонимов; 4) этимологический словарь; 5) орфографический словарь

12. Найдите в тексте фразеологизм, который имеет следующее значение: «разъяснить, внести ясность». Напишите номер предложения, в котором употреблен этот фразеологизм.

13. Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Не покладая рук, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

14. Подберите к фразеологизмам заячья душа, мухи не обидит, ветер в голове, вылетело из головы, повесил нос, задирать нос словосочетание или слово-объяснение зазнаваться, приуныл, добрый, трусливый, забыл,

15*. Образуйте антонимические пары фразеологизмов засучив рукава, душа в душу, рукой подать, душа нараспашку, зарубить на носу

16*. Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ.

Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду, голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума, ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать, в огонь и в воду.


3 вариант

(1)Мужские штаны в Европе были известны уже во времена Древнего Рима. (2)Не думайте, что мужчины красовались там только в тогах и мантусах, – начиная с III века н.э. в их обиход вошли штаны под названием БРАКИ (bracae). (3)Древние римляне давно покинули этот мир, а вот их БРАКИ до сих пор живут в разных европейских языках. (4)Их, правда, несколько перекроили по звучанию: были БРАКИ – стали... БРЮКИ.

(5)К нам в Россию римское название попало в XVIII веке из Голландии. (6)Браки-брюки (broek) носили тогда голландские матросы, правда, разглядеть их на голландцах было не слишком просто, поскольку брюки надевали на манер кальсон, как нижнее бельё.

(7)Тем не менее вскоре этот предмет одежды оказался в Словаре Академии Российской, где о нём была сказана таинственная фраза. (8)Вот она (приготовьтесь, пожалуйста): «Брюки – исподнее матросское платье, имеющее широкие и длинные сопли, делаемое из парусины». (9)Не удивляйтесь: в XVIII веке слово «сопли» имело совершенно другое значение – штанины.

(10)Остаётся добавить, что в Европе брюки уже в XIX веке из разряда нижнего белья перешли в отдел верхней одежды.

1.В каком из возможных заголовков наиболее точно и ясно отражена тема текста?

1) С улыбкой об истории языка
2) Брюки брюкам рознь
3) Брюки: из истории предмета и названия
4) Латинские заимствования в русском языке

2. Укажите список ключевых слов и сочетаний, которые наиболее полно отражают содержание текста.

1) брюки, перекроили по звучанию, Словарь Академии Российской
2) штаны, римляне, браки, broek, голландские матросы
3) времена Древнего Рима, bracae, штаны, тога, мантус, III век н.э.
4) вracae, древние римляне, broek, Голландия, брюки, Россия

3. Среди предложений 5−8 укажите такое, которое связано с предыдущим при помощи ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Напишите номер этого предложения.

4. Среди характеристик прочитанного текста найдите ОШИБОЧНЫЕ. Напишите номера ошибочных характеристик.

1) По форме данный текст относится к письменным текстам.
2) По виду речи данный текст относится к монологическим текстам.
3) В тексте ведущим типом речи является описание.
4) Стиль речи в данном тексте официально-деловой.

5. В предложениях 4−5 найдите слово, употреблённое в переносном лексическом значении. Выпишите это слово.

6. В предложениях 1−2 найдите слово со значением «привычный образ жизни». Выпишите это слово.

7. В предложениях 5-6 найдите синоним к слову «очень» и выпишите его.

8. В предложениях 7-8 найдите антоним к слову «короткий» и выпишите его. 

9. К какому пласту лексики относятся следующие слова из предложения 8: платье, сопли?

1) неологизмы
2) историзмы
3) архаизмы                
4) диалектизмы

10. Укажите верную лексическую характеристику слова БРЮКИ.

1) иноязычное, латинское слово
2) русское, исконное слово
3) русское, заимствованное слово
4) голландское, заимствованное из латыни слово

11. Установите соответствие между словарной статьёй и названием словаря, в котором можно встретить данную словарную статью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ

А) матро́с матрозы мн., у Петра I, 1694 г.; так же у Радищева; матрос, у Куракина, 1705 г.; см. Христиани 39. Через голл. matroos, мн. matrozen из франц. mаtеlоt "матрос", мн. -s, которое, в свою очередь, происходит из ср. нидерл. matten-noot; см. Мёлен 134 и сл.; Христиани, там же; Франк – Ван-Вейк 417. С точки зрения реалий менее вероятно посредство нж.-нем., шв., датск. форм, вопреки Круазе ван дер Коп (ИОРЯС 15,4, 23), тем более что это слово в названных языках нидерл. происхождения; см. Фальк – Торп 705.

Б) красова′ться, рисоваться, щеголять, выпендриваться (прост.), интересничать (устар. разг.)

В) штаны, -ов. Одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и каждую ногу в отдельности. И уменьш. штанишки, -шек и штаникн, -ов. Детские ш. || прил. штанной, -ая, -ое.

Г) голл`андский

Д) разный – одинаковый; разные характеры – одинаковые характеры. О – Ведь мы с тобой, наверно, одногодки. А почему ж мы такие разные? Скажи, отчего не одинаковые? Бабаевский, Кавалер золотой звезды.
разно – одинаково (см.)
по-разному – одинаково (см.)

НАЗВАНИЕ СЛОВАРЯ: 1) словарь антонимов; 2) толковый словарь; 3) словарь синонимов; 4) этимологический словарь; 5) орфографический словарь

12. Найдите в тексте фразеологизм, который имеет значение: «умереть». Напишите номер предложения, в котором употреблён этот фразеологизм.

13. Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Не покладая рук, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

14. Подберите к фразеологизмам заячья душа, мухи не обидит, ветер в голове, вылетело из головы, повесил нос, задирать нос словосочетание или слово-объяснение зазнаваться, приуныл, добрый, трусливый, забыл,

15*. Образуйте антонимические пары фразеологизмов засучив рукава, душа в душу, рукой подать, душа нараспашку, зарубить на носу

16*. Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ.

Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду, голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума, ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать, в огонь и в воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...